Урок по теме "Уравнения"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no_uravneniya_konspekt.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы

(Время)

Дидактические задачи этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и Формы

I. Орг.

момент

(1 мин.)

Организовать

учащихся для начала работы на урока

1) взаимное приветствие;

2) установление отсутствующих;

3) подготовка учащихся к уроку;

4) сообщение темы урока;

5) организация внимания.

Здравствуйте!

Приготовились к уроку.

Кто отсутствует?

Называю тему урока.

Приветствуют учителя.

Готовятся к уроку.

м:

словесные,

наблюдение

ф:

фронтально

индивидуал

II. Проверка д.з.

(5 мин.)

1)Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания классом;

2) Устранить в ходе проверки нарушения и пробелы в знаниях;

3) Осуществить дальнейшее совершенствование знаний, умений.

1) Выявление уровня знаний по заданному на дом материалу;

2) Определение типичных недостатков в знаниях;

3) Ликвидация недостатков.  

Ребят, начнем с проверки домашнего задания. Давайте разберем на доске номера в которых возникли трудности?

№ 394(4)

(123 + 375)  24 : (212 – 129) =  144

1) 123+375= 498; 2)212 – 129=83;

3)

4

9

8

×

2

4

+

1

9

9

2

9

9

6

1

1

9

5

2

4) 11952 : 83 = 144

№396

Решите уравнение и выполните проверку:

а)(х – 87) – 27 = 36

Решение:

х - 87 = 36 +27;

х = 63 + 87;

х = 150

а)(х – 87) – 27 = 36

Решение:

х - 87 = 36+27;

х = 63 + 87;

х = 150

Ответ:150

б)87-(41+у)=22

Решение:

41+y=87-22;

41+y=65;

y=65-41;

y=24

Ответ:24

№397(б)

В пакете было 350 г сахара. Когда в него добавили еще сахара, в нем стало 900 г. Сколько граммов сахара добавили в пакет?

Решение:

Пусть х – граммов сахара добавили в пакет.

Тогда (З50 + х) – граммов сахара стало после добавления,

а т.к. стало 900 г, то составим уравнение:

350+х=900

Х=900-350

Х=550

Ответ: 550г.

Сверяются и задают вопросы.

м:

фронтальная беседа с применением

наглядности

ф:

фронтально-

индивидуал.

III Подготовка к активной УПД

(Актуализация знаний)

(15 мин.)

1) Установить уровень усвоение учебного материала;

2) Выяснить можно ли переходить к следующему этапу

1) Проверка усвоения материала предыдущего урока;

2) Проверка полноты и осознанности усвоения знаний;

3) Коррекция опорных знаний, навыков, умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практических заданий.

Откройте учебник, решаем устно №382

Давайте повторим некоторые определения.

1) Что называют уравнением?

2) А что называют корнем уравнения?

3) Какие  числа называют слагаемыми?

Что называют суммой чисел?

4)Какое действие называют вычитанием?

5)Какое число называют уменьшаемым, а какое – вычитаемым?

6) Как называют результат вычитания?

7)Что значит умножить одно число на другое?

8)Как называют числа,  которые перемножают?

9) Как называют результат умножения?

Решим уравнения устно:

1.60  х=5

2.х:23=4

Давайте решим уравнение:

3. х + 12 = 78. {А}
Решение. По смыслу вычитания, неизвестное слагаемое равно разности суммы и другого слагаемого.
Поэтому х = 78 - 12, то есть х = 66.
Число 66 является корнем уравнения х + 12 = 78, потому что 66 + 12 = 78.
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое 

4. у - 8 = 11{Д}

5. 15-z = 9{В}

6. t + 18 = 30{О}

Какое слово получено? Вода.

Что вы знаете о воде?

Вода входит в состав всех организмов биосферы, в том числе и в состав тела человека. От обеспеченности водой зависит жизнедеятельность всех живых организмов. Вода регулирует климат планеты, обеспечивает хозяйственную и промышленную деятельность людей.

Основными потребителями воды является сельское и коммунальное хозяйство и промышленность. В сельском хозяйстве воду используют для полива растений, приготовления корма, для домашних животных, в коммунальном хозяйстве — для питья и приготовления еды для людей, для удовлетворения их санитарно-гигиенических потребностей, как теплоноситель и тому подобное. В промышленности воду используют в качестве сырья, реагента и растворителя, для проведения разных технологических процессов, а также для промывания сырья и продуктов.

Все отрасли хозяйства по отношению к водным ресурсам разделяют на пользователей и потребителей.

Пользователи используют воду как среду или источник энергии и не забирают её из источников (водный транспорт, рыболовство, туризм, спорт, гидроэлектростанции, и тому подобное).

Потребители забирают воду из источников и используют её по назначению (питье, приготовление еды, выращивания сельскохозяйственной продукции, осуществления технологических процессов, на производстве, обогрев помещений и тому подобное).

Во многих случаях вода после использования частично или полностью возвращается к источникам, но с измененным качеством.

Под водными ресурсами в широком понимании воспринимаются все виды воды, которые находятся в Земле, на её поверхности и в атмосфере. В более узком понимании под водными ресурсами понимаются те естественные воды, которые можно использовать в настоящее время, управляя их режимом, а также воды, что могут быть использованы в ближайшей перспективе и над управлением которыми идет работа.

Поэтому в понятие «водные ресурсы» включаются только пресные воды

Загрязнение воды

Многие промышленные предприятия не имеют очистных сооружений, а отходы сбрасывают в реки и озера. Есть места где вода содержиржит более 13  тысяч токсичных элементов и не существует природных механизмов обезвреживания такого количества вредных веществ.

Различают не только искусственное загрязнение воды, но и естественное. Известно, что даже в малозаселенных районах чистота воды уменьшается

Всё  это очень влияет на здоровье человека. По данным 80%(большая часть) заболеваний передается нам через воду.

а) 15  6=90; 90:18=5; 5  19=95; 95+6=101

б) 88 – 19=69; 69 : 23=3; 3  15=45;

45+55=100

в) 100-19=81; 81: 3= 27; 27+23=50;

50  4=200

г) 80 – 16=64; 64:8=8; 811 =88; 88+22 = 110

д) 60-11=49; 49 : 7= 7; 7  15=105; 105-25=80.

1)Уравнением называют равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.

2) Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство,  называют корнем уравнения.

3)Числа, которые складывают,  называют слагаемыми.

Число, получающееся при сложении этих чисел, называют суммой.

4) Действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое, называют вычитанием.

5) Число, из которого вычитают,  называют уменьшаемым, а число которое вычитают, - вычитаемым.

6) Результат вычитания называют разностью.

7) Умножить число m на натуральное число n – значит найти сумму n слагаемых, каждое из когорых равно m.

8) Числа m и n называют множителями.

9) Выражение m  n и значение этого выражения называют произведением чисел m и n.

1. х = 60:5; х=12.

2. х=4  23; х=92.

(Устно)

2) Решим уравнение. 
Решение. По смыслу вычитания, у является суммой чисел 11 и 8. Значит, у = 11 + 8, то есть y = 19. 
Число 19 является корнем уравнения у - 8 = 11, так как верно равенство 19-8= 11. 
Чтобы найти 
неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность

3) Решим уравнение 15-z = 9. 
Решение. По смыслу вычитания, число 15 является суммой z и 9, то есть z + 9 = 15. Из этого уравнения находим неизвестное слагаемое: z = 15 - 9, то есть z = 6. Число 6 является корнем уравнения 15 - z = 9, так как верно равенство 15-6 = 9. 
Чтобы найти 
неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность

4) t+18=30; t=30-18; t=12.

м.:

фронтальный опрос

ф.:фронтально инндивадуальная

IV.

Письменная

работа

(Закрепление

знаний)

(20 мин.)

Задача № 1.

Во сколько раз сократилась площадь нерестилищ нерестовых рыб в связи со строительством гидроэлектростанции на Волге, если известно, что они составляли 3870, а затем они сократились до 430 га? (Решите задачу сост. уравнения).

Нарушение нерестилищ в результате загрязнений, строительства ГЭС и т. п. привело (например, на Волге и других реках) к сокращению численности многих, в том числе ценных, видов рыб.

Раньше Волго-Каспийский быссейн  давал  до 90% мирового вылова рыбы, но сейчас ресурсы сильно истощены, а остатки рыьно стада больны.

 Задача № 2.

Известно, что до 70-х годов численность сайгаков составляла до 600 тысяч особей. Распашка земель в Калмыкии и строительство оросительных систем сократило поголовье скота до 200 тысяч. Во сколько раз сократилось поголовье?

(Решите задачу сост. уравнения).

Оросительно-обводнительные системы осложнили сайгакам доступ к значительным площадям пастбищ Также из-за снижения численности домашнего скота, волки стали больше охотиться на сайгаков чем раньше. Этих животных осталось несколько тысяч, а было около двух миллионов. На них была развита браконьерская охота,которая уместна и сегодня.

№395(а,б,в,д)

№524(б,е,д)

№403а)Найдите значение выражения:

Самостоятельнгая работа.

I-вар

II-вар

а) 

382 - (x + 42) = 111

Решение:

(x + 42) = 382-111

Х+42=271

Х=271-42

Х=229

б)

6  х+131=437

Решение:

6х=437-131

Х=306:6

х=51

а)

 (536 + x) - 420 = 116

Решение:

(536 + x) = 116+420

Х=536- 536

Х=0

б)8  (х-7)=1080

Решение:

(х-7)=1080:8

Х=135+7

Х=128

Задача№1.

Решение:

Пусть в х раз сократилась площадь нерестилищ рыб

Тогда 430  х- было нерестилищ

А т.к. раньше они составляли 3870 га, то уравнение имеет вид

430  х =3870;

Х = 3870 : 430;

Х=9

Ответ: в 9 раз.

Задача№2

Решение:

Пусть в х раз сократилось поголовье скота.

Тогда 200 000  х – численность сайгаков до 70х годов.

А т.к. их численность составляла 600 000 особей, то получим уравнение:

200 000  х = 600 000

Х= 600 000 : 200 000

Х=3

Ответ: в 3 раза.

№395(а,б,в,д)

а) 395 + х =864

Решение:

Х= 864-395;

х = 469

Ответ: 469

б) z + 213 =584

Решение:

Z=584-213;

Z=371

Ответ: 371

в)300 - у=206

Решение:

У= 300-206;

У= 94

Ответ: 200

д)166= m -34

Решение:

166+34=m

200=m

M=200

Ответ: 200

№524(б,е,д)

б) 252 : у = 21

у=252:21

у=12

e)(43-s)  17 = 289

43-s=289:17

43-s=17

S=43 – 17

S=26

д) 14(p-30) = 630

 p-30=630:14

p-30=45

P=45+30

P=75

№403а)

(37 296 : 37 – 17 780 : 35) : 250

1) 37 296 : 37=1008

2) 17 780 : 35=508 (35*5=175,35*8=280)

3)1008-508=500

4)500:250=2

м.:самостоятельная работа

ф.: индивидуальная

V.Постановка д.з.

(2 мин.)

Решите задачу №400, составляя уравнение.

В № 403 б), вам буде важно правильно определить порядак действий и найти значение выражения.

Записывают.

задают вопросы.

м.: словесный

ф.: фронтальноинд.

VI. Подведение итога

Сегодня на уроке мы продолжили отрабатывать технику решения уравнений. Решали задачи с их помощью. А также узнали  немного о пользе такого природного ресурса как вода.

Слушают.

Прощаются.

м.:

словесный

ф.:



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку по теме "Уравнение касательной", 10 класс

Разработка урока для учащихся 10 класса по алгебре и началам анализа. Тема "Уравнение касательной".  К материалам прилагается презентация и  раздаточный материал. Урок рассчитан на 45 минут. Урок пров...

Урок по теме: "Уравнения" 5 класс

Актуализация зананий учащихся по теме: "Уравнения" и знакомство с решением усложненных уравнений.  Данный урок проводился в 5 классе. Урок сопровождается презентацией....

Разработка урока по теме: "Уравнения и неравенства"

Урок можно использовать при закреплении темы: Уравнения и неравенства...

Урок по теме " Уравнение х2=a"

Пояснительная записка.На момент проведения урока учащиеся знакомы с понятием квадрат числа (5 класс), графиками функций у = х2 и у = а (7 класс), графическим способом решения уравнений (7 ...

Урок по теме: "Уравнение. Решение задач с помощью уравнений"

Урок математики в 5 классе по учебнику Н.Я.Виленкина...

Конспект урока "Итоговый урок по теме "Уравнение касательной"

Конспект урока "Итоговый урок по теме "Уравнение касательной" содержит нестандартные задания по теме, презентацию для повторения теоритического материала, для лучшего восприятия  снабжена музыкал...