Педсовет
методическая разработка

Борисова Юлия Александровна

Реализация программы воспитания в условиях внедрения ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

и ФАООП НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_29.03_moy_pravilnyy.docx33.8 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация программы воспитания в условиях внедрения ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

и ФАООП НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 1 сентября 2023 года наша школа приступила к реализации федеральной адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Так как рабочая программа воспитания является обязательной частью адаптированной основной образовательной программы, то преобразования коснулись и её.

 Работая над программой мы учли все необходимые нормативно-правовые акты, а также значимые изменения Конституции Российской Федерации, обновление воспитательного компонента федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждение Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809), нами была разработана новая программа воспитания.

Назначение Программы воспитания - поддержка и развитие воспитательной работы - помощь педагогическим работникам в систематизации воспитательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

В центре программы воспитания в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) находится личностное развитие обучающихся, формирование у них доступных для понимания знаний о различных аспектах развития России и мира.

В основу нашей программ в соответствии с требованиями ФАООП заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению Программы предполагает решение педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей групп воспитанников, сходных по индивидуальным, личностным качествам. Деятельностный подход основывается на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им, совместной с педагогом, деятельности.

             Цель воспитания в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

             Общая цель воспитания в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» конкретизируется через учет возрастных особенностей обучающихся и их особых потребностей, обусловленных состоянием здоровья, как требует этого ФАООП. Основываясь на этих знаниях, нами были намечены приоритеты воспитания обучающихся нашей школы – ими стали ценностные отношения:

  1. к семье как главной опоре в жизни человека.
  2. к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека.
  3. к собственному здоровью как ресурсу выполнения личностно и общественно значимых задач, жизненных целей;
  4. к своему отечеству, своей малой и большой Родине.
  5. к природе как источнику жизни на Земле.
  6.  к миру как главному принципу крепкой дружбы.
  7. к мировой и отечественной культуре как духовному богатству общества.

Учитывая специфику развития наших обучающихся, программа учитывает и необходимость целенаправленного формирования общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; а также в выявление и развитие возможностей и способностей.

 Так как рабочая программа воспитания является компонентом АООП, то ожидаемые результаты  учитывают личностные достижения учеников, которые формулируются исходя из современного национального воспитательного идеала с учетом специфики особых образовательных потребностей и реальных возможностей обучающихся.

Основной особенностью и отличием от предыдущей программы воспитания является «Модульный принцип». Спектр основных сфер деятельности, через которые школа осуществляет процесс воспитания, представлен в отдельных модулях программы, которые раскрывают задачи воспитания школы. Некоторые из них – инвариантны, так как реализуются в каждой школе. Некоторые – вариативны. Согласно ФАООП мы вправе включать в свою программу те модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся кадровых и материальных ресурсов. Федеральная адаптированная образовательная программа дала нам право добавлять в свою программу собственные модули. Это принцип сделал программу более гибкой, более удобной в использовании.

                          

Модуль "Классное руководство": в контексте воспитательной работы с классом.

             Классный руководитель:

             организует работу по созданию коллектива (группы);

             осуществляет индивидуальную воспитательную работу;

             взаимодействует с педагогическими работниками, специалистами коррекционно-развивающего профиля

             совместно с администрацией образовательной организации планирует взаимодействие с внешними партнерами, а также с родительскими сообществами и объединениями лиц с инвалидностью.

Модуль "Внеурочная деятельность" 

             Внеурочная деятельность — это образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью.

Основные направления внеурочной деятельности:

  • коррекционно-развивающее;
  • духовно-нравственное;
  • спортивно-оздоровительное;
  • общекультурное;
  • социальное.

Модуль "Школьный урок". Реализация педагогами школы воспитательного потенциала урока  ориентирована на целевые приоритеты, соответствующие возрастным и психологическим особенностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также непрерывный поиск  эффективных приёмов и форм работы в процессе совместной деятельности педагогов и обучающихся. Это позволяет объединить в единый процесс работу по воспитанию, развитию и обучению учащихся на уроке на всех уровнях  обучения.

        Вариативный модуль "Ключевые общешкольные дела и события" раскрывает уникальность гуманистической воспитательной системы школы, в основе которой находится продуктивно-трудовая деятельность обучающихся, педагогов, родителей и представителей социума, их гражданственность, инициативность, ответственность, коллективизм, целеустремленность.

Цель этого модуля — реализация ежегодных ключевых дел, задача возрождения национальных традиций, воспитание духовной культуры, привитие любви к своей малой родине через осознание истории своей Родины. Данная работа органично связан с модулем "Организация предметно-пространственной и здоровьесберегающей среды" 

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.

Вариативный модуль образовательные путешествия и экскурсии

Регулярные целевые прогулки, организованные с учетом особенностей здоровья обучающихся и их особых образовательных потребностей, можно рассматривать как средство формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, а также как часть гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания. Экскурсии, помимо благоприятного влияния на эмоционально-волевую сферу обучающихся, позволяют педагогам в естественной среде сочетать наглядный образ, практическое действие и слово, что помогает корректировать нарушенные функции познавательной деятельности детей.

Вариативный модуль "Взаимодействия с родительским сообществом".

Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 г. № 875

2024 год был объявлен годом семьи. В целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. Поэтому в текущем учебном году наша работа должна совпадать с целями и задачами политики государства в сфере работы с родителями (ЗП) обучающихся. Вариативный модуль "Взаимодействие с родительским сообществом" является неотъемлемой частью программы воспитания, осуществляемой для обучающихся с умственной отсталостью.
В рамках данного вариативного модуля реализуются различные мероприятия и практические действия, направленные на достижение поставленных целей. В первую очередь, активная работа осуществляется по привлечению родителей к учебному процессу и формированию их позитивного отношения к деятельности школы или другого учреждения.

Вариативный модуль "Знакомство с профессиями".

Деятельность педагогических работников МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» по направлению "профориентация" включает в себя: знакомство обучающихся с умственной отсталостью с миром современных профессий, психолого-педагогическую диагностику и консультирование обучающихся и воспитывающих их семей по проблемам профориентации. Задача совместной деятельности педагогического работника и семьи обучающегося - подготовить обучающегося к требованиям современного рынка труда, с учетом объективных ограничений здоровья, реальных возможностей и перспектив будущей трудовой занятости.

Вариативный модуль «Профилактика правонарушений и социально-опасных явлений»

Вариативный модуль "Профилактика правонарушений и социально-опасных явлений" является неотъемлемой частью программы воспитания для обучающихся с умственной отсталостью. Он специально разработан для обеспечения эффективной работы по предупреждению правонарушений и социально-опасных явлений среди данной категории обучающихся.
Основная цель модуля заключается в формировании навыков социальной адаптации и правовой грамотности. Кроме того, он направлен на развитие эмоциональной устойчивости, ответственности и самоконтроля, а также на формирование у обучающихся осознанного выбора в пользу безопасного и гармоничного образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приглашаю вас, коллеги, к участию в XI Всероссийском Интернет-педсовете

XI Всероссийский Интернет-педсовет, который будет проходить 23 августа - 5 октября. Коллеги, ещё не поздно пройти регистрацию и принять участие. Зайдите на сайт http:/11.pedsovet.org Куда движет...

Педсовет по теме "Критерии успешности учителя"

В этом педсовете использовались интернет ресурсы. К сожалению не могу вспомнить все сайты, которые были использованы в подборе материала....

Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"

Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...

Педсовет. Формирование базовых компетенций посредством педтехнологий

Тематический педсовет. Теоретический вопрос педсовета. Презентация+ диагностика компетенций...

Педсовет по вопросу толерантности

Формирование толерантности у педагогов и учащихся. Материалы педсовета. Выступления. Анкеты. Тренинги...

Педсовет. Гуманно- личностный подход в обучении как путь развития школы социоориентированной модели

Педсовет теоретический,августовский. Старт  работы  педколлектива над  методической проблемой школы....

Малый педсовет по вопросу преемственности

Подбор материала по вопросу преемственности. Подготовка и проведения  педсовета...