Методическое пособие "Культура речи на уроках математики, 5-6 класс"
методическая разработка по алгебре по теме

- По тому, как человек говорит, можно судить о его культуре и развитии, об умении думать. Поэтому на своих уроках постоянно учу детей правильно говорить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культура речи

на уроках математики

в 5 – 6 классах

Методическое пособие

Л. В. Фирса, директор МКУ ДПО «Центр развития образования»

Е. С. Ивасенко. Начальник УМО МКУ ДПО «Центр развития образования»

Автор – составитель:

М. В. Ильенко, учитель математики МБОУ СОШ№1

Рецензент:

Т. В. Филобок, учитель математики МБОУ СОШ№1

Методическое пособие разработано для учителей математики 5 – 6 классов.

Говорите правильно: 5 класс

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

1.В словах с кратными и дольными приставками: кило- (1000), гекто- (100), дека- (10), деци-, санти- , милли-  - ударение должно падать на корень слова. Например, киломéтр, сантимéтр.

2. В равенстве числительные, стоящие в левой части, читают в именительном падеже, а числительные, стоящие в правой части, читают в дательном падеже. Например:

11 км = 11 000 м – одиннадцать километров равны одиннадцати тысячам метров;

1 м = 100 см – один метр равен ста сантиметрам.

Меньше или больше

 Неравенства читают так: левую часть – в именительном падеже, а правую – в родительном падеже.

Например: 79<185 – семьдесят девять меньше ста восьмидесяти пяти.

Сложение натуральных чисел и его свойства

В сумме и разности числа читают в родительном падеже, а вместо знаков + и – говорят «сумма»  и «разность».

Например:

32+78 – сумма тридцати двух и семидесяти восьми;

433-96 – разность четырехсот тридцати трех и девяноста шести.

Вычитание

При чтении разностей следите за верным сочетанием глаголов и предлогов:

Глагол ВЫЧЕСТЬ требует предлога ИЗ;

Глагол ОТНЯТЬ требует предлог ОТ.

Например: из ста шестидесяти вычесть восемьдесят девять или от ста шестидесяти отнять восемьдесят девять.

Уравнение

При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что названия букв  мужского рода, а названия остальных латинских букв – среднего рода. Склонять названия букв в математике не принято.

Например:

 - сумма «икс» и двадцати пяти равна пятидесяти;

 - «икс» равен двадцати пяти;

 - разность «пэ» и восемнадцати равна двадцати;

Умножение натуральных чисел и его свойства

Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже. Например:

1) - произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти;

2)  - произведение восьмидесяти и суммы «икс» и семнадцати.

Единицы измерения площадей

Названия единиц измерения всегда произносят полностью.

Например:

90 дм2 – девяносто квадратных дециметров;

15 га – пятнадцать гектаров (не га!);

1 м2 = 100 дм2 – один квадратный метр равен ста квадратным дециметрам;

4 га = 40 000 м2 – четыре гектара равны сорока тысячам квадратных метров.

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда

Формулу  можно читать разными способами.

1. Если нужно напомнить правило, то говорят так:

«Объем вы прямоугольного параллелепипеда равен произведению а, бэ и цэ (трех его измерений)».

2. Если нужно только прочитать запись формулы, то говорят:

«Вэ равно произведению а, бэ и цэ» или «вэ равно а, бэ, цэ».

Названия единиц объема читают полностью. Например:

15 см3 – пятнадцать кубических сантиметров;

1 м3 = 1000 дм3 – один кубический метр равен тысяче кубических дециметров.

Доли. Обыкновенные дроби

При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.).

Например:  - одна пятая,  - две шестых,  - семь десятых,  - восемьдесят три сто пятьдесят вторых.

Сравнение дробей

Правила чтения равенств и неравенств, содержащих дробные числа, те же, что и правила чтения равенств и неравенств с натуральными числами. Например:

 - одна третья равна четырем двенадцатым;

 - пять семнадцатых меньше четырнадцати семнадцатых.

Сложение и вычитание дробей  с одинаковыми знаменателями

Выражения и уравнения, содержащие обыкновенные дроби, читают по тем же правилам, что и соответствующие выражения и уравнения с натуральными числами. Например:

 - сумма семи пятидесяти третьих и двенадцати пятьдесят третьих;

           - к семи пятьдесят третьим прибавить двенадцать пятьдесят третьих;

 - разность двадцати семи сотых и девяти сотых;

             - от двадцати семи сотых отнять девять сотых;

             - из двадцати семи сотых вычесть девять сотых;

 - сумма «икс» и двенадцати девятнадцатых равна пятнадцати девятнадцатым.

Сравнение десятичных дробей

При чтении десятичных дробей склоняются все их части.

Например:

3 т 40 кг = 3,04 т – три тонны сорок килограммов равны трем целым четырем сотым тонны;

5,78<9,003 – пять целых семьдесят восемь сотых меньше чем девять целых трех тысячных.

Проценты

1. Ударение в слове процéнт в единственном и множественном числе во всех падежах сохраняется на втором слоге. Например: сто один процéнт; не более восемнадцати процéнт.

2. а) Сочетание «несколько процентов (от чего?)…» используется, если зависимое слово – числительное.

Например, «десять процентов от шестидесяти».

б) Сочетание «несколько процентов (чего?)…» используется, если зависимое слово – существительное, не имеющее количественного значения.

Например, «тридцать процентов населения».

в) Если зависимое слово по смыслу связано с количеством, допустимы обе конструкции.

Например, «шесть процентов зарплаты» и «шесть процентов от зарплаты».

3. Слова «процент», «проценты» читаются в большинстве случаев в том же падеже, что и числительное.

Например:

 - одна пятая равна двадцати процéнтам.

0,6>50% - ноль целых шесть десятых больше пятидесяти процéнтов.

После любого падежа числительных, оканчивающихся словом «тысяча» или «миллион», слово «проценты» ставится в родительном падеже. Например, «прирост производительности  труда равен тысяче процентов».

Измерение углов. Транспортир

 - градусная мера угла равна пятидесяти градусам, или:

                - угол равен пятидесяти градусам.

- разность градусных мер углов А и В равна восьми градусам.

- сумма углов Cи D равна ста двадцати градусам.

- угол AOB больше градусной меры угла COD.

Говорите правильно: 6 класс

Делители и кратные

Следите за верным употреблением слов кратно и кратное (в значении существительно).

Кратно (какому числу?):

- число пятнадцать кратно числу три

(или: пятнадцать кратно трем).

Кратное (какого числа?):

- число пятнадцать – кратное числа три

(или: пятнадцать – кратное трёх),

- числа девять, двенадцать, пятнадцать – кратные трёх.

Слово делитель употребляется с родительным падежом зависимого слова:

- число шесть – делитель числа тридцать

(или: шесть – делитель тридцати),

- делители одиннадцати – числа один и одиннадцать.

Слова делится (без остатка) и кратно заменяют друг друга:

- сорок пять делится на девять,

- сорок пять кратно девяти.

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.

В предложениях с сочетаниями общий делитель, наибольший общий делитель числительные читают в родительном падеже, если перед ними нет слова чисел, и в винительном падеже в противном случае:

- пять – общий делитель двадцати и тридцати,

- число пять – наибольший общий делитель чисел двадцать и тридцать пять.

Основное свойство дроби

Равенство двух дробей можно читать разными способами. Например, равенство  можно прочитать так:

- дробь три седьмых равна дроби девять двадцать первых,

- дроби три седьмых и девять двадцать первых равны,

- три седьмыхравныдевяти двадцать первым.

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

При сравнении дробей первую из них читают в именительном падеже, а вторую – в дательном либо добавляют слово дробь и не изменяют названия дробей.

Например, запись  читают:

- четыре девяностых меньше шести сорок пятых,

- дробь четыре девяностых меньше дроби шесть сорок пятых.

Суммы и разности дробей можно читать разными способами. Например:

- сумма двух третьих и трех пятых,

           - к двум третьим прибавить три пятых,

           - сумма дробей две третьих и три пятых,

 - из двух третьих вычесть три пятых,

           - разность дробей две третьих и три пятых.

Умножение дробей

Произведение дробей, квадраты и кубы дробей читают так:

- три восьмых умножить на шестнадцать двадцать первых,

           - произведение чисел три восьмых и шестнадцать двадцать первых,

           - произведение трех восьмых и шестнадцати двадцать первых,

 - квадрат пяти седьмых,

           - пять седьмых в квадрате,

 - куб двух пятых,

           - две пятых в кубе.

Деление

Частное двух дробей можно читать разными способами:

 - две седьмых разделить на одиннадцать четырнадцатых,

           - частное чисел две седьмых и одиннадцать четырнадцатых,

           - частное двух седьмых и одиннадцати четырнадцатых.

Отношения

Возможны разные способы использования термина отношениев речи. Выражение 35:27 можно прочитать так:

- отношение числа тридцать пятьк числу двадцать семь,

- отношение чисел тридцать пять и двадцать семь,

Отношение тридцати пяти к двадцати семи.

Длина окружности и площадь круга

Формулы длины окружности и площади круга читаются так:

- «цэ» равно «пи дэ»;

- «цэ» равно двум «пи эр»;

- «эс» равно «пи эр» квадрат.

Выражение  читают:

«Пи приближенно равно трем целым четырнадцати сотым».

Координаты на прямой

Названия знаков + и – при числе во всех случаях по падежам не склоняются.

Например:

 ( равно минус десяти);

 ( равен плюс одной целой трем десятым);

-15 левее -7 (минус пятнадцать левее минус 7).

Противоположные числа

Выражение-(-а) можно читать разными способами:

- число, противоположное числу минус а;

- минус минуса.

Например, предложение «Если » можно прочитать так:

- если «ка» равно минус семи, то минус «ка» равно числу, противоположному минус семи,

- минус «ка» равно минус минус семи.

Модуль числа

Выражения, содержащие модули, читают так:

- модуль минус девяти целых одной третьей равен девяти целым одной третьей.

Сложение чисел с помощью координатной прямой

Сумму, в которую входят отрицательные числа, читают так:

(-4)+(-6) – сумма минус четырех и минус шести,

               - кминус четырем прибавить минус шесть.

Вычитание

Разность, в которую входят отрицательные числа, читают так:

(-7)-(-12) – разность минус семи и минус двенадцати,

                 - изминус семи вычесть минус двенадцать,

                 - отминус семи отнять минус двенадцать.

Умножение положительных и отрицательных  чисел

Произведение, в которое входят отрицательные числа, читают так:

 - произведение двух целых четырех десятых, и минус нуля целых пяти десятых,

                      - две целых четыре десятых умножить на минус нуль целых пять десятых,

 - минус двадцать «игрек»,

           - произведение минус двадцати и «игрек».

Деление положительных и отрицательных чисел

Частное, в которое входят отрицательные числа, читают так:

 - частное минус пятидесяти четырех и минус двух целых семи десятых,

                        - минус пятьдесят четыре разделить на минус две целых семь десятых,

 - частное минус шести «эм» и минус трех,

                  - минус шесть «эм» разделить на минус три,

Равенство, содержащее отрицательные числа, читают так:

 - минус две седьмых «икс» равны минус четырем одиннадцатым.

Рациональные числа

Выражение  можно прочитать разными способами:

- частное «икс» и «игрек»,

- дробь с числителем «икс» и знаменателем «игрек»,

- дробь: «икс», деленный на «игрек».

Бесконечные десятичные дроби читают так:

0,666…- ноль целых шестьсот шестьдесят шесть тысячных  и так далее,

0,(6) – ноль целых и шесть в периоде,

2,5333… - две целых пять  тысяч триста тридцать три десятитысячных и так далее,

2,5(3) – две целых пять десятых и три в периоде.

Подобные слагаемые

Выражения вида  читают та:

- сумма семи «икс», минус трех «икс», шести «икс» и минус четырех «икс»,

- семь «икс» минус три «икс» плюс шесть «икс» минус четыре «икс».

Решение уравнений

Уравнение  читают так:

- сумма минус семи «игрек» и девяти равна сумме минус восьми «игрек» и минус трех. Корень этого уравнения – число минус двенадцать.

Координатная плоскость

Запись М (-2,7) читают так:

- точка «эм» с абсциссой минус два и ординатой семь,

- точка «эм» с координатами минус два и семь,

- координаты точки «эм» - минус два и семь.

Маргарита Викторовна Ильенко

Говорит е правильно на уроках математики

 в 5-6 классах

Методическое пособие

                        Редактор:         Е. С. Ивасенко

Корректор:        С. А. Колупаева        
Верстка:                М. В. Ильенко

                        Дизайн обложки:        М. В. Ильенко

Муниципальное казённое учреждение

Дополнительного педагогического образования

«Центр развития образования»

Муниципального образования Ленинградский район

353740  Ленинградский район, Краснодарский край,

ст. Ленинградская, ул. Ленина 49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)

Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...

Методическая разработка: "Развитие речи на уроках математики"

В методической разработке обосновывается необходимость развития грамотной математической речи. Предложены различные приемы, пзволяющие работать над данной проблемой....

Методическая разработка урока математики в 5 классе на тему: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Урок – путешествие по родному краю».

Интегрированный урок по математике и краеведению. Методическая разработка представлена в виде технологической карты по требованиям ФГОС. К уроку также приготовлена презентация....

Методическое интерактивное пособие для уроков математики в 5 классе. Тема "Многоугольники"

Методическое пособие состоит из 4 презентаций PowerPoint. Можно использовать как целиком, так и брать фрагменты. В презентациях есть материалы для устного счета, опроса, задачи, материалы для объяснен...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....

Методическая разработка " Технологическая карта урока математики во 2 классе" УМК "Школа России"

Тема урока "Сложение и вычитание "круглых" чисел"Тип урока: урок общеметодической направленности...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: «О вреде курения языком математики»

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме:«О вреде курения языком математики»...