Элективный курс "Задачи повышенной сложности"
элективный курс (алгебра, 11 класс) по теме

Короткова Татьяна Александровна

Курс  предназначен для учащихся 11 класса, выбравших для себя  область деятельности, связанную с экономикой и рассчитан на 34 часа.  Математика играет роль аппарата, специфического средства для изучения закономерностей в экономике.

      Элективный курс разработан для углубления и расширения знаний учащихся, направленных на  изучение функций как важнейшего математического объекта средствами алгебры и математического анализа, раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций, для подготовки необходимого аппарата для изучения геометрии и физики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_11.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область

Ханты- Мансийский автономный округ –Югра

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

Элективный курс

«Задачи повышенной сложности»

11 класс

Автор курса

 учитель математики

высшей категории

Короткова Т.А.

2011-2012 учебный год

  1. Пояснительная  записка.

        Курс  предназначен для учащихся 11 класса, выбравших для себя  область деятельности, связанную с экономикой и рассчитан на 34 часа.  Математика играет роль аппарата, специфического средства для изучения закономерностей в экономике.

      Элективный курс разработан для углубления и расширения знаний учащихся, направленных на  изучение функций как важнейшего математического объекта средствами алгебры и математического анализа, раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций, для подготовки необходимого аппарата для изучения геометрии и физики.

       Учащиеся систематически повторяют и обобщают тригонометрические, показательную и логарифмическую функции и их свойства, тождественные преобразования тригонометрических, показательных и логарифмических выражений и их применение к решению соответствующих уравнений и неравенств, знакомятся с основными понятиями, утверждениями, аппаратом математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи.

       Курсу присущи систематизирующий и обобщающий характер изложений, направленность на закрепление и развитие умений и навыков, полученных на уроках математики.

      В связи с тем, что  учащимся предстоит сдавать по окончанию школы экзамены  в форме ЕГЭ, также вступительные экзамены   в ВУЗы, важной для выпускника является задача подготовки к такому экзамену, восполнение пробелов в знаниях, их систематизация, выполнение контрольных работ, тестовых заданий. Особенно следует уделить внимание выполнению заданий частей «В» и «С». Обобщение и систематизация знаний укрепит математический аппарат учащихся и подготовит их к сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов в ВУЗ, а также позволит им успешно овладевать математическими знаниями при получении дальнейшего образования.

2. Цель курса.

    Углубить знания по математике для дальнейшего их применения в моделировании жизненных и профессиональных ситуаций.

3. Задачи курса.

обобщить и углубить знания по темам:

  1. Действительное число
  2. Корень n-ой степени и его свойства. Определение и свойства степени с рациональным показателем. Понятие о степени с иррациональным показателем. Тождественные преобразования выражений, содержащих степени и корни.
  3. Логарифмы. Логарифмические тождества. Тождественные преобразования выражений, содержащих логарифмы. Натуральные логарифмы.
  4. Тригонометрические формулы  и их следствия. Тождественные преобразования тригонометрических выражений.
  5. Уравнения с одной переменной. Иррациональные уравнения. Показательные и логарифмические уравнения и их системы. Тригонометрические уравнения.
  6. Неравенства с одной переменной. Решение неравенств методом интервалов. Показательные и логарифмические неравенства. Тригонометрические неравенства.
  7. Уравнения и неравенства, содержащие модуль. Уравнения, неравенства и системы с параметром.
  8. Показательная функция, ее свойства, график. Логарифмическая функция ее свойства и график. Степенная функция, ее свойства и график.
  9. Производная и ее применение.
  10. Первообразная и ее применение.

4. Учащиеся должны

знать:

  1. Определение действительного числа
  2. Определение и свойства уравнения с одной переменной.
  3. Определение и свойства степени с действительным показателем. Понятие  степени с действительным показателем. Определение и свойства логарифма.
  4. Тригонометрические формулы  и их следствия; определения и свойства  тригонометрических функций.
  5. Определение и свойства уравнения с одной переменной.
  6. Определение тригонометрического уравнения.
  7. Определение и свойства иррациональной функции и  иррационального уравнения.
  8. Определение и свойства показательной и логарифмической функции и показательного и логарифмического уравнения
  9. Определение производной, таблицу производных
  10. Определение первообразной, таблицу первообразных
  11. Определение модуля числа
  12. Понятие параметра

уметь:

  1. Описывать свойства функций
  2. Решать все виды уравнений
  3. Решать задачи различного уровня сложности

5. Содержание курса

  1. Показательная функция и ее свойства ( 1 ч.)
  2. Решение показательных уравнений (II, III уровень) (2 ч. )
  3. Решение показательных неравенств(II, III уровень) (3 ч. )
  4. Логарифмическая функция и ее свойства ( 1 ч.)
  5. Решение логарифмических уравнений (II, III уровень) (3 ч. )
  6. Решение логарифмических неравенств (II, III уровень) (3 ч. )
  7. Функция вида , ее свойства, график (1 ч.)
  8. Решение иррациональных уравнений (4 ч. )
  9. Упрощение тригонометрических выражений (3 ч.)
  10. Решение тригонометрических уравнений (5 ч.)
  11. Задачи на применение производной (3 ч.)
  12. Задачи на применение первообразной (1 ч.)
  13.  Решение задач с модулем (2 ч.)
  14. Решение задач с параметром (2 ч.)

6.

Учебно-тематическое планирование

№ п\п

Тема

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

всего

лекции

практика

1

Показательная функция и ее свойства

1

0,5

0,5

урок-диалог

зачет

2

Решение показательных уравнений (II, III уровень)

2

1

1

урок

практическая работа

3

Решение показательных неравенств(II, III уровень)

3

1

2

урок

практическая работа

4

Логарифмическая функция и ее свойства

1

0,5

0,5

урок

практическая работа

5

Решение логарифмических уравнений (II, III уровень)

3

1

2

урок

практическая работа

6

Решение логарифмических неравенств (II, III уровень)

3

1

2

урок

практическая работа

7

Функция вида , ее свойства, график

1

0.5

0,5

урок

практическая работа

8

Решение иррациональных уравнений

4

1

1

урок

практическая работа

9

Упрощение тригонометрических выражений

3

1

3

урок

практическая работа

10

Решение тригонометрических уравнений

5

1

4

урок

практическая работа

11

Задачи на применение производной

3

1

2

урок

практическая работа

12

Задачи на применение первообразной

1

0.5

0,5

урок

практическая работа

13

Решение задач с модулем

2

1

1

урок

практическая работа

14

Решение задач с параметром

2

1

1

урок

практическая работа

Итого

34

12

22

            7.Форма контроля: зачёт, практическая работа, экзамен

            8.Количество часов: 34

            9.Результативность: решение индивидуальных заданий.

            10.Межпредметные связи: уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств в физике, экономике.

           11.Дидактическое обеспечение:    

  1. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10 класс: В двух частях. Ч. 1: Учебник. для общеобразовательных учреждений.- 8-е изд. испр.- М.: Мнемозина, 2008.-231 с
  2. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10 класс.  В двух частях. Ч. 2: Задачник для общеобразовательных учреждений.- 8-е изд. испр.- М.: Мнемозина, 2008.-231 с.
  3. Шабунин М. И. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2006.- 189 с.
  4. Шабунин М. И. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2006.- 189 с.
  5. Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений. 11-е изд.- М.: Просвещение, 2001.- 384 с.
  6. Алимов Ш.А. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений. 9-е изд.- М.: Просвещение, 2001.

            12.Используемая литература: 

  1. С. М. Саакян. Задачи по алгебре и началам анализа для 10-11 классов.- М.: Просвещение, 1990.-256 с.
  2. Ф.Ф. Лысенко. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания. Учебно – методическое пособие.- Ростов-на Дону.:-Легион, 2008 395 с.
  3. Г. В Дорофеев.Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре и началам анализа за курс средней школы. 11 класс.- 8-е изд.стереотип.- М.: Дрофа, 2007. – 160 с.
  4. В. И. Ишина и др.Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ.- М.: АСТ: Астрель, 2009.
  5.  Л.О.Денищева и др. Единый государственный экзамен 2009. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ –М. Интеллект – центр. 2009. – 272 с.
  6. А.Г. Мерзляк и др. Алгебраический тренажер. Пособие для школьников и абитуриентов. – М.: Илекса, 2005 – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»

Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...

Элективный курс "Решение математических задач повышенной сложности"

Элективный курс "Решение математических задач повышенной сложности " является предметно-ориентированным и предназначен для расширения теоретических и практических знаний учащихся 11 класса универсальн...

Программа элективного курса по химии для 9 класса "Решение задач повышенной сложности"

Этот материал позволяет разработать программу элективного курса по химии для учеников 9 класса, выбравших данный предмет для сдачи в форме ГИА....

Программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности по химии" 10 - 11 класс

Рабочая программа содержит полное тематическое планирование занятий элективного курса "Решение задач повышенной сложности по химии". Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 - 11 классов об...

Элективный курс по математике 10-11 класс "Решение задач повышенной сложности"

Программа включает в себя основные разделы курсов основной и средней школ по алгебре и началам анализа и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его ...

Элективный курс по физике "Методы решения задач повышенной сложности" 11 класс

Программа элективного курса по физике для 11 класса...