Положение о воспитательной работе в школе
материал

Скоромина Елена Викторовна

Воспитательная работа направлена на достижение целей и решение задач деятельности учреждения, определенных ее Уставом и при реализации основной образовательной программы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_o_vospitatelnoy_rabote.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛА №?????????????????????????????????????????????

РАССМОТРЕНО                                                   ПРИНЯТО

на заседании методического                                на заседании педагогического

совета                                                        совета

протокол №                                                           протокол №  

                                                                                     

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_____________

приказ №

                                                                 

ПОЛОЖЕНИЕ

О воспитательной работе        в ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Данное положение разработано на основе Конвенции о правах ребенка, Федерального Закона «Об образовании Российской Федерации», Устава ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,далее – учреждение).
  2. .Воспитание является приоритетным направлением в образовательном процессе Учреждения.
  3. Воспитательная работа направлена на достижение целей и решение задач деятельности учреждения, определенных ее Уставом и при реализации основной образовательной программы начального  общего образования и рабочей программы  воспитания ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

2. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, УЧАСТНИКИ ВОСПИТАНИЯ

        2.1. Воспитание основывается на единстве и преемственности  образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с  рабочей программой  воспитания для дошкольного образования ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

2.2. Цель воспитания обучающихся в образовательной организации:

развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых
в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону
и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

 2.3.  Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:

усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;

достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО.

. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают:

осознание российской гражданской идентичности;

сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;

готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Воспитательная деятельность в ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности и реализуется в единстве учебной
и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:

1) гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве
и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.

2) патриотического воспитания, основанного на воспитании любви
к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.

3) духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим,
к памяти предков.

4) эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение
к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

5) физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.

6) трудового воспитания, основанного на воспитании уважения
к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации
на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение
в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.

7) экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.

8) ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.

2.4. Воспитание осуществляется всеми участниками образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Центральной фигурой, координирующей воспитательную работу с учащимися, является классный руководитель. Он оказывает педагогическую поддержку родителям, взаимодействует с другими педагогами, администрацией школы по вопросам воспитания детей. Ученик является не только объектом, но и субъектом воспитания. Задача классных руководителей создавать условия для самовоспитания ребѐнка, проявления личностной свободы в освоении им своей главной социальной роли человека. Организационную и методическую помощь классным руководителям оказывают заместитель директора по учебно -воспитательной работе, руководитель МО  

2.5. Целевые ориентиры результатов воспитания.

Требования к личностным результатам освоения обучающимися
ООП НОО установлены ФГОС НОО.

На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся,
на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС НОО.

Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.

  Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.

  Гражданско-патриотическое воспитание:

знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине – России, её территории, расположении;

сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам;

понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины – России, Российского государства;

понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;

имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях;

принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации,
в доступной по возрасту социально значимой деятельности.

  Духовно-нравственное воспитание:

уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности;

сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека;

доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический
и моральный вред другим людям, уважающий старших;

умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки;

владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий;

сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.

  Эстетическое воспитание:

способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей;

проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре;

проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.

  Физическое воспитание, формирование культуры здоровья
и эмоционального благополучия:

бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни,
в том числе в информационной среде;

владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе;

ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом;

сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.

  Трудовое воспитание:

сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;

проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение
к результатам труда, ответственное потребление;

проявляющий интерес к разным профессиям;

участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.

 Экологическое воспитание:

понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду;

проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;

выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.

  Ценности научного познания:

выражающий познавательные интересы, активность, любознательность
и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;

обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании;

имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации
и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

3.1. Психолого-педагогическое изучение личности школьника:

- Классный руководитель изучает динамику личностного развития учащихся, их воспитанности, межличностные отношения в классе, ведѐт записи наблюдений по отдельным учащимся.

- Классные руководители ежегодно заполняют социальный паспорт семей учащихся. Используются различные методы изучения воспитательных возможностей семьи (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование). Воспитание черт характера, нравственное воспитание:

- Воспитание черт характера, нравственное воспитание осуществляется через индивидуальную работу с учащимися, через внеклассные групповые и коллективные воспитательные мероприятия, участие в работе объединений дополнительного образования.

3.2.Организация взаимодействия Организации с семьей.

 Работа Организации с родителями включает следующие блоки:

-социально-педагогическая диагностика семьи;

-повышение психолого-педагогических знаний родителей;

-вовлечение родителей в УВП;

-участие родителей в управлении;

-контроль за воспитанием и содержанием детей в социально неблагополучных семьях

3.3.Формирование здорового образа жизни, жизненных навыков

В школе функционирует направление деятельности, направленной на объединение усилий семьи, школы, социума по сохранению и укреплению здоровья детей. Реализация этого направления предполагает формирование культуры здоровья и обучение навыкам здорового образа жизни (ЗОЖ) учащихся, обеспечение активной адаптации личности к жизни в современном обществе.

3.4.Развитие творческих способностей.

 Развитию творческих способностей, интересов, социальному и профессиональному самоопределению учащихся способствует система дополнительного образования, которая представлена кружками и секциями организованными в рамках сетевого сотрудничества.

4. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 4.1. Содержание воспитательной работы включает в себя следующие компоненты:

 -модули

 -направления

-внеурочная (внеучебная) деятельность и др.

4.2. Отбор содержания, форм и методов воспитательной работы определяется требованием к реализации рабочей программы по воспитанию ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, механизмом ее реализации, локальными актами в том числе данным положением, Уставом, планом воспитательной работы, планом работы классного руководителя.

 4.3. Воспитание в процессе обучения осуществляется через отбор содержания для урока, организацию деятельности учащихся на уроке, влияние личности учителя на школьников. Координация воспитательной деятельности учителей предметников осуществляется на заседаниях школьного методического объединения. Воспитание в процессе обучения ведется с учетом личностных особенностей учащихся, их учебной мотивации.

 4.4. Внеурочная воспитательная работа осуществляется на двух уровнях: внеурочная воспитательная деятельность в классе, внеурочная воспитательная деятельность в учреждении. Внеурочная воспитательная деятельность в классе осуществляется классным руководителем в соответствии с программой воспитательной работы с классом на год, утвержденным директором школы, его должностной инструкцией. Внеурочная воспитательная деятельность в школе организуется заместителем директора по учебно-воспитательной работе, руководителями кружковых объединений, заместителем директора по БОП, советником директора по воспитательной работе.

 

5. МОДЕЛЬ РАБОТЫ С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

5.1.  Реализация воспитательного потенциала классного руководства   направленна в на решение задач воспитания и социализации обучающихся.

5.2. Планирование и организация работы  проводятся по позициям:

  • планирование и проведение классных часов целевой воспитательной, тематической направленности;
  • инициирование и поддержку участия класса в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
  • организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
  • сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
  • выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких правил поведения;
  • изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом -психологом;
  • доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
  • индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
  • регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
  • проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
  • организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
  • создание и организацию работы родительского комитета класса,

участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,      школе;

  • привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и школы;
  • проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.

5.3. В качестве основного документооборота классного руководителя, для его работы, используется приложение «План работы классного руководителя». Это основной документ для сопровождения воспитательной деятельности в классе. В его составе находятся формы для составления характеристики класса, социального паспорта, работы с родителями,  приоритетные направления на каждый год обучения и воспитания. Модель работы с классным коллективом предполагает комплексную работу по направлениям, которые входят в состав традиционных мероприятий по Воспитательной работе в учреждении: здоровье, патриотизм, интеллект, семья, профориентация, экология, досуг, нравственость; мероприятиям по плану работы муниципалитета, области и по приоритетному направлению работы с классом (направления соответствуют возрастным особенностям учащихся).

 План работы классных руководителей и содержание программы воспитательной работы с классом состоит из следующих компонентов:

  1. Основные данные классного коллектива
  1. Список класса  
  2. Характеристика  класса  
  3. Социальный паспорт класса  
  4. Занятость учащихся во внеурочное время  
  5. Работа с родителями  
  6. Калейдоскоп родительских собраний  
  7. План работы родительского комитета на  уч.год  
  1. Пояснительная записка плана    

4 этапа реализации плана.   Приоритетные направления:    

  1 класс – «Познай самого себя – это интересно!»  

  2 класс – «Учись дружить – это необходимо!»  

  3 класс – «Утверди себя – это возможно!»  

  4 класс – «Прояви себя – это реально!»  

Реализация воспитательной системы класса происходит через: классные часы , участие в общешкольных соревнованиях, мероприятиях (согласно плана), организацию учителем учебно-воспитательного пространства на уроках и занятиях. План работы классного руководителя составляется в начале учебного года на основе Плана традиционных мероприятий по воспитательной работе Учреждения,  дополняется в течение учебного года.  

6. КЛАСНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОРГАНИЗАЦИИ

6.1. Классный руководитель – педагог, назначаемый и освобождаемый от должности приказом директора. Классным руководителем в 1-4 классах является учитель начальных классов и как правило, преподающий свой учебный предмет в данном классе. На период отпуска или временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на другого учителя, не имеющего классного руководства. Классный руководитель руководствуется должностной инструкцией по профстандарту, ФГОС общего образования, правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности, а также Уставом и локальными правовыми актами учреждения (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора), Трудовым договором. Соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.

6.2 Основное назначение классного руководителя – обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей. Классный руководитель выполняет следующие функции: аналитическую, контролирующую, координирующую, коммуникативную.

6.3. Цель деятельности классного руководителя – формирование и развитие гармонично развитой и социально ответственной личности на основе семейных, социокультурных и духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

6.4. Задачи деятельности классного руководителя:

- создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

- создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;

- формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;

- формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.;

- формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны;

- формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счёт активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений и объединений, ученического самоуправления, творческих и научных сообществ;

- формирование здорового образа жизни;

- обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка;

- организация внеурочной работы с обучающимися в классе;

- содействие развитию инклюзивных форм образования, в том числе в интересах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

6.5.  Основными функциями классного руководителя являются:

- личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе;

- деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемой с классом как социальной группой;

- воспитательная деятельность во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;

- воспитательная деятельность во взаимодействии с педагогическим коллективом;

- участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами.

- ведение и составление документации классного руководителя.

6.6. Направления деятельности классного руководителя:

- в рамках реализации рабочей программы по воспитанию ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, ;

 -индивидуальная работа с учащимися своего класса;

 -работа с коллективом класса;

-взаимодействие с участниками учебно – воспитательного процесса (учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, администрация, родители , обучающиеся);

-деятельность по сохранению и укреплению здоровья;

-работа с семьями учащихся.

6.7.Работа классного руководителя строится на основе анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно- ориентированного подхода. Также он принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных отношений. Формы работы могут быть разнообразными в соответствии с возрастными особенностями детей, поставленными воспитательными задачами, однако они не должны наносить физический и моральный ущерб ребенку, нарушать его права, унижать его личное достоинство, не должны вступать в противоречие с общешкольной воспитательной политикой.

6.8. Организация деятельности классного руководителя.

Организует и контролирует работу классного руководителя заместитель директора по воспитательной работе. Администрация школы создает необходимые условия для работы классного руководителя.

 6.9. Права классного руководителя Классный руководитель имеет право:

- Самостоятельно определять приоритетные направления, содержание и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать формы и технологии работы с обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в том числе:

- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

- групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления, проекты, ролевые игры, дебаты и др.);

- коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, образовательный туризм, слёты, соревнования, квесты и игры, родительские собрания и др.).

- Выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности.

- Вносить на рассмотрение администрации учреждения, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности, как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

- Участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов общеобразовательной организации в части организации воспитательной деятельности и осуществлении контроля ее качества и эффективности.

- Участвовать в обсуждении итогов проведения внутришкольного контроля.

- Самостоятельно планировать и организовывать участие учащихся в воспитательных мероприятиях.

- Использовать (по согласованию с администрацией школы) инфраструктуру учреждения при проведении мероприятий с классом.

- Приглашать в учреждение родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства.

- Давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий.

- Посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса.

- Организовывать воспитательную работу с обучающимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий.

- Выносить на рассмотрение администрации, совета общеобразовательного учреждения предложения, согласованные с коллективом класса.

- На материально-техническое и методическое обеспечение организуемой им воспитательной деятельности.

- Защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации учреждения, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников.

- На конфиденциальность служебного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

- На ознакомление с жалобами, докладными и другими документами, которые содержат оценку работы классного руководителя, давать по ним объяснения, защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в случае дисциплинарного расследования, связанного с нарушением классным руководителем норм профессиональной этики.

- Повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.

- Участвовать в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях по профессиональной деятельности.

- Классный руководитель имеет иные права, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка учреждения.

6.6. Обязанности классного руководителя: В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке классный руководитель несет ответственность:

- за соблюдение требований к ведению и своевременное оформление классного журнала (электронного журнала) и журнала инструктажей обучающихся, выполнение плана работы классного руководителя.

- за соблюдение финансовой дисциплины;

- за поддержание порядка в классном кабинете, целостность используемого оборудования;

- за выбор воспитательных приемов и их соответствие возрастным особенностям обучающимся;

- за своевременное информирование и подготовку организационных вопросов проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся класса;

- за соблюдение прав, свобод и достоинства личности обучающихся, родителей обучающихся и лиц, их заменяющих;

- за соблюдение плана воспитательной работы школы в рамках своих функциональных обязанностей;

- за создание обстановки, приведшей к уменьшению контингента обучающихся по вине классного руководителя;

- за жизнь и здоровье обучающихся класса во время проводимых им мероприятий;

- за ненадлежащее исполнение требований антитеррористической безопасности в школе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- за несвоевременное принятие мер по оказанию первой помощи пострадавшему, скрытие от администрации несчастного случая;

- за недостаточный контроль или его отсутствие за соблюдением правил и инструкций по охране труда и пожарной безопасности.

- за неисполнение или нарушение без уважительных причин своих обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией классного руководителя, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, трудового договора, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, классный руководитель подвергается дисциплинарному взысканию согласно статье 192 Трудового Кодекса Российской Федерации.

- за применение, в том числе однократно, методов воспитания, включающих физическое и (или) психологическое насилие над личностью обучающегося, а также за совершение иного аморального проступка педагог может быть освобожден от занимаемой должности согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

- За несоблюдение правил и требований охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм классный руководитель учреждения привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.

- За умышленное причинение учреждению или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством РФ.

- За правонарушения, совершенные в процессе осуществления образовательной и воспитательной деятельности несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

6.7. Ответственность Классный руководитель несет дисциплинарную ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и не использование прав, предусмотренных данным положением.

7. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 Результативность воспитательной работы класса определяется по следующими критериями:

Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего образования, установленными соответствующими ФГОС.

Результаты фиксируются в листах достижений младших школьников в конце каждой учебной четверти и  учебного года.

Основным методом анализа воспитательного процесса в общеобразовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне начального общего образования, установленными ФГОС НОО.

Основные принципы самоанализа воспитательной работы:

взаимное уважение всех участников образовательных отношений;

приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как
сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями;

развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует
на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);

распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие –
это результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.

 Основные направления анализа воспитательного процесса (предложенные направления можно уточнять, корректировать, исходя
из особенностей уклада, традиций, ресурсов образовательной организации, контингента обучающихся и другого).

  Результаты воспитания, социализации и саморазвития
обучающихся.

  Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.

  Анализ проводится классными руководителями вместе
с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора
по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии)
с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете.

  Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.

  Внимание педагогических работников сосредоточивается
на вопросах:

проблемы и затруднения в личностном развитии обучающихся, которые удалось решить за прошедший учебный год;

проблемы и затруднения, которые решить не удалось и почему;

новые проблемы и трудности, которые появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.

  Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.

  Критерием, на основе которого осуществляется анализ состояния совместной деятельности обучающихся и взрослых, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.

  Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.

 Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.

  Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете.

  Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу):

реализация воспитательного потенциала урочной деятельности;

реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности обучающихся;

деятельность классных руководителей;

проведение общешкольных основных дел, мероприятий;

проведение внешкольных мероприятий;

создание и поддержка предметно-пространственной среды;

взаимодействие с родительским сообществом;

деятельность ученического самоуправления;

деятельность по профилактике и безопасности;

реализация потенциала социального партнёрства;

деятельность по профориентации обучающихся;

вопросы по дополнительным модулям.

  Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем,
над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.

  Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по учебно -воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитательная работа в школе как неотъемлемая часть формирования духовно - нравственного сознания ребенка (из опыта работы)

Данная работа представляет собой фрагмент из представления  опыта работы классного руководителя по формированию духовно-нравственного сознания школьников....

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

Доклад на тему: «Проектная работа в системе социально-воспитательной работы в школе-интернате»

Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно- воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участни...

ПОЛОЖЕНИЕ о воспитательной работе

Цели воспитательной работы - воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, твердой моралью, способно...

Выступление на педсовете. Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»  

Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»   ...