Интегрированный урок по ОБЖ и математике на тему: "СПИД и его профилактика"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме

Клюшкина Елена Ивановна

Урок по ОБЖ и математики по теме "СПИД и его профилактика" знакомит учащихся с инфекционным заболеванием СПИД и с помощью математического моделирования наглядно показывает, как можно исследовать и прогнозировать развитие инфекционных заболеваний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_obzh_i_matematike_na_temu.docx23.15 КБ
Файл prilozheniya_1-2.rar1.64 МБ
Файл pril3-1.rar229.13 КБ
Файл prilozhenie_4-9.rar1.69 МБ
Файл pril10.rar7.4 КБ
Файл pril11.rar1002.58 КБ
Файл pril12.rar342.48 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по ОБЖ и математике на тему: "СПИД и его профилактика"

Клюшкина Елена Ивановна, учитель математики

                                    Коновалова Елена Алексеевна,

преподаватель-организатор ОБЖ, учитель биологии 

Цель урока: 

  • Познакомить учащихся с инфекционным заболеванием СПИД и с помощью математического моделирования наглядно показать, как можно исследовать и прогнозировать развитие инфекционных заболеваний (в частности СПИДа).

Задачи: 

  • Изучить основы здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование.
  • Сопоставить здоровый образ жизни с её продолжительностью.
  • Проанализировать значение репродуктивного здоровья, определяющего способность человека и общества к воспроизводству здорового потомства.
  • Развивать интерес учащихся к предметам ОБЖ и математике, индивидуальные и творческие способности, интерес к чтению дополнительной литературы, умение работать в группах.
  • Воспитывать у учащихся чувство сострадания, умение делать выводы и не быть равнодушным к чужому горю.

Подготовительная работа: 

  1. Постановка учебных задач.
  2. Работа с информационным материалом.
  3. Подготовка творческих работ.
  4. Оформление стенгазет.
  5. Презентация работ.

Ход урока

1. Вводная часть.

Сообщение темы и цели урока.

(На доске записаны тема и цель урока, висят плакаты, подготовленные учащимися для своих выступлений с домашним заданием, а так же плакаты по профилактике ВИЧ-инфекции)

Вступительное слово учителя ОБЖ:

- Сегодня у нас интегрированный урок ОБЖ и математики. Мы познакомимся с таким страшным заболеванием как СПИД - чумой XXI века, которого не нужно бояться, а нужно знать. На столах у каждого ученика лежат карточки с вопросами, на которые вы будете отвечать письменно в процессе урока.

(Приложение 1)

2. Информативные выступления.

Учитель ОБЖ:

- Всем ребятам по группам было дано домашнее задание. Выступают учащиеся 1 группы с сообщением:

“СПИД: страшнейшая болезнь 21 века”

(Что это за болезнь, когда впервые обнаружена, чем грозит человеку?)

(Приложение 2)

Выступают учащиеся с сообщением. Учитель ОБЖ вносит необходимые дополнения.

Учитель математики:

- Мы привыкли к делению наук на естественные и гуманитарные. При этом в первую очередь к естественным наукам относят математику. Но это не справедливо. Математика скорее занимает промежуточное положение, будучи связана как с изучением окружающей природы, так и различных форм человеческой деятельности. Математика – это язык, пригодный для описания самых различных явлений. 

“Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одну из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой”.

Лейбниц

И сегодня это докажут учащиеся 2 группы, которые с помощью математических методов помогут осветить проблему ВИЧ инфекции в городе Орехово – Зуево.

Данные по результатам ВИЧ- инфекции и СПИДа были получены от врача

1 гор. больницы Котова Александра Васильевича.

Выступают два ученика по теме: Проблема ВИЧ инфекции в городе Орехово-Зуево”

(Один с сообщением, другой – с помощью презентации помогает наглядно освятить сложившуюся ситуацию).

(Приложение 3 и Приложение 4)

Учитель математики по окончании выступления вносит необходимые коррективы.

Учитель ОБЖ:

- Группе ребят было дано задание рассказать о путях заражения ВИЧ и на рисунках изобразить ситуации, при которых ВИЧ не передаётся. И сейчас они ответят на вопрос, почему инфекция не может передаваться этими путями.

2 человека от группы выступят с сообщением:

“Как можно и как нельзя заразиться СПИДом” (на доске изображены ситуации).

(Приложение 5)

Учитель ОБЖ задаёт дополнительные вопросы по данной теме.

3. Работа в группах.

После выступлений каждой группе выдаётся задание.

(Задание 1 и 3 группам выдаёт учитель ОБЖ, задание 2 группе – учитель математики).

1 группа “Правда-ложь”.

Учитель ОБЖ:

- Оцените утверждения в таблице и выделите те, с которыми вы согласны.

(Приложение 6)

3 группа “Круг правил безопасного поведения в отношении ВИЧ”.

Учитель ОБЖ:

- Вы должны выбрать правила безопасного поведения, которые необходимо соблюдать, чтобы не оказаться ВИЧ – инфицированным”.

(Приложение 7)

2 группа “Графическое решение уравнений”

Учитель математики:

- По закону показательной функции размножалось бы всё живое на Земле, если бы для этого имелись благоприятные условия. Доказательством тому распространение в Австралии кроликов, которых там раньше не было. Достаточно было выпустить пару кроликов и через некоторое время их потомство стало национальным бедствием. В природе, технике, экономике встречаются многочисленные процессы, в ходе которых величины меняются в одно и то же число раз, т. е. по закону показательной функции. Эти процессы называются процессами органического роста или органического затухания.

Два ученика 2 группы получают задание на компьютере “Решить графически систему показательных уравнений, представляющих собой математические модели роста заболеваемости ВИЧ и роста численности населения города”, остальным членам группы предлагается по образцу вывести формулы, выражающие процессы органического роста.

Приступаем к работе.

(Приложение 8 и Приложение 9)

1 и 3 группа работают с заданиями, которые напечатаны для каждого учащегося и делают выводы, анализируя полученные результаты.

Учитель ОБЖ помогает при возникновении затруднений по просьбе учащихся.

Два ученика 2 группы строят с помощью программы “Agrafer” Приложение 11 (.exe) графики функций, а потом вместе с остальными учащимися анализируют полученные результаты.

В то время, когда два ученика на компьютере строят графики, остальные учащиеся по образцу выводят формулы, выражающие процессы органического роста и органического затухания. Для вычисления коэффициента k они пользуются компьютерным калькулятором “School Boy v5.0” Приложение 12 (.exe).Учащиеся записывают получившиеся формулы на альбомных листах и делают выводы по результатам графического решения системы показательных уравнений.

Учитель математики контролирует выполнение работ и помогает при возникновении затруднений.

4. Авторский стул.

Выступают представители от каждой группы и делают выводы по полученным результатам. Учителя ОБЖ и математики принимают активное участие при решении проблем и разногласий.

(2 группа выступает последней)

Учитель математики:

- Т.Мальтус (1798г.) первый ввёл модель неограниченного роста. Опираясь на эту модель, он пытался обосновать неизбежность войн и других кризисных явлений социально-политической жизни человеческого общества. Что касается состоятельности применения модели неограниченного роста к человеческому обществу, то учтены не все существенные факторы, а именно социально-политические. И в наших силах изменить то, что нам не понравилось в результате этой математической модели.

Учитель ОБЖ:

- Мы надеемся, что наш урок не останется просто словами, а явится 1-ой ступенью к улучшению здоровья населения нашего города.

В нашей школе работает кружок волонтёров. Цель которого – пропаганда здорового образа жизни, поэтому на основании результатов, полученных в ходе нашей совместной работы, мы просим Светлану Алексеевну Веденееву, руководителя этого кружка, обратиться к администрации города, в наркологический центр, к начальнику ГУО с предложениями”:

(Учащиеся выдвигают свои предложения).

1. Выделить постоянное эфирное время на городском телевидении, например под рубрикой “Здоровье”. Главная цель – пропаганда здорового образа жизни, ознакомление с различного вида инфекционными заболеваниями, обучение правилам и мерам предупреждения разных инфекционных заболеваний и всё это с привлечением работников здравоохранения.

2. На рекламных щитах города вести наглядную агитацию за здоровый образ жизни, разработать, издать и распространить санитарно-просветительные материалы (памятки, буклеты, плакаты) по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании для различных групп населения, в том числе для подростков и молодежи;

  • внедрить программы и пособия по нравственному воспитанию дифференцированно для различных возрастных групп - дети, подростки, молодежь;
  • использовать в электронных средствах массовой информации тематические видеофильмы, видеоклипы, радиопередачи и радиоклипы по профилактике ВИЧ-инфекции;
  • организовать и провести массово зрелищные мероприятия для молодежной аудитории, посвященные пропаганде здорового образа жизни и профилактике ВИЧ-инфекции;

Учитель математики:

- К вашим предложениям мы хотим добавить свои:

3. Всем поступающим в стационары лечебных и профилактических учреждений; всем абитуриентам, поступающим в ВУЗы, техникумы и другие учебные заведения, и по окончании их призыву в армию и увольнению из неё; всем заключённым в обязательном порядке должно проводится исследование на ВИЧ-инфекцию.

  • внедрить научно-методические пособия, а также подготовить активистов общественных и неправительственных организаций для работы по профилактике ВИЧ-инфекции в группах повышенного риска заражения ВИЧ (проститутки, наркоманы, представители сексуальных меньшинств, водители международных автобусов и т.д.);
  • обеспечить учебные заведения Орехово-Зуево (общеобразовательные школы, средние профессиональные и высшие учебные заведения) дифференцированными программами по нравственному воспитанию детей, подростков и молодежи;
  • организовать и провести конференции по актуальным вопросам ВИЧ/СПИДа для педагогов, социальных работников.

4. В школах и других учебных заведениях регулярно проводить мероприятия с привлечением медицинского персонала в связи с проблематикой инфекционных заболеваний.

Учитель ОБЖ:

- В тетради запишите меры профилактики ВИЧ- инфекции, которые необходимо соблюдать.

Карточки, с которыми работали на протяжении урока, положите на край стола.

(Учитель математики собирает карточками, с которыми учащиеся работали в ходе урока).

5. Заключительное выступление учителя ОБЖ:

- Нас окружают больные СПИДом, обречённые на смерть, но они тоже люди.

Используя полученные знания и навыки, вы сможете защитить себя от ВИЧ-инфекции, сможете сберечь своё здоровье и здоровье партнёра.

Больным СПИДом следует оказывать поддержку и проявлять сострадание.

Необходимо помнить главное: В большинстве случаев мы сами можем предотвратить передачу ВИЧ.

Всем присутствующим на уроке мы вручаем памятку о путях передачи ВИЧ.

(Приложение 10)

6. Задание на дом:

Учитель ОБЖ:

- Сегодня вы получите необычное домашнее задание: провести наглядную агитацию по профилактике ВИЧ – инфекции по месту жительства.

(Учащимся раздаются плакаты по профилактике ВИЧ – инфекции).

Учитель математики:

- Группа должна была оценить работу каждого и выставить оценку в карточки, с которыми мы ознакомимся и перенесём в журнал.



Предварительный просмотр:

    1.Что тебе больше всего понравилось?





2.Что меньше всего понравилось?





3.Я узнал/а





4.Ещё я хотел/а узнать







5.Оценка группы



    1.Что тебе больше всего понравилось?





2.Что меньше всего понравилось?





3.Я узнал/а





4.Ещё я хотел/а узнать






5.Оценка группы




Предварительный просмотр:

Внимательно прочитай утверждения в таблице слева. Оцени их, обведя нужную оценку в кружок (см. таблицу справа).

СПИД – это состояние, при котором организм человека не в состоянии бороться с инфекционными заболеваниями.

правда/ложь

СПИД – вызывается вирусом.

правда/ложь

Опасно здороваться с человеком больным СПИДом.

правда/ложь

Любой человек может заразиться ВИЧ.

правда/ложь

СПИД можно вылечить.

правда/ложь

ВИЧ может распространяться через вещи, такие как расчёска, одежда, полотенце.

правда/ложь

Если беременная женщина заражена ВИЧ, есть риск, что ребёнок также заразится.

правда/ложь

Большинство людей больных СПИДом умерли.

правда/ложь

Если у человека СПИД, он часто болеет другими инфекционными болезнями.

правда/ложь

Заражённого ВИЧ человека можно  определить по внешнему виду.

правда/ложь

Презервативы обеспечивают абсолютную защиту от ВИЧ.

правда/ложь

ВИЧ передаётся через кровь, сперму, влагалищные выделения и молоко матери.

правда/ложь

ВИЧ можно заразиться, если вводить наркотики одним шприцем с другими людьми.

правда/ложь

ВИЧ можно заразиться через сиденье туалета.

правда/ложь

ВИЧ можно заразиться используя иглу инфицированного ВИЧ человека.

правда/ложь

Половые контакты с мужчиной, который вводит наркотики путём инъекций – это путь, которым многие женщины заражаются ВИЧ.

правда/ложь

Противозачаточные таблетки могут предотвратить  передачу ВИЧ.

правда/ложь

Иметь незащищённый половой контакт с ВИЧ – инфицированным человеком – путь заражения ВИЧ.

правда/ложь

Воздержание является единственным способом полного предотвращения передачи ВИЧ половым путём.

правда/ложь

ВИЧ можно заразиться в бассейне, в душевой, в бане.

правда/ложь

ВИЧ – инфекция может передаваться с укусами некоторых насекомых.

правда/ложь

ВИЧ – инфекцией нельзя заразится, если делиться не стерильными инструментами для прокалывания ушей, нанесения татуировок и пирсинга.

правда/ложь

Люди, которые вводят наркотики с помощью шприца и набирают их из общей посуду индивидуальным шприцом, рискуют заразиться ВИЧ.

правда/ложь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по географии и математике "Масштаб"

Преподаватели:   учитель географии Михаленко Елена Валентиновна          (1 квалификационная категория), учитель математики Кузнецова Ирина Алекс...

Интегрированный урок русского языка и математики"Говорят, что числа правят миром..."

Интегрированный урок русского языка и математики был создан в качестве обобщительного - повторяющего по теме " Имя числительное"....

Интегрированный урок швейного дела и математики в коррекционной школе VIII вида Тема урока: Наволочка с клапаном. Расчёт расхода ткани.

Формирование знаний и умений по раскрою однодетального изделия на ткани без применения выкройки, учитывая ширину ткани....

Интегрированный урок по литературе и математике в 5 классе по теме «Л.Н. Толстой – педагог, писатель и математик»

Урок обобщения и закрепления знаний.Этапы урока: 1. Создание проблемной ситуации. Спор математики и литературы. 2. Исторические сведения о педагогической деятельности Л.Н. толстого и о его "Азбуке". 3...

Интегрированный урок по истории и математике в 6 классе Тема «Культура Киевской Руси. Пропорции в математике и в жизни»

Урок направлен на установление межпредметной связи  с темой "Культура Древней Руси" курса истории и темой "Отношения и пропорции" курса метематики 6 класса, а также  на у...

Интегрированный урок по ОБЖ и математике в 8 классе по теме: «Математика в правилах дорожного движения»

Урок формирует навыки решения задач на движениие прикладного характертера. При решении задач, обсуждаются правила дорожного движение. Также при рассмотрении диаграмм, анализируется статистика ДДТТ по ...

Интегрированный урок биологии, информатики и математики "Зачем биологам математика"

Интергированное занятие по биологии, информатике и математике, в котором учащиеся смогут средствами MS Exel познакомиться с обработкой биологических данных.Материалы урока доступны для скачивания по с...