Урок по теме "Аликвота"
презентация к уроку по алгебре (6 класс) по теме

Данный урок можно провести как исследовательскую работу на уроке, он построен на использовании исторического материала и интересных научных фактов. Урок вызывает неподдельный интерес учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx17.77 КБ
Office presentation icon alikvota.ppt1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Раздел программы:  Действия с обыкновенными дробями.

Тема урока: Аликвота.

Тип урока: Урок-исследование.

Форма урока: Исследование, беседа  с применением слайдов презентации.

Методы: Обьяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Время проведения: 40 минут.

                                                     Цели урока

  1. Формирование навыков исследовательской работы.
  2. Углубление знаний в выбранной предметной области.
  3. Формирование исследовательских умений
  4. Формирование информационной культуры учащихся.
  5. Формирование системно-информационного подхода.

Содержание этапов урока.

Виды и формы работы

Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку

Мотивационное начало урока

Вступительное слово учителя. Постановка цели, проблемной ситуации.

Устные упражнения

Выполнение  упражнений.

Объяснение

Беседа с использованием презентации

Первичный контроль

Тест ( раздаточный материал)

Подведение итогов.

Домашнее задание.

  1. Развитие логического мышления, умения излагать свои мысли и аргументировать их.

                                            Задачи урока.

  1. Воспитательная: Развивать интерес коммуникативной культуры.
  2. Учебная: Ввести новое математическое понятие и действия с ними, вовлечь ребят в исследовательскую деятельность
  3. Развивающая: Развивать мышление и кругозор.

                                                План урока.

   

                                              Ход урока.

1.Организационный момент.

На доске вывешиваются высказывания учёных о красоте математики, изображения египетских пирамид, необходимые обозначения.

Проверяется готовность класса к уроку.

2.Мотивационное  начало урока.

Сегодня обычный урок мы с вами превратим в урок –исследование. Попробуем имеющиеся у вас знания применить для решения новых сложных  задач.  Проанализируем информацию древних первоисточников, попробуем решить проблемы , которые возникнут в ходе нашего исследования. Сегодня мы познакомимся с новым математическим понятием, которое пришло к нам из далекого прошлого , но знакомо нам в другом виде.

Мы поставим себя на место древних учёных и проведем небольшое исследование.

Знаете ли вы что такое АЛИКВОТА, нет?  Хотите узнать?  Тогда вперёд  к  новым открытиям.

  1. Устные упражнения

Учитель:          Назовите разные доли числа.

Ответ: ½, 1\7, 3\8 , 5\10 т.д.

Учитель:  Выстроите дроби в цепочку по возрастанию.  1\6, 1\4, 1\9, 1\15/, 1\3, 1\5, 1\12.

Каким правилом вы пользовались, объясните это на практике.

(можно для объяснения предложить макеты разных долей)

Учитель: Выполните действия:  1\5+2\5, 2\7+2\8; 3\5+6\18.

Какое правило вы использовали в этих примерах?

  1. Объяснение темы

Первой дробью с которой познакомились люди была половина 1\2, потом 1\3-треть

и так далее дроби с числителем  1  , а все другие дроби они выражали через дроби вида

1\n  .Эти дроби имели разные названия : асс, бес, секстанс, сескунция,  триенс, семинс.

До наших дней дошли такие названия как процент  1\100 часть числа и промилли   1\1000

часть числа. ( смотри слайд презентации)

Египтяне все дроби старались записать как суммы долей.

Дроби с  числителем 1 , а знаменателем любым натуральным числом назвали АЛИКВОТОЙ.  ( смотри слайд презентации).

В папирусе Ахмесе есть задача :  «Как разделить 7 хлебов между 8 людьми?»

Если разрезать каждый хлеб на 8 частей, придётся провести 49 разрезов.

По -египетски задача решалась так:  1\2+1\4+1\8=7\8 ( смотри слайд)

Значит каждому надо дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба.

У египтян существовала целая таблица  в которой все дроби  от2\5 до 2\99 были записаны в виде суммы алитвот.

С помощью этой таблицы выполняли и другие действия.

С аликвотами можно выполнять любые действия, но не  всё так просто как кажется на первый взгляд. ( смотри слайд презентации)

  1. Закрепление ( исследование)

Найдите дроби которые можно представить в виде суммы аликвот.

Например : 13\12=1\2+1\3=1\4  А в виде разности?

А теперь выполните умножение двух и более аликвот.

Что у вас получилось? Как вы думаете всегда ли при умножении аликвот получается аликвота?

А при делении ? Приведите свои примеры.

А теперь вспомним примеры устного счёта , какие дроби мы сравнивали?

Конечно это аликвоты. Как сравнить аликвоты?

Молодцы вы сегодня хорошо поработали и у вас знания не меньше чем у египетских мудрецов.

7.Тест

Проверим  что же вы сегодня поняли

1.Что такое аликвота?

А)  дробь

б) число

в) дробь с числителем 1

2. Из аликвот большей является :   1\5; 1\6; 1\3; 1\9

А) 1/5

Б)  1/3

В) 1/9

3. При сложении аликвот всегда получается аликвота?

А)  да

Б)  нет

В)  не знаю

4. А при делении?

А) да

Б) нет

В) не знаю

5.Найдите чему равна сумма аликвот?   1\5+1\7+1\9

А) 1\21

Б)1\ 315

В)21\315.

8.Подведение итогов. Домашнее задание.

Запишите дроби в виде суммы аликвот Чтобы знаменатели дробей были числами

  1. Четными
  2. Нечётными.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тогда вперёд вместе с нами

Слайд 3

Ёщё в древнем Египте у людей возникла потребность записывать дроби как суммы долей . Дробей вида 1\ n У египтян и у вавилонян эти дроби имели специальные обозначения. 1 2

Слайд 4

Такие дроби имели разные названия , но все вместе назывались аликвотами. Вот несколько названий Некоторые дошли до нас 1\100- процент 1\1000-промилли 1\288-скрупулус 1\24-семиунция 1\8-сескунция

Слайд 5

ДЕЙСТВИЯ С АЛИКВОТАМИ 1.Аликвоты можно складывать 2.Аликвоты можно вычитать 3.Аликвоты можно умножать 4.Аликвоты можно делить

Слайд 6

В папирусе Ахмеса есть задача: « Как разделить 7 хлебов между 8 людьми?» По египетски эта задача решалась так 7\8=1\2+1\4+1\8 Значит, каждому человеку надо дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба.

Слайд 7

Проведи исследование Всегда ли дробь можно представить в виде суммы аликвот ? В папирусе Ахмеса дроби вида 2/2 N+1 представлялись в виде суммы двух, трёх или четырёх аликвот 7/10=1/2+1/5 Найдите такие дроби которые можно представить в виде суммы аликвот.

Слайд 8

Умножение и деление аликвот Всегда ли при умножении аликвот может получиться аликвота? А при делении? ПРОВЕДИ ИССЛЕДОВАНИЕ

Слайд 9

А как сравнить аликвоты? Чем меньше знаменатель , тем больше дробь?

Слайд 10

Запишите дроби в виде суммы аликвот чтобы знаменатель был: 1. числом чётным 2. числом нечётным. Желаю удачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...