Урок математики в 5 классе по теме "Сравнение, сложение, вычитание и умножение десятичных дробей"
материал (алгебра, 5 класс) по теме

Урок-путешествие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор - Кочерёшкина Светлана  Евгеньевна, учитель математики МОУ «Гимназия №1 г. Волоколамска»

Кочерёшкина Светлана Евгеньевна, учитель математики МОУ «Гимназия №1 г. Волоколамска»

Предмет: математика

Класс: 5

Учебник: Математика.5 класс/Н. Я. Виленкин,         В. И. Жохов, А. С. Чесноков. - М.:Мнемозина,2006.

Тема урока: «Сравнение, сложение, вычитание и умножение десятичных дробей»                                         

Тип урока: урок - путешествие, урок обобщающего повторения 

Цели и задачи:

1. Образовательная – обеспечение систематизации знаний по теме урока.

  1. повторить весь изучаемый материал по теме в максимально возможном на уроке объеме;
  2. закрепить умения и навыки при сравнении, сложении, вычитании, умножении десятичных дробей;

2. Развивающая:

  1. развитие зрительной и слуховой памяти;
  2. развитие внимания;
  3. развитие логики;
  4. установить межпредметные связи математики и астрономии;

3. Воспитательная:

  1. привить интерес к математике;
  2. воспитывать трудолюбие;
  3. развивать общую культуру личности.

Формы организации учебной деятельности:

  1. коллективная;
  2. индивидуальная.

Оборудование:

  1. компьютер;
  2. мультимедийный проектор;
  3. экран.

Дидактическое обеспечение урока:

  1. пакет раздаточного материала;
  2. 3 звезды (для «открытия» и настроения)
  3.  презентация PowerPoint «Открой свою звезду»;
  4. аудиофайл с космической музыкой.

Схема урока

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Устный счет (6 мин)
  3. Математический диктант (5 мин)
  4. Проверка навыка сравнения дробей (5 мин)
  5. Проверка навыка сложения и вычитания десятичных дробей      (7 мин)
  6. Проверка умения округлять десятичные дроби (2 мин)
  7. Проверка усвоения правила умножения десятичной дроби на натуральное число (6 мин)
  8. «Открой свою звезду»(7 мин)
  9. Подведение итогов, рефлексия (3 мин)
  10. Домашнее задание (2 мин)

Ход урока:

  1. Организационный момент

  Сообщение темы и постановка целей урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Пожелаю всем удачи,

За работу, в добрый час!

Запишем в тетрадях число, классная работа.

1 слайд (щелчок мыши)


Сегодня я приглашаю вас отправиться в космическое путешествие. Космосу, или Вселенной, нет конца и предела. Вселенная наполнена бесчисленным множеством планет, комет, звезд. У вас будет возможность сегодня открыть и зажечь свою звезду.

Итак, тема урока: «Открой свою звезду»  

Переход ко 2 слайду (щелчок мыши)

И чтобы успешно это сделать, надо повторить изученные вами арифметические действия с десятичными дробями.

2.Устный счет

Юные земляне, через несколько минут будет дана команда к полету и ракета, на которой мы отправимся в путешествие, понесет нас по просторам космоса.

Переход к 3 слайду (щелчок мыши)

А чтобы узнать, как называется космический корабль, надо выполнить следующее задание.

Устно решите примеры, появляющиеся на экране. Каждый ответ зашифрован буквой. В результате выполнения задания появляется название корабля.

Ссылка на 4 слайд

 (по щелчку мыши появляются задания и буквы)

Ссылка на 3 слайд

Молодцы, с заданием справились. Наш корабль называется «АНДРОМЕДА» (щелчок мыши на изображении  корабля)

  1. Математический диктант

Ссылка на 5 слайд  (щелчок мыши)

                                                   

Звездное небо. Что может быть необычнее и притягательнее? Россыпь звезд, яркий свет далеких галактик. Человек давно начал постигать межпланетное пространство. Но, к сожалению, человеческие возможности ограничены, и здесь на помощь ученым приходит наука математика.

   

Проверим готовность к полету. Выполним математический диктант.

Переход к 6 слайду (щелчок мыши)

Сейчас в таблице будут высвечиваться утверждения. В случае согласия с утверждением поставьте знак «+», а в противном случае ставится знак «-».

Диктант.  Верно ли, что: (щелчок мыши)

  1. в десятичной дроби 9,03 после запятой в дробной части 1 цифра.

Верно ли, что: (щелчок мыши)

  1. при округлении десятичной дроби в случае, если первая отбрасываемая или заменяемая нулем цифра равна 0, 1, 2, 3, 4, то стоящую перед ней цифру не увеличиваем на 1.

Верно ли, что: (щелчок мыши)

  1. 1грамм=0,01килограмма

Верно ли, что: (щелчок мыши)

  1. прежде, чем сравнить десятичные дроби, надо уравнять количество цифр после запятой.

Верно ли, что: (щелчок мыши)

  1. меньшая десятичная дробь лежит на координатном луче правее большей.

Верно ли, что: (щелчок мыши)

  1. чтобы сложить/вычесть десятичные дроби, нужно запятую подписать под запятой.

Проводиться проверка (6 щелчков с интервалом в 2 секунды)

Ответ: - + - + - +

Переход к 7 слайду (щелчок мыши)

(Самостоятельное выставление отметки в тетрадь за диктант)

4.Проверка навыка сравнения десятичных дробей

Учитель: Заправлены в планшеты космические карты.
Отправимся в дорогу мы прямо из-за парты.

Переход к 8 – 11 слайдам (щелчок мыши)

 

Первый на пути – Меркурий.

Он первый от Солнца, с него и начнем,

Нет атмосферы и жизни на нем.

На Меркурии мы проверим правила сравнения дробей. Работать будем на желтых полосках с кружочками.

Задание. В каждой из троек предложенных чисел выберите наибольшее число. Запишите букву в кружочек, соответствующую выбранному числу.

Слайд 12 (щелчок мыши)

   

Слайд 13 (щелчок мыши)

Слайд 14 (щелчок мыши)

Слайд 15 (щелчок мыши)

Слайд 16 (щелчок мыши)

Слайд 17 (щелчок мыши)

Слайд 18 (щелчок мыши)

Прочтите получившееся слово.

Слайд 19 (щелчок мыши)

Переход к 20 слайду (щелчок мыши)

(Самостоятельное выставление отметки на листочке)

Учитель: Слово «пустыня», казалось бы, земное, появилось здесь не случайно. Меркурий – первая от Солнца планета, Солнце здесь светит в 7 раз сильнее, чем на Земле. Меркурий – царство пустынь. Одна его половина – горячая каменная пустыня, другая – ледяная пустыня.

5. Проверка навыков сложения и вычитания десятичных дробей.

Учитель: Продолжаем полет дальше.

Переход к 21 слайду (щелчок мыши)

Следующая на нашем пути планета, четвертая от Солнца, похожа на Землю, но меньше ее по величине и холоднее. Единственный, кроме Луны, космический объект, который уже можно достичь при помощи современных ракет.

Какая это планета? Марс.

Переход к 22 слайду (щелчок мыши)

На Марсе мы повторим правила сложения и вычитания десятичных дробей. Задание будет таким. Вспомните алгоритм сложения/вычитания десятичных дробей, проверьте верность выполненных примеров. Берем для работы зеленую карточку с таблицей.  Закрасьте те клетки таблицы, в которых записаны верные числовые равенства.

Решение устно, вспомогательные записи выполните в тетради.

Какую букву русского алфавита образовали все закрашенные клетки?

Переход к 23 слайду (щелчок мыши)

Переход к 24 слайду (щелчок мыши)

(Самостоятельное выставление отметки на листочке)

С- «Солнце». Солнце – это огромный шар из плазмы, состоящий, в основном, из водорода и гелия, звезда-карлик, вокруг которой вращаются все планеты Солнечной системы.

Переход к 25 слайду (щелчок мыши)

 

6. Проверка умения округлять десятичные дроби

Учитель: Скорости вращения планет вокруг Солнца различны. Приведем, к примеру, скорости вращения посещенных нами планет:

                                    Переход к 26 слайду (щелчок мыши)

Запишите в тетрадь эти десятичные дроби, округлите их до единиц.

Сравните скорости вращения Меркурия и Марса.

 (48:24=2- Меркурий вращается быстрее Марса в 2 раза)

Продолжаем наш полет.

Переход к 27 слайду (щелчок мыши)

7.Проверка усвоения правила умножения десятичной дроби на целое число.

Учитель: Следующую планету нашего путешествия отгадать непросто. Для этого нужно вспомнить правило умножения десятичной дроби на натуральное число. Рассмотрите внимательно примеры в красной таблице.

Переход к 28 слайду (щелчок мыши)

Определите, истинны они или ложны. Зачеркните в карточке 3 буквы, связанные с ложными высказываниями. Из оставшихся букв составьте слово, обозначающее название планеты.

Переход к 29 слайду (щелчок мыши)

Венера – вторая планета от Солнца. Она подходит к Земле ближе, чем какая-либо другая. Найти Венеру на небе очень легко. Каждые 7 месяцев в течение нескольких недель Венера представляет собой самый яркий объект в небе.

Покидая планету Венеру, выполним задание.

Переход к 30 слайду (щелчок мыши)

8. Открой свою звезду!

Молодцы! Путешествуя по планетам, мы повторили действия с десятичными дробями, и теперь можем приступить к открытию своей звезды. Часто говорят, «открытие на кончике пера», т.е. с помощью вычислений делаются открытия. Возьмите в руки ручки и тетради и выполните вычисления.

Переход к 31 слайду (щелчок мыши)

Ответы запишите на белых звездах и дайте звездам свои имена.

Звездочки с ответами и фамилиями прикрепите на ночное небо.

Переход к 32 слайду (щелчок мыши по глобусу)

Посмотрите, ребята, как засверкало наше небо! Сколько новых звезд мы открыли и зажгли. Может быть, кто-то не сумел открыть новую звезду, значит их открытия еще впереди, им надо немного постараться.

Ссылка на 31 слайд (щелчок мыши)

Проверим ответ и узнаем, у кого зажглась на небе звезда.

Ссылка на 33 слайд (щелчок мыши)

9.Подведение итогов, рефлекция

(Звучит легкая космическая музыка.)

Закройте глаза и представьте перед собой картину. Тишина. Темное небо. Маленькая точка. Точка приближается и превращается в шар. Мы уже можем различать на точке синий цвет-это океаны. Желтый и коричневый – пески. Зеленый цвет – леса. И вот на небе появляется еще одна маленькая точка-это Вы. Вы летите над планетой Земля. Вам легко и спокойно. Через несколько секунд по моей просьбе Вы откроете глаза и окажетесь на Земле отдохнувшими и полными свежих сил и энергии. Открываем глаза.

Переход к 34 слайду (щелчок мыши)

И вот наше путешествие закончилось. Вам, ребята, понравилось? Пусть каждый из вас выберет одну из звезд, красную или желтую. Желтая звезда - у вас отличное настроение после полета, красная звезда – хорошее настроение. Поднимите свои звездочки вверх и покажите мне свое настроение. (Выставление отметок в дневники по результатам всех выполненных работ).

10. Домашнее задание.

Сегодня мы побывали только на четырех планетах Солнечной системы. Всего же планет в системе 9.

Переход к 35 слайду (щелчок мыши)

Если мы будем удаляться от Солнца, то увидим планеты в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Дома придумайте задачу о планете Солнечной системы.

Переход к 36 слайду (щелчок мыши)

Урок-путешествие по теме:  «Сравнение, сложение, вычитание, умножение десятичных дробей»

5 класс


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

23.04. Классная работа.

Слайд 2

Т Е М А У Р О К А : "ОТКРОЙ СВОЮ ЗВЕЗДУ"

Слайд 3

АНДРОМЕДА

Слайд 4

7,62+4,2 6,56-5,15 3,4 ∙2 13,91+4,5 0,7 ∙6 8,1 ∙100 9-2,8 0,3∙0,2 18,4:2 А Н Д Р О М Е Д А

Слайд 6

1. В десятичной дроби девять целых три сотых после запятой в дробной части одна цифра 2. При округлении десятичной дроби в случае, если первая отбрасываемая или заменяемая нулём цифра равна 0, 1, 2, 3, 4, то стоящую перед ней цифру не увеличиваем на один 3. 1 грамм = 0,01 килограмма 4. Прежде, чем сравнить десятичные дроби, нужно уравнять количество цифр после запятой 5. Меньшая десятичная дробь лежит на координатном луче правее большей 6. Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби, нужно запятую написать под запятой - - - + + + Математический диктант

Слайд 7

6 правильных знаков – отметка « 5 » 4-5 правильных знаков – отметка « 4 » 3 правильных знака – отметка « 3 » Самооценка

Слайд 8

На старт! 1 2 3 АНДРОМЕДА

Слайд 9

ПУСК!

Слайд 10

« Я ВЕРЮ, ДРУЗЬЯ: РАКЕТА ПОМЧИТ НАС ВПЕРЁД ОТ ЗВЕЗДЫ ДО ЗВЕЗДЫ, НА ПЫЛЬНЫХ ТРОПИНКАХ ДАЛЁКИХ ПЛАНЕТ ОСТАНУТСЯ НАШИ СЛЕДЫ…»

Слайд 11

МЕРКУРИЙ

Слайд 12

Выберите наибольшее число Б П Т

Слайд 13

Выберите наибольшее число А У Я

Слайд 14

Выберите наибольшее число 19 18,3 18 С З В

Слайд 15

Выберите наибольшее число 12,2 14,2 10,28 В Т Ж

Слайд 16

Выберите наибольшее число 2,17 2,170 2,171 О Е Ы

Слайд 17

Выберите наибольшее число 9,08 П М Н 9,081 9,1

Слайд 18

Выберите наибольшее число 0,5 Я Ю В 0,005 0,05

Слайд 19

У Я Н Ы Т С П Проверьте себя!

Слайд 20

Нет ошибок – отметка « 5 » 1 ошибка – отметка « 4 » 2-3 ошибки - отметка « 3 » Самооценка

Слайд 22

Марс

Слайд 23

2,7+1,35=4,05 88,252 - 4,69=83,562 11,1–2,8=8,3 9,4–3,7=5,7 5–2,3=27 22,191+5,8=2224,9 4,1 + 2,9=7 16,78–5,45=11,33 7,4+2=9,4 Проверьте себя!

Слайд 24

Нет ошибок – отметка « 5 » 1-2 ошибки -отметка « 4 » 3-4 ошибки – отметка « 3 » Самооценка

Слайд 25

Солнце

Слайд 26

Скорость вращения Марса 24,1 км/с, скорость вращения Меркурия 47,9 км/с 24,1 24 47, 9 48

Слайд 28

а 6,3 ∙10=63 л 0,0057 ∙100=57 я 0,563 ∙10=563 т 0,6 ∙6=0,36 е 7 ∙0,02=0,14 в 1,1 ∙8=8,8 н 1,24 ∙1000=1240 р 2,5 ∙4=10 е 0 ∙3,9=0

Слайд 29

Венера

Слайд 30

12 + 92 = 212 48 + 22 = 7 1 + 308 = 408 53 – 17 = 513 4,8 + 2,2 = 7 1 + 3,08 = 4,08 945 – 545 = 4 9,45 – 5,45 = 4 53 – 1,7 = 51,3 12 + 9,2 = 21,2 Восстановите в записи примеров запятые:

Слайд 31

2,31 +8,69 - 1,76 < 9,34 да нет - 4,24 +3,82 Выполните вычисления с помощью блок- схемы 11 9,24 5

Слайд 34

Земля

Слайд 36

Спасибо, дети, за урок – Он мне и вам во всём помог: Не только в цифрах и дробях – Простор Вселенной покорить И звёзды новые открыть! Наверно, точен наш расчёт: Без математики нельзя – Ведь в деле малом и большом Она вас выручит, друзья!