Использование технологии педагогических мастерских в целях повышения качества образования по предметам гуманитарного цикла
статья по теме

Грибанова Людмила Евгеньевна

Статья содержит материал об одной из самых востребованных активных педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии педагогических мастерских в целях повышения качества образования по предметам гуманитарного цикла

ФГОС нового поколения определяет подходы к организации учебного процесса, а именно: компетентностный  и деятельностный.  Поэтому если на уроке не создаются условия для вовлечения учащихся в учебную деятельность, то и не формируется интерес к предмету.

Исходя из особенностей времени, складывается система преподавания предметов гуманитарного цикла в школе.

 Существенную роль в повышении качества образования на современном этапе играет применение учителем разнообразных  инновационных технологий. Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно- ориентированного обучения и формирования ключевых компетентностей у учащихся.

Использование на уроках гуманитарного цикла технологии педагогических мастерских, позволяет каждому ученику овладеть необходимыми компонентами учебно-практического действия. Педагогическая мастерская появилась в практике отечественной школы в результате творческих контактов педагогов России и «Французской группы нового образования», которые начались в 1989г. Основные идеи этой технологии: обращение к личности ребёнка, её саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям, свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией, а также интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности.

Педагогическая мастерская представляет собой форму обучения, которая создает условия для получения учеником новых знаний и нового опыта путем самостоятельного или коллективного открытия. Важным моментом в педагогической мастерской является реализация идеи диалога, так как происходит обмен мнениями между участниками мастерской, чему содействует чередование  индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Происходит обмен опыта между учениками. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание и умение, важен сам процесс постижения истины и создания творческого продукта. Важным элементом процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.

Технология педагогических мастерских ориентирована на предоставление учащимся средств, позволяющих им саморазвиваться; осознать самих себя и свое место в мире; понимать других людей.

Мастерская-это оригинальный способ организации деятельности учащихся в составе малой группы при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Преимущества группового обучения в том, что оно учит общению, умению слушать, умению признать точку зрения другого, работать сообща для достижения общей цели. На групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися.

В основе технологии педагогической мастерской лежат проблемные методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующей  актуализации знаний. В процессе применения технологии педагогических мастерских используются методы проблемного изложения материала, создание игровых проблемных ситуаций, применения метода проектной деятельности, организации дискуссий.

Структура технологии педагогических мастерских имеет следующие элементы:

  1. Индукция-создание эмоционального настроя учащихся;
  2. Создание творческого продукта индивидуально или г группе (создание текста, проекта и др.);
  3. Социализация (представление результатов работы- выступление, защита);
  4. «Разрыв»-осознание необходимости углубления в проблему, поиск ответов, сверка знания с  научным или литературным источником;
  5. Промежуточная рефлексия и самокоррекция;
  6. Обращение к новой информации и ее обработка;
  7. Корректировка сделанного ранее вывода или создание новой версии;
  8. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

Педагогическая мастерская – это одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат.

Психологическое воздействие, которое на личность оказывается в ходе работы мастерской, настолько благоприятное, что дети с нетерпением ждут таких уроков. У них нет страха, неуверенности в себе, повышается самооценка, формируется положительная мотивация к учению. Уроки в режиме мастерской – это уроки откровения: умеешь рисовать – рисуй, хочешь петь – пой, любишь танцевать – танцуй, нравится театр – пиши сценарий, режиссируй, играй… Принципы и правила ведения мастерской позволяют не просто передать знания, а развивают мыслительную деятельность, активизируют работу каждого ученика на уроке. С помощью мастерской осуществляется принцип индивидуального обучения: на уроке успешно, активно работает каждый на том уровне, который для него возможен. Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта, затем совместное обсуждение, диалог – это позволяет не чувствовать себя лишним на уроке. С помощью заданий мастерской развиваются творческие способности и самостоятельность. Атмосфера мастерской, психологический комфорт позволяет каждому быть уверенным в себе, способствует росту личности ученика.

 Перед учителем – мастером стоят задачи: создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам ребёнка; работать вместе с учениками; не ставить оценки, не ругать,  но при этом дать почувствовать каждому школьнику его собственное, пусть даже маленький шаг вперёд.

 Использование технологии педагогических мастерских возможно при проведении интегрированных уроков.

 Школьный учитель часто сталкивается с проблемой, когда ученики, приходя на урок по одному предмету, не могут использовать знания, полученные на других уроках. Ведь успешное изучение школьниками одного предмета нередко зависит от наличия у них определенных знаний и умений по другому. Например, школьный курс русской литературы теснейшим образом связан с историей нашего государства. Или работа с компьютером связана со знанием английской языка. Все мы, конечно, понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множество других. На интегрированных уроках  появляется возможность выходить за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как все в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию к изучению своего предмета.
     Таким образом, интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство  мира и человека, живущего в нем и его познающего. Процесс интеграции имеет общегуманистическую основу – современный человек должен понимать своё место и свою роль в природной и социальной среде. Исследуются сложные связи человека и общества, человека и природы, человека и искусства, выясняются общечеловеческие, национальные, региональные ценности и особенности этих связей. Следовательно, основным фактором, интегратором является человек с его проблемами в сложном мире интеграции.

Интегрированные уроки предоставляют и учителю, и ученику больше возможности для интеллектуального творчества и овладения сложным материалом, что особенно актуально в период перехода к профильному образованию. Ролью ученика на интегрированном уроке является не воспроизведение и пересказ знаний, почерпнутых из учебника или от учителя, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний. К ученику как к участнику процесса предъявляются следующие требования:

  1. Умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники;
  2. Навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации;
  3. Умение  предъявлять  и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;
  4. Выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других;
  5. Выступать публично, литературно выражая свои мысли.

Большой простор для творчества учителя предоставляют предметы гуманитарного цикла.  Литературные произведения, являющиеся близкими для исторических дисциплин, так как отражают исторические события, происходившие в тот или иной исторический период.

Прекрасно вливаются в рассказ учителя истории стихи.  На основании особенностей обучения истории преподавание должно быть построено таким образом, что бы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления, взаимодействующие в природе, связываются и в памяти человека.

Способность памяти запоминать новое на основе ранее известного не должна ограничиваться лишь внутрипредметными связями , межпредметные связи дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межсистемных ассоциаций.       Реализации всех этих задач способствует технология педагогических мастерских. Эту технологию можно применить при проведении интегрированных уроков по теме «Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир», Век славных рыцарей прошел...», «Реформы Петра1», «Война, твой страшный след…».

Алгоритм  действий урока-мастерской:

(Урок  начинается  без объявления темы).

  1. Творческое начало, которое мотивирует всю дальнейшую деятельность, создает комфортную ситуацию для ребенка. (Может быть задание вокруг слова, ключевой фразы, предмета, рисунка, музыкального фрагмента – главное: неожиданное, загадочное, личностное).
  2. Работа с материалом:

- деконструкция (смешение, превращение в хаос слов, событий);

- реконструкция ( создание  своего текста, рисунка, высказывания).

3.    Первичная социализация,  т.е. соотнесение своей деятельности с

деятельностью других (работа в парах, группе , диалог, представление

промежуточного результата своей деятельности).

  1. Самокоррекция  (ученик критически осмысливает то, что изобрел, создал; сравнивает свое с чужим. Во время обмена информацией замечает полезное для себя). Задание: дополните высказывание.
  2. Информационный запрос (Что получилось?).
  3. Творчество (на чистом листе ученик снова записывает то, что у него

получилось).

  1. Новая социализация ( Ученики могут обменяться листами, прочитать вслух).          
  2. Разрыв. (Момент озарения: кульминация творческого процесса:

ученик смотрит на свою работу как на творение, созданное самим)

  1. Может появиться информационный запрос.
  2.  Рефлексия. Самоанализ сделанного, но не просто оценочные суждения; должен идти анализ своих мыслей).

Работа по такому алгоритму приводит к  неожиданному результату,

т.к. ни одно мнение, высказанное по данной теме или проблеме не считается ошибочным. Ученик пишет то, что думает, а не то, что от него хотят услышать.

Можно сказать, что  урок - ТМ, являясь по сути нестандартным, приводит

к новому (творческому) взгляду на произведение.

Читатель не просто откликается на произведение, потому что этого требует  учитель, а сквозь призму собственного «Я» рассматривает проблемы, поднятые автором в произведении, соглашается или не соглашается с мнением автора, учителя.

Особенно эффективно проведение урока-мастерской при подготовке к написанию  творческих работ (от сочинений-размышлений до исследований).

Такие уроки нравятся ученикам, практиковать их надо, но превращать их в главную форму деятельности  нецелесообразно. Уместно использование на традиционных  уроках фрагментов ТМ.

 Учитель в течение многих лет идет к вершинам мастерства. Для владения им необходимо в своем багаже иметь самые разнообразные формы работы. Так как они помогут педагогу индивидуально раскрывать и совершенствовать личность учащегося, расширять его кругозор, формировать навык оценки тех или иных исторических событий и общественных явлений в жизни общества.

Используемая литература.

1.История.Обществознание. 8-11 классы: современные технологии на уроках и внеклассных занятиях/ авт.-сост. Г.Л. Лемина,  А.Х. Сабирова. -Волгоград:  Учитель, 2013.-124с.

2.История.10-11 классы: технология педагогических мастерских/  авт.-сос. Т.Ю. Кудрявцева.- Волгоград: Учитель, 2012.-115с.

3. Степанова Г.В. Педагогические мастерские. Поиск. Практика. Творчество.- СПб: Петербургская Новая школа,2000.-110с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование ЭОР по математике как средство повышения качества образования по предмету"

Выступление на РМО учителей математики на тему "Использование ЭОР на уроках математики"...

Использование технологии педагогических мастерских на уроках гуманитарного цикла

Возможность использовать технологию педагогических мастерских на уроках истории и обществознания с целью повышения качества образования....

Технология проблемного обучения как средство достижения высокого качества образования по предметам гуманитарного цикла

    Идея: "Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, в...

Статья "Технология проблемного обучения как средство достижения высокого качества образования по предметам гуманитарного цикла"

Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного у...

Технология дифференцированного обучения. Использование технологии деятельностного подхода как средство повышения качества образования.

В формировании человеческих способностей решающее значение имеет деятельность ребёнка, которая умело стимулируется учителем. Объективность требований,  предъявляемых к ученику, обусловлена способ...

Тема: Использование современных педагогических технологий в образовательном процессес целью повышения качества образования

       Нестандартный инвентарьЗдесь мы используем нестандартный инвентарь: урны (цели для метания),хоккейные ворота из половинок сломанных обручей, кубики (для челночного бе...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий с целью повышения качества образования"

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы…В.А. Сухомлинский  Стандарт второго поколения впер...