АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЫБОР СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА, КАК РЕСУРС УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
статья

Семененко Александра Владимировна

В статье проведен анализ факторов, влияющих на выбор старшеклассниками индивидуального образовательного маршрута. Проведены интервью с учащимися для выявления факторов. На основании выявленных факторов определены дефициты системы индивидуализации обучения в образовательном учреждении и предложены возможные пути решения проблем, связанных с определившимися дефицитами. Полученные данные способствуют принятию управленческих решений по коррекции организации учебной и внеурочной деятельности образовательного учреждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_semenenko_a.docx41.25 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЫБОР СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА, КАК РЕСУРС УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

А.В. Семененко

Научный руководитель – д-р пед. наук, проф. Л.С. Илюшин

В статье проведен анализ факторов, влияющих на выбор старшеклассниками индивидуального образовательного маршрута. Проведены интервью с учащимися для выявления факторов. На основании выявленных факторов определены дефициты системы индивидуализации обучения в образовательном учреждении и предложены возможные пути решения проблем, связанных с определившимися дефицитами. Полученные данные способствуют принятию управленческих решений по коррекции организации учебной и внеурочной деятельности образовательного учреждения.

Ключевые слова: образовательный маршрут, осознанность выбора, факторы выбора

Key words: educational route, informed choice, selection factors

Наше исследование направлено на изучение факторов выбора индивидуального образовательного маршрута учащимися старшей школы. В статье проведен анализ кейса гимназии Санкт-Петербурга, где старшие классы учатся по индивидуальным образовательным маршрутам. Данная стратегия образовательного учреждения ведет к увеличению вариантов выбора для учащихся, предполагая рост ответственности для учащихся [Скибина, 2016].

В исследовании определяем индивидуальный образовательный маршрут, как вариативную структуру образовательной деятельности обучающегося, учитывающую его личные предпочтения относительно продолжения обучения [Кунаш, 2012]. Индивидуальный образовательный маршрут выстраивается учащимися в соответствии с их образовательным поведением. Образовательный маршрут позволяет реализовать личностный потенциал ученика при сохранении активной личной позиции обучающегося, и обеспечивающей достижение планируемых образовательных результатов [Александрова, 2006].

В другом нашем исследовании «Проблема осознанности выбора индивидуального учебного плана учениками 9 класса городской гимназии», мы подтвердили гипотезу о том, что недостаточный уровень осознанности при выборе образовательного маршрута связан с низким уровнем сформированности у учащихся представлений о своем будущем образовательном и карьерном пути, неосведомленностью о возможных вариантах продолжения образования [Семененко, 2020]. Сложившаяся ситуация осложняет получение качественного образования.

В этой работе мы продолжили изучение выбора образовательного маршрута учащимися. Используя все полученные данные и проведя новое исследование по определению факторов, влияющих на выбор учащимися старшей школы образовательного маршрута, мы выявили проблемные поля в учебных практиках индивидуализации обучения в школе, которые необходимо знать для принятия  управленческих решений и успешного развития программы индивидуальных образовательных маршрутов.

Мы предположили, что анализ кейсов учащихся и получение данных о факторах выбора индивидуального образовательного маршрута (далее «ИОМ») даст нам представление о том, какие дефициты существуют в системе индивидуализации обучения и какие управленческие задачи может поставить перед собой администрация по улучшению учебного процесса.

В рамках исследования перед нами стояла задача выявить факторы, влияющие на выбор образовательного маршрута учащимися гимназии, базе исследования. Для этого мы провели анализ 10 кейсов учащихся 10-х классов гимназии. Анализ кейсов проведен за счет полученных данных из структурированных интервью с учащимися 10-х классов.

Мы провели 10 интервью с учащимися 10-х классов. Для интервью были выбраны учащиеся из разных классов (4 учащихся из 10а класса, 6 учащихся из 10б класса), респонденты были разного пола (7 девочек, 3 мальчика), были выбраны в основном учащиеся со средней успеваемостью, однако среди них было также 3 отличника и 2 учащийся с успеваемостью ниже среднего.

Интервью состояло из семи блоков. При составлении вопросов мы  ориентировались на представление администрации школы о факторах, которые могли бы повлиять на выбор образовательного маршрута учащимися. Исходя из этого, определились блоки вопросов:

  1. Особенности индивидуального образовательного маршрута (особенности ИОМ, удовлетворенность обучением по ИОМ, редактирование ИОМ в течение учебного года);
  2. Выбор индивидуального образовательного маршрута (выбор образовательного маршрута, причины выбора;
  3. Самооценка успеваемости и собственных возможностей (наличие/отсутствие понимания своих возможностей, оценка собственной успеваемости и какое мнение существует по этому поводу у учащегося);
  4. Адаптация к системе индивидуальных образовательных маршрутов (возможные трудности адаптации к системе индивидуальных маршрутов, трудности при обучении);
  5. Участие родителей (влияние родителей на выбор ИОМ, помощь при выборе, отношение к выбору учащегося);
  6. Взаимоотношения с учителями (взаимоотношения с новыми для учащегося учителями как профильных, так и базовых предметов, построение взаимопонимания);
  7. Самоопределение в профессии (выбор будущей профессии/специальности, причины выбора, уровень информированности о профессии и дальнейшей образовательной траектории).

В результате обработки данных, полученных из интервью, определилось шесть факторов, влияющих на выбор образовательного маршрута учащимися.

  1. Интересы и склонности учащегося

Учащиеся выбирают образовательный маршрут в соответствии со своими интересами, предпочтениями или способностями. Они оценивают свои предпочтения и успешность в обучении по тем или иным предметам и руководствуются этими знаниями при выборе профильных предметов.

 «Я давно интересуюсь дизайном, ну и что, что дизайнеров очень много и не факт, что добьюсь успеха, мне не так важна востребованность профессии» (Учащийся 10-го класса, средний уровень успеваемости)

 «Выбирала предметы, которые мне больше всего интересны и которые получаются» (Учащийся 10-го класса, высокий уровень успеваемости)

  1. Выбор будущей профессии

Самоопределение в профессии учащихся выявляется неоднозначно. Определилось четыре сценария определения в профессии и определения с поступлением в вуз:

  1. Учащиеся выбрали профессию, но не знают, что они должны сделать для того, чтобы овладеть этой профессией;
  2. Учащиеся выбрали направление обучения, на которое хотели бы пойти учиться, но не знаю, кем они могут стать после освоения данной специальности;
  3. Учащиеся знают, кем они хотят стать и, что нужно для это делать;
  4. Учащиеся не знают, кем они хотят быть и, что будут делать после школы.

Исходя из данных сценариев, помимо проблемы неосознанного выбора маршрута выявилась также проблема низкого уровня информированности учащихся о возможных траекториях продолжения образования. В первом сценарии учащиеся не осознают свои возможности, не осведомлены о необходимых действиях для реализации своих желаний. Во втором же сценарии учащиеся понимают свои дальнейшие планы и действия для реализации, однако в недостаточной степени проинформированы о рынке профессий, которыми можно овладеть, освоив выбранное направление в вузе.

  1. Участие/неучастие родителей

По результатам собранных данных определилось несколько сценариев влияния фактора участия родителей на выбор ИОМ учащимися.

1 кейс: Родители не вмешиваются в обучение учащегося:

«Родители давно не вмешиваются в мою учебу. Сам учусь, сам оценки получаю, ну и выбор сам делал. Не советуюсь по таким вопросам. Мама говорит: «У нас еще младший есть, давай сам, твоя жизнь». (Учащийся 10-класса, средний уровень успеваемости)

2 кейс: Родители принимают активное участие в обучении, но не препятствуют выбору учащегося, считаются с его (ее) интересами:

«Мы вместе с родителями сели, подумали, посоветовались, немного поспорили. Я настояла, но мама все равно говорит, чтобы я шла на юриста, лингвистом на работу сложно устроиться». (Учащаяся 10-класса, высокий уровень успеваемости).

3 кейс: Родители принимают участие в обучении и в выборе, не настаивая на своем. Руководствуются желаниями обучающегося:

 «Мы советуемся, но родители принимают мой выбор. Им не то, чтобы все равно, иногда не согласны, но в основном делаю так, как хочу сама.» (Учащаяся 10-класса, средний уровень успеваемости).

4 кейс: Родители диктуют выбор относительно образования учащегося:

«Папа сказал идти в инженеры, прибыльно, легко устроиться, да и я в математике шарю, ну физику подтяну и нормально». (Учащийся 10-класса, средний уровень успеваемости)

  1. Личность учителя

Фактор личности учителя и отношений учителя и учащегося являются важной составляющей при выборе набора профильных предметов. Исходя из ответов учащихся, влиять на их выбор может как негативное отношение к учителю, так и заведомо позитивное.

«Пожалела, что взяла экономику профиль, не такой уровень, как ожидала» (Учащаяся 10-класса, высокий уровень успеваемости)

«Литературу сдавать не буду, но не хочу к этому учителю на базу идти. Мы с ней с 5 класса учимся, очень строгая, мне литература не очень то и нужна по жизни, а домашки как будто я только ей и должна заниматься.» (Учащийся 10 класса, средний уровень успеваемости)

 «Взяла профильную математику только из-за учителя, сейчас подумываю уйти, она мне не нужна и сложновато, но наверно не уйду, лучше уж с учителем, чем на базе, потерплю.» (Учащийся 10-класса, средний уровень успеваемости)

  1. Удобство расписания

В ходе интервью, определилось несколько проблем в расписании обучения по ИОМ, главной проблемой для учащихся является большое количество промежутков между уроками (окна), которые влияют на снижение мотивации при обучении.

«Множество «окон» мешают, ладно еще когда есть чем заняться, с кем-то поговорить, но просто так сидеть час или два это ужасно. А если прихожу домой, то уже возвращаться очень сложно» (Учащаяся 10-класса, средний уровень успеваемости)

  1. (Не)осуществленный выбор ИОМ

Существует несколько кейсов учащихся с высоким уровнем успеваемости, которые не определились с дальнейшей образовательной траекторией и выбором вуза. В таком случае учащиеся формируют для себя образовательный маршрут с большим количеством профильных предметов, что мешает успешному освоению учебной программы большего количества этих предметов.

«У меня нагрузка 43 часа, взяла все профили которые мне были интересны. Оказалось все же это тяжело. В следующем году наверно буду отказываться от нескольких, только бы понять от каких именно…» (Учащаяся 10-го класса, высокий уровень успеваемости)

В ходе анализа факторов, влияющих на выбор образовательного маршрута учащихся, было выявлено три дефицита, которые определяют направления, в рамках которых администрации необходимо внести изменения в программу индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников.

  1. Расписание учащихся неоднородно

Как было сказано ранее, учащиеся жалуются на неудобное для успешного обучения расписание. Учащиеся говорят о том, что большое количество промежутков между уроками мешает освоению учебной программы, теряется мотивация обучения.

Возникают случаи, когда учащийся не может выбрать два интересующих его профиля, из-за совпадения предметов в расписании. Учащемуся приходится отказываться от одного из них в пользу другого.

«У меня не получилось в расписание вставить и физику, и информатику. Они по расписанию в одно и то же время. Правда, мне предложили изучать физику в дистанционном формате, но пока непонятно как это. Пока что мы только задания выполняем, читаем учебник и все. Мне это не очень нравится. Наверно откажусь от одного из предметов. Надо только решить от какого.» (Учащийся 10 класса, высокий уровень успеваемости)

Для решения этой проблемы администрации необходимо пересмотреть организационную структуру составления расписания. Необходимо регламентировать процесс составления расписания, чтобы каждый учащийся имел возможность выбрать интересующие его предметы, не думая о совпадении расписания. Другим решением может быть установка регламента для учащихся, относительно профильных предметов. Необходимо составить список предметов, которые невозможно изучать на профильном уровне одновременно в соответствии с программой индивидуальных образовательных маршрутов гимназии. Этот список необходимо прописать в локальном акте образовательного учреждения.

  1. Выбор учащимися профильных предметов из-за заведомо негативного отношения к учителю, который преподает предмет на базовом уровне

Было выявлено несколько кейсов, в которых негативное отношение к учителям влияет на выбор профильного предмета, даже если они не собираются связывать свой дальнейший профессиональный или образовательный путь с этим предметом. Такие ситуации могут негативно повлиять на изучение других профильных предметов из-за высокой загруженности учащегося.

Эту проблему может решить ранее погружение учащихся в индивидуальное обучение. Необходимо дать возможность учащимся познакомиться с преподавателями того или иного профильного предмета, понять объем материала, который дается в программе и увидеть как учитель ведет урок. Такое раннее знакомство учащихся и преподавателей поможет избежать непредвиденных ситуаций и способствовать более высокому уровню осознанности выбора ИОМ.

  1. Дефицит информированности учащихся о существующих вузах

В своих ответах учащиеся говорят о том, что они бы хотели, чтобы в школе была какая-либо информация о возможностях поступления и существующих специальностях.

«Жаль, что в школе не знакомят с вузами. Я понимаю, что это нам нужно, но хоть школа же тоже заинтересована, было бы хорошо, если информация хотя бы на стендах висела» (Учащаяся 10-го класса, средний уровень успеваемости)

Мы предполагаем, что проблему недостатка информации о возможностях обучения в высших образовательных учреждениях и многообразии вузов у учащихся можно решить с помощью системного просвещения учащихся за счет программ внеурочной деятельности. В будущем нашем исследовании мы представим программу внеурочной деятельности, которая будет учитывать все факторы, влияющие на выбор образовательного маршрута учащихся и, по нашему мнению, сможет частично решить проблему неосознанного выбора.

Собранные данные подтверждают, что анализ кейсов по определению факторов выбора образовательного маршрута способствует выявлению дефицитов индивидуализации обучения. Анализ выявленных дефицитов требует дополнительного внимания со стороны педагогов и руководства школы. Наше исследование является частью исследования формирования образовательного поведения старшеклассников средствами внеурочной деятельности. Полученные данные способствуют принятию управленческих решений по коррекции организации учебной и внеурочной деятельности.

Библиографический список

  1. Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Е. А. Александрова. – Тюмень, 2006. – 33 с
  2. Кунаш М. А. Подходы к классификации индивидуальных образовательных маршрутов школьников// Ярославский педагогический вестник.— 2012. —№ 3 – Том II (Психолого-педагогические науки)— С.77- 81.
  3. Семененко А.В. Проблема осознанности выбора индивидуального учебного плана учениками 9 класса городской гимназии // Управление образованием: сборник статей. Вып. 9 / отв. ред. Н.А. Заиченко, С.А. Михеева ; Санкт-Петербургский филиал Нац.исслед. ун-та "Высшая школа экономики". - СПб.: Издательство Скифия-принт, 2020. - С. 203-206.
  4. Скибина Я. В. "Проблема индивидуализации обучения в современных условиях» Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, no. 123, 2016, pp. 2123-2134.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧЕНИКА ПО ИСТОРИИ КАК ФАКТОР ЕГО УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Нестабильность современной жизни, неясность перспектив, материальные трудности в семье, зачастую ведет к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут самостоятельно определитьс...

Организация учебной деятельности на уроках математики и информатики с использованием индивидуального образовательного маршрута через личностно – ориентированный подход, способствующий развитию познавательной и творческой активности

Проблемой внедрения индивидуального образовательного маршрута в урочную и внеурочную деятельность я занимаюсь уже 7  лет.   Начиная с 2007 года,  в классах, где я преподавала...

выступление фсп Индивидуальные образовательные маршруты подготовка старшеклассников

выступление фсп Индивидуальные образовательные маршруты подготовка старшеклассников...

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося с низкими учебными возможностями

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося с низкими учебными возможностями...

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с высокими учебными учебными возможностями

Материал содержит план подготовки учащегося к олипиадам, к заданиям высокого уровня сложности  ОГЭ...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...

Индивидуальный образовательный маршрут на 2022-2023 учебный год

Индивидуальный образовательный маршрут педагога содержит тему самообразования, тематическое направление (профессиональный дефицит), определяющую работу учителя на 2022-2023  учебный год; перечень...