Как описать и представить свой педагогический опыт?
материал по алгебре по теме

Казак Вадим Михайлович

В работе представлена  система подготовки  учителя к представлению своего педагогического опыта, Материал будет полезен прежде всего тем учителям, которые готовятся к аттестации на первую и высшую категорию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_opisat__ped._opyt.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Как описать и  представить своей  педагогический опыт?

  1. Наименование опыта, указание его адреса и автора

Четкое определение наименования опыта. Уже  в  самом  наименовании материала должна быть четко отражена основная характеристика опыта (основная идея), область применения (методическая тема учителя « ……»).

При указании автора перечисляются:

  1. Ф.И.О.,
  2. специальность,
  3. педагогический стаж,
  4.  звание,
  5.  разряд или категория,
  6. место работы.

2. Условия возникновения, становления опыта

Необходимые сведения о школе, микрорайоне, классе, социальной  сре де.

3. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практическая значимость

Обязательным требованием к обобщению опыта является выделение педагогических противоречий и способов их разрешения, так как общеизвестно, что источником и движущей силой всякого развития является процесс возникновения и разрешения противоречий.

Поэтому именно с анализа противоречий учебной деятельности и должна начинаться работа любого педагога. Педагогу необходимо ответить на вопрос: какие реальные противоречия, несоответствия, трудности массовой практики породили необходимость того педагогического поиска, который дал положительные результаты.

Например: В.Ф. Шаталов в своем опыте решает многие противоречия массовой практики:

  1. обучать всех и каждого качественно и быстро;
  2. радостно и победно;
  3. напряженно и без перегрузки;
  4. на высоком теоретическом уровне и доступно.

4. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая идея - есть главная мысль о преобразовании объекта, стратегия педагогической деятельности:

  1. Идея личностного подхода к воспитаннику.
  2. Идея практико-ориентированного обучения.
  3. Идея использования новых информационных технологий.
  4. Идея  здоровьесберегающего  обучения.
  5. Идея опережающего обучения.
  6. Идея гуманизации  образовательного процесса.
  7. Идея оптимизации учебно-воспитательного процесса.
  8. Идея обучения и воспитания в деятельности.
  9. Идея неразрывного единства обучения и воспитания.
  10. Идея воспитания в коллективе, через коллектив, для коллектива.
  11. Идея развивающего обучения.
  12. Идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе.
  13. Идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия.
  14. Идея ранней  профориентации и профессионализации обучения уча щихся.
  15. Идея саморазвития  личности, ведущей роли внутренних источников в становлении человека.
  16. Идея свободного выбора школьником содержания и форм обучения и воспитания.
  17. Идея дифференцированного  и индивидуального подхода учащихся к выбору предметов для изучения в школе.
  18. Идея коллективного и индивидуального самоанализа  деятельности школьника.
  19. Идея интеграции содержания.

Идеи опыта  у разных учителей могут совпадать, но индивидуальность проявится в средствах, в формулировке конкретных задач, своего  рода принципах, основных положениях, которыми  руководствуется учитель для достижения поставленных целей. Постановка реальных задач определяет тактику педагогической деятельности.

5. Теоретическая база опыта

Нельзя работать, опираясь только на собственную интуицию. Нужны знания по теории обучения, чтобы на их базе выработать конкретные принципы, позволяющие воздействовать на личность.

Не отрицая  возможности  новых  открытий,  педагог  должен искать обоснование своего опыта в ведущих дидактических теориях.

Для того, чтобы успешно осмысливать свой или чужой опыт, необходимо на сегодняшний день знать как минимум 8 психолого-педагогических теорий, на которых строится сегодня учебно-воспитательный процесс:

  1.  Теория   поэтапного   формирования  умственных  действий  -
    П.Я. Гальперин.
  2. Теория  программированного обучения - Т.А. Ильина, Н.Ф. Талызина.
  3.  Теория развития познавательного интереса - Г.И. Щукина.
  4. Теория содержательного обобщения - В.В. Давыдов.
  5.  Теория  развивающего  обучения в начальной школе- Л.В.Занков,
    Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.
  6.  Теория оптимизации обучения - Ю.К. Бабанский.
  7.  Теория   проблемного   обучения   -   М.И. Махмутов, И.Я. Лернер,
    А.М. Матюшин.
  8.  Теория активизации учебной деятельности школьников - Т.И. Шамова, А.К. Маркова.

При формировании индивидуального педагогического стиля  может  по мочь и заимствование педагогического опыта коллег.

Однако, при внедрении чужого опыта целесообразно учитывать:

  1.  свои способности и возможности;
  2. свой сложившийся даже небольшой опыт;
  3. индивидуальные особенности своей личности;
  4.  готовность к совместной работе учащихся;
  5.  наличие необходимых средств  труда;
  6. наличие необходимых  условий  труда.

И, наконец, внутренний источник творческого поиска:

воображение, фантазия,  умение сделать прогноз, комбинировать из вестные способы или элементы,  видеть  предмет  в  его  необыкновенных функциях и связях,  принимать нестандартные решения, т.е. все, что ха рактеризует креативность (творчество) самой личности педагога.

6. Новизна опыта

Отражение и фиксирование элементов новизны и творчества.

7. Технология опыта

Технология - это процедура деятельности, ее состав и содержа ние.

К данной части описания есть ряд обязательных требований:

  1.  отразить взаимосвязь педагогических явлений, факторов, влияющих на результат деятельности;
  2.  выбрать структуру описания технологии (по этапам урока,  по типам урока,  по возрастным группам, предметам, разделам программы и др.)
  3.  показать  общие  подходы,  сформировать  свои  педагогические принципы и правила, создать модели и алгоритмы своих действий);
  4.  показать  индивидуальность  автора опыта (авторские педагоги ческие «находки»);
  5.  содержание описания технологии должно соответствовать теме опыта.

Раскрывая особенности технологии работы,  надо педагогичес кие  действия  учителя соотносить с конкретными условиями,  в которых эти действия предпринимаются.  Поэтому в описаниях  не  обойтись  без примеров, без приведения конкретных педагогических фактов.

8. Результативность, условия и возможности применения данного опыта

Учитель-мастер работает  не на сегодняшние знания, а на прира щение познавательных способностей своих учеников. Надо посмотреть, каковы результаты  данных педагогических действий, чем они отли чаются от результатов других в тех же условиях. В какой степени изменились

- активность и работоспособность учащихся;

- наличие интереса к предмету;

- сформированность знаний по учебному предмету и  умений  ими пользоваться;

- развитие памяти, речи, способности восприятия и переработки информации;

- уровень организованности в работе и темп  учебной  деятель ности, умение работать с оборудованием на уроке;

- коммуникабельность детей, умение работать с товарищами, корректность;

- динамика показателей здоровья в соответствии с  возрастными нормами.

Для оценки продуктивности системы работы педагога можно использовать  следующие критерии успешности:

1. Образовательный критерий (поступление в ВУЗы, победы на олимпиадах и интеллектуальных конкурсах и др.).

2. Критерии развития:

- широта и глубина интересов;

- способность к самоопределению, выбору профиля обучения и профессии;

- обучаемость (отзывчивость к помощи);

- овладение нормами нравственности (гуманизм, взаимопомощь, забота о    слабых и т.д.);

- система жизненных ценностей;

- степень реализации индивидуальности, самобытности;

3. Социальный критерий (адаптация выпускников к высшей и средней специальной школе, адаптация на производстве, общественный престиж школы и педагогов).

4. Психологический комфорт (степень удовлетворенности школой, отношениями, наличие чувства защищенности, оптимистический настрой).

5. Валеологический  критерий (динамика показателей здоровья).

Описание опыта желательно представлять в форме информационно-педа гогических модулей (ИПМ). Выделение из педагогического опыта отдельных высокоэффективных фраг ментов (информационных модулей) позволит оценить его, даст возможность другим учителям конструировать эффек тивные системы, которые по мере их использования будут трансформироваться.

Под информационно-педагогическими модулями (ИПМ) понимается краткое, конструктивное описание информации, которая отличается:

  1. логической законченностью (информация в виде ИПМ должна носить целостный характер и содержать конкретную часть опыта, отнесенную к од ному из компонентов учебно-воспитательного процесса);
  2. информативностью (информация, представленная в ИПМ, должна быть достаточной для ее понимания и использования в практике);
  3. точностью трактовки педагогических понятий, научностью описываемых категорий.

Педагогическая информация описывается комплексом ИПМ.

Далее предстоит оформить приложения к опи санию опыта. Необходимо ото брать образцы, наиболее ярко подтверждающие опи санный опыт: методические разработки, описание алгоритмов учебной деятельности школьников или поэтапных действий учителя, струк турно-логические схемы и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация как способ представления результатов своего педагогического труда

Успешно проведенная презентация в бизнесе – это увеличение объема продаж товаров и услуг, в образовании – повышение рейтинга и престижа образовательного учреждения или педагогических работников. Презе...

"Применение современных образовательных технологий в своей педагогической деятельности"

"Применение  современных образовательных технологий  в своей педагогической деятельности"...

представление своего педагогического опыта

обобщение опыта работы учителя за несколько последних лет...

Творческая работа на тему: «Как я планирую свою педагогическую деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения?»

Моя творческая работа на тему "Как я планирую педагогическую деятельносить в условиях реализации ФГОС нового поколения"...

Теоретическое обоснование выбора технологии РКМЧП с целью использования в своей педагогической деятельности

Данный материал содержит следующую информацию: понятие о надпредметной педагогической технологии, история возникновения технологии РКМЧП в России, её стадии и приёмы (с учетом деятельности педагога и ...

Щербак Зоя ученица 9 класса представила свой проект по технологии "Швейное изделие с цельнокроеным рукавом"

проект был представлен на муниципальном туре по олимпиаде по технолоргии. Результат - прзер....

Для успешной реализации целив школе и своей педагогической деятельности,важным для себя считаю активное использование в учебном процессе современных педагогических технологий.

класспредметI четверть II  четвертьI полугодиеIII четвертьIV четвертьII полугодиегод  УспКачСр.бУспКачСр.бУспКачСр.бУспКачСр.бУспКачСр.б6математика82.458.83.6588.264.73.7694.164.73...


 

Комментарии

Куц Евгения Александровна

Спасибо за материал, как раз во время, нынче прохожу аттестацию вашим материал воспользуюсь.
Георгиева Татьяна Григорьевна

Большое спасибо за материал. Очень помог в подготовке!