Урок-зачет по теме "Прогрессии"
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

9 класс к учебнику алгебры Макарычев, Миндюк и др. Урок содержит математический диктант, тест, математическое лото.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению. Учебник Л.Ф.Климанова «Литературное чтение. 3 класс»

Автор: учитель начальных классов МОУ «Гимназия №1 г.Волоколамска»

             Бушуева Любовь Анатольевна

Тема урока: «Анализ лирического стихотворения. Ф.И.Тютчев «Листья».

Цели урока:

- ознакомить учащихся с краткой биографией поэта;

- ознакомить со стихотворением «Листья»;

- совершенствовать умение работы со стихотворным текстом: учить понимать значение конкретных деталей в изображении природы, помочь увидеть передачу сложных, переходных состояний природы;

- воспитывать у детей поэтическое восприятие лирического стихотворения и интерес к поэзии;

- воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Речевая разминка.

  Выразительное чтение отрывка из стихотворения Е.А.Благининой (показ настроения, чувств с помощью мимики и жестов)

            Улетают, улетели…

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

- Какие приметы осени описываются в стихотворении? (листопад, птицы улетели).

   Предлагаю ученикам провести небольшой эксперимент. Учитель называет слово, а ученики молча записывают поэтические ассоциации, возникающие у них. Потом ученики читают свои записи вслух.

— Когда мы думаем о поэзии и говорим слово «природа», что мы первым делом вспоминаем?

— Что мы представляем, когда говорим «весна»? Когда говорим «лето», «осень», «зима»?

Сравнивая записи, мы увидим, что у многих учеников названия времен года вызывают сходные мысли, воспоминания.

  В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.

  Природа изображалась не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но частью его души...

III.Новая тема.

-  Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением об осени, написанным поэтом XIX века – Федором Ивановичем Тютчевым. Это стихотворение «Листья».

1.Слово о поэте (рассказывают заранее подготовленные дети).

Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873гг.)

Поздней осенью 1803 года в Орловской губернии, в семье помещика, родился будущий известный русский поэт Федор Иванович Тютчев. Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи.

Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу в Германию, а затем в Италию. Там, на чужбине, он прожил более двадцати лет. Память о родине, любовь к природе продиктовали ему строки, полюбившиеся впоследствии многим поколениям читателей.

После возвращения на родину Тютчев служил в Петербурге и писал стихи, не для печати, а для себя, для близких знакомых.

Тютчев был почти ровесником Пушкина (моложе его на четыре года). Но, когда Пушкин уже был знаменит, Тютчева мало кто знал как поэта. Пушкин один из первых оценил его стихи и напечатал их в 1836 году в своем журнале «Современник». А первый сборник стихов Тютчева вышел в свет еще почти двадцать лет спустя, в 1854 году, когда поэту исполнилось уже пятьдесят лет.

Стихи Тютчева высоко ценили В.Жуковский, А.Пушкин, Л.Толстой. И.Тургенев, подготовивший к печати первый сборник стихотворений поэта, писал о Тютчеве в предисловии: «Чувство природы в нем необыкновенно тонко, живо и верно».

2.Работа над текстом стихотворения.

(способ анализа текста – филологическое чтение)

а) Первичное чтение текста учителем с ориентировкой учеников на то, чтобы они постарались в своем внутреннем видении представить картину.

После прочтения стихотворения даем задание: «Нарисуйте то, что вы увидели».

б) Медленное чтение текста с анализом системы образов и ключевых слов.

- Стихотворение состоит из 4 строф. О чем первая строфа?

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат

В снега и метели,

Закутавшись, спят.

Их тощая зелень,

Как иглы ежа,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

- Центральными образами первой строфы являются «сосны и ели». Их красота хоть и вечна, но создает ощущение искусственности, чего-то неживого. Отсюда и глаголы «торчат, спят» выражающие ироническое отношение поэта к этим растениям. Эпитет «тощая» звучит насмешливо. Создается картина отрешенности от жизни.

Противопоставляя себе сосны и ели, листья говорят о них как о лишенных жизненных сил. Повтор (ввек) подчеркивает неизменность, однообразие такого существования.

- Какими приемами звукописи пользуется поэт? (аллитерация шипящих и свистящих: с-с-с-с-з-ч-с-з-ш-с-с-щ-з-ж-ж-с-ж)

- Стоит ли завидовать их вечной зелени? (Нет. Видимо, поэтому образ сосен и елей больше не возникает в художественном пространстве стихотворения).

- О чем вторая строфа?

Мы ж, легкое племя,

Цветем и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

Все красное лето

Мы были в красе,

Играли с лучами.

Купались в росе!..

- Появляется новый образ – образ «легкого племени».  Вторая часть стихотворения погружает нас в тот мир, который воспринимается листьями как подлинная жизнь.

- Как живет это «легкое племя»? (Их жизнь – постоянное веселье, беззаботная пора, похожая на детские годы человека. И ведут себя листья, как дети: играют с лучами, купаются в утренней росе. Они живут «краткое время», но оно наполнено у них радостью и весельем, ощущением счастья. Поэтому лето для них «красное».

- Найдите и назовите все глаголы в этой строфе. (цветем, блестим, гостим, были, играли, купались). Употребление глаголов сначала в настоящем, а потом в прошедшем времени подчеркивает мимолетность, быстротечность жизни листьев. Лишь определив себя как «легкое племя», они осознают, что их «краткое время» уже прошло (глаголы в пр.в.)

- Меняется ли звуковой строй этой части? (в этом отрезке текста обилие сонорных согласных: л-л-м-м-л-м-р-р-л-л-м-р. Данная аллитерация позволяет подчеркнуть одухотворенность, гармоничность краткой, но яркой жизни.

В этом отрывке много олицетворений (гостим, играли, купались), которые как раз и обозначают тот мир, который не живет, если не украшен мимолетной красотой листьев.

- Какой прием использует поэт в первых двух строфах? (Антитезу. Противопоставляются веселье листьев и уныние елей и сосен).

- Картина изменяется в третьей строфе, меняется ли настроение?

Но птички отпели,

Цветы отцвели,

Лучи побледнели,

Зефиры ушли.

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

И нам улететь!

- Третья часть наименее богата по своему образному строю. Исчезает мелодичность предыдущей части, все глаголы либо в прошедшем времени, либо в инфинитиве. Нет ярких эпитетов, олицетворения несут значение угасания, безжизненности.

- В этом отрывке встречается единственное вопросительное предложение: «Так что же …? И тут же резкий ответ: «Не лучше ль …!» Для листьев отвратительна сама мысль о бездействии. Лучше смерть, чем унылое существование.

- Найдите в словаре значение слова «зефиры». Зефиры – это теплые летние ветры. (Это люди в Древней Греции придумали название для холодного и теплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а теплый и мягкий западный ветер – как бог Зефир).

- Последняя четвертая строфа начинается с обращения. Кого зовут листья и зачем?

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..

- Они призывают ветер. И это не просто ветер, он буйный, сносящий все на своем пути.

- Найдите глаголы, которые обозначают стремительное действие. (сорвите, умчите)

- В чем особенность просьбы листьев? (Это не мольба, а призыв. Отсюда и насыщенность строфы восклицательными предложениями. Нет страха перед смертью, есть чувство радостного волнения от предстоящего полета, пусть и последнего).

- Удивительное соединение аллитерации «с» с преобладающим звучанием гласных: о-у-е-ес-о-е-е-с-о-е-с-о-и-е-с-о-у-е-е-с…  Что этим достигается? (полет, свобода, свист ветра)

Листья – символ краткой, но яркой жизни.

- Можно ли утверждать, что это стихотворение исключительно о природе? (Нет, оно об отношении к жизни. Такие вопросы называются философскими. Значит стихотворение не только пейзажное, но и философское. Ф.И.Тютчев вошел в литературу именно как поэт-философ).

- Как же поэт отвечает на вопрос о ценностях жизни? (Ничего не бывает напрасным. Краткая жизнь, если она яркая, несущая в мир радость, ценнее бесцветного вечного существования. Не думать о том, как коротка жизнь, а стремиться наполнить ее светом, не мириться с серостью каждого дня, а стремиться принести в мир красоту, а значит – добро).

3.Самостоятельное чтение стихотворения.

-Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Приготовьтесь читать так, как читали бы его для себя.

4.Выразительное чтение стихотворения.

-Чье чтение вам больше всего понравилось? (Высказывания детей с обоснованием своего выбора).

IV.Итог урока.

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто автор этого стихотворения?

- Захотелось ли вам прочитать другие стихи Ф.Тютчева?

V.Домашнее задание.

Приготовить выразительное чтение стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет по теме "Вегетативные органы растения", 6 класс

Урок содержит конспект и презентацию. итоги урока не подрозумевают отрицательные оценки, что способствует большей заинтересованности и активности учащихся. Применяя различные формы контроля, можно ср...

урок-зачет по теме "Имя прилагательное" 6 кл

урок рекомендуется после изучения имени прилагательного в 6 классе. Урок с применением ИКТ...

Урок-зачет "Урок с препятствиями" по теме "Имя числительное "

Урок-зачет в игровой форме,обобщающий материал по теме "Имя числительное", развивает интерес к предмету и позволяет раскрыть знания по теме каждого ученика....

Мотивационная деятельность на уроках русского языка как основа интереса учащихся к изучаемому предмету. / Об уроках –зачетах/.

Методика проведения зачетного урока. Зачетные уроки создают успешную учебную деятельность....

Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).

Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...

Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)

Цели:1)  обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2)  повторить разряды  числительных;3)  вспомнить особенности склонения числительных;     4) ...