Методическая разработка урока алгебры для 9 класса по теме "Системы неравенств с двумя переменными в задачах линейного программирования"
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Данная разработка может применяться как обобщающий урок по теме "Системы неравенств с двумя переменными" в 9 классе (алгебра 9 под ред. Теляковского) и как урок повторения по данной теме в 10 классе. В ходе урока детям предлагается решить транспортную задачу линейного программирования, что способствует повышению интереса к изучаемой теме. Связь экономики и математики всегда очевидна, и эту связь с успехом можно использовать на уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemy_neravenstv_s_dvumya_peremennymi.rar | 195.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №4
Ворошиловского района Волгограда
Системы неравенств с двумя переменными в задачах линейного программирования.
методическая разработка урока алгебры в 9 классе
Автор: Нечаева О.В.
учитель математики
МОУ гимназии 4
Волгоград, 2012
Системы неравенств с двумя переменными в задачах линейного программирования.
Место урока в системе уроков: раздел «Уравнения и неравенства с двумя переменными», тема «Системы неравенств с двумя переменными», последний урок по теме, тип – комбинированный урок.
- Цели урока:
- повторить последовательность действий при решении систем неравенств с двумя переменными
- сформулировать план решения систем неравенств с двумя переменными
- актуализировать изучение данной темы на примере задач линейного программирования.
- формировать умение применять полученные знания при решении задач практического содержания на примере транспортной задачи.
- развивать умения обобщать, анализировать данные, делать выводы
- развивать умения переводить текст практической задачи на язык математики
- формировать учебное сотрудничество
- формировать культуру речи
- воспитывать сознательное и серьезное отношение обучающихся к математике, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности.
- Методы, применяемые на уроке: беседа (цели 1.1, 2 этап устная работа, 1.3,1.8 этап 3), иллюстрации (применяется в течении всего урока из-за трудности восприятия графического материала, так как урок давался в классе гуманитарного направления), демонстрации(цель 1.6, 4 этап, предварительное задание), частично – поисковая деятельность(цели 1.2, 1.5, 1.6, 1.7 2 этап , составление плана решения, 4 этап , предварительное задание), практическая деятельность(цели 1.4, 1.6, 1.9, 4 этап решение транспортной задачи).
- Этапы урока:
Вид деятельности | Задачи этапа | Предметное и метапредметное содержание |
1 этап. Организационный | ||
Приветствие, сообщение темы и целей урока. | Создать рабочую атмосферу в классе. | (слайды 1,2) |
2 этап. Повторение и обобщение пройденного материала | ||
Устная работа | Актуализировать знания, применяемые при решении систем неравенств с двумя переменными. | Ученикам предлагается устно, опираясь на чертежи, отображаемые на слайдах (слайд 3-5 ) презентации, ответить на следующий ряд вопросов:
|
Составление плана решения неравенства и системы неравенств с двумя переменными. Самостоятельная работа. | Обобщить знания по теме «Решение неравенств с двумя переменными». Развивать умение построения верной последовательности действий. | Учащиеся самостоятельно пишут в тетрадях план решения неравенства и системы неравенств с двумя переменными, подытоживая этот план выводом о существовании решения. |
Сравнение плана учащихся с планом предложенным учителем. Работа в парах, взаимопроверка. | Проверка правильности составления плана. Формирование умения работать в парах. | На экране (слайд 6) высвечивается план предложенный учителем, учащиеся сверяются с ним, задают вопросы, вносят предложения. |
3 этап. Знакомство с задачами линейного программирования. | ||
Беседа | Актуализация изучения данной темы. Развивать умение грамотно излагать свои мысли. | Рассуждения о задачах линейного программирования, о типах задач, о том где, когда и кем решаются подобные задачи, о месте в решении данного типа задач систем линейных уравнений с двумя переменными. (слайд 7-8) |
4 этап. Применение навыков решения систем линейных уравнений при решении задач линейного программирования (транспортных задач). | ||
Работа в группах | Формирование умения работать в группах. Развивать умение самостоятельно делать выводы, опираясь на полученные в ходе решения задач данные. | Предварительное задание. Пользуясь построенной областью решения системы неравенств учащиеся выполняют задания: 1 группа – находит значения данной функции в вершинах области решения, выделяет максимальное и минимальное значения. 2 группа – строит график данной функции, путем параллельного переноса находит максимальную точку пересечения графика и области и минимальную. Затем обе группы сравнивают полученные данные и убеждаются, что они совпадают. Делается вывод о том, что если целевая функция имеет максимум или минимум, то он располагается в вершинах области решения системы неравенств. (слайды9-11) |
Фронтальная работа. Обсуждение условия задачи | Развивать умение анализировать полученную информацию | Учащимся предлагается задача практического содержания на нахождение перевозок с наименьшими затратами. Обсуждается количество различных вариантов перевозок и существование такой перевозки, которая бы удовлетворяла условию минимальности затрат. (слайды 13) |
Самостоятельная работа. Составление таблицы значений переменных | Развивать умение перевода практических задач на математический язык. | Учащиеся вводят переменные х и у так, как предлагает учитель, а оставшиеся величины самостоятельно выражают через введенные переменные, заполняя пустые ячейки таблицы.(слайд14-15) |
Составление и решение системы неравенств для решения задачи | Анализ и обработка полученных данных. | Учащиеся в ходе обсуждения задачи приходят к мысли, что выраженные ими переменные величины не могут быть отрицательными, что дает нам систему неравенств, решая которую мы находим область всех перевозок, из которых нужно выбрать перевозку с минимальными затратами.(слайд 16-17) |
Составление целевой (соответствующей главной цели задачи) функции. построение графика данной функции. Фронтальная работа. | Развивать умение перевода практических задач на математический язык. Анализ и обработка полученных данных. | Учащиеся составляют сумму произведений соответствующих ячеек данной и составленной таблиц, что является стоимостью всех перевозок. Выделяют её изменяемую часть и составляют соответствующую линейную функцию.(слайд 18-20) |
Нахождение минимального значения полученной функции. Фронтальная работа. | Умение находить пересечения прямой и области. Умение применять ранее полученные знания в актуальных проблемах. | Опираясь на опыт решения предварительной задачи, учащиеся находят крайнюю точку пересечения графика целевой функции и построенной области, соответствующую минимальному значению функции.(слайд21) |
Формулировка ответа | Анализ полученных данных. | Учащиеся находят координаты минимальной точки пересечения прямой и области, при этом учитель должен донести до них тот факт, что ответом к этой задаче являются не просто значения переменных х и у, а полученные данные всей второй таблицы.(слайд 22) |
5 этап. Домашнее задание. | ||
Постановка домашнего задания | Закрепить полученные умения. | На дом дается аналогичная задача, частичное обсуждение ключевых моментов которой предпочтительно провести на уроке:
|
6 этап. Итог урока | ||
Подведение итога урока. | Учить проведению самоанализа | Какие трудности возникли? Как вы думаете, почему они возникли? Что в дальнейшей работе нужно предпринять, чтобы избежать этих трудностей? |
Список используемых ресурсов
- Алгебра 9 под ред. С.А. Теляковского
- Математика 10 А.Л. Вернер
- Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение неравенств и систем неравенств с двумя переменными
Алгебра.Повторение. Подготовка к ГИА. 9 класс....
Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: "Неравенства с двумя переменными"
Урок закрепления пройденного материала по теме :"Неравенства с двумя переменными" в 9 классе, учебник Алгебра 9, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и др. Разработка урока в форме технологической...
Контрольная работа по математике в 9 классе "Система уравнений и неравенств с двумя переменными"
Данная контрольная работа в виде теста....
Тест по алгебре для 9 класса с углубленным изучением математики по теме «СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ И СИСТЕМЫ НЕРАВЕНСТВ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ» .
Тест по алгебре для 9 класса с углубленным изучением математики по теме «СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ И СИСТЕМЫ НЕРАВЕНСТВ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ» .Задания теста соответствуют содержанию учебника «Алгебра. 9 ...
Презентации к урокам по теме "Системы неравенств с двумя переменными" в 9 классе
Разработка трёх уроков по теме "Системы неравенств с двумя переменными" 9 класс....
"Системы неравенств с двумя переменными" (9 класс).
Конспект урока в 9 классе по теме: "Системы неравенств с двумя переменными"....
Урок алгебры в 9 классе по теме «Системы неравенств с двумя переменными».
ТИП УРОКА: урок закрепления полученных знаний. Цели урока: Обучающие: способствовать формированию устойчивых навыков решения неравенств с двумя переменными и их систем; рассмотреть более сло...