ДОКЛАД «Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации учащихся и формирования условий для саморазвития личности». (2021 год)
материал

Шабельник Светлана Николаевна

Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации учащихся и формирования условий для саморазвития личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад107.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации учащихся и формирования условий для саморазвития личности».


Школа – это тот социальный институт, 
где каждый ребёнок
должен раскрыться как уникальная
неповторимая индивидуальность”.
 

(И. С. Якиманская)

        Современным обществом в полной мере осознается особая роль воспитания. 

Воспитательная работа нашей школы реализуется на основе программы воспитания и социализации учащихся, которая построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как Патриотизм,  Гражданственность, Человек, Семья, Здоровье, Труд и Творчество, Наука, Природа, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России.

Воспитательное пространство школы включает не только школу, но и семью. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности. Каждое воспитание начинается с семьи. Поведение родителей, их характер, отношения к жизни, отношение между собой – все это отражается на поведении ребенка. Поэтому связь с семьей – это важнейшее звено в воспитании.

Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Содержание этой работы включает три направления: повышение психолого-педагогической культуры семьи, индивидуальная работа с родителями учащихся, участие родителей в учебно-воспитательном процессе через совместные творческие дела.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, сочетая учебные занятия, внеурочную деятельность, общение за пределами школы. Воспитательная компонента формирует позитивную модель поведения обучающихся и этим самым способствует нормальной адаптации ребенка и адекватного развития личности в обществе, государстве, мире.

Деятельностными компонентами воспитательной системы школы являются сферы деятельности, к ним относятся:

  • воспитывающая среда;

  • учебная деятельность;

  • внеурочная деятельность и система дополнительного образования.

  • внеклассная работа;

1. Воспитывающая среда:

Среда включает все то, что оказывает влияние на развитие человека, это Предметно-пространственное окружение школьника (обустройство помещений школы, классных комнат, учебных кабинетов, школьного двора, спортплощадок) создает психологический фон, на котором разворачиваются взаимоотношения всех, кто находится в здании школы.


2. Учебная деятельность:

-воспитание на уроке;

-проведение олимпиад, научных конференций;

-организация исследовательской деятельности школьников;

        Учебный процесс несет большой воспитательный заряд. Обучение и воспитание тесным образом взаимосвязаны: педагог, воспитывая, образовывает, и образовывая, воспитывает учащихся. Урок - не только основная форма обучения, но и сфера, в которой происходит школьное воспитание. Воспитательное значение имеет специфическое содержание каждого урока, информация на уроке: представления человека о мире через литературные и исторические образы, поступки литературных персонажей и исторических героев, изображения их достижений и моральных просчетов, духовной жизни, стремлений и т.п. Наличие в уроке информации о фактах, явлениях, событиях, ситуаций из жизни не только насыщают урок тематическим материалом, но и через образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма воспитывают учеников.

Особое место в воспитательном пространстве школы занимает самообразовательное пространство (олимпиадное движение, конкурс индивидуальных проектов, научно-практические конференции). Через олимпиадное движение компетентные педагоги школы помогают способному ученику найти себя, поддерживать его высокий интеллектуальный уровень по предметам. Достаточно одаренные дети, которые еще не выбрали себе узкой специализации, имеют возможность участия не только в однопрофильных, но и в многопрофильных олимпиадах, интернет - олимпиадах. Всероссийская олимпиада школьников - один из важнейших инструментов развития олимпиадного движения и раскрытия талантов. Всероссийская олимпиада школьников в 2020-2021 учебном году в школе проводилась по 21 общеобразовательным предметам, в 3 этапа: школьный, муниципальный, региональный.

        На школьном этапе в сентябре - октябре приняли участие обучающиеся с 5 по 11 классы, учащиеся 4-х классов принимали участие в олимпиадах по русскому языку и математике.   Школьная олимпиада является первым этапом Всероссийской олимпиады школьников. Участие в предметной олимпиаде – это итог работы педагогического коллектива с одарёнными учащимися не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Учащиеся показывают знания, полученные вне рамок школьной программы.

        Ведущее место среди методов, позволяющих развивать творческую активность учащихся принадлежит сегодня методу проектов. Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

        Предмет «Проектная и исследовательская деятельность» является обязательной частью учебной деятельности учащихся 9-11 классов. Обучающиеся работают над проектами по предметам естественнонаучного, гуманитарного и технического циклов.

Учащиеся работали над такими проектами как:

  • "Анализ воды в ст. Новопокровской",
  • "Газированные напитки: польза или вред",
  • "Госпитали Кубани во время Великой Отечественной войны",
  • "Изучение почвы на пришкольном участке",
  • «Армянский национальный костюм» (пошив),
  • «Севооборот в сельском хозяйстве Новопокровского района и его эффективность»,
  • Подготовка и проведение праздника Нового года на базе МБДОУ №1.

В 2020 году в рамках национального проекта "Образование", регионального проекта "Современная школа" было получено оборудование для кабинета химии. Это оборудование уже смогло привлечь внимание учащихся к предмету. В ходе проектной деятельности по данному предмету учащиеся смогут наблюдать химические процессы и проводить исследования на более высоком уровне.

Учащиеся, занимающиеся проектной деятельностью, увереннее чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор.

3. Внеурочная деятельность и дополнительное образование:

Развитию воспитательной системы способствует и введение в учебные планы школы часов внеурочной деятельности, цель которой - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. В школе реализуются курсы внеурочной деятельности по основным направлениям:

- Общеинтеллектуальное,

- Общекультурное

- Социальное,

- Духовно-нравственное.

        В рамках которых в нашей школе реализуются программы: "Первые уроки экологической этики", "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни", ОПК, «Дорога без опасности», "Здоровое питание", "Программирование на языке Python", "Удивительный мир животных", "Чудеса в пробирке", «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма».

Дополнительное образование – важная составная часть воспитательной системы. В рамках данного направления у нас заключены договоры сетевого взаимодействия с Учреждениями дополнительного образования детей ЦТ "Родные истоки", ДЮСШ.

        Кроме этого, на сегодняшний день дополнительное образование школа реализует по трем направлениям:

1. Художественно-эстетическое направление реализуется через такие творческие объединения как «Творческая мастерская» (педагог дополнительного образования Афанасова А.О.), кружки вокально-хорового пения (педагог дополнительного образования И.Н.Шуварская).

2. Физкультурно-спортивное реализуется через работу секций школьного спортивного клуба «Старт» - «Баскетбол», «Волейбол», «Мини-футбол» (педагоги дополнительного образования А.Н.Макаров, А.А.Стрельников, И.В.Караченцев) и кружка Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» «Шахматы» (педагоги Л.В. Скворцова, Т.А.Логвиненко, В.В.Шушковский)

3. Техническое направление реализуется через работу кружков Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»:

- «Промышленный дизайн» (педагог Соловьева С.В.), «Геоинформационные технологии», «Промышленный дизайн» (педагог Белых И.В.), «Робототехника», «Разработка VR/AR приложений» (педагог Петров С.А.), «Бумагопластика» (педагог Бердникова В.А.).

        Всего в системе ДО школы работает 12 педагогов. Охват учащихся дополнительным образованием  в 2020 году составляет 84 %.

Открытие Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» - это, несомненно, большое событие для сельских школ, это шаг вперед, и значит прорыв в будущее.

        Наши Центры были торжественно открыты 24 сентября 2019 года. Но перед началом работы мы провели большую и сложную работу на этапе подготовки к новому учебному году. Для занятий было проведено единое брендирование помещений, закуплено оборудование: 3D-принтеры, шлемы виртуальной реальности, квадрокоптеры, ноутбуки, и многое другого оборудования, которого до создания Центра не было в сельских школах.

В Центре созданы условия, где под руководством опытных наставников у детей формируются навыки общения и командной работы. Кружок «Бумагопластика». Бумагопластика - это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур.

Кружки «Шахматы», «Пешечка». Особенность обучение шахматам состоит в том, что оно  развивает и совершенствует личность учащегося путем повышения интеллектуального уровня. 29 октября состоялся I школьный шахматный турнир.

Кружок «Промышленный дизайн». В рамках работы кружка учащиеся знакомятся с основами эскизирования,  развивают художественный вкус, учатся делать наброски карандашом и ручками,  работать с графической программой SketchUp (Скетч Ап).

Кружок «Юный конструктор». Посещая кружок, учащиеся познакомились с принципами работы приложений виртуальной и дополненной реальностью, познакомились с VR-технологиями, начали конструировать собственную гарнитуру.

        Кружок «Школьный квадрокоптер». Научились программировать и управлять квадрокоптером, вести фото и видеосъемку. 1 октября учащиеся и педагог дополнительного образования провели демонстративную видеосъемку школы и школьного двора с применением школьного квадрокоптера с целью изучения ландшафтного дизайна.

        Кружок «Моделирование роботов». На занятиях кружка учащиеся изучают элементарную механику, используя конструкторы Лего. Научились собирать различные системы и устройства, но не только собирать, но и модернизировать эти модели.

Кружок «3 Д моделирование». Основная цель работы – это научить мыслить детей в 3-х мерном пространстве для лучшего восприятия окружающего  мира и объектов. На занятиях используется графическое приложение SketchUp (Скетч Ап). Изначально научились делать простые модели – гайку и болт. Затем научились создавать несложные 3Д модели в области строительной конфигурации. Сейчас работают над проектом «Мой дом мечты», в программе создали дом и интерьер в нем. В 2019 году учащиеся нашего Центра приняли участие в региональном этапе V открытой Всероссийская олимпиада по 3Д технологиям в г. Краснодар. В 2021 году в онлайн- формате по 3Д моделированию. Участие в данных мероприятиях – это большой успех для наших учащихся, это – шаг вперед, это – прорыв в будущее!

В 2021 году на базе школы проводятся занятия хореографического кружка ЦТ "Родные истоки". Хореографическое искусство является одним из средств всестороннего развития детей. Занятия кружка посещают учащиеся 1-2 классов. Благодаря поддержке педагога и окружающих его детей, которую юный танцор получает на занятии, у него развиваются нравственные качества: доброта, честность, порядочность, самостоятельность, ответственность, накапливается эмоциональный и интеллектуальный опыт, расширяется кругозор, что является основами социализации.

4. Внеклассная работа: 

Ядром воспитательной системы и главным ее субъектом является общешкольный коллектив и уклад его жизни. Система воспитательной работы школы строится таким образом, что каждый класс может участвовать в жизни всего коллектива школы.

        Коллективная творческая деятельность объединена темами месячников, которые утверждаются на учебный год:

  • Сентябрь "Безопасная Кубань"
  • Октябрь "Человек"
  • Ноябрь "Семья"
  • Декабрь "Культура"
  • Январь "Отечество"
  • Февраль месячник героико-патриотического воспитания
  • Март "Красота"
  • Апрель "Память"
  • Май "Мир"

Большое значение имеет сохранение традиций школы. Ежегодно 14 декабря учащиеся школы чтят память А. Астахова, который погиб, исполняя свой интернациональный долг в Афганистане. Учащиеся школы посещают могилу А.Астахова и наводят санитарный порядок. Традиционным стало  мероприятие «Единство поколений», посвященное юбилейным датам нашей школы. Немаловажное значение в организации проведения традиционных мероприятий в школе имеет участие не только учителей и учеников, но и  родителей и выпускников прошлых лет.

        Содержание основных направлений деятельности:

Одними из главных направлений воспитательной работы школы является экологическое и трудовое воспитание.

Учащиеся школы ведут большую работу по охране природы на территории станицы. Учащиеся 9,11 классов приняли участие в насаждении деревьев и кустарников на территории школы. В сентябре были организованы выставки поделок из природного материала «Природа и фантазия», «Кубанская осень», в которой приняли активное участие учащиеся 1-4, 5-8 классов. В целях приобщение школьников к проблеме охраны окружающей среды в октябре проводятся акции по сбору макулатуры "Бумажный бум", в которой принимают активное участие учащиеся и родители 1-11 классов.

Активно ведётся в школе конкурсная деятельность экологической направленности: учащиеся 1 – 11 классов ежегодно принимают участие в муниципальных, региональных фестивалях и конкурсах. Так в 2019 году учащиеся 3-4 принимали участие в акции "Экологический марафон", который состоял из 5 этапов. В рамках акции был расчищен от загрязнения берег реки Ея в черте станицы, проведено 2 эко-субботника, высажены саженцы берез на школьном дворе.

Учащиеся 3  класса в мае 2019 года приняли активное участие в краевом слете волонтерских экологических отрядов в рамках праздника «Эколята - молодые защитники природы», приуроченного ко Всемирному дню охраны окружающей среды.

        В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции в 2020 году мероприятия проходили в дистанционном формате. Активное участие учащиеся 5-9 классов приняли в экологической онлай -акции «Чистый двор – чистый край», в рамках которой участники акции подготовили буклеты и листовки с информацией о загрязнении окружающей среды, о том, что это зависит от каждого из нас. Буклеты и листовки содержали призывы содержать в порядке свой двор, соблюдать чистоту в своём населённом пункте.

Ежегодно в МБОУ СОШ № 10 в январе-феврале проводится месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы. В рамках месячника в каждом классе проводятся тематические классные часы, лекции и беседы, Уроки мужества.

В рамках акции «Блокадный хлеб» проведены библиотечные уроки «Стихи Берггольц и сердца метроном через метель и завывания ада…» и Всероссийский урок памяти.

В рамках месячника было организовано межведомственное взаимодействие с учреждениями культуры. Учащиеся школы посещали мероприятия в МБУК «Новопокровский РДК», центральной детской библиотеки, музея им. А.Первенцева.

Классными руководителями было организовано посещение мемориала Воинской Славы в центре станицы Новопокровской. 

Учащиеся МБОУ СОШ №10 регулярно проводят работу по  наведению санитарного порядка на территориях Мемориала Воинской Славы, воинских захоронений, закрепленных за школой.

В рамках патриотического воспитания проводятся встречи учащихся с представителями казачества. В школе для учащихся классов казачьей направленности проводятся Урок мужества с приглашением казачьего наставника В.В. Штратникова.

В мае 2020 года мировое сообщество отметило славную дату – 75-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

В МБОУ СОШ №10 к празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, в соответствие с планом воспитательной работы школы с  01 апреля по 9 мая 2020  года в дистанционном формате были проведены  ряд мероприятий в рамках месячника «Мир:

- Проект «Окна Победы»

- Акция «Фонарики Победы» (Учащиеся зажигали в окне свечу или фонарь как дань памяти и уважения ветеранам),

- Адресное поздравление ветеранов (Учащиеся нарисовали открытки-поздравления ветеранам ВОв с Днем Победы),

- Акция «Великая Победа в сердце каждого» (Участники акции создавали видеоролики, где рассказывали о своем ветеране Великой Отечественной войны),

- Акция «Письмо Победы» (Учащиеся написали письма-поздравления со словами благодарности ветеранам Великой Отечественной войны),

- Онлайн-марафон «Песни Победы поем дома»,

- Флешмоб «Мы все равно скажем «Спасибо» (Школьники записали видеопоздравления ветеранам Великой Отечественной войны в преддверии Дня Победы).

В дистанционном режиме были проведены мероприятия, приуроченные ко Дню России:

- Флешмоб «Окна России»,

- Акция «ЗА СЕМЬЮ, ЗА РОДИНУ, ЗА РОССИЮ»,

- Челлендж«РусскиеРифмы»,

- Конкурс семейных рисунков «Мы – это Россия. Наши традиции»,

- Акция «Добро в России»,

- Акция «Испеки пирог и скажи «Спасибо»,

- Акция «Россия в объективе».

        Основное направление педагогической деятельности общеобразовательной школы является ее профилактическая составляющая, направленная на предупреждение проблем, возникающих у детей и подростков в процессе жизнедеятельности. В план воспитательной работы включен раздел "Мероприятия по антитеррористическому просвещению детей и молодежи". В рамках профилактики экстремистских проявлений проводятся классные часы «Профилактика экстремизма и терроризма», "Мы - против терроризма", "Трагедия Беслана", "Школа против террора", классные часы к Международному дню толерантности "Мы разные, но мы вместе!", "Сила России – в единстве народов", "Что такое толерантность", "Толерантность – путь к миру". В ходе классных часов  рассматриваются правовые нормы и ответственность за их нарушение, также уделяется внимание воспитанию у обучающихся чувства уважения и толерантности к другим культурам, национальностям, религиям, убеждениям; формированию культуры поведения, обеспечивающей собственную безопасность и безопасность окружающих. В нашей школе 1 раз в четверть проводятся общешкольные родительские собрания по профилактике экстремистских проявлений и кибербезопасности детей в сети Интернет. Ежемесячно проводится сверка фонда школьной библиотеки с «Федеральным списком экстремистских материалов».

Одним из основных направлений работы нашей школы является работа по формированию жизнестойкости детей и подростков. В рамках реализации Плана формирования жизнестойкости обучающихся педагогами-психологами, классными руководителями, социальным педагогом проводятся:

- мониторинги психоэмоционального состояния обучающихся 5-11 классов (сентябрь-октябрь, март-апрель).

-мероприятия психологического просвещения педагогов. Разрабатываются рекомендации для педагогов по темам: «Главная ценность-жизнь», «Ребёнок и компьютер - учимся взаимодействовать», «Жизнестойкость как личная характеристика».

-  психодиагностические исследования по вопросам детско-родительских отношений, консультирование по результатам диагностики.

- индивидуальные консультации с обучающимися по решению их личностных проблем.

- реализация программ внеурочной деятельности «Я принимаю вызов», «Тайны моего Я», «Интересные вопросы психологии и педагогики».

- классные часы,  направленныена формирование жизнестойкости: «Почувствуй себя любимым», «Вместе-лучше!», «Ценить настоящее», «Путь доверия».

В рамках формирования жизнестойкости и профилактики деструктивного поведения в марте этого года мы провели месячник «Я и они». В течение месяца проведены классные часы, социометрия, родительские собрания на тему «Социальные сети. Безопасность в сети Интернет».

Притча «Прораб»

«Жил-был прораб. Всю жизнь он строил дома, но стал стар и решил уйти на пенсию.

- Я увольняюсь, – сказал он работодателю. – Ухожу на пенсию. Буду со старухой внуков нянчить.

Хозяину было жалко расставаться с этим человеком, и он попросил его:

- Слушай, а давай так – построй последний дом, и проводим тебя на пенсию с хорошей премией.

Прораб согласился. Согласно новому проекту ему надо было построить дом для маленькой семьи, и началось: согласования, поиски материалов, проверки...

Прораб торопился, потому что уже видел себя на пенсии. Чего-то не доделывал, что-то упрощал, покупал дешевые материалы, так как их можно было быстрее доставить... Он чувствовал, что делает не лучшую свою работу, но оправдывал себя тем, что это конец его карьеры. По завершении стройки, он вызвал хозяина.

Тот осмотрел дом и сказал:

– Знаешь, а ведь это твой дом! Вот возьми ключи и вселяйся. Все документы уже оформлены. Это тебе подарок от фирмы за долголетнюю работу.

Что испытал прораб, было известно только ему одному! Он стоял красный от стыда, а все вокруг хлопали в ладоши, поздравляли его с новосельем и думали, что он краснеет от застенчивости, а он краснел от стыда за собственную небрежность. Он осознавал, что все ошибки и недочёты стали теперь его проблемами, а все вокруг думали, что он смущен дорогим подарком. И теперь он должен был жить в том единственном доме, который построил плохо...

Вывод: так в чем же мораль? Действительно, мы все – прорабы. Мы строим наши жизни. Уже сегодня мы строим дом, в который вселимся завтра.

Главная цель педагогического коллектива и каждого педагога - вывести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать саморазвития каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу: "Технология критического мышления как средство формирования готовности к саморазвитию личности".

Презентация представляет собой практическое применение технологии РКМ. Сопровождение доклада по обмену опытом на методическом объединении....

«Новое качество образования как условие успешной социализации учащихся в условиях модернизации школы».

Выступление Грязновой М.Ф. учителя истории, специалиста по социальной защите и охране детсва на педагогическом совете в августе 2011 года «Новое качество образования как условие успешной социализ...

Формирование коммуникативных навыков на уроках риторики, литературного краеведения как условия успешной социализации учащихся

Выступление на  семинаре по теме «Формирование коммуникативных навыков на уроках риторики, литературного краеведения как условия успешной социализации учащихся»...

Социализация в пространстве образовательных организаций и в семье

Социализация - это процесс становления личности. Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс ...

Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»

Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»...

"Педагогическая диагностика учащихся как одно из условий позитивной социализации и интеграции в общество выпускников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида"

quot;Педагогическая диагностика учащихся как одно из условий позитивной социализации и интеграции в общество выпускников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида"...

Организация эффективной деятельности с родителями по формированию позитивной социализации учащихся.

Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению с другими социальными институтами.Семья играет значимую роль в жизни человека, для ребенка огромную роль играет в обеспечении...