Проект по теме: "Школа - наш дом"
методическая разработка

Никишова Наталья Викторовна

Проект воспитательной программы для школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shkola_rezerva._nikishova_n.v.docx57.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №46

Проект по теме:

«Школа-наш дом»

                  Выполнила: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №46

                                                                          Никишова Наталья Викторовна

Хабаровск

2022

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………....3

Глава 1: «Дети «группы риска»»………………………………………………… 6

Глава 2: «Направления социально-педагогической деятельности с детьми «группы риска»»…………………………………………………………………..8

Глава 3: «Ожидаемые результаты и эффективность проекта»………………..13

Заключение……………………………………………………………………… 14

Литература………………………………………………………………………..15

Введение.

     Актуальность исследования. Обострение социально-экономической ситуации в стране, изменение института семьи, деформация морально-нравственных установок, приток мигрантов и ухудшение здоровья населения наносит огромный ущерб прежде всего молодому поколению, что приводит к росту числа детей «группы риска». В настоящее время категория «дети группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания. Границы понятия «дети группы риска» являются достаточно размытыми, разные авторы дают отличные друг от друга определения и классификации категорий, а в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» употребляется совершенно иной термин «дети в трудной жизненной ситуации». «Трудная жизненная ситуация – положение, объективно нарушающее жизнедеятельность гражданина, которое он не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем ему необходима помощь», – определение дается в работе Ю. В. Корчагиной [21, с.114].

     Статистика отстающих и неуспевающих учеников МБОУ СОШ № 46 за последние три года показала следующие результаты:

     Все эти ребята находились на внутришкольном учете и относились к «группе риска». Это свидетельствует о наличии проблемы в образовательном учреждении, которую необходимо решать.

     

     В 2021-2022 в МБОУ СОШ №46  обучаются следующие категории учащихся:

малообеспеченные семьи -205,

неполные семьи - 159,

многодетные семьи - 159,

опекаемые и приемные семьи -19,

неблагополучные семьи – 28.

Дети стоящие учете КДН - 12

Дети, стоящие на внутришкольном контроле – 24.

     Цель проекта: создание позитивной воспитательной среды образовательной организации для детей «группы риска».

     Задачи проекта: 1. Раскрыть понятие: дети «группы риска»

2. Разработать комплекс занятий по социально-педагогической работе с детьми «группы риска» и их родителями

3. Спланировать ожидаемые результаты.

     Методы исследования: теоретические: анализ, сравнение, обобщение,

систематизация; эмпирические: беседа, анкетирование.

     База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение - средняя общеобразовательная школа №46

     Возраст детей, участвующих в реализации проекта; программа рассчитана для работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением 8-17 лет.

     Ожидаемые результаты:

- выявление основных причин появления детей «группы риска»;

- повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения;

- создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска»;

- изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желание и умение вести здоровый образ жизни;

- снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей;

- формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях;

- рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения;

- сокращение роста детской, подростковой и молодежной преступности;

- снижение уровня безнадзорности и беспризорности детей;

- совершенствование гражданско-патриотического воспитания;

- повышение социальной активности и заинтересованности молодых людей.

     Методическое обеспечение проекта:

 - Диагностические материалы.

 - Информация об обучающихся (сбор сведений; акты).

 - Информация о семьях (сбор сведений, акты).

 - Психологическая диагностика трудновоспитуемых обучающихся.

 - Списки состоящих на учете.

 - Списки состоящих в СОП.

 - Папка классного руководителя

Дети «группы риска»

     Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей, происходит дистанцирование школы от детей с трудной судьбой, что приводит к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств. Так дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик.

     Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к негативным последствиям психологического и социального характера. Данная категория нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой она оказалась, а с другой – на минимизацию ее социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения.    

      Для того, чтобы решить задачи исследования, необходимо дать характеристику категории «дети группы риска». В отечественной педагогике особое внимание изучению категории «дети группы риска» уделяли такие ученые, как И. Ф. Дементьева, Е. И. Казакова,В. Е. Летунова, Л. В. Мардахаев,Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга.

      Л. Я. Олиференко рассматривая термин «дети группы риска», включает в него как педагогические, так и социальные проблемы детей. Данное понятие является достаточно широким и у каждого автора трактуется по-разному. Само слово «риск» в работе Л. Я. Олиференко трактуется, как наиболее высокая вероятность чего-то негативного и нежелательного, что может произойти. Также и дети группы риска – это дети, которые подвержены воздействию отрицательных факторов, которые могут сработать и нанести вред ребенку, однако могут и не сработать.

     М. В. Шакурова определяет риск, как «ситуативную характеристику деятельности, означающую неопределенность ее исхода, при которой возможны альтернативные варианты ошибки или успеха». Так же она использует еще один термин, который актуален в нашей работе: «Социально педагогический риск – учет и регулирование нежелательных, социально и/или педагогически неприемлемых, угрожающих жизни, здоровью, полноценной социализации личности факторов и последствий».

     Поскольку категория «дети группы риска» имеет широкое значение, появилась необходимость ее дифференциации. В первую очередь обратимся к законодательной базе. Стоит отметить, что такого понятия, как «дети группы риска» там нет, вместо него используется понятие «дети в трудной жизненной ситуации».

     Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 года принимает за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации», в Статье 1. «Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» предлагаются следующие критерии их дифференциации:

 «дети, оставшиеся без попечения родителей;

 дети-инвалиды;

 дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии;

 дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических         и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

 дети из семьи беженцев и вынужденных переселенцев;

 дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

 дети-жертвы насилия;

 дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

 дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

  дети, проживающие в малоимущих семьях;

 дети с отклонениями в поведении;

 дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи».

     Таким образом, изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно дать характеристику понятию дети «группы риска». Дети группы риска – это широкое понятие, обусловленное прежде всего социальным фактором и включающее в себя категорию «дети с девиантным поведением».

     

Направления социально-педагогической деятельности

с детьми «группы риска»

     Для решения задач, поставленных в нашей исследовательской работе, необходимо изучить направления социально-педагогической деятельности с детьми группы риска.

Нормативные правовые аспекты сопровождения детей группы риска:

Конвенция о правах ребенка

Закон Об образовании в РФ

Семейный кодекс РФ

Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе"

Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ФЗ № 120 от 24.06.1999 в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ)

Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" № 124- Ф (с изменениями и дополнениями)

     Воспитательная работа с детьми группы риска как воспитательная технология может быть реализована совместными усилиями советника директора школы по воспитанию и работе с детскими объединениями, социальным педагогом, психологом, классными руководителями,  заместителями директора по воспитательной работе — всеми специалистами, владеющими функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма оказывающими адресную помощь конкретному ребенку.

Эта работа должна строиться по следующим направлениям:

  1. Формирование базы данных — это по сути, необходимость выявления детей «группы риска»,  а именно детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.   При этом необходимо особое внимание к многодетным и неблагополучным семьям, к семьям, где воспитываются дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением. 
  2. Системные мониторинговые процедуры — регулярная диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. Особое внимание уделяется детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации. В систему диагностик включаются исследования индивидуальных особенностей ребенка и выявление его интересов и потребностей, трудностей и проблем общения и взаимодействия в коллективе, анализ конфликтных ситуаций, отклонений в поведении, выявление их причин, отслеживание истоков возникновения конфликтных ситуаций; исследование условий и особенностей отношений с социумом и пр.
  3. Профилактическая работа — создание благоприятного психологического климата между всеми участниками воспитательного процесса, актуализацию мотивационной сферы школьников, предупреждение противоправных поступков, формирование установок на здоровый образ жизни
  4. Работа с семьей — выявление семей, не занимающихся воспитанием своих детей, асоциальных семей и т. д.  (индивидуальные беседы, беседы на родительских собраниях, посещение на дому детей «группы риска», детей сирот и оставшихся без попечения родителей). Помощь родителям в воспитании детей.
  5. Индивидуальная работа — реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних (профилактические беседы, индивидуальные беседы, лекции, тематические классные часы, экскурсии, встречи с интересными людьми, консультирование педагогов, семейное консультирование, включение детей в активную общественно-полезную, трудовую, спортивно-оздоровительную, художественно-эстетическую, игровую деятельность и т.д.).
  6. Работа с классным коллективом — работа над формированием и развитием классного коллектива, профилактика асоциальных типов отношений между детьми, пропаганда и включение коллектива школьников в активную общественно-полезную деятельность ;
  7. Психологическое сопровождение —  направлено на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации детей группы риска.

Исходя из направлений можно выделить этапы реализации проекта:

№ п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1 этап – организационный

 1

2

Выявление детей «группы риска»

Планирование работы с детьми «группы риска». Разработка программы «Школа – наш дом».

 1 месяц

 

 

3 месяца

Классные руководители, социальный педагог

Педагогический коллектив

2 этап – реализационный

 1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Совещания при руководителе по вопросам: «Организация

профилактической работы с учащимися «группы риска», «Организация свободного времени учащихся «группы риска».

Еженедельная работа Совета профилактики по предупреждению правонарушений.

Проведение родительских собраний на тему: «Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности ребенка и родителей», «Ответственность

перед законом: что нужно знать детям и родителям?».

Участие в организации и проведения профилактических акций, пропагандирующих ЗОЖ.

Организация и проведение массовых мероприятий: (работа по возрастным

программам, неделя правовых знаний (с привлечением работников

правоохранительных органов)

Вовлечение учащихся в работу кружков, клубов, секций, факультативов, Совет самоуправления.

Организация каникулярного отдыха

Организация спортивных мероприятий, конкурсы рисунков по теме ЗОЖ,

профилактика вредных привычек, уроки здоровья

(проведение акции «Будущее без наркотиков», «Я не курю», «Будущее за нами»)

Индивидуальные занятия с психологом

Психолого-педагогический всеобуч для родителей

(проведение индивидуальных и групповых консультаций, семинаров, тренингов, информационных, образовательных услуг для родителей, имеющих детей с девиантным поведением)

Мониторинг успеваемости и посещаемости детей «группы риска»

5 лет,

в течении каждого учебного года

Каждую учебную четверть

Руководитель, педагогический коллектив

Руководитель, педагогический коллектив

Классные руководители, социальный педагог

Педагогический коллектив

Педагогический коллектив, социальный педагог, психолог

Педагогический коллектив, социальный педагог, психолог

Педагогический коллектив, социальный педагог, психолог

Педагогический коллектив, социальный педагог, психолог

Психолог

Психолог

Руководитель

3 этап – итоговый

1

2

Подведение итогов плановой работы с детьми «группы риска»

Коррекция и разработка программы на следующие 5 лет.

 

Руководитель, педагогический коллектив

Ожидаемые результаты и эффективность проекта.

     Экономическая эффективность данного проекта состоит успешной социализации детей «группы риска», которые благодаря психолого-педагогической поддержке станут достойными членами общества, профессионалами и принесут пользу своему государству.

     Социальная эффективность данного проекта заключается в решении острой социальной проблемы современного общества и образования, которая заключается в большом количестве неуспевающих учеников, детей, не посещающих школу, детей-правонарушителей.

     Эффективность для стейкхолдеров проекта:

Образовательная организация– ученики, посещающие уроки. Отсутствие второгодников.

Дети «группы риска» - психолого-педагогическая помощь, получение аттестата об основном общем образовании, социализация.

Родители - психолого-педагогическая помощь в воспитании детей с девиантным поведением и другими проблемами в развитии и социализации.

Риски проекта и меры по их минимизации.

РИСКИ

МИНИМИЗАЦИЯ

«Нежелание» педагогического коллектива заниматься дополнительной работой

Материальное стимулирование

 Нехватка узких специалистов

Привлечение молодых специалистов

«Нежелание» детей «группы риска» и их родителей сотрудничать и получать помощь

Работа всей образовательной организации

Нехватка финансов

Попытка выиграть грант

Заключение

     Организация обучения и воспитания «детей группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна.

     Завершая разговор о «детях группы риска», необходимо признать, что эта категория детей требует особого подхода и контролировать работу с ними необходимо на уровне руководителя образовательной организации. Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с детьми «группы риска».

     Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от

правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая

догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за

помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

    Во-вторых, необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

    В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной

ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями.

     Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

    Таким образом, работа с детьми группы риска в школе дополнительно охватывает не только факторы приспособления, но и акцентируется на учебных успехах и достижениях. Основной составляющей является и работа с семьей или же окружением, ее заменяющим.

    Одной из немаловажных задач современного образование является создание благоприятный условий для социализации каждого ребенка, а особое внимание следует уделять детям «группы риска».

Литература:

1. Закон РФ «Об образовании»

2. Концепция Модернизации Российского образования

3. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних»

4. О.С. Гришанова Справочник социального педагога – В, 2016

5. Астапов В.М., Обучение и воспитание детей «группы риска». – М., 1996.

6. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска». – М., 2006.

7. Невский И.Л., Колесова JI.C. Подростки «группы риска» в школе. – М., 1996.

8. Сакату X. Психологические особенности детей группы риска. – М., 2000.

9. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М., 2008.

10. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007.

11. Галичкина О.В. Система работы администрации школы по профилактике

наркомании.- Волгоград: Учитель, 2006.

12. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам все о наркомании.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

13. Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария // Методист. – 2007. - №6. – С. 47-48.

14. Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка» //Социальная педагогик. – 2009. - №5.

15. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград: Учитель, 2005.

16. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М., 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме "Школа" немецкий язык 8класс

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Создать условия для:- решения речемыслительных поисковых задач  в процессеработы над языковым материалом и развития  на этой основе основных видов  речевой деятельнос...

Урок по теме "Школа. Предметы. Школа моей мечты" 6 кл.

Разработка урока по теме "Школа. Предметы. Школа моей мечты" для 6 класса. На уроке проверяется умение беглого чтения с полным пониманием, закрепляется тема "Образование сложных слов", "Степени сравне...

Урок по теме "Школа. Предметы. Школа моей мечты" 6 кл.

Разработка урока по теме "Школа. Предметы. Школа моей мечты" для 6 класса. На уроке проверяется умение беглого чтения с полным пониманием, закрепляется тема "Образование сложных слов", "Степени сравне...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПДД НА ТЕМУ: «Школа юного пешехода» (1 класс).

Тема  безопасности  дорожного  движения  очень актуальна. Важно как можно раньше  научить  юных  граждан  правилам поведения на улицах  и  дорог...

«Защита проектов по теме «Школа моей мечты».

Конспект открытого урока немецкого языка в 6 классе (учебник И. Л. Бим)...

Проект "Играем с чистоговорками" по лексической теме "Школа.Школьные принадлежности" И.Н.Думитраш, учитель-логопед.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий. Могучий и поистине волшебный русский язык» К.Г.Паустовский       Возможность говорить, общаться-это удивительный дар...

Урок – проект по теме «Школа и школьная жизнь» (“A Good Start in Life”) в 8 классе, учебник « Starlight» 8 (Создание и презентация плаката о своей школе)

Тема: «Школа и школьная жизнь»Тип урока: обобщение изученного материала.Цели урока Обучающие: 1.      Тренировка произносительных навыков при декламации стихо...