Использование результатов ВПР по математике в целях повышения качества основного общего образования
статья

Ожерельев Дмитрий Юрьевич

Сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах РФ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_30.08.2018.docx47.64 КБ
Файл pedsovet_ozherelev_30.08.2018.pptx2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Использование результатов ВПР по математике

в целях повышения качества основного общего образования

Д.Ю.Ожерельев, учитель математики

МАОУ «Лицей № 28 имени Н.А.Рябова»

Сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах РФ.

Формируемая сейчас комплексная система оценки качества образования включает в себя Единый государственный экзамен, Основной государственный экзамен, Всероссийские проверочные работы, Национальные исследования качества образования.

Мое выступление будет посвящено Всероссийским проверочным работам по математике на уровне основного общего образования.

ВПР основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. Они позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями, что требует Федеральный государственный образовательный стандарт.

В течение двух лет учащиеся 5-6 классов принимают участие во Всероссийских проверочных работах по математике (2017 год – 5-е классы, 2018 год – 5-6 классы). В следующем году ВПР будут писать и учащиеся 7-х классов.

Рассмотрим результаты ВПР по математике в 5-6 классах, полученные в этом году и сравним их с итогами учебного года.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что учащиеся 5-х классов практически подтвердили результаты по итогам учебного года, а в 6-х классах наблюдается понижение качества знаний более чем на 20 %.

Также полученные результаты ВПР позволяют:

  • указать учителям и самим детям, каким темам стоит уделить больше внимания;
  • продемонстрировать родителям реальный уровень знаний их детей;
  • оценить качество преподавания предмета;
  • проконтролировать работу учителей предметников;
  • строить дальнейшую стратегию развития образования с учетом реального положения.

Результаты исследования показали наличие ряда проблем в математической подготовке обучающихся, в том числе:

  • низкий уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки внимательного прочтения текста задания, сопоставления выполняемых действий с условием задания, предварительной оценки правильности полученного ответа и его проверки;
  • слабое развитие навыков проведения логических рассуждений;
  • недостаточное развитие у обучающихся умения решать практические задачи;
  • низкий уровень сформированности умения объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы;
  • крайне низкий уровень сформированности навыков геометрического конструирования, умения анализировать чертеж, модель, видеть и использовать для выполнения задания все особенности фигуры;
  • некоторые темы еще не изучены (5 класс – проценты, десятичные дроби, вычисление объема параллелепипеда);
  • не закреплен изученный материал (6 класс – закрепление темы «Действия с рациональными числами» совпадает с проведением ВПР).

В целях повышения качества образования по математике на основе результатов ВПР на уровне основного общего образования необходимо:

  1. каждому учителю математики вести контроль и сравнительный анализ динамики учебных результатов каждого ученика, полученных при проведении как внутренней, так и внешней оценки качества образования;
  2. провести корректировку календарно-тематических планов с целью увеличения часов на повторение и обобщение изученного материала;
  3. на заседании МО рассмотреть возможность изменения и дополнения содержания учебного материала по математике в 5-6 классах, так как некоторые темы авторами УМК рассматриваются поверхностно;
  4. включить во все уроки задания по работе с текстами; задания, развивающие навыки самоконтроля, повышения внимательности учащихся посредством организации взаимопроверки, самопроверки, работы по алгоритму;
  5. учителям, работающим в 5-7 классах, составить планы подготовки учащихся к ВПР;
  6. учителям математики необходимо эффективно и обоснованно использовать на уроках различные педагогические технологии, методы и приемы;
  7. на протяжении учебного года учителям выявить «группу риска» и пробелы в знаниях учащихся для оказания адресной помощи;
  8. организовать систематическую содержательную работу над ошибками, направленную на исследование ошибки, на поиски её причины.

Завершая свое выступление, хочу отметить, что использование результатов оценочных процедур формирует конкурентоспособность лицея, позволяет накапливать опыт по организации педагогической диагностики, получать дополнительную информацию, соотносить уровень учебной подготовки учащихся лицея, стимулирует к повышению качества преподавания предметов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование результатов ВПР по математике в целях повышения качества основного общего образования Дмитрий Юрьевич Ожерельев, учитель математики МАОУ «Лицей № 28 имени Н.А.Рябова »

Слайд 3

Результаты ВПР-2018 по математике в 5-6 классах

Слайд 4

Результаты ВПР позволяют: указать учителям и самим детям, каким темам стоит уделить больше внимания; продемонстрировать родителям реальный уровень знаний их детей; оценить качество преподавания предмета; проконтролировать работу учителей предметников; строить дальнейшую стратегию развития образования с учетом реального положения.

Слайд 5

Результаты исследования показали наличие ряда проблем в математической подготовке обучающихся, в том числе: низкий уровень сформированности навыков самоконтроля; слабое развитие навыков проведения логических рассуждений; недостаточное развитие у обучающихся умения решать практические задачи; низкий уровень сформированности умения объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы; крайне низкий уровень сформированности навыков геометрического конструирования, умения анализировать чертеж, модель, видеть и использовать для выполнения задания все особенности фигуры; некоторые темы еще не изучены; не закреплен изученный материал.

Слайд 6

В целях повышения качества образования по математике на основе результатов ВПР на уровне основного общего образования необходимо: каждому учителю математики вести контроль и сравнительный анализ динамики учебных результатов каждого ученика, полученных при проведении как внутренней, так и внешней оценки качества образования; провести корректировку календарно-тематических планов с целью увеличения часов на повторение и обобщение изученного материала; на заседании МО рассмотреть возможность изменения и дополнения содержания учебного материала по математике в 5-6 классах, так как некоторые темы авторами УМК рассматриваются поверхностно; использовать на уроках задания по работе с текстами; задания, развивающие навыки самоконтроля, повышения внимательности учащихся посредством организации взаимопроверки, самопроверки, работы по алгоритму;

Слайд 7

В целях повышения качества образования по математике на основе результатов ВПР на уровне основного общего образования необходимо: учителям, работающим в 5-7 классах, составить планы подготовки учащихся к ВПР; учителям математики необходимо эффективно и обоснованно использовать на уроках различные педагогические технологии, методы и приемы; на протяжении учебного года учителям выявить «группу риска» и пробелы в знаниях учащихся для оказания адресной помощи; организовать систематическую содержательную работу над ошибками, направленную на исследование ошибки, на поиски её причины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии педагогических мастерских в целях повышения качества образования по предметам гуманитарного цикла

Статья содержит материал об одной из самых востребованных активных педагогических технологий....

Диплом победителя Всероссийского конкурса " ФГОС ООО как основной механизм повышения качества основного общего образования "

Диплом победителя Всероссийского конкурса " ФГОС ООО как основной механизм повышения качества основного общего образования""...

Тема : «Использование результатов ОГЭ и ЕГЭ в повышении качества образования.

 Одним из направлений модернизации Российской образовательной системы является эксперимент по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ), совершенно новой для России формы проверки з...

Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА"    Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального ...

Использование мнемотехники на уроках математики – средство повышения качества образования

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – это процесс постоянного совершенствования. И состоит  оно, прежде всего из высокого профессионализма педагогов, прочности знаний учащихся, хорошего материально-технич...