Сложение и вычитание натуральных чисел
материал по алгебре (5 класс) по теме

Интегрированный урок-обобщение знаний по математике по теме: "Сложение и вычитание натуральных чисел" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сложение и вычитание

натуральных чисел

Учитель:

Лоскутова О. Н.

Образовательное учреждение:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Предмет:

Математика

Краткая аннотация урока

Класс, профиль:

5 класс, базовый уровень

Тема:

Сложение и вычитание

натуральных чисел

Тип урока:

обобщение знаний

Цели:

  1. отработка навыков сложения и вычитания натуральных чисел;
  2. развитие логического мышления, математической речи;
  3. расширение знаний учеников об окружающем их мире

Задачи:

обобщить накопленные знания по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел» с помощью средств ИКТ

Приобретаемые навыки детей:

умение решать задания на сложение и вычитание натуральных чисел, быстро находить ответы

Формы организации работы детей:

индивидуальная, разноуровневая

Формы организации работы учителя:

обобщение материала по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» с использованием средств ИКТ

Используемое оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

Интернет-ресурсы, единая цифровая коллекция образовательных ресурсов:

http://school-collection.edu.ru/catalog/

http://voznesenkakaz.narod.ru/slowo.htm

http://www.town33.ru/stati/stat4s.html

Цели: 

  1. отработка навыков сложения и вычитания натуральных чисел;
  2. развитие логического мышления, математической речи;
  3. расши рение знаний учеников об окружающем их мире.

Задачи

образовательные:

  1. обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»;

развивающие:

  1. создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию;
  2. создать условия для развития речевых навыков у школьников;
  3. содействовать развитию у школьников научного мышления, интеллекта, творческих умений и навыков, индивидуальности;

воспитательные:

  1. содействовать развитию у учащихся умения сотрудничать, выслушивать товарища, уважать мнение оппонента;
  2. создать условия для развития у школьников стремления к познанию;
  3. воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Оформление.

Сначала урока на доске слова:

Математика - это язык, на котором написана книга природы.

 (Г. Галилей)

Математика есть лучшее и даже единственное введение в изучение природы.

(Д.И. Писарев)

Тип урока: урок обобщения знаний.  

Раздаточный материал: разноуровневые цветные карточки с заданиями, фломастеры, буклеты.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Описание мультимедийного продукта: наглядная презентация из  18 слайдов.

Цель создания и использования медиапродукта на занятии: мотивация познавательной деятельности учащихся, иллюстрация  материала.

Обоснование целесообразности использования ИКТ в данном уроке. Применение презентации на уроке  становится с каждым днем все актуальнее. С ее помощью учебный материал становится наглядным, структурированным, тем самым помогает учащимся усвоить данную тему быстрее.

Презентация, подготовленная в Power Point, представляет собой последовательность слайдов, которые содержат основные этапы урока, все необходимые изображения,  таблицы (карточки), анимации, звук и видеоизображение («Вальс цветов» П.И. Чайковский). Слайд-фильм вписывается в структуру данного урока, сопровождает рассказ учителя. Презентация, оформленная  в уникальном стиле, близком к теме урока, значительно повышает степень восприятия информации у учащихся. Яркость и содержание  делает её особенно привлекательной для ребят.

У ребят  работают следующие виды  памяти: образная, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (зрительная, слуховая, осязательная и т.д.); словесно - логическая, связанная с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений; эмоциональная память, ответственная за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами.

Ход урока

  1. Организационный момент (2 мин)

Учитель: 

- Сегодня мы не будем озвучивать решение домашнего задания, но в конце урока я соберу ваши тетради на проверку.

Мы завершаем изучение темы «Сложение и вычитание натуральных чисел». Наша главная цель – закрепить свои знания и умения по сложению и вычитанию чисел. Я вам предлагаю провести урок не только на языке математики, но и на языке природы.

2. Устный счет (фронтальный опрос) (5 мин)

Учитель:

- Начнем урок, как всегда с устной работы, потому что только тот, кто дружит с математикой, хорошо считает устно.

Задание: Вычислите, используя законы сложения:

  1. (348+999)+652
  2. 754+(888+246)
  3. 411+145+419+725
  4. 318-18+152-52
  5. 1000+221-981

(На слайде 2 показаны задания. Каждый новый пример появляется только после правильного ответа на предыдущее задание).

Учитель:

Какие законы сложения вы применяли?

Учитель:

3. - Следующий этап нашего урока – математический диктант. (10 мин)

Учитель вслух читает задания.  

                                                                         

1. Число 6851 увеличить на 387

2. К числу 6555 прибавить 2181

3. Число 762 уменьшить на 289

4. От числа 7619 отнимите 5002

5. Решите уравнение:

а) х+451=2096

 б) х-212=54

Результаты диктанта, представленные на слайде 3, проверяются сразу по его окончании. Ученики сверяют свои ответы с ответами на слайде и выставляют себе оценку

Критерии оценки и ответы предоставлены на слайде 3.

6 заданий

                              4-5 заданий

                                3 задания  

                              Менее 3 заданий

«5»

«4»

«3»

«2»

Обратная связь «Ученик – учитель» по результатам выполненного диктанта:

- «5» - ……….. человек

- «4» - ……….. человек

- «3» - ……….. человек

- «2» - ……….. человек

4. Самостоятельная работа по закреплению у учащихся навыков сложения и вычитания десятичных дробей. (25 минут)

Учитель: Вы хорошо поработали, я предлагаю вам сделать музыкальную паузу перед тем как перейти к другому виду работы.

(учитель раздает разноцветные карточки с заданиями)

Класс слушает фонограмму «Вальса цветов» П.И. Чайковского.  (слайд 4,5) (3 мин)

Учитель:

- Ребята, обратите внимание! На доске написаны высказывания известных людей о математике:

Математика - это язык, на котором написана книга природы.

 (Г. Галилей)

Математика есть лучшее и даже единственное введение в изучение природы.

(Д.И. Писарев)

- Вспомним, что говорит наш земляк, поэтесса нашего с вами города Г. Лотос (слайд 6)

Цветок – это точка отсчёта,

Вокруг вращается мир,

Отсюда желанье полета,

Отсюда звучание лир.

(Г.  Лотос, г. Воскресенск)

Слайды (7-11)

- Эти слова написаны неслучайно. Сегодняшний урок, как я вам уже говорила, связан с природой. Следующее задание связанно также с темой природы.

У вас на столах цветные карточки с заданиями с 1 по 5 варианты. Карточки разные и по содержанию, т.е по степени сложности. (разноуровневые, 4 и 5 варианты для сильных учащихся зеленого цвета). Запишите в верхнем правом углу фамилию и решите предложенные задания. Все решения вы проводите в рабочей тетради.

Каждому ответу соответствует буква. Напишите на обратной стороне карточки с помощью фломастера получившееся название цветка или растения.

Вариант 1

Номер

задания

К

Ю

В

Н

Ь

О

1

2446

32245

1062

421

565

321

2

10424

1002

9892

10704

1479

335

3

200

36

15

189

198

79

4

3475

506

307

41

108

3075

5

718

307

1449

152

2943

322

6

171

621

1596

1427

134

408

Задание

  1. 789+273 =
  2. 1547-68 =
  3. Решите уравнение 125 - х = 89.
  4. Решите уравнение х + 153 = 194.
  5. В первый день продали 125 м ткани, а во второй день еще 197 м. Сколько ткани продали за два дня?
  6. У Васи 460 марок в 4 альбомах, трех  альбомах 289 марок. Найти сколько марок в последнем альбоме?

Вариант 2

Номер задания

Ь

Н

Е

Р

Г

А

1

4946

5801

9446

1836

1727

941

2

506

324

1186

404

516

542

3

1074

67

11456

189

1086

924

4

1004

1796

85

100

89

84

5

281

627

411

512

101

809

6

22

24

34

30

32

29

Задание

  1. 1131 + 596=        
  2. 2065-879=
  3. Решите уравнение х + 539 = 728.
  4. Решите уравнение 131 - х = 47.
  5. Токарь выполнил заказ на изготовление одинаковых деталей за два дня, в первый день он изготовил 284 детали, во второй на 59 деталей больше, чем в первый день. Сколько деталей было изготовлено за два дня?
  6. В восьмом классе учится 32 человека, в девятом 41 человек. Сколько детей учится в пятом классе, если всего в этих классах учится 95 человек?

Вариант 3

Номер задания

А

Е

У

Н

П

К

1

382

314

495

855

591

455

2

50

92

97

67

71

68

3

522

543

580

215

553

597

4

182

176

197

105

189

195

5

299

217

314

434

350

335

6

998

938

952

955

912

902

Задание

  1. 266+189=
  2. 386 - 289=
  3. Решите уравнение х - 426=127.
  4. Решите уравнение 239 + у = 415.
  5. Ученики пятого класса собрали 306 кг металлолома, а шестого класса на 128  кг больше. Сколько металлолома собрал 6 класс?
  6. Мастер выполнил заказ на изготовление одинаковых деталей за два дня. В первый день мастер изготовил 486 деталей, а во второй на 26 деталей больше, чем в первый день. Сколько деталей было изготовлено за 2 дня?

Вариант 4

Номер

задания

О

А

З

И

К

В

Г

Д

1

1107

1144

905

1475

1347

1854

1761

1715

2

153

174

189

279

252

163

174

129

3

192

652

706

565

459

162

164

150

4

104

187

142

154

105

179

182

381

5

38

56

48

51

43

50

47

96

6

276

300

276

376

205

209

213

210

7

180

195

118

171

189

170

187

186

8

32

35

45

34

33

31

37

40

Задание

  1. 782+979=
  2. 621-458=
  3. Решите уравнение х - 68 = 124
  4. Решите уравнение х – 118=24.
  5. Бригада рабочих установила трубу так, что 38 м было в земле, а 58 м над землей. Какова длина трубы?
  6. Дима купил 112 тетрадей в линейку, а в клетку он купил на 19 тетрадей меньше. Сколько всего тетрадей он купил?
  7. В первый день автомобиль проехал 238 км, а во второй день на 67 км меньше. Какой путь проехал автомобиль во второй день?
  8. 150-(98+17)=

Вариант 5

Номер задания

А

Д

М

Е

У

Н

И

Ц

1

398

357

353

279

281

312

361

311

2

814

809

815

813

872

827

839

800

3

169

716

170

128

798

726

141

140

4

256

223

213

214

254

212

224

253

5

290

273

295

275

287

321

271

280

6

31

33

39

37

35

36

34

48

7

141

140

189

123

122

105

190

104

8

459

424

524

534

460

447

445

502

Задание

  1. 812-459 =
  2. 727 + 86 =
  3. Решите уравнение х - 295 = 421.
  4. Решите уравнение 529 + х = 783
  5. В одном ящике 148 кг яблок, а во втором на 25 кг меньше. Сколько яблок в двух ящиках?
  6. (475-86)-(327 + 28)=

7. Турист на автобусе проехал 90 км, что на 76 км больше того пути, который он прошел пешком. Какой общий путь проделал турист?

8. (192+324) – (114 – 57)=

 

Подведение итогов самостоятельной работы

Учитель задает вопросы учащимся:

а) Какое слово получилось у учащихся, выполнявших задания 1 варианта? (Учащиеся показывают карточки желтого цвета с написанным словом –  «Вьюнок» и исправляют свои ошибки.

На экране изображение растения «Вьюнок» (слайд 12) и его описание. (Звучит фонограмма «Вальс Цветов» И.П. Чайковского).

Вьюнок полевой – вьющееся многолетнее травянистое растение, с мощно развитой корневой системой. Цветки розовые или белые. Встречаются как сорняк в садах, у дорог, на полянах и лугах. Отвар это растения применяют при сердечных болях. Авиценна (Ибн Сина 980 год) применял для лечения астмы, легочных заболеваний, болезней печени и др.

б) Какое слово получилось у учащихся, выполнявших задания 2 варианта? (Учащиеся показывают карточки желтого цвета с написанным словом –  «Герань» и исправляют свои ошибки.

На экране изображение растения «Герань» (слайд 13) и его описание. (Звучит фонограмма «Вальс Цветов» И.П. Чайковского).

Герань луговая – многолетнее травянистое растение, цветёт в июне-июле. Цветки сине-фиолетового цвета. Встречаются на опушках леса, лугах и полях.

Содержит комплекс микроэлементов: каротин, витамин С, дубильные вещества  и др.

в) Какое слово получилось у учащихся, выполнявших задания 3 варианта? (Учащиеся показывают карточки желтого цвета с написанным словом –  «Купена» и исправляют свои ошибки.

На экране изображение растения «Купена» (слайд 14) и его описание. (Звучит фонограмма «Вальс Цветов» И.П. Чайковского).

Купена – многолетнее травянистое растение, цветёт в мае-июне. Цветки в пазухах листьев белые, трубчатые цветы. Встречаются в лесах. Содержит комплекс микроэлементов: сердечные гликозиды , витамин С и др. Растение ядовито.

г) Какое слово получилось у учащихся, выполнявших задания 4 варианта? (Учащиеся показывают карточки зеленого цвета с написанным словом –  «Гвоздика» и исправляют свои ошибки.

На экране изображение растения «Гвоздика» (слайд 15) и его описание. (Звучит фонограмма «Вальс Цветов» И.П. Чайковского).

Гвоздика-травянка – многолетнее травянистое растение, цветёт в мае-июне. Цветки розово-красные. Встречаются на опушках леса, полянах и лугах. Отвар это растения применяют при сердечных болях.

д) Какое слово получилось у учащихся, выполнявших задания 5 варианта? (Учащиеся показывают карточки зеленого цвета с написанным словом –  «Медуница» и исправляют ошибки.

На экране изображение растения «Медуница» (слайд 16) и его описание. (Звучит фонограмма «Вальс Цветов» И.П. Чайковского).

Медуница – многолетнее травянистое растение, цветёт ранней весной. Цветки сначала розовые, затем пурпурно-фиолетовые. Встречаются на опушках леса. Содержит комплекс микроэлементов: железо, марганец, медь, каротин, аскорбиновая кислота и др.

Учитель: Сейчас вы  выполнили не только задания по математике, но также на 1 шаг приблизились к природе, потому что отгадали зашифрованные названия растений, узнали,  где они растут и какую пользу приносят людям.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин)

Ребята, подведем итоги нашего урока.

 - Что повторили сегодня на уроке?

(Ответы детей: правила сложения и вычитания натуральных чисел)

- Что вызвало у вас затруднение?

(Ответы детей: например, производить устный счет с большими цифрами)

- Что нового узнали на уроке?

 (Ответы детей: узнали название новых растений, цветов; говорили о природе).

- Назовите мне школьный предмет, связанный с изучением природы?

(Ответы детей: природоведение, ботаника, биология).

Сегодня на уроке математики вы пополнили свои знания и по природоведению и убедились, что многие школьные предметы связаны друг с другом. Я хотела бы вам пожелать: (слайд 17)

Давайте любить и охранять нашу природу и

стараться узнать о ней как можно больше!

Учитель выставляет оценки за математический диктант и самостоятельную работу.

6. Постановка Д/З § 2  № 280, 258 (в, г)

Литература:

  1. Математика: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 20-е изд.-М.: Мнемоза, 2010. – 280с.: ил.
  2. Математика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкин и др. «математика 5 класс» (6-е издание, 2000г.) В 3 ч. Часть II / Сост. И. Г. Григорьева – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 96с.
  3. Ершова А.П., Голобородько В.В.
  4. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. – 4-е изд., испр. – М.: Илекса, - 2007, - 176 с.
  5. Поэтический альманах «Воскресенск – моя родина светлая…» Издательство «Подмосковье» 1999г.
  6. Лекарственные растения и их применение.Изд. 6-е. Мню, «Наука и техника», 1975г, 592с.
  7. Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ №7 1-15 апреля 2009г.
  8. Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ №8 16-30 апреля 2009г.
  9. Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ №9 1-15  мая 2009г.
  10. Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ №10 16-31 мая 2009г.
  11. Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ №12 16-30 июня 2009г.

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/catalog/

http://voznesenkakaz.narod.ru/slowo.htm

http://www.town33.ru/stati/stat4s.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетный урок "Сложение и вычитание натуральных чисел"

Урок- сказка, урок обобщения  и систематизации изученного материала по теме"Сложение и вычитание натуральных чисел", 5 класс....

Сложение и вычитание натуральных чисел.

Конспект урока по математике "Сложение и вычитание натуральных чисел" для 5 класса по учебнику Г.В.Дорофеева и др....

Сложение и вычитание натуральных чисел 5 класс

урок -закрепление с презентацией...

урок по теме сложение и вычитание натуральных чисел 5 класс

решение задач по теме сложение и вычитание натуральных чисел, обобщение и подготовка к контрольной работе...

урок математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел"

на уроке в игровой форме (путешествие) совершенствуются вычислительные навыки учащихся, систематизируются знания по данной теме...

Контрольная работа 5 класса по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел.»

Работа состоит из 5 заданий: 1Сложение и вычитание натуральных чисел. 2.Задача на сложение и вычитание натуральных чисел. 3.Сравнение натуральных чисел. 4.Сложение натуральных чисел, выбирая удобный с...

Арифметические действия над натуральными числами. Сложение и вычитание натуральных чисел

Конспект урока "Арифметические действия над натуральными числами. Сложение и вычитание натуральных чисел" для 5 класса...