Нетрадиционные формы уроков
опыты и эксперименты

Дмитриева Ирина Юльевна

Нетрадиционные формы уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon netraditsionnye_formy_uroka.ppt256 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка «Нетрадиционные формы урока» Дмитриева И.Ю. Школа №152. Методист, учитель математики высшей квалификационной категории.

Слайд 2

ПЛАН: Актуализация темы. Цели и задачи данной работы. Дидактические основы нетрадиционных форм урока. Классификация форм урока. Примеры конспектов некоторых нетрадиционных форм уроков. Диагностирование в ходе внедрения разработки.

Слайд 3

Ожидаемые результаты внедрения работы: Развитие познавательной и творческой активности учащихся; Повышение положительной мотивации обучения у школьников; Рост профессионального мастерства педагогов; Формирование устойчивого интереса к предмету и расширение коммуникативных возможностей учащихся, самореализация и саморазвитие школьников.

Слайд 4

Цель работы: Повышение качества образования Задачи работы: Совершенствование профессионального уровня педагогов; Внедрение в практику прогрессивных методик; Совершенствование структуры современного урока; Препятствие выработке стереотипов ведения урока;

Слайд 5

Виртуальный урок соревнование «круглый стол» путешествие аукцион практикум интервью семинар дискуссия конференция интегрированный урок зачет спектакль КВН, турнир игра Нетрадиционные формы организации обучения

Слайд 6

Мы предлагаем некоторые фрагменты уроков, проводимых в нетрадиционной форме.

Слайд 7

Сначала немного о дидактических играх Возможность создать ситуацию игры дает любой предмет. Например, на уроках русского языка школьники охотно выполняют задания, предлагаемые группам учащихся : представьте себе , что вы работаете в редакции и отвечаете за выпуск очередного номера газеты , а в текст вкрались ошибки; найдите их и исправьте. Устранение различных просчетов, неточностей и противоречий требует активной умственной работы, воспитывает внимание , приучает контролировать других и себя; работа, основанная на активном поиске, значительно более эффективна. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. Исследования психолога Л.С.Славиной показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такое количество умственной работы. какое он совершенно не может одолеть в обычной учебной ситуации.

Слайд 8

Школьник не получает слова для запоминания в готовом виде , а должен теми или иными путями «добыть» их сам. Например, построить ряд слов с определенной орфограммой. Не припомнить несколько слов, а именно построить ряд! Таких форм работы со словами изобретательный учитель может придумать много: - дописать по памяти начатое предложение : После драки кулаками …. Соловья баснями …. - заменить два слова одним: комплект посуды – сервиз ; комплект одежды – костюм ; комплект мебели - … и т. д. Игра «Третий лишний» широко распространена : сравнивая три-четыре внешне похожих слова или предложения , надо найти и исключить «лишнее» , то есть не соответствующее остальным по какому – то грамматическому признаку.

Слайд 9

Рассмотрим урок математики «Игра *Математическое многоборье» Цели: развитие интереса к математике; активизация деятельности учителя и учащихся; воспитание коллективизма, стремления к творческой деятельности. Задачи: развитие познавательного интереса; развитие навыков коллективной работы; развитие интереса к решению нестандартных задач и заданий. Оформление: плакаты с высказываниями великих людей о математике .

Слайд 10

Ход урока : Урок состоит из трех частей: 1 часть – начало. У учащихся формируется психологическая готовность к восприятию – приветствие учителя, представление жюри, объяснение правил игры, приветствие команд. 2 часть – основная. Задания подобраны с учетом пройденного материала. Есть задания и легкие, и повышенной сложности. Это позволит командам получить хотя бы минимальное количество баллов. После каждого этапа объявляется предварительный результат. 3 часть – заключение. Объявление результатов. Спортивный дух соревнования активизирует возможности детей, что позволит всему мероприятию уложиться в 45 минут

Слайд 11

Правила соревнований: Командам быть очень внимательными. Отвечать на вопросы заданий письменно. Ответы на задания приносит капитан команды на стол жюри. Та команда, которая первая принесет правильный ответ, зарабатывает дополнительный балл. Приведем примеры некоторых заданий: Задание № 3 – Эстафета. Продолжи числовой ряд ( допишите два числа) А) 18, 9, 21, 15, ?, ? Б) 28, 16, 32, 24, ?, ? Решить задачи. № 1. На педсовет собрались 40 строгих учительниц, и все стали по очереди ругать одного печального третьеклассника. Каждая учительница ругала по 12 минут. Сколько часов ругали печального третьеклассника?

Слайд 12

Урок-аукцион Тема урока: “Массивы” Дидактические цели : закрепить навыки работы с массивами – ввод и вывод элементов одномерного массива, обработка элементов массива, найти новые способы применения предметов – их использование в новых, необычных условиях. Класс делится на 4–5 команд. С помощью проектора на экран, или доску, проецируется лот № 1 – пять задач. Первая команда выбирает задачу и назначает ей цену от 1 до 5 баллов. Если назначенная цена выше предложенной другими командами, то она получает задание и решает его. Остальные задачи выбирают другие команды. В случае, если задание выполнено верно, команде начисляются баллы (цена задания), в противном случае эти баллы (или их часть) снимаются. Следует обратить внимание на достоинства этой игры, коим является сравнение учащимися всех пяти задач и мысленного “прокручивания” хода решения. В зависимости от временных рамок возможно варьирование количества лотов и уровня заданий.

Слайд 13

Например, следующие: Лот № 1. Задача 1. Водитель автобуса установил следующую закономерность: ежедневно он возит в автобусе 100 человек. Первый входящий покупает билет (10 руб.), второй – пенсионер, третий имеет льготы 50% оплаты, четвертый и пятый – “зайцы” (которых, если поймают, штрафуют на 100 руб.). Определить выручку шофера, если с N -го человека начинают работать контроллеры. Задача 2. На заводе работают N рабочих. Ввести заработную плату каждого рабочего и определить число рабочих, имеющих доход ниже прожиточного минимума M , а также вычислить среднюю заработную плату на заводе. Задача 3. Путешественник совершает переход: начав свое движение в 6 часов, он t часов ( t < 6) двигается со скоростью х км/ч, после чего делает привал на 2 часа. Далее он продолжает движение со скоростью у км/ч. Сколько километров им было пройдено, если в 20.00 он остановился на ночлег? Задача 4. Стоимость буханки хлеба на данный момент составляет – 2 руб., пакет молока – 1,3 руб. Каждый месяц цена на хлеб повышается на 10%, а на молоко – на 15%. Через сколько месяцев буханка хлеба будет стоить дешевле бутылки молока? Задача 5. Школьник набрал на компьютере реферат. Когда он отлучился, его друзья решили над ним подшутить: один предложил удалить все гласные, другой заменить буквы “г” и “р” их кодовыми значениями, третий – записать текст в обратном порядке. Какой текст увидит школьник после того, как каждый из друзей в отдельности внесет свои исправления в текст? Какой текст будет получен после применения всех трех вариантов? Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Задания, которые вызвали затруднения, учитель решает с учениками по окончанию игры.

Слайд 14

Коллективная форма не отказывается от традиционных методов , но способы общения ,взаимосвязи и взаимозависимости изменяются, возрастает их эффективность. 4 оргформы дают возможность роста творчества учителей, методика становится разнообразнее. Коллективная форма : - обеспечивает высокую интенсивность обучения; - формирует навыки социального и делового общения; - дает возможность каждому учащемуся продвигаться в процессе обучения со скоростью, определяемой его личными способностями; - повышает интеллектуальный уровень и культуру; - создает условия для развития творчества; - благотворно влияет на здоровье школьников.

Слайд 15

Мы провели первичное анкетирование учащихся 5-8 классов и 9-11 классов. Интерес к содержанию урока как мотив обучения выявлен в 23% ответов учащихся среднего звена и у 14% ответов старшеклассников. Использование нестандартных форм проведения занятий помнят 85% учащихся, в их ответах содержались: урок – КВН (математика, 8,9,10 класс) урок – путешествие (география, 7 класс; история ,5 класс, ин. Язык 5-11 класс) урок – экскурсия (география, биология, химия, 6-9 класс) урок – игра (математика, русский язык, 5-9 класс) урок – конференция (физика, 10-11 класс) урок – семинар (история, химия, обществознание, 9-11 класс) урок – диспут (литература, обществознание, 8-11 класс) интервью (уроки нем., англ. языков) аукцион (математика ,7-8 класс) выставка (демонстрация творческих работ – технология, география, ИЗО, биология, 5-11 класс)

Слайд 16

Все 100% учащихся отметили, что уроки в нестандартной форме наиболее интересны для них, запоминающиеся и развивающие. Повторное анкетирование показало возросший интерес к предмету после проведения занятий в нетрадиционной форме: 60% учащихся среднего и 38,4% учащихся старшего звена заявили об интересе к предмету.

Слайд 17

Результаты диагностики

Слайд 18

Мы провели опрос 23 учителей , применяющих нетрадиционные формы. Они отметили не только повышение интереса учащихся к процессу познания, но и возросшие активность, инициативность и самоорганизацию школьников. Учашиеся полнее раскрыли собственную индивидуальность, ярче выявились проблемы в усвоении знаний. Положительно заряженная эмоциональная среда помогла проявиться даже слабым ученикам, лучше пошел процесс запоминания, начала работать фантазия. В нетрадиционных занятиях раскрываются способности ребенка, он обретает свой взгляд на факты и явления, самостоятельно ищет ответы на вопросы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Применение нетрадиционных форм урока. Опыт работы в современной сельской школе.

О компетенциях на уроках иностранного языка. Использование Интернета на уроках, применение метода проектов, видео-уроков, уроков- экскурсий, уроков- спектаклей. Предоставление собственного опыта...

Нетрадиционные формы уроков. Урок - "Занимательный репортаж"

Эта работа расчитана на 7- 8 классы. В теме "Природные зоны"....

Нетрадиционная форма урока, общественный смотр знаний учащихся на уроках геометрии

Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от учителя больших затрат сил и времени, поскольку он обычно выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подробную работу, следует ...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность

Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность...

Урок-игра как нетрадиционная форма урока немецкого языка

статья об игровой методике на уроках немецкого языка...

Урок-проект как нетрадиционная форма урока английского языка

Уже не первый год стимулировать интерес учащихся к изучению иностранного языка, а также развивать их познавательный и коммуникативный интерес к предмету мне помогают уроки-проекты. Метод проектов...

«Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Применение нетрадиционных форм урока».

В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является актуальной. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать ...