Главные вкладки

    Интегрированный урок (математика + история родного села) по теме «Повторение. Действия с натуральными числами. Дроби. Проценты». 5 класс.
    план-конспект урока алгебры (6 класс) по теме

    Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…». 

    Такие уроки математики, как этот, воспитывают. Почти все задачи к нему составлены детьми, часто вместе с родителями, бабушками и дедушками. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon iz_proekta_1_chast.doc83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Великая Людмила Ивановна,

    учитель математики МОУ Солнцевская СОШ

    Исилькульского района Омской области

    Интегрированный урок

     (математика + история родного села) по теме «Повторение. Действия с натуральными числами. Дроби. Проценты».

    5 класс.

    Цели урока

    Обучающая:

    - закрепить действия с натуральными числами, нахождение процентов, среднего арифметического;

    - познакомить учащихся с некоторыми историческими фактами из жизни нашего села;

    - применить знания при решении задач с использованием исторических фактов из жизни села.

    Развивающая:

    - продолжить формирование умения логически мыслить, сопоставлять факты, размышлять, делать выводы;

    - развивать навыки самостоятельной поисковой, исследовательской работы;

    - развивать умение ориентироваться в нестандартной ситуации.

    Воспитывающая:

    - способствовать формированию правильных нравственных ориентиров, продолжать воспитывать чувство патриотизма, любви к ближнему;

    - воспитывать чувство гордости за своё село, его историю и культуру;

    - воспитывать бережное отношение к своему селу;

    - пробудить любознательность к истории села, своей семьи.

    На доске фотографии села разных лет, высказывание:

    Родины себе не выбираем

    Имени себе мы не даём

    Землю, где родились и живём,

    С детства называем отчим краем.

    Ход урока

    Каждому человеку нужно знать, какими были и как жили наши предки, что довелось им испытать. Наш сегодняшний урок посвящён истории нашего села. Конечно, обо всём за один урок невозможно поговорить, поэтому мы познакомимся только с отдельными её страницами.

    Милая Солнцевка – скромница,

    Родная деревня моя…

    Долго мне будут помниться

    У школы твоей тополя.

    Целый век ты живёшь, но не старишься,

    Наше милое сердцу село.

    Ты с годами всё лучше кажешься,

    Нам с названьем твоим повезло.

    Солнцево – Солнцевка – Солнышко….. Так по-разному называют её жители. В 2006 году мы праздновали 100-летие села. Что такое 100 лет? Для человека – много, а для села – возраст расцвета. Солнцевка для нас – лучшее село не только в Омской области, но и во всей России и во всём мире. Но так как у нас урок математики, будем говорить о своём селе на языке этой древней науки. Готовиться к данному уроку мне помогали многие из вас, составляя задачи о своих семьях, своём селе, при этом некоторым помогали их родители, бабушки и дедушки. Наиболее подходящие для сегодняшнего урока задачи мы решим сегодня, оставшиеся попозже. Задания мы будем выполнять самые разные на повторение. Хочется, чтобы многие из вас узнали что-нибудь новое и о селе, и о своей семье, чтобы любили и берегли их всегда.

    Итак, в начале XIX века нарезались участки офицерам для поощрения за службу. Одним из таких владельцев стал генерал Солнцев. В 1906 году он сдал в аренду свой земельный участок Изааку, Вибе и Вильмсу. Позже к этим первопоселенцам присоединились ещё несколько семей, среди которых Бестфатер, Делеске, Берг, Гардер и другие. К 1920 году здесь проживало 10 семей, а в 1928 году в хуторе Солнцевский было 20 дворов с населением из 102 человек.

    Ещё о некоторых интересных событиях мы узнаем из задачи Вибе Оли:  

    Прочитайте, вспомнив римские цифры:

    1). В МСМVI году мой прапрадедушка Берг Пётр Яковлевич в числе немецких первопоселенцев обосновался на хуторе Солнцевский. Было тогда ему XXXYI лет, и прожил он в трудах и заботах, обустраивая землю для своих потомков, XLI год. А ещё среди первых поселенцев были семьи Вибе и Гардер, а это фамилии моих дедушек и бабушек.

    2) Самый старый дом в нашем селе, как сказал мне мой дедушка Гардер Абрам Абрамович, находится на ул. Центральной, номер L. Когда-то в нём располагалась школа, а сейчас там живёт одна семья. Он построен в MCMXIII году.

    3) На улице Советской, где я живу, самые старые дома №XXVIII и №XXIX, они построены в MCMLVII году. Дом, в котором выросла моя мама, а теперь растут  5 её детей, в том числе и я,  в MCMLVIII году,  а дом моих дедушки и бабушки Вибе Генриха Даниловича и Екатерины Яковлевны стоит всегда аккуратный и ухоженный с MCMLX года.

    Очень интересна задача Бехштедта Рудольфа:  

    Мой прапрапрапрадед Шперлинг Пётр Тобиасович родился в 1852 году. К какому по счёту его поколению отношусь я,  если поколение меняется через 25 лет?

    Знаю, что помогал ему дедушка Шперлинг Пётр Петрович, и честь и хвала такому дедушке, который сам знает свою родословную на столько поколений и рассказывает внукам  о предках.

    Первые колхозы на Солнцевской земле появились в 1928 - 1930 годах. Название одного из них, по словам Филиппа Филипповича Фризена, Почётного жителя Исилькульского района, предложил его отец, Филипп Генрихович, учитель и проповедник. А мы сейчас должны расшифровать его, решив ряд примеров и заменив числа, полученные при решении, соответствующими им буквами.

    1 ряд:                       2 ряд                                3 ряд

    1)  103                                 1) 98 – 18:2                     1) 102

    2)  5 + 32                          2) 45 + 32                                       2) 52 + 29                     

    3) (5 + 3)2                       3) 39 : 3                            3) 45 + 11*5                         

    4) 3 * 42                            4) 52* 3                             4) 34

     5) 110                                  5) (15 – 6)2                                   5)  72 - 23

    6) 045                                   6) 4 * 145 *25                  6)100 : 4

    7) 2 * 489 * 5         7) 025                                                   7) 103

    8) 15 + 45 : 5          8) 43                                                     8) (24 – 48 : 2) * 145  

    А

    Л

    В

    И

    Т

    Х

    О

    Н

    Р

    14

    1000

    1

    0

    24

    13

    75

    64

    4890

    Е

    М

    Д

    Я

    З

    -

    -

    -

    -

    41

    25

    48

    14500

    81

    89

    54

    100

    145

    (Ландвирт – хозяин земли).

    В колхозе «Ландвирт» в год его основания было 20 домов и всего 11 колхозников. Животноводческая ферма размещалась на дворе Якова Делеске и было там 24 коровы. В колхозе было 2 трактора. В 1933 году колхоз был крупнейшим в районе, объединял 100 дворов, в нём было 90 лошадей, уже 41 корова. А ещё на территории Солнцевского сельского Совета были колхозы «Молот», «Водяное», «Прожектор», «Триумф», имени Кузнецова и другие.  В 1959 году происходило укрупнение колхозов, так образовался колхоз имени Ленина, который просуществовал до 1992 года. Сейчас у нас ЗАО «Солнцево».

     Задача Риттера Антона – об этом:

         Моего прадедушку Штурмера Виталия Фёдоровича знают очень многие в Солнцевке. Прадедушка был призван в трудармию в 1942 году, где прослужил до 1947 года, с 1947 года по 1949 год он работал заведующим ДК в г. Исилькуле, а с 1949 года по 1978 год он возглавлял колхоз имени Ленина. У него много наград. Чему равен трудовой стаж моего прадедушки? Сколько лет он возглавлял колхоз имени Ленина?

    В Солнцевке очень много больших семей. Сегодня мы поговорим только об одной из них, но её историю можно умножать на тысячи. Генеалогическая таблица этой семьи в развёрнутом виде имеет длину в несколько метров. Узнаем сначала профессию родоначальника этой семьи. Для этого нужно разгадать кроссворд:

    д

    е

    ц

    и

    м

    е

    т

    р

    г

    е

    к

    т

    а

    р

    б

    о

    л

    ь

    ш

    е

    д

    р

    о

    б

    ь

    п

    о

    л

    о

    в

    и

    н

    а

    п

    р

    а

    в

    и

    л

    ь

    н

    а

    я

    с

    е

    к

    у

    н

    д

    а

    1. Одна десятая часть метра.
    2. 10 000 квадратных метров.
    3. Знак сравнения.
    4. Она бывает в патронах, барабанная и математическая.
    5. Одна вторая проще.
    6. Дробь, числитель которой меньше знаменателя.
    7. Одна шестидесятая часть минуты.

    Итак, в 1909 году построил мельницу в г. Исилькуле, которая выдавала 7 сортов муки такого отличного качества, что однажды на выставке в Москве ей было присвоено 1 место, Абрам Гильдебрандт. По-разному сложилась судьба восьмерых детей Абрама. Один из его сыновей, Иван, женился, построил дом в Солнцевке. Родилось у него 2 сына и две дочки: Бруно, Иван, Эдита и Валтраут. Семья потеряла кормильца, когда старшему сыну Бруно было 8 лет, а младшей девочке  - всего несколько месяцев. Нетрудно догадаться, сколько горя хлебнула семья, каким голодным было их детство. Все эти четверо внуков Абрама Гильдебрандта и сейчас живут в Солнцевке, и, наверное, в каждом  классе есть внуки этих внуков. Кто-нибудь догадался, что это о его предках мы говорим сегодня?

    Только на территории Солнцевки сейчас проживает более 130 потомков Абрама Гильдебрандта, и сейчас мы решим задачу одной из них:  

            Задача Реймер Валентины:

    Мои бабушки и дедушки Реймер Эрика Васильевна и Иоганн Давыдович воспитали 14 детей, которые подарили им 61 внука, а Кетлер Валтраут Ивановна и Эрвин Вильгельмович воспитали 10 детей, которые подарили им 27 внуков. Сколько у меня сейчас двоюродных братьев и сестёр (их, конечно, будет больше), если родных 2?

    Вы, конечно же, знаете, что во время Великой Отечественной войны из Солнцевки и её окрестных деревень 400 человек ушло на фронт, они бились не на жизнь, а на смерть, и более половины из них не вернулись домой. А из оставшихся в настоящее время живы лишь единицы. Знаете вы, конечно, и то, что на фронт немцев почти не брали, из них формировали трудовую армию, выполнявшую самые тяжёлыё работы. Не любят об этом вспоминать наши жители, но 60 наших земляков служило в такой армии. Некотрые из вас упомянули об этом в своих задачах. 

    Моего прадедушку Данилу Яковлевича Вибе забрали в трудармию в 1942 году. Он работал на севере в городе Воркута в угольных шахтах. Работали по 12 часов, условия для жизни и труда были плохими, а нормы выработки очень большими. Тех, кто не выполнял норму, оставляли работать свыше 12 часов и им не давали полную норму хлеба. Люди часто болели, их мучили голод и цинга, многие умирали, так как лекарств не хватало.

    Прадедушка вернулся в 1945 году. На дорогу ему дали полбулки хлеба, которую он привёз домой. Он был невкусный, но детям, которые больше двух лет не видели хлеба, он показался лучше всяких сладостей.

    Вот один из рецептов хлеба военного времени:

    Отжимки сахарной свёклы или картофель – 60 %, отруби – 30 %, мука из листьев или соломы – 10 %. Сколько можно испечь такого хлеба из 600 г. отрубей? Только печь и кушать его что-то не хочется…

             Вряд ли вы знаете, что в 1941 году около 200 детей принял Солнцевский детский дом.

    Он был открыт для тех, у кого война отняла не только простые радости, но и родителей. Учились они вместе с местными детьми, которые иногда им даже завидовали, потому что в детдоме кормили хоть как-нибудь, но регулярно. В свободное от учёбы время детдомовцы работали: мыли, гладили, помогали готовить обеды, носили воду, пилили и кололи дрова. Летом собирали грибы и ягоды. Дети 9 – 14 лет заготавливали в лесу дрова на зиму. Жили дружно. Все радовались, если у кого-то из них находились родные, и каждый надеялся на то, что и у него кто-нибудь найдётся.

    Почитаем архивные записи тех лет помощью РегерНасти:

    Из протокола заседания колхоза «Молот» (ныне улица Мира, которую старые жители села иногда до сих пор называют Молотом).

    Постановили: Выделить детскому дому 15 гектаров земли для посева.

    Из протокола заседания колхоза «За орден Ленина» № 29 от 16.09.1942 года (ныне Хутор 12). Постановили: Выделить для детей, прибывших из Ленинградской области, картофеля, свёклы, подсолнуха, 1 поросёнка, 2 кг. мёда.

    А сколько выделили картофеля, свёклы и подсолнуха мы узнаем,  решив блок-схему:

    Видите ребята, несмотря на все трудности, колхозы помогали детям из детского дома.

     А теперь я хочу спросить вас, почему улица Школьная так называется? (Ответ: там находилась первая школа)

    Сначала детей учили дома. Какой-нибудь хозяин отдавал одну большую комнату, и там проводились занятия. Это было неудобно, да и детей становилось всё больше.

     Первая общественная школа появилась в 1908 году.

     В 1914 году в селе открылась церковная школа, обучение в ней было платное и училось в ней 19 мальчиков и 8 девочек. Саманное здание этой школы и находилось на улице, которая получила название Школьная.

    В 1927 году открыла свои двери уже для 80 детей новая начальная школа. Преподавание велось на русском и немецком языках.

    Из задачи Рецлафа Давида мы узнаем, как учились дети военного времени.

    О том,  как  он учился в школе, мне рассказал мой дедушка Бруно.

     Школьные годы военного времени ни в какое сравнение с сегодняшним временем не идут. В то время у учеников не было даже самого необходимого для учёбы, например, не было тетрадей. Каждый писал на том, что принесёт из дома: старые книги, газеты. Писали между строк, первый раз карандашом, а второй раз чернилами. А уж если мама где-нибудь доставала тетрадь, это было большой радостью, тетрадь тоже использовали 2 раза.

    Очень трудно было и с учебниками, они переходили из рук в руки и к концу войны в 1944-1945 годах очень истрепались. Так, для 5 класса учителя смогли собрать только 2 экземпляра истрёпанных учебников. Их разделили таким образом: один экземпляр дали на правую сторону от трассы, а другой – на левую. На дедушкиной стороне было 11 учеников.

    Чернила делали из сажи или из красной свёклы. В классах зимой было холодно, и чернила иногда замерзали.

    Летом и до 1 октября школьники помогали колхозу по мере своих сил и возрасту: пололи пшеницу, копали картошку, свёклу, собирали колоски, что терялись после комбайна. Ребята повзрослей работали на быках.

    В то время трудно было всем: и мамам, и учителям. Дети это хорошо понимали и воспринимали трудности как должное. Моя задача про дедушку.

     Сколько лет ему было, когда началась война, можно узнать, выполнив вычисления, и не забудьте сравнить со своим возрастом!

    (1564 : 46 – 2730 : 105) + 0 : (375  + 99999  * 123) ( всего 8 лет!)

    1964 году было построено новое здание школы на 320 мест и начала действовать средняя школа.

    А дальше историю школы узнаем от вас:

    Задачи Шмидта Андрея.

          1) В 100-летний юбилей села Солнцевки, т.е. в 2006г., было 40 лет первому выпуску школы.  В каком году они пошли в школу и в каком её окончили?

           2) Мои родители-одноклассники начали учиться  в старой школе, но через 9 лет построили здание новой школы, в которой и мы сейчас учимся. В новой школе дети начали учиться с сентября 1975 года. В каком году мои родители пошли в первый класс?

    Задача Кетлер Марины:

    С 1966 по 2009год Солнцевская средняя школа выпустила с аттестатами зрелости 1684 человека. Сколько в среднем выпускников оканчивало нашу школу ежегодно? Ответ округлите до целых.

    Итак, мы приоткрыли лишь некоторые странички истории нашего села. Хочу поблагодарить всех ребят, которые узнали новое и захотели поделиться своими знаниями, составив задачи о своём селе, своей семье, школе. Надеюсь, наша работа будет продолжаться. Я жду от вас новых интересных фактов через задачи. А завершить наш урок хочется словами:

            Пусть сотни лет проходят.

    Мелькают пусть года.

    Тебе, село родное,

    Цвести, расти всегда!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок по теме "Все действия с рациональными числами" 6 класс

    Обобщающий урок по теме "Все действия с рациональными числами" для 6 класса выполнен с применением игровых технологий. Сюжет урока - путешествие под водой с целью поиска пиратского клада. В данной мет...

    Урок по математике в 6 классе по теме "« Арифметические действия с целыми числами. Решение задач»

    Данный урок построен в виде обсуждения проблемы :"Курить или долго жить?"Урок относится к типу урока- обобщения и закрепления по теме " Арифметические действия с целыми числами". Урок имеет определенн...

    урок математики 6 класс по учебнику Бунимович Е.А. по теме: " Разные действия с целыми числами"

    Цель урока: Формирование навыков выполнения действий с целыми числами.Задачи урока:1.     Образовательные·         Закрепить изученный ...

    Зачёт по теме "Все действия с натуральными числами"

    Зачёт по математике для учащихся 5 классе. Проводится после изучения главы "Натуральные числа". По учебнику Виленкина Н.Я....

    План – конспект урока математики в 6 классе по теме «Все действия с целыми числами в пределах 1000»

    Тема:   Все  действия с целыми числами  в пределах 1000 Цели:    -обобщить знания,   умения  и навыки  выполнения  всех действий с целыми  ч...