Элективный курс по физике "Методы решения задач повышенной сложности" 11 класс
элективный курс (физика, 11 класс) по теме

Бухалова Марина Николаевна

Программа элективного курса по физике для 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_11_a.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РАБОЧЕОСТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ

ДЛЯ  11 «А» КЛАССА  

«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

                                                                       РАЗРАБОТАЛА: БУХАЛОВА М.Н.

РАБОЧЕОСТРОВСК, КЕМСКИЙ РАЙОН, РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ

2013 ГОД

С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из историй науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. На современном этапе развития науки и техники на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому, важной целью физического образования является формирование умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы.

Пояснительная записка

Данный курс является дополнением к   базисному учебному плану.

Данная программа составлена также на основе примерной программы средней (полной) школы подготовленной: Ю. И. Дик, В. А. Коровин, А. Н. Мансуров, Г. Г. Никифоров, И. И. Нурминский, В. А. Орлов, А. Ю. Пентин, В. Г. Разумовский, В. Ф. Шилов, федерального компонента государственного стандарта полного среднего образования по физике 2010 г., а также  на основе разработанных методические рекомендации к учебникам Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского «Физика. 10 класс» и «Физика. 11 класс» Допущенной  Министерством образования Российской Федерации в качестве методических рекомендаций по использованию учебников для 10 и 11 классов при организации изучения предмета на базовом и профильном уровнях 2011 года.

Данная программа используется для УМК Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из историй науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. На современном этапе развития науки и техники на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому, важной целью физического образования является формирование умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы.

Целями программы являются:

- развитие интереса к физике, к решению физических задач;

- совершенствование, расширение и углубление полученных в основном курсе знаний и умений;

- формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач;

- осуществление связи изучения физики с жизнью;

- формирование у школьников профессиональные намерения для выбора профессии связанные с физикой и техникой;

- подобрать и решить задачи, связанные современным производством;

- подготовка к ЕГЭ.        

Программа учебного  курса согласована с содержанием программы основного курса. Она ориентирует и учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, на формирование углубленных знаний и умений.

Для этого вся программа делится на несколько разделов.

Первый раздел носит теоретический характер.

Здесь школьники знакомятся с минимальными сведениями о понятии «задача», осознают значение задач в жизни, науке, технике, знакомятся с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям.

В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа.

При повторении обобщается, систематизируется как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к ЕГЭ.

Возможно, шире должны использоваться задачи, связанные с профессиональными интересами школьников, задачи межпредметного содержания.

При работе с задачами постоянно обращается внимание на примеры задач из истории физики, значение математики для решения физических задач, Ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и т.д.

При изучении первого раздела программы необходимо использовать разнообразные приемы и методы: рассказ и беседа учителя, выступления школьников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т.д.

При подборе задач в первом разделе программы необходимо использовать возможно шире задачи разнообразных типов. Основным при этом является развитие интереса учащихся к решению задач, формирование определенной познавательной деятельности при решении задачи. В итоге школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности.

При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирования умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории. В механике это описание движения материальной точки законами Ньютона и описание движения физической системы законами сохранения. Идея относительности механического движения рассматривается при решении системы задач, описания явления в разных системах отсчета. В молекулярной физике описание трех состояний вещества осуществляется на основе положений МКТ и их следствий, термодинамический метод раскрывается в применении его для описания процессов с идеальным газом, в решении комбинированных задач на явления превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое. В электродинамике плодотворность идеи объяснения изучаемых физических явлений на основе рассмотрения движения зарядов и существования электромагнитного поля должна подчеркиваться при решении всех задач. Конкретным проявлением этой идеи является описание явлений теми или иными законами.

Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов:

Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы, в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Подбор задач осуществляется учителем исходя из конкретных возможностей учащихся. Рекомендуется, прежде всего, использовать задачники из предлагаемого списка литературы. При подборе задач большое внимание уделяется задачам технического содержания, занимательным и экспериментальным задачам.

Повышение познавательного интереса школьников достигается как подбором задач, так и методикой работы с ними. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т.д.

Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т.д.

В свете новых требовании контроля знаний рекомендуется разбирать конкретные тесты в конце изучения каждой темы и тем самым готовить ребят к ЕГЭ.

Можно предложить ребятам выполнять задания творческого характера: составить и решить тест по конкретной теме подбирая задачи из рекомендуемых учителем задачников и из задачников по усмотрению самого ученика.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 

В результате изучения курса «Методы решения физических задач» в 10классе ученик должен:

знать/понимать

  • смысл физических величин, физических формул и уметь их применять при решении задач;
  •  смысл физических законов и уметь их применять при решении задач;
  •  уметь описывать и объяснять физические явления;
  •   использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
  •  представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников  (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

 

 

11класс

1. Законы постоянного электрического тока

Решение задач на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. решение задач разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля Ленца, законов последовательного и параллельного соединения.

Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение изменения показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивления участков цепи и т.д. Решение задач на расчет участков цепи, имеющей ЭДС.

Тепловое действие тока. Подбор задач по тепловому действию тока и использованию этого явления в  технике.  Решение задач на определение КПД элементного водонагревателя.

Расчет работы электрического тока и стоимости электроэнергии в производстве.

Разбор задач из тестов ЕГЭ за разные годы на законы постоянного электрического тока.

Разбор тестов, составленных учениками по данной теме.

Задание на лето: составить тесты уровней А,В,С по всем разделам физики за 10класс.

2. Электрический ток в различных средах.

Решение задач на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах., полупроводниках: характеристика носителей, вольтамперная характеристика конкретных явлений и др. Решаются качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

Разбор задач из тестов ЕГЭ за разные годы по электродинамике.

Разбор тестов, составленных учениками по данной теме.

3. Магнитное поле. Электромагнитные колебания и волны.

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действие. Магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. решение задач разных видов на описание явления электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. решение задач на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.

Решение задач на описание различных свойств электромагнитных волн, скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Решение задач по геометрической оптике. Классификация задач по СТО и знакомство с приемами их решения.

Разбор задач из тестов ЕГЭ за разные годы по магнетизму и электромагнитным колебаниям и волнам.

Разбор тестов, составленных учениками по данной теме.

(Решение конструкторских задач планируется в зависимости от степени технического оснащения кабинета физики).

Календарно-тематическое планирование

(учебно-тематический план)

11класс

№ разделов и уроков

                 Наименование разделов и тем

Дата проведения

 

 

1.

Электродинамика (продолжение)

Законы постоянного электрического тока (10 ч)

1полугодие

 

1

Сила тока. Плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Закон Ома для полной цепи. Некоторые общие советы и указания. Решение отдельных задач. Задачи для самостоятельного решения.

 

 

 

2-3

Способы соединения потребителей электрической энергии. Некоторые общие советы и указания. Решение отдельных задач. Задачи для самостоятельного решения.

 

 

 

4-5

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Некоторые общие советы и указания. Решение отдельных задач. Задачи для самостоятельного решения.

 

 

 

6-10

Разбор задач из тестов ЕГЭ.

Разбор тестов, составленных учениками.

 

 

 

2.

Электрический ток в различных средах (5 ч)

 

 

11

Постоянный электрический ток в металлах, в газах, в вакууме, в полупроводниках. Некоторые общие советы и указания. Решение отдельных задач. Задачи для самостоятельного решения.

 

 

 

12-13

Постоянный электрический ток в электролитах. Законы Фарадея.

Некоторые общие советы и указания. Решение отдельных задач. Задачи для самостоятельного решения

 

 

 

14-15

Разбор задач из тестов ЕГЭ.

 

 

 

3.

Магнитное поле. Электромагнитные колебания и волны (13 ч)

 

 

16-17

Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца.

Некоторые общие советы и указания. Решение отдельных задач. Задачи для самостоятельного решения

 

 

 

18-19

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Индуктивность. ЭДС  индукции в движущихся проводниках. Самоиндукция.

Некоторые общие советы и указания. Решение отдельных задач. Задачи для самостоятельного решения

 

 

 

20-21

Механические колебания.

Некоторые общие советы и указания. Решение отдельных задач. Задачи для самостоятельного решения

 

 

 

22 -23

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Переменный электрический ток. Активное, емкостное, индуктивное сопротивление.

 Некоторые общие советы и указания. Решение отдельных задач.

 

 

 

24-25

Трансформаторы.

Некоторые общие советы и указания. Решение отдельных задач. Задачи для самостоятельного решения.

 

 

 

26-27

Механические волны.

Некоторые общие советы и указания. Решение отдельных задач. Задачи для самостоятельного решения.

 

 

 

28

Электромагнитные волны.

Некоторые общие советы и указания. Решение отдельных задач. Задачи для самостоятельного решения.

 

 

 

29-30

Геометрическая оптика (4 ч)

Некоторые общие советы и указания. Решение отдельных задач. Задачи для самостоятельного решения.

 

2полугодие

 

31

Элементы теории относительности.

Некоторые общие советы и указания. Решение отдельных задач. Задачи для самостоятельного решения.

 

 

 

32

Волновая и квантовая оптика.

Некоторые общие советы и указания. Решение отдельных задач. Задачи для самостоятельного решения.

 

 

 

33

Физика атома и атомного ядра (2 ч)

Некоторые общие советы и указания. Решение отдельных задач. Задачи для самостоятельного решения.

 

 

 

34

Разбор тестов ЕГЭ за разные годы.

Анализ проектов (тесты, составленные учениками по всем темам курса физики).

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методических средств обучения.

Литература для учащихся.

1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.

2. Бутиков Б.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. Физика в задачах. Л.: ЛГУ, 1976.

3. Гольдфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1973.

4. Задачи по физике для поступающих в вузы. М.: Наука, 1976.

5. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. международные физические олимпиады. М.: Наука, 1985.

6. Ланге В.Н. Экспериментальные задачи на смекалку. М.: Наука, 1985.

7. Меледин Г.В. Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями. М.:Наука, 1985.

8. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. М.: Просвещение, 1980.

9. Пинский А.А. Задачи по физике. М.: Наука, 1977.

10. Куприн М.Я.Физика в сельском хозястве. М: Просвещение, 1985.

11. Енохович А.С.Справочник по физике и технике. М.:Просвещение, 1988.

12.Н.И.Павленко,К.П.Павленко Тестовые задания по физике.10класс.. Москва «Школьная пресса»,2004г.

13. Н.И.Павленко, К.П.Павленко Тестовые задания по физике.11 класс.. Москва «Школьная пресса»,2004г.

14. А.П.Рымкевич Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 10-11 кл. сред. шк.

Литература для учителя.

1. Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физике: из опыта работы. М.:    Просвещение, 1981.

2. Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1977.

3. Задачи и упражнения с ответами и решениями: Фейнмановские лекции по физике. М.: Мир, 1969.

4. Каменецкий Е.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по фи зике в средней школе. М.:   Просвещение, 1972.

5. Тульчинский М.Е.Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.

6. Усова А.В.Антропова Н.С. Связь преподавания физики в школе с сельскохозяйственным производством. М.: Просвещение, 1976.

Электронные пособия

1. Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы ШКОЛЬНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (по всем темам курса физики за среднюю школу) .(DVD-R)

2. Открытая физика под редакцией профессора МФТИ С.М.Козела. Полный интерактивный курс физики.(более 80 компьютерных экспериментов, учебное пособие, видеозаписи экспериментов, звуковые пояснения.(CD-R)

3. Виртуальная школа Кирилла и  Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия(7 -11классы) .(CD-R)

4. Живая физика.(CD-R)

5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (10CD- ROM) -2008

6. Курс видеоуроков по отдельным разделам физики(DVD- диски)

7. Физика. Библиотека наглядных пособий(7-11кл). Представляет собой мультимедиаобъекты, снабженную системой поиска.

8. Учебное электронное издание ФИЗИКА(7-11классы)Интерактивный курс физики, позволяет изучить разные разделы физики и астрономии.

9. Интерактивная энциклопедия – Открытая дверь в мир науки и техники.

10. Приоритетный национальный проект «Образование»

Обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения для общеобразовательных учреждений. Первая помощь 1.0.

Интернет ресурсы

 

1.  Сайт федерального центра информационных образовательных ресурсов

http://www.fcior.edu.ru/

 2. Сайт единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по химии "Решение задач повышенного уровня "учитель химии МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республика Саха (Якутия) 2011г.

Элективный курс по химии " Решение задач повышенного уровня" разработан  . для 9 класса. Определены цели и задачи курса, подобран основной материал, тематическое планирование....

Программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10 класса, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории

Программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10 класса, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...

Элективный курс по математике "Решение задач повышенной трудности" для 9 класса

Элективный курс «Решение задач повышенной трудности» по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящен основным понятиям  современной математики – функциональной зависимости, уравнения...

Программа элективного курса по математике "Решение задач повышенной трудности" (10 класс)

Математика в настоящее время проникает во все сферы деятельности человека.Математическими методами исследования должны владеть специалисты в области физики, химии, биологии, геологии, экономики ...

Программа элективного курса по математике "Решение задач повышенной трудности" (11 класс)

Математика в настоящее время проникает во все сферы деятельности человека. Математическими методами исследования должны владеть специалисты в области физики, химии, биологии, геологии, экономики и др....

Элективный курс по алгебре «Решение задач повышенной сложности» (10-11 классы)

Элективный курс по алгебре  «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10-11 классов...

Программа элективного курса по физике . «Решение задач повышенной сложности (части «2») ЕГЭ по физике» (11 класс).

Программа элективного курса " Рещение задач повышенной слохности части"2" )ЕГЭ по физике"   предназначена для учащихся11  класса. . Способствует эффективной подготов...