Зам. директора по УВР
учебно-методический материал

Программа диагностических исследований по теме "Агрессия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon programma_diagn.issledovaniy.ppt1.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила : Бутузова Е.Б. «Лицей №26» Г.Подольска Московской обл..

Слайд 2

Цель: выявления уровня агрессии и тревожности у детей; выявить основные особенности характера у агрессивных подростков; разработать программу коррекции личностных особенностей агрессивных детей и подростков. Гипотезы исследования:- агрессивное поведение подростков обусловлено определенным набором психологических особенностей личности и уровнем их проявления у конкретного человека; -предполагаем, что у современных детей уровень агрессии повышен; - предполагаем, что повышенный уровень агрессии вызван агрессивной окружающей средой ( обстановкой в семье, ТВ программы, подростковая субкультура…)

Слайд 3

Задачи программы: 1.В теоретическом анализе рассмотреть основные подходы к объяснению причин возникновения агрессии у подростков. 2. Выявление наиболее важных психологических особенностей личности агрессивных подростков. 3. Диагностика личностных качеств детей и подростков. 4. Диагностика исходного уровня психологических особенностей агрессивных подростков. 5. Установление зависимости между агрессивным поведением и личностными особенностями . 6. Формирование коррекционно-развивающихся групп учащихся из числа учащихся, у которых в результате обследования выявлен высокий уровень агрессии. 7. Разработка и реализация коррекционной программы по снижению состояния агрессии у подростков. 8. Контрольно – диагностическое обследование после коррекционной работы. 9.Доведение результатов обследования до самих обследуемых, педагогов и родителей.

Слайд 4

Методы исследования анкетирование наблюдение беседа методики, направленные на изучение уровня агрессивности, диагностику общего психоэмоционального состояния (опросник Басса – Дарки).

Слайд 5

Признаки агрессивности ребенка: 1.Частые случаи действий против других детей (насмешки, побои, лишение какого-либо предмета). 2.Частые эпизоды гневных выкриков или приступы плохого настроения. 3.Постоянное противоречие родителям и другим авторитетным взрослым. 4.Многочисленные поступки, направленные на разрушение.

Слайд 6

Причинами агрессивности выступает экономическая и социальная обстановка в стране, личностные особенности ребенка – темперамент, характер, конфликтность, нарушение эмоциональных связей в семье, характер и условия семейного воспитания.

Слайд 7

Программа диагностики: 1-4- классы – проективные рисуночные методики «Я в школе, я- дома». 5-7-е классы – анкетирование, проективная рисуночная методика «Кактус». 8-11 классы отвечали на вопросы диагностического опросника Басса-Дарки «Уровень агрессии», анкетирование.

Слайд 8

Проективно- рисуночная методика «Я в школе, я- дома». Цель диагностики : выявить личностные особенности ребенка, увидеть состояние его эмоциональной сферы , отметить наличие агрессивности Вывод: дети данной возрастной группы отличаются несформированностью саморегуляции и самоконтроля, поэтому импульсивность и агрессия являются основными стереотипическими проявлениями в поведении детей. С наиболее проблемными детьми планируется проведение коррекционно-развивающей работы психологами по разработанным программам. Психоэмоциональное состояние детей в семье не всегда благополучно, школа детей привлекает и не вызывает негатива у преобладающего количества младших школьников.

Слайд 9

Проективная рисуночная методика «Кактус». Цель диагностики : выявить личностные особенности ребенка, увидеть состояние его эмоциональной сферы , отметить наличие агрессивности , ее направление и интенсивность. Вывод: В результате проведенной диагностической работы нами получены следующие данные: импульсивных и гиперактивных детей среди учащихся 5-6 классов довольно много – 34% -80человек, тревожные дети составляют вторую группу – 21% 49человек, агрессивные -23% -54 человека, неуверенные в себе-84% -198 человек, стремление к домашней защите-70% -165человек, общее благополучие в семье -30% -70 человек. Подростки отличаются крайней несдержанностью, агрессивными проявлениями, импульсивностью, негативизмом и депрессивным настроем вследствие психофизиологических особенностей возраста и влияния субкультуры. Вывод: В результате проведенной диагностической работы нами получены следующие данные: импульсивных и гиперактивных детей среди учащихся 5-6 классов довольно много – 34% -80человек, тревожные дети составляют вторую группу – 21% 49человек, агрессивные -23% -54 человека, неуверенные в себе-84% -198 человек, стремление к домашней защите-70% -165человек, общее благополучие в семье -30% -70 человек. Подростки отличаются крайней несдержанностью, агрессивными проявлениями, импульсивностью, негативизмом и депрессивным настроем вследствие психофихиологических особенностей возраста и влияния субкультуры.

Слайд 10

«Круг и направленность интересов современного подростка» Цель: исследования уровня развития психологических особенностей личности. Анкета: 1.Что вам больше всего нравится делать в свободное время? 2.Какие фильмы вы предпочитаете смотреть? 3.Какие телепередачи вас больше всего интересуют? 4.Какая музыка вам больше всего нравится? 5.Что вы обычно читаете в свободное время (помимо школьной программы)? 6.Что такое, на ваш взгляд, «здоровый образ жизни»? 7.Считаете ли вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни? 8.Если бы вы узнали, что ваш друг (подруга) употребляет наркотики, вы бы: 9.Если бы вы узнали, что ваш друг (подруга) токсикоман, вы бы: 10.Если бы вы узнали, что ваш друг любит выпить, вы бы: 11.Если бы вы узнали, что ваш друг (подруга) курит, вы бы: 12.С какого возраста, как вы считаете, можно начинать половую жизнь? 13.Чего вы боитесь больше всего в этой жизни? 14.Насколько безопасно вы себя чувствуете? 15.Хотели бы вы иметь оружие? Какое? 16.Какая профессия вам представляется наиболее престижной и достойной? 17.Если бы у вас была возможность выбора, в каком учебном заведении вы предпочли бы учиться сейчас? 18.Как вы считаете, достаточно ли школа готовит вас к будущей самостоятельной жизни? 19.Что или кто является для вас поддержкой и опорой в трудную минуту, помогает вам «справиться с жизнью», с возникающими трудностями и проблемами?

Слайд 11

Вывод: Проведённый анализ показал, что большинство подростков осознают сложность и неоднозначность явлений сегодняшней социальной действительности и самостоятельно вырабатывают собственную позицию по отношению к ним. При этом разброс мнений и взглядов по предложенным вопросам достаточно велик. Мотивационная направленность агрессивных детей отличается узостью мировоззрения и стереотипностью поведения в повседневной жизни. Основные модели поведения агрессивных учащихся чаще всего основываются на реальном опыте, подчеркнутом из средств массовой информации. Думается, что именно мы, взрослые – психологи, педагоги и родители – должны помочь подросткам осознать и решить для себя важнейшие социальные проблемы., научить приемлемым способам выражения чувств ( например , агрессии).

Слайд 12

Анкета для учащихся «Агрессия родителей». Цель : определение факторов влияющих на формирование у учащихся качеств, которые порождают тревожность в их поведении и склонность к крайним реакциям и эмоциям, в том числе и агрессивного характера Вопросы: 1.Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего (кричат, бьют, выгоняют из дома и т.п.) 2.Часто ли в состоянии стресса, раздражения родители проявляют агрессию? 3.Укажите причины, которые наиболее часто вызывают гнев родителей. 4.Как часто появляется у родителей желание похвалить тебя, обнять, поцеловать и т.п.? 5.Как часто они бьют тебя, выгоняют из дома, запирают в тёмной комнате и т.п.? 6.При тяжёлых провинностях, какой вид наказания выбирают мать, отец? 7.Сколько тебе лет? Сколько лет твоим родителям? Сколько детей в семье?

Слайд 13

Ответы на поставленные вопросы Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего… Часто ли в состоянии стресса, раздражения родители проявляют агрессию?

Слайд 14

Причины, которые наиболее часто вызывают гнев родителей Как часто появляется у родителей желание похвалить тебя, обнять, поцеловать и т.п.?

Слайд 15

Как часто они бьют тебя, выгоняют из дома, запирают в тёмной комнате и т.п.? При тяжёлых провинностях, какой вид наказания выбирают мать, отец?

Слайд 16

Вывод: В большинстве случаев наказания сочетаются и продолжаются несколько дней. Постоянно проявляя агрессию по отношению к детям, родители создают почву для стрессового, депрессивного и агрессивного психологического состояния детей. Как следствие это проявляется агрессивным поведением детей в обществе (в школе, на улице). Депрессивное состояние приводит к мысли «я никому не нужен, я всем мешаю», иногда «лучше мне умереть». Основные проблемы агрессии родителей по отношению к детям имеют причины в их собственной трагедии, неустроенности и т.п. Для проявления агрессии по отношению к детям родители просто постоянно находят повод, время и силы, а вот для проявления любви, для снятия стресса с детской психики у родителей времени и желания не находится Почти все дети испытывают на себе агрессию со стороны родителей Более жестоко к детям относятся матери, их наказания агрессивнее, постоянный прессинг испытывают дети от криков и ворчаний . В большинстве случаев агрессию проявляют молодые родители (28-36 лет). Родители 45-52 лет, как правило, «ворчат, а потом объясняют то, в чём ребёнок не прав» - 5% . Не наказывают, а объясняют то, в чём ребёнок не прав – 3%. В этих семьях 2-3 ребёнка. В большинстве семей один ребёнок. Не агрессивно наказывают, а по дружески, беседуют, всего 8%. За плохие оценки в школе наказывают всего 5%, что свидетельствует о том, что школа не является поводом для агрессии родителей. «Хвалит чаще папа, а обнимает и целует мама»-23%. «Мама сочувствует, когда папа ругает» - 9% - это снимает стресс от агрессии

Слайд 17

Опросчик Баса - Дарки (сокращенный вариант) Цель диагностики: выявить уровень агрессивности детей и формы ее проявления. Если я разозлюсь, то могу ударить кого-нибудь Иногда я раздражаюсь настолько, что могу бросить какой-то предмет Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны Если я кого-то обманываю, то испытываю угрызения совести Мне кажется, что я могу ударить человека Когда я раздражаюсь, то хлопаю дверями Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием. Если мне не нравится установленное правило, то хочется его нарушить Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю Я думаю, что многие люди не любят меня Я требую, чтобы люди уважали мои права Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь Я знаю людей, которые способны довести меня до драки Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор Есть люди, к которым я испытываю настоящую ненависть Довольно много людей мне завидуют Если я злюсь, то могу выругаться Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины если меня кто-то обидит, я могу дать сдачи Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям. Иногда мне кажется, что надо мной смеются Если кто-то раздражает меня, я могу сказать все, что о нем думаю Меня угнетает, что я мало помогаю своим родителям Если кто-то первый ударим меня, то я ему отвечу темже. В споре я часто повышаю голос Я раздражаюсь из-за мелочей Того, кто строит из себя начальника, я стараюсь поставить на место. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить Я могу угрожать, хотя не собираюсь приводить угрозы в действие Я делаю много такого, о чем потом жалею.

Слайд 18

Вывод: Высокий уровень: физической агрессии зафиксирован у 16%-28чел.; косвенной агрессии – 18%-32 чел.; склонности к раздражению зафиксирован у 21%-37 чел.; негативизма наблюдается 11%-19 чел; Обиды у 4%-7чел.; подозрительности– 8%-14 чел; вербальной агрессии 17% -30 чел; чувства вины - 5%-9 чел. Низкий уровень : физической агрессии выявлен у 9% - 16человек; косвенной агрессии - 23% - 40 человек; склонности к раздражению у 15% - 26 человек; негативизма у 9% - 16 человек; обиды -12% - 22человека; подозрительности зафиксировано у 9% -16 человек; вербальной агрессии 11%-19 человек; чувства вины - 12% -22 человека.

Слайд 19

Для коррекции психологических особенностей личности агрессивных подростков была разработана психокоррекционная программа. Основной целью программы является снижение агрессивных проявлений в поведении подростков. Задачи психокоррекционной работы с агрессивными подростками: Видоизменение сознания и поведения подростков в гуманитарную сторону по отношению к себе и окружающему миру: 1) знакомство подростков с особенностями формирования типов человеческой личности; 2) знакомство подростков с особенностями агрессивного поведения, факторами, влияющими на формирование агрессивного поведения, способами «борьбы» с агрессией; 3) снижение уровня агрессивности; 4) снижение эмоционального напряжения, тревожности; 5) развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека , толерантности и умение адекватно выразить свое; 6)обучение эффективным способам общения; 7) коррекция личностной, эмоциональной сфер подростка; 8) коррекция поведения с помощью ролевых игр; 9) формирование у подростков моральных представлений; 10) обучение ауторелаксации. Психокоррекционная программа разрабатывалась на основе работ следующихавторов: И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой, В.В. Петрусинского, К. Рудестама,Л.М.Семенюка.

Слайд 20

Разработка программы коррекции проводилась в несколько этапов: Просветительский этап – проведение бесед с подростками, тренинги, чтение лекций; проведение классных часов. Цель: дать представление учащимся об агрессии, агрессивном поведении, причинах подобных действий и способах «борьбы» с агрессивными проявлениями в поведении Следующий этап - подбор игр, упражнений на снижение уровня агрессивности, коррекции выделенных показателей. Цель этого этапа – является коррекция психологических особенностей личности подростков. Задачи: 1) знакомство подростков с особенностями формирования типов человеческой личности; 2)знакомство подростков с особенностями агрессивного поведения, факторами, влияющими на формирование агрессивного поведения, способами «борьбы» с агрессией. Задачи: 1)снижение уровня агрессивности; 2) снижение эмоционального напряжения, тревожности; 3) развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое; 4) обучение эффективным способам общения; 5) коррекция личностной, эмоциональной сфер подростка; 6) коррекция поведения с помощью ролевых игр; 7) формирование у подростков моральных представлений; 8) обучение ауторелаксации.

Слайд 21

Критерии эффективности: развитие индивидуальных личностных качеств подростка, раскрытие его творческих ресурсов, гармонизация внутреннего мира, адекватность и гибкость его самооценки, положительная динамика поведенческих проявлений, снятие уровня тревожности, эмоционального напряжения, снижение уровня агрессивности.

Слайд 22

Выводы: Агрессия – это комплексное образование, агрессивная направленность личности обусловливаться вложившимися в процессе жизни совокупностью определенных психологических особенностей. Агрессивное поведение подростка обусловлено определенным набором психологических особенностей личности, уровнями их проявления у человека. Разработанная психологами «Лицея №26» программа диагностических исследований позволяет в условиях школы целенаправленно воздействовать на психологические особенности агрессивных детей и проводить эффективную коррекцию.

Слайд 23

Литература: 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. – Екатеренбург. 1999. – с. 86. 2. Александров, А.А. Современная психотерапия. – СПб.: 1997. – с.26. 3. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М.: 1988. – с. 429 4. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. -М.: Изд- во «Эксмо пресс».2000.- с.43. 5. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. - М.:1993.- с.56. 6. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. - М.:1998. – с.39. 7. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия. - СПб.: Изд-во «Питер». 1997. – с. 18. 8. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми. -М.: Изд-во «Педагогика».1991. – с.7. 9. Вильянс, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: 1990. – с.93. 10. Джейнс, У. Психология. / А.А. Петровский. - М.: Изд-во «Педагогика». 1991. – с.48. 11. Ежов, И. В. Введение в психологию духовного развития личности ребенка. Психологические основы духовной педагогики. - Тула ТОИРО. 1997. –с.3. 12. Заврвжин, С.А. Агрессивные фантазии у детей в детском и подростковом возрасте. // Вопросы психологии 1993 №5 13. Игры - обучение, тренинг, досуг. / В.В. Петрусинский. - М.: Изд-во «Прометей».1991. – с.28. 14. Крылов, А.А. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. - СПб.: 1999. – с.314. 15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. - М.: Изд-во УРАО. 1997. –с. 140. 16. Кэрол Флейк Хобсон, Брайн, Е. Робинсон, Петси Скин Развитие ребенка и его отношения с окружающими. - М.: 1993. –с. 114. 17Лоренц, К. Агрессия. - М.: 1994. – с.56. 18. Практическая психология в тестах или как научить понимать себя и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный отчёт директора школы

 Краткая информация о проделанной работе за период 2010-2011 учебного года...

курсовая работа заместителя директора по учебной работе

курсовая работа заместителя директора по учебной работе...

Аналитический отчет директора

Анализ организационной, контрольно-инспекционной, методической, инструктивно-информационной деятельности заместителя директора по УВР  за 2010-2011 учебный год...

План работы зам. директора по УВР

План работы зам. директора по УВР МОУ СОШ № 53 г. Хабаровска   /2010 – 2011 учебный год/ месяцсодержаниецельисполнительподведение итоговАвгуст Педсовет«Анализ деятельности педагог...

документация зам. директора по воспитательной работе

План работы школы с семьёй и общественностью, план контроля за воспитывающей деятельностью....

Профессиональное портфолио заместителя директора по УВР

В свете новой аттестации приходится заниматься сбором материалов . Создание портфолио завуча- очень кропотливый труд, требующий массу времени и терпения. Буду рада, если этот материал в чем-то облегчи...

Легко ли быть сегодня заместителем директора по УВР?

Менеджмент, мотивация к профессии учителя, воспитание...