Решение тригонометрических уравнений
презентация к уроку алгебры (11 класс) на тему

Кенжалиева Фатима Аруновна

Урок "Решение тригонометрических уравнений " проводится в 11 классе. В начале урока повторяется решение простых тригонометрических уравнений, а также виды уравнний. Затем используя опорный конспект ребята решают более сложные уравнения используя различные способы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon reshenie_trigonometricheskih_uravneniy_2.ppt556.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение тригонометрических уравнений Урок 11 класс Составила :Кенжалиева Фатима Аруновна – учитель МБОУ Наримановского района «СОШ №7»

Слайд 2

Решение тригонометрических уравнений Цели: Познакомиться с видами тригонометрических уравнений Познакомиться со способами решения уравнений. Выработать навыки применения способов решения уравнений для конкретных тригонометрических уравнений

Слайд 3

Этапы урока Актуализация знаний учащихся. Тест Теория Практическая работа. Изучение нового материала. Закрепление изученного материала. Домашнее задание. Итоги урока.

Слайд 4

Найти правильный ответ COS X = a COS X = 1 SIN X = a COS X = 0 COS X = - 1 SIN X = 1 SIN X = - 1 SIN X = 0 X = (-1) K arcsin a +  n, n € z. X = /2 + 2 n, n € z . X =  n , n € z. X = 2  n , n € z . X = + arccos a + 2  n, n € z. X =- /2 +2 n , n € z . 0 X =  + 2 n, n € z. X = /2 + n, n € z.

Слайд 5

Выберите правильный вариант ответа( ответы) 1.Sin 2x= -1 Вариант 1 1.Cos x =1/2 Вариант 2 1) -/4 +  n, n € z 2) -/4 + /2 n, n € z 3)-/4 + /2 n, n € z 1) +  /3 + 2 n, n € z 2) /6 +2 n, n € z 3) - + 4 n, n € z 2. Cos 3x =- √2 /2 2.2 sin 5x- √2 = 0 1) (- 1) n /4 +  n /3, n € z 2) + 3 /4 + 2 n/3 , n € z 3) + /4 + 2 n/3, n € z 1) (- 1) n /20 +  n /5, n € z 2) (- 1) n /20 +  n , n € z 3) + /20 + 2 n, n € z 3.√2 cos ( x + /4) =1 3.Cos x/5= - √3 /2 1) /3 +  n, n € z 2) +  /4 -  /4 + 2 n, n € z 3) -/4 + 2 n, n € z 1) (- 1) n 25 /6 +  n , n € z 2) + 25 /6 + 10 n , n € z 3) + /20 + 2 n, n € z 4. sin (3x+  /4)= = -√3 /2 4. Cos (3x+  /4)= = - √3 /2 1) (- 1) n+1 /9 -/ 12 + n/3 , n € z 2) + 25 /6 + 10 n , n € z 3) (- 1) n /9 +/4 + n/3 , n € z 1) 5 /18 +  n/12+ 2  n/3 , n € z 2) + 5 /18 -  / 12+ 2  n/3 , n € z 3) + 5 /3 + 6 n, n € z

Слайд 6

Виды тригонометрических уравнений Уравнения , сводящиеся к квадратным a sin 2 x + b sin x =c Однородные уравнения Первого порядка : a sinx + b cos x =0 Второго порядка: a sin 2 x + b sin x cos x + c cos 2 x =0 Почти однородные уравнения a sinx + b cos x = с a sin 2 x + b sin x cos x + c cos 2 x =d

Слайд 7

Методы решения уравнений Решение тригонометрического уравнения состоит из двух этапов: преобразование уравнения для получения его простейшего вида и решение полученного простейшего тригонометрического уравнения. Существует несколько основных методов решения тригонометрических уравнений. . Алгебраический метод. Разложение на множители. Приведение к однородному уравнению . Переход к половинному углу . Введение вспомогательного угла Преобразование произведения в сумму. Универсальная подстановка

Слайд 8

Блок схема Решения тригонометрических уравнений Углы одинаковые Да 1 . Привести к одинаковым углам нет Функции одинаковые Да Сделать замену и решить уравнение как алгебраическое да 2 . Приводится к одинаковым функциям нет да 3 . Привести к sin или cos нет Однородное Почти однородное 2-порядка ? Почти однородное 1-порядка ? 5 . Левую часть уравнения разложить на множители и каждый из них приравнять к нулю Нет Нет да 4 .Изменить углы Нет нет Обе части уравнения делим на sin или cos в степени равной порядку уравнения Да Сделать замену Sin 2 x+cos 2 x=1 Да нет

Слайд 9

Основные термины Определение 1. Тригонометрическим называется уравнение, в котором неизвестное содержится под знаком тригонометрических функций. Например : sin( 5x+∏); cosx; tg3 α Определение 2. Говорят, что в тригонометрическом уравнении одинаковые углы, если все тригонометрические функции, входящие в него, имеют равные аргументы. Говорят, что в тригонометрическом уравнении одинаковые функции, если оно содержит только одну из тригонометрических функций. Например : cos4x+ sin4x Определение 3. Степенью одночлена называется сумма показателей степеней, входящих в него переменных. Например : 7 x 5 * y Определение 4. Степенью одночлена, содержащего тригонометрические функции, называется сумма показателей степеней тригонометрических функций, входящих в него.

Слайд 10

Определение 5. Уравнение называется однородным, если все одночлены, входящие в него, имеют одну и ту же степень. Эта степень называется порядком уравнения. Например : x 2 +xy-3y 2 =0 Определение 6. Тригонометрическое уравнение, содержащее только функции sin и cos, называется однородным, если все одночлены относительно тригонометрических функций имеют одинаковую степень, а сами тригонометрические функции имеют равные углы и число одночленов на 1 больше порядка уравнения. Например : cos 2 x+ 3sinx*cosx- 4sin 2 x=0 Определение 7. Тригонометрическое уравнение называется почти однородным, если один одночлен является числом, а степени остальных одночленов равны. Например : Sin(4X) – cos(4x)+3=0

Слайд 11

Формулы соответствующие блокам Блок # 1 . Формулы приведения тригонометрических функций к одинаковым углам: 1. sin2a = 2sina . cosa 2. cos2a = cos 2 a - sin 2 a 3. 2sin 2 a/2 = 1 - cosa 4. 2cos 2 a/2 = 1 + cosa Блок # 2 . Формулы приведения тригонометрических уравнений к одинаковым функциям: 1. cos 2 a = 1 - sin 2 a 2. sin 2 a = 1 - cos 2 a 3. ctga = 1/tga 4.Формулы приведения Блок # 3 . Формулы приведения тригонометрических уравнений к функциям синус и косинус: 1. tga = sina/cosa 2. ctga = cosa/sina

Слайд 12

Блок # 4 . Формулы изменения углов в тригонометрических уравнениях: 1. cos2a = cos 2 a - sin 2 a 5. cosx=cos 2 x/2- sin 2 x/2 2. sin2a = 2sina · cosa 6, sin x = 2 sin x/2*cos x/2 3. cos 2 a/2 = ( 1 + cosa )/ 2 4. sin 2 a/2 = ( 1 – cosa )/ 2 Блок # 5 . Формулы и приемы разложения левой части тригонометрического уравнения на множители: 1. Вынесение за скобку. 2. Способ группировки. 3. sina+sinb = 2sin(a+b)/2 · cos(a -b)/2 4. cosa+cosb=2cos(a+b)/2 · cos(a-b)/2 5. cosa - cosb = -2sin(a-b)/2 · sin(a+b)/2 6. а 2 - b 2 = (a - b)(a + b) 7. a 3 + b 3 = (a + b)(a 2 -ab + b 2 ) 8. a 2 + 2ab + b 2 = (a + b) 2 9. sin x – sin y=2 sin( x-y)/2*cos(x+y)/2

Слайд 13

Закрепление изученного материала Решите уравнение: Sin 2x+2cos2x =1 1 .Углы одинаковые ? 2. Функции одинаковые ? 3 .Приводится к одинаковым функциям ? 4.Содержит функции sin и cos? 5 .Является однородным ? Нужно изменить углы , для этого применим формулы блока 4 : cos2a = cos 2 a - sin 2 a sin2a = 2sina · cosa Получим : 2sinxcosx+2(cos 2 x - sin 2 x)=1 ( Почти однородное 2-порядка ) Применив замену имеем : 2sinxcosx+2(cos 2 x - sin 2 x) -( Sin 2 x+cos 2 x ) = 0 Раскрыв скобки и приведя подобные слагаемые получили уравнение: cos 2 x-3sin 2 x+2sinxcosx=0 Полученное уравнение однородное, поэтому делим каждое слагаемое на cos 2 x или sin 2 x , Тогда получится уравнение:1-3 tg 2 x+ 2 tgx =0 Введем новую переменную : tgx = t , получили уравнение:1-3 t 2 + 2 t =0 Его корни t 1 = 1 , t 2= - 1/3 Таким образом решение исходного уравнения свелось к решению простейших уравнений : tgx = 1, tgx = - 1/3 X=∏/4+ ∏n, n€z ; x=arctg(-1 /3)+ ∏n, n€z Ответ: X=∏/4+ ∏n, n€z ; x=arctg(-1 /3)+ ∏n, n€z № 1 .Решить уравнение: а) 2-3sinx - cos2x = 0 Б) sinx = 2sin2x В) sin3x + sin5x = 0 .

Слайд 14

Домашнее задание ξ 36 разобрать задачу 8 № 624,626,1223,1217

Слайд 15

Итоги урока 1.Являются ли данные уравнения однородными ? А) cos7 x + cos x = 0. Б) sin 2 x + 14sin x · cos x = 15cos 2 x . В) 4 sinx + 2 cos x = 5 2. Одинаковые ли углы у данных функции ? А) cos x + cos3 x = 0. Б) sin 2 (4 x) - 15cos 2 x .=3 В) 4 sin(3x) + 2 cos(3x) = 5 3 . Каким способом решить данное уравнение ? (1 - √2 cosx /4)( 1+ tgx)=0 2sinx + cosx =0

Слайд 16

Это интересно Слово «тригонометрия» впервые встречается ( 1505г) в заглавии книги немецкого математика Питискуса. Понятие синуса встречается уже в III веке до нашей эры в работах великих математиков Древней Греции- Евклида, Архимеда. Слово косинус намного моложе. Косинус – это сокращенное латинское выражение complementy sinus то есть « дополнительный синус» cos α = sin( 90 0 - α ) Тангенсы возникли в связи с решением задачи об определении длины тени. Тангенс ( а также котангенс, секанс и косеканс) введен в X веке арабским математиком Абу-л-Вафой, который составил и первые таблицы для нахождения тангенсов и котангесов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение тригонометрических уравнений и систем уравнений

видеоурок интегрированного урока по математике и информатике...

решение тригонометрических уравнений с применением тригонометрических формул

конспект урока в 10 классе и презентация к нему по теме "решение тригонометрических уравнений с помощью тригонометрических формул". Цели урока: знакомство обучающихся со способами решения тригонометри...

Обратные тригонометрические функции. Решение тригонометрических уравнений.

Вопросы, включенные в программу курса недостаточно изложены  в школьных учебниках, поэтому необходимо расширить количество часов, отводимых на их  изучение  и круг задач, связанных как ...

План урока по теме "Решение тригонометрических уравнений, неравенств, систем уравнений".

Подбор разноуровневых тематических заданий для организации самостоятельной работы учащихся 10 классов....

Конспект урока «Решения тригонометрических уравнений с помощью тригонометрического круга»

Конспект урока в 10 классе по теме «Решения тригонометрических уравнений  с помощью тригонометрического круга» с использованием интерактивных презентаций по объяснению и тренажеры по проверке усв...