Фрагмент урока
план-конспект урока алгебры (10 класс) на тему
Задачи, приводящие к понятию производной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи, приводящие к понятию производной.
1) Задача о касательной к данной кривой.
Пусть на плоскости xOy задана кривая уравнением y = f(x). Требуется провести касательную к данной кривой в точке М0(x0; f(x0)). Так как точка касания М0 данa, то для решения задачи потребуется найти угловой коэффициент искомой касательной, то есть tg φ - тангенс угла наклона касательной к положительному направлению оси Ох (обозначается k).
Через точки М0(x0; f(x0)) и М1(x0 + ∆x; f(x0 +∆x)) проведём секущую М0М1. Из рисунка видно, что угловой коэффициент tg α секущей М0М1 равен отношению (обозначим k1), где ∆y = f(x0 + ∆x) – f(x0).
х0 х0 + ∆х
∆х
М0
М1
Т
f(x0)
f(x0+∆x)
Угловой коэффициент касательной М0Т к данной кривой в точке М0 может быть найден так: tg α → tg φ (k1 → k) то есть → k при ∆x → 0 (при ∆x → 0 секущая будет поворачиваться и стремиться к касательной, а затем и «сольётся» с касательной).
2) Задача о скорости движущейся точки.
Пусть S = S(t) представляет закон прямолинейного движения материальной точки. Обозначим через ∆S путь, пройденный точкой за промежуток времени ∆t от момента t до t + ∆t, то есть ∆S = S(t + ∆t) – S(t)
Отношение называется средней скоростью точки за время от t до t + ∆t (обозначается vср. ).
Чем меньше ∆t, то есть чем короче промежуток времени от t до t + ∆t, тем лучше средняя скорость характеризует движение точки в момент времени t. Такая скорость в данный момент t называется мгновенной скоростью точки и обозначается vмгн
Итак vср → vмгн при ∆t → 0 то есть
→ vмгн при ∆t → 0.
3) Задача о скорости химической реакции.
Пусть дана функция m = m(t), где m - количество некоторого вещества, вступившего в химическую реакцию к моменту времени t. Отношение - средняя скорость химической реакции за промежуток времени ∆t. Нам интересна скорость химической реакции в данный момент времени t.
→ vмгн при ∆t → 0.
4) Задача о скорости роста популяции.
Пусть p = p(t) - размер популяции бактерий в момент t. Тогда → vмгн при ∆t → 0,
где vмгн - скорость роста популяции в данный момент t.
5) Задача о производительности труда.
Пусть к моменту времени t часов рабочий произвёл F = F(t) единиц продукции (выработка составил F(t) единиц). Приращение выпуска продукции ∆F за время ∆t равно числу единиц продукции, выпущенной за время ∆t, то есть
∆F = F(t + ∆t) – F(t). Отношение называется средней производительностью труда рабочего за время от t до t + ∆t. Число, к которому стремится отношение при ∆t → 0 называется производительностью труда рабочего в момент времени t.
Математическая операция, требуемая для решения рассмотренных выше задач одна и та же. Выясним аналитическую сущность этой операции, отвлекаясь от вызвавших её конкретных вопросов.
Пусть функция y = f(x) определена на промежутке (a;b). Возьмём какое – нибудь значение x0 из (a;b). Затем возьмём новое значение аргумента x0 + ∆x из этого промежутка, придав первоначальному значению x0 приращение ∆x (положительное или отрицательное). Этому новому значению аргумента соответствует и новое значение функции f(x0 + ∆x), где ∆f = f(x0 + ∆x) – f(x). Теперь составим отношение . Оно является функцией от∆x.
Число, к которому стремится отношение при ∆x стремящемся к нулю, называется скоростью изменения функции в точке х0 или производной функции в точке х0.
Определение: Производной функции f в точке х0, называется число, к которому стремится разностное отношение при ∆x, стремящемся к нулю.
Производная функции f в точке х0 обозначается f (x0).
Действие нахождения производной функции называется дифференцированием, а функция, имеющая производную в точке х0, дифференцируемой в этой точке. Функция, дифференцируемая в каждой точке интервала, называется дифференцируемой на этом интервале.
Из рассмотренных выше задач, приводящих к понятию производной, следует несколько выводов.
Скорость прямолинейного движения есть производная пути S = S(t) по времени t, то есть v = S. В этом состоит механический смысл производной.
Понятие производной позволяет определить не только мгновенную скорость прямолинейного движения, но и мгновенную скорость протекания других физических процессов.
Скорость химической реакции есть производная количества вещества m = m(t) по времени t, то есть v = m.
Скорость роста популяции есть производная размера популяции p = p(t) по времени t, то есть v = p.
Скорость роста численности населения есть производная от количества населения A = A(t) по времени t, т. е . v = A(t).
Сила переменного тока есть производная количества электричества q = q(t) по времени t, то есть I = q.
Угловой коэффициент касательной к кривой y = f(x) в точке с абсциссой х0 есть производная f (x0). В этом состоит геометрический смысл производной.
Производительность труда f(t) есть производная от выработки продукции F(t) по времени t, то есть f(t) = F (t).
Производная – скорость изменения функции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/06/22/picture-12610.jpg)
Фрагмент урока литературы в 5 классе. Итоговый урок по поэме А.С. Пушкина "Руслан и людмила"
Интегрированный урок литературы. Показана взаимосвязь искусства слова с музыкой и живописью....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159822-1354895548.jpg)
Фрагмент урока физической культуры Большаковой Е.В. с пименением Дальтон-лаборатории. Тема урока: «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы».
Фрагмент урока физической культуры Большаковой Е.В. с пименением Дальтон-лаборатории. Тема урока: «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы»....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/23/picture-184182-1364045867.jpg)
Развитие логического мышления учащихся на уроках математики. Фрагменты уроков
Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необхо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/18/picture-276715-1395165380.jpg)
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ И ФРАГМЕНТОВ УРОКОВ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ ТУРОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ
Автор учебника: Кузовлев В.П.Разработка уроков для 7 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/18/picture-276715-1395165380.jpg)
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ И ФРАГМЕНТОВ УРОКОВ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ ТУРОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ
Автор учебника: Кузовлев В.П.Разработка уроков для 8 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/18/picture-276715-1395165380.jpg)
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ И ФРАГМЕНТОВ УРОКОВ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ ТУРОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ
Автор учебника: Кузовлев В.П.Разработка урока для 9 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/04/picture-360971-1386173997.jpg)
Доклад на тему: «Педагогическое моделирование фрагментов урока: Игровые моменты на уроке музыки: «Игра везде и всюду»
Игра - одно из наиболее ярких и важных явлений в развитии человечества. Психологи и социологи давно занимаются изучением игр. Научные исследования, да и опыт любого человека доказывает, что игра заним...