Урок по теме: “ Делимость натуральных чисел”.
презентация к уроку по алгебре (6 класс) по теме

Урок по теме: “ Делимость натуральных чисел”. Благова Н.А.
Раздел: Преподавание математики.
Предлагаемый материал представляет собой конспект урока по математике в 6 классе “Делимость натуральных чисел” с использованием культурологического направления. Повторяя и обобщая пройденный материал, дети попутно знакомятся с традициями русского народа, а именно – празднованием Масленицы, что способствует нестандартному изучению математики, развитию кругозора учащихся, делает урок более содержательным и интересным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме: “ Делимость натуральных чисел”.

Цели:

  1. повторить,  обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по данной теме;
  2. активизировать познавательную деятельность учащихся, потребности к самообразованию;
  3. прививать интерес к математике, чтению художественной литературы.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Форма проведения:  урок - путешествие.

                                                Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы урока.

Ученик 1. Вот и приходит к нам долгожданная весна. В лесу, в полях, в садах и парках синевой отливают большие сугробы снега, сильны еще по ночам морозы и бодрят утренники, порой бушуют метели.

Ученик 2. Но по тому, как все ярче и теплее солнце, как в полдень звенит, играя с солнцем, веселая хрустальная капель, как радостнее чирикают воробьи и громче воркуют голуби, чувствуется приближение весны. Это ее позывные, эхо победного марша.

Учитель. Когда-то в старину на Руси отсчет лет вели с 1 марта, с начала сельскохозяйственной весны, с первой весенней капели.

Март был “зачинателем” года. Название месяца “март” идет от римлян. Они назвали этот месяц в честь одного из богов.

Давайте узнаем, как назывался этот месяц.

(Ребята выполняют задание 1.)

 

Задание 1.

Из ряда чисел выпишите те, которые кратны:

  1.  3 :   291513, 22175, 1216;
  2. 10:   22175, 12250, 12339;
  3.  4 :   1216, 188154, 12250;
  4.  2 :   188154, 291513, 12339;
  5.  9 :   291513, 12250, 12339;
  6.  5 :   188154, 12339, 22115
  7. 25:   22175, 1216, 22115

Варианты ответов: 188154 - т,  22175 – с, 12250 – а, 1216 – р, 12339 – и, 291513 – м, 22115 – у.

Учитель.  У римлян один месяц года в честь бога войны Марса был назван мартиусом. На Руси это название упростили, взяв лишь первые четыре буквы.

<Рисунок1>

Ученик 3. Зима в марте не один раз наряжает леса в белоснежный, сверкающий на солнце наряд. Особенно холодной бывает его первая половина. В народе говорят: “Март сродни февралю”, “Март неверен: то плачет, то смеется”. Некоторые дни имеют свои названия.

Чтобы определить эти дни, выполним задание 2.

(Ребята выполняют задание 2.)

Задание 2.

Среди данных чисел выберите простые числа:

48, 575, 13, 340, 17, 126.

В народном календаре 13 марта – капельник, 17 марта – грачевник.

Как вы думаете, почему они так названы?

(Ребята предлагают свои ответы.)

Учитель. В жизни любого народа важное место всегда занимали народные и религиозные праздники. Во все времена они приурочивались к циклам природы, к началу и концу полевых работ. С одним из таких праздников мы сегодня познакомимся. Этот праздник связан с началом весны.

Давайте сначала из данного списка выберем все весенние праздники.

                                       Рождество

                                       Пасха

                                       Спас Яблочный

                                       Масленица

                                       Троица

                                        Иван Купала

                                        Крещение

Какой из них связан с началом весны?

(Ответ: Масленица)

Сегодня мы познакомимся с историей этого праздника…

Масленица – это языческий обряд… похорон зимы и благословения теплых дней. В древней Масленице печаль соединялась с радостью.

Россия – страна зимняя, холодная. Поэтому проводы зимы – праздник. Люди, забывая про холода, пекли румяные и горячие, как само солнце, блины и веселились от души. Чучело зимы затем сжигалось, а Весна после этого пышно величалась.

Но только ли из-за холодов люди ждали весны?

…В те далекие времена, когда всех людей кормила лишь земля, приход обильной влагой и теплом весны был важен, как сама жизнь. Поэтому в древности масленица была праздником земледельцев. Именно в эти предвесенние дни люди могли встретиться и договориться о главном: как сообща начать трудовой год.

После Масленицы для верующих православных начинается строгий семинедельный пост.

Пословица гласит: “Масленица семь дней гуляет”.

В народе Масленицу так любили, что кроме ласковых имен (“касаточка”, “сахарные уста”) придумали названия для каждого из семи дней.

Сейчас мы  установим их очередность.

(Ребята выполняют задание 3 по вариантам.)

Задание 3. Найдите а) НОД (m;n); б) НОК (m;n).

1 вариант                             2 вариант                                       3 вариант

 m = 212                                 m = 270                                           m = 252

  n = 318                                  n = 324                                            n = 420

а) “Разгуляй”                        а) “Лакомка”                                  а) “Заигрыши”

б) “Встреча”                         б) “Золовкины посиделки”           б) “Тещины вечера”

По номеру ответа определите день недели:

  1. 636
  2. 84
  3. 54
  4. 106
  5. 1260
  6. 1620

Первый день: “Встреча”.

Ученик 4. Встреча Масленицы. В этот день дети всей деревни собирались и шли от дома к дому с песнями. У всех дома пеклись блины и ждали гостей.

Свекор со свекровью отправляли невестку на целый день к отцу с матерью. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам.

Первый блин в этот день предназначался душам усопших родителей.

Учитель. Всем вам знакома пословица: “Первый блин комом”.

Как вы думаете, почему?

 (Ответ: Комом мне будет блин, если я забуду, для кого он предназначен.)

Второй день: “Заигрыши”.

Ученик 5. В этот день начинались игрища и потехи. Устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки, катания с горок.

<Рисунок2>

Учитель. Перед вами репродукция картины Кустодиева “Масленица”. Художник здесь изобразил народное гулянье. По словам сына Бориса Михайловича в мастерскую к отцу приходили люди и, посмотрев на полотно, угадывали: кто – Кострому, кто – Москву, кто – Ярославль. Даже улицы называли, а художник только улыбался, ему по душе были эти споры. Он и стремился к тому, чтобы каждый узнавал свое, родное.

Третий день: “Лакомка”.

Ученик 6. Зятья в этот день приходят к тещам на блины. Тещины блины по обычаю целый пир. Каких блинов только не пекла теща.

Учитель. А вот какие это были блины, мы узнаем, решив задачу.

(Ребята выполняют задание 4.)

Задание 4.

Задача. Теща напекла 57 блинов с творогом, что на 42 блина больше, чем блинов  икрой и в 2 раза меньше, чем молочных блинов. Сможет ли она разложить блины на 3 тарелки поровну?

Учитель. Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает широкий четверг.

Четвертый день: “Разгуляй”.

Ученик 7. В этот день праздник разгорался особенно. Все катаются, песни поют, начинают колядовать. В этот день устраивались знаменитые кулачные бои.

Вспомним Лермонтова:

                                          Как сходилися, собиралися

                                          Удалые бойцы московские

                                           На Москву- реку, на кулачный бой

                                          Разгуляться для праздника, потешиться.

<Рисунок3>

Учитель. А на Урале и в Сибири осаждали снежные крепости. Художник – сибиряк Василий Суриков увековечил подобную осаду на своей знаменитой картине “Взятие снежного городка”. Городок олицетворял собою укромный приют зимы, который разбивали: одни исполняли роль осаждающих, другие – защитников крепости. Подобное зрелище проходило за деревней, в котором участвовало много народа.

Пятый день: “Тещины вечера”.

Ученик 8.  На тещины вечера  зятья угощают своих тещ блинами. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Этим самым зять выражал уважение и почтение теще. Званая теща присылала зятю: кадушку для теста, сковороды, а тесть – мешок муки и масла.

Шестой день: “Золовкины посиделки”, “Проводы”.

Ученик 9. В этот день молодая невестка приглашает к себе родных. Золовке она дарила подарки. Также женщины наряжали Чучело в женский сарафан, платок. Соломенную куклу брали под руки с двух сторон и всей деревней провожали. За деревней в большом костре ее сжигали, а сами вокруг него пели и плясали.

Учитель. В разных губерниях были отличия. Давайте узнаем о Симбирской губернии.

Ученик 10. В Симбирской губернии в субботу дети строили на реках и прудах снежный городок с башнями и воротами. Делились на две группы: охранители и храбрецы. Храбрецы нападали на охранителей, после битвы взрывали ворота,  разрушали городок. В этой игре им помогали взрослые. После взятия городка победителя купают в проруби, после чего все угощаются и с песнями возвращаются по домам.

Ученик 11. Проводы честной Масленицы в Симбирской губернии состояли в поезде. Для поезда сколачивали несколько дровен и саней. В середине дровен ставили большой столб в виде мачты, на него клали колесо, на колесо сажали мужика – весельчака, который представляет различные шутки. Такой поезд разъезжал по всем улицам, впереди него пели и плясали скоморохи.

Учитель. Заканчивалась неделя Прощеным воскресеньем. В этот день провославные просили прощение у родных и знакомых. Прощение заключалось покаянием друг перед другом за грешные мысли и поступки. При этом говорили друг другу: “Прости меня”.

                                                       “Бог простит. Ты меня прости”.

Блины на масленицу пекли каждый день. И они тоже имели свои названия:

1- блинища, 2- блины, 3- блинчики, 5- блинки, 6- блиночки, 7- царские блины.

Ребята, а как вы думаете: почему на Масленицу пекли блины?

(Ответ: Блин считали символом солнца.)

Александр Иванович Куприн писал: “Блины круглые, как настоящее щедрое солнце, символ хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей”.

     3. Подведение итогов.

Итак, сегодня на уроке мы с вами повторили признаки делимости, разложение на простые множители, нахождение НОД и НОК, а также совершили небольшое путешествие в прошлое: знакомство с традициями и бытом нашего народа.

Литература.

  1. С. Шмаков “Нетрадиционные праздники в школе”, М.: 1997
  2. И. Панкеев “Сударыня масленица”,  М.: 2003
  3. С.В. Кульневич, Т. П. Лакоценина “Воспитательная работа в средней школе”                                                                                                                      
  4. Н. Кончаловская “Дар бесценный”, М.:1969
  5. Дидактические материалы по математике А.С.Чесноков, К.Н.Нешков. М.: Просвещение, 1999
  6. Математика. Приложение к газете “Первое сентября”№7.,2003

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Делимость натуральных чисел" 5класс

Конспект урока по теме   "Делимость натуральных чисел" 5 класс содержит элементы: игровой технологии, технологии дифференцированного обучения, компьютерной технологии. На данном уроке рассма...

Урок- игра "Счастливый случай" Обобщающее повторение по теме: "Делимость натуральных чисел. Общие свойства обыкновенных дробей" 6 класс

Урок проводится в форме игры "Счастливый случай".  В ходе урока- игры ребята повторяют правила нахождения НОД и НОК, свойства обыкновенных дробей, сравнение дробей....

Интерактивный тест по математике 6 класс. Тема: "Делимость натуральных чисел".

ТЕСТ предназначен для проверки знаний, умений, навыков учащихся 6 класса по теме "Делимость натуральных чисел". Содержит 7 вопросов с выбором ответа....

Тест по теме «Делимость натуральных чисел»

Тест по теме  «Делимость натуральных чисел»...

Тест по теме «Делимость натуральных чисел»

Тест по теме  «Делимость натуральных чисел»...

Презентация на тему "Делимость натуральных чисел"

Данная презентация позволит обобщить и ситематизировать знания учащхся о признаках делимости натуральных чисел и таких понятий как НОД и НОК....