Педсовет
методическая разработка
Реализация программы воспитания в условиях внедрения ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
и ФАООП НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_29.03_moy_pravilnyy.docx | 33.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация программы воспитания в условиях внедрения ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
и ФАООП НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
1 сентября 2023 года наша школа приступила к реализации федеральной адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Так как рабочая программа воспитания является обязательной частью адаптированной основной образовательной программы, то преобразования коснулись и её.
Работая над программой мы учли все необходимые нормативно-правовые акты, а также значимые изменения Конституции Российской Федерации, обновление воспитательного компонента федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждение Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809), нами была разработана новая программа воспитания.
Назначение Программы воспитания - поддержка и развитие воспитательной работы - помощь педагогическим работникам в систематизации воспитательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
В центре программы воспитания в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) находится личностное развитие обучающихся, формирование у них доступных для понимания знаний о различных аспектах развития России и мира.
В основу нашей программ в соответствии с требованиями ФАООП заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению Программы предполагает решение педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей групп воспитанников, сходных по индивидуальным, личностным качествам. Деятельностный подход основывается на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им, совместной с педагогом, деятельности.
Цель воспитания в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Общая цель воспитания в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» конкретизируется через учет возрастных особенностей обучающихся и их особых потребностей, обусловленных состоянием здоровья, как требует этого ФАООП. Основываясь на этих знаниях, нами были намечены приоритеты воспитания обучающихся нашей школы – ими стали ценностные отношения:
- к семье как главной опоре в жизни человека.
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека.
- к собственному здоровью как ресурсу выполнения личностно и общественно значимых задач, жизненных целей;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине.
- к природе как источнику жизни на Земле.
- к миру как главному принципу крепкой дружбы.
- к мировой и отечественной культуре как духовному богатству общества.
Учитывая специфику развития наших обучающихся, программа учитывает и необходимость целенаправленного формирования общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; а также в выявление и развитие возможностей и способностей.
Так как рабочая программа воспитания является компонентом АООП, то ожидаемые результаты учитывают личностные достижения учеников, которые формулируются исходя из современного национального воспитательного идеала с учетом специфики особых образовательных потребностей и реальных возможностей обучающихся.
Основной особенностью и отличием от предыдущей программы воспитания является «Модульный принцип». Спектр основных сфер деятельности, через которые школа осуществляет процесс воспитания, представлен в отдельных модулях программы, которые раскрывают задачи воспитания школы. Некоторые из них – инвариантны, так как реализуются в каждой школе. Некоторые – вариативны. Согласно ФАООП мы вправе включать в свою программу те модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся кадровых и материальных ресурсов. Федеральная адаптированная образовательная программа дала нам право добавлять в свою программу собственные модули. Это принцип сделал программу более гибкой, более удобной в использовании.
Модуль "Классное руководство": в контексте воспитательной работы с классом.
Классный руководитель:
организует работу по созданию коллектива (группы);
осуществляет индивидуальную воспитательную работу;
взаимодействует с педагогическими работниками, специалистами коррекционно-развивающего профиля
совместно с администрацией образовательной организации планирует взаимодействие с внешними партнерами, а также с родительскими сообществами и объединениями лиц с инвалидностью.
Модуль "Внеурочная деятельность"
Внеурочная деятельность — это образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью.
Основные направления внеурочной деятельности:
- коррекционно-развивающее;
- духовно-нравственное;
- спортивно-оздоровительное;
- общекультурное;
- социальное.
Модуль "Школьный урок". Реализация педагогами школы воспитательного потенциала урока ориентирована на целевые приоритеты, соответствующие возрастным и психологическим особенностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также непрерывный поиск эффективных приёмов и форм работы в процессе совместной деятельности педагогов и обучающихся. Это позволяет объединить в единый процесс работу по воспитанию, развитию и обучению учащихся на уроке на всех уровнях обучения.
Вариативный модуль "Ключевые общешкольные дела и события" раскрывает уникальность гуманистической воспитательной системы школы, в основе которой находится продуктивно-трудовая деятельность обучающихся, педагогов, родителей и представителей социума, их гражданственность, инициативность, ответственность, коллективизм, целеустремленность.
Цель этого модуля — реализация ежегодных ключевых дел, задача возрождения национальных традиций, воспитание духовной культуры, привитие любви к своей малой родине через осознание истории своей Родины. Данная работа органично связан с модулем "Организация предметно-пространственной и здоровьесберегающей среды"
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Вариативный модуль образовательные путешествия и экскурсии
Регулярные целевые прогулки, организованные с учетом особенностей здоровья обучающихся и их особых образовательных потребностей, можно рассматривать как средство формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, а также как часть гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания. Экскурсии, помимо благоприятного влияния на эмоционально-волевую сферу обучающихся, позволяют педагогам в естественной среде сочетать наглядный образ, практическое действие и слово, что помогает корректировать нарушенные функции познавательной деятельности детей.
Вариативный модуль "Взаимодействия с родительским сообществом".
Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 г. № 875
2024 год был объявлен годом семьи. В целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. Поэтому в текущем учебном году наша работа должна совпадать с целями и задачами политики государства в сфере работы с родителями (ЗП) обучающихся. Вариативный модуль "Взаимодействие с родительским сообществом" является неотъемлемой частью программы воспитания, осуществляемой для обучающихся с умственной отсталостью.
В рамках данного вариативного модуля реализуются различные мероприятия и практические действия, направленные на достижение поставленных целей. В первую очередь, активная работа осуществляется по привлечению родителей к учебному процессу и формированию их позитивного отношения к деятельности школы или другого учреждения.
Вариативный модуль "Знакомство с профессиями".
Деятельность педагогических работников МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» по направлению "профориентация" включает в себя: знакомство обучающихся с умственной отсталостью с миром современных профессий, психолого-педагогическую диагностику и консультирование обучающихся и воспитывающих их семей по проблемам профориентации. Задача совместной деятельности педагогического работника и семьи обучающегося - подготовить обучающегося к требованиям современного рынка труда, с учетом объективных ограничений здоровья, реальных возможностей и перспектив будущей трудовой занятости.
Вариативный модуль «Профилактика правонарушений и социально-опасных явлений»
Вариативный модуль "Профилактика правонарушений и социально-опасных явлений" является неотъемлемой частью программы воспитания для обучающихся с умственной отсталостью. Он специально разработан для обеспечения эффективной работы по предупреждению правонарушений и социально-опасных явлений среди данной категории обучающихся.
Основная цель модуля заключается в формировании навыков социальной адаптации и правовой грамотности. Кроме того, он направлен на развитие эмоциональной устойчивости, ответственности и самоконтроля, а также на формирование у обучающихся осознанного выбора в пользу безопасного и гармоничного образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приглашаю вас, коллеги, к участию в XI Всероссийском Интернет-педсовете
XI Всероссийский Интернет-педсовет, который будет проходить 23 августа - 5 октября. Коллеги, ещё не поздно пройти регистрацию и принять участие. Зайдите на сайт http:/11.pedsovet.org Куда движет...
Педсовет по теме "Критерии успешности учителя"
В этом педсовете использовались интернет ресурсы. К сожалению не могу вспомнить все сайты, которые были использованы в подборе материала....
Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"
Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...
Педсовет. Формирование базовых компетенций посредством педтехнологий
Тематический педсовет. Теоретический вопрос педсовета. Презентация+ диагностика компетенций...
Педсовет по вопросу толерантности
Формирование толерантности у педагогов и учащихся. Материалы педсовета. Выступления. Анкеты. Тренинги...
Педсовет. Гуманно- личностный подход в обучении как путь развития школы социоориентированной модели
Педсовет теоретический,августовский. Старт работы педколлектива над методической проблемой школы....
Малый педсовет по вопросу преемственности
Подбор материала по вопросу преемственности. Подготовка и проведения педсовета...