"О, математика!"(8-9 кл.)
методическая разработка по алгебре на тему

 Открытый урок на предметной неделе математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon omatematika.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

"О, математика!"

(8 -9классы)

Цели:

  1. Расширение и закрепление знаний по математике;
  2. Стимулирование познавательного интереса к учебной дисциплине “математика”;
  3. Создание условий для формирования умения работать в группе.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вступление (звучит музыка).

Ведущий:

С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье.

Какой мы не возьмем язык и век -

Всегда стремился к знанью человек…

        Мы рады приветствовать всех собравшихся. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой.

        Мы приглашаем на сцену команды 8 -9 классов.

1) Представление команд:            Команды «Марс» и «Юпитер».

2) Представление жюри

 Ведущий:

1 ученик: (вбегая) Ребята, я слышал, что в школу будет неделя математики !!!

Представляете, всю неделю сплошная математика!

2 ученик: (с места) Да не может такого быть! Нельзя же так издеваться над детьми!

3 ученик: У меня для вас - во-о-от такая новость! Всех учителей направили на семинар, остались лишь математики. И у нас сегодня - 6 уроков математики!

1 ученик: Ну, что я говорил!

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем необычные уроки математики. Вы посмотрите на привычные вещи другими глазами. Итак, первый урок -1

1.УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.

        Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение математике Софье Васильевне Ковалевской представляла себе неотрывным от служения литературе.

"Мне кажется, - говорила она, - что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен математик".

        Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. По этому поводу Ковалевская писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".

Если ты в жизни, хотя на мгновенье

Истину в сердце своём ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Чтобы в решении своём неизменном

Рок ни назначил тебе впереди -

Память об этом мгновении священном

Вечно храни, как святыню, в груди

Тучи сбегутся громадой нестройной,

Небо покроется чёрною мглой,

С ясной решимостью, и с верной спокойной

Бурю, ты встреть и померься с грозой.

        Это стихотворение принадлежит выдающемуся учёному-математику Софье Васильевне Ковалевской. В ней одновременно жили математик и поэт. Они одновременно родились, росли, учились, писали научные труды и стихи.

        Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.

        Английский писатель XIX века Льюис Кэрролл, он же - Чарльз Лутвидж Доджсон, автор "Алисы в стране Чудес" и он к тому же был ещё профессор математики.

А теперь посмотрим как вы сочетаете в себе знания математики и литературы.

И так правила такая: 

Время на обсуждение - 20 секунд.

 Готовность - поднятая рука.

                                      ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ:

  1. 1.Назовите имя известного поэта, математика, автора этих слов:
  2. "Яд, мудрецом тебе предложенный прими, Из рук же дурака не принимай бальзама!" ( Омар Хайям)
  3. 2.Какой русский писатель окончил физико-математический факультет?(А.С. Грибоедов)
  4. 3.В сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова:
  5. "Приезжаю - тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!". Сколько было народа? (10 000)
  6. 4.Название какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола)
  7. 5.Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? ( Л.Н. Толстой)
  8. 6."В математике есть своя красота, как в поэзии".
  9.  Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин)

                                                жюри подводит итоги

Ведущий: Произведение одного среднеазиатского астронома и математика (787-850) называлось "Китаб мухтасар аль джебр ва-л-мукабала". Переводчик перевел все слова, слово "аль джебр" просто записал латинскими буквами. У него получилось слово - алгебра. Многие понятия и математические термины имеют иностранное происхождение. Посмотрим, как вы знаете иностранные языки.

2.УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА - (20 секунд на размышление)

  1. 1.Переведите на русский язык греческие слова - моно, ди, поли и латинские - уни, би, мульти (один, два, много)
  2. 2.Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"? (0)
  3. 3.Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны, области, города, отдаленная от центра. (периферия)
  4. 4.У греков это натянутая тетива , а у нас? ( гипотенуза)
  5. 5.Какая математическая единица измерения в переводе с латинского обозначает "ступень, шаг, степень" ? (градус)
  6. 6.какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"? (перпендикуляр)

     жюри подводит итоги

3.УРОК МУЗЫКИ

Ведущий: Как вы думаете, математика имеет отношение к музыке?

Нет? Напрасно вы так думаете. Еще древнегреческий математик Пифагор относил к математике арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Именно Пифагор ввел понятие гамма,  которое окрестили - пифагоров строй.

Музыкальная пауза

Вопросы музыкальные 

  1. 1.Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).
  2. 2.Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий ? (музыканты или дирижеры)

                                          жюри подводит итоги

Ведущий:

        В. Гюго заметил, что разум человеческий владеет 3 ключами, позволяющими людям знать, думать и мечтать. Ключи эти следующие - буква, нота и цифра.

Давайте, определим, как вы можете сочетать буквы и цифры.

4.УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА - тема урока " числительные"

  1. 1.Команды должны будут по очереди говорить пословицы и поговорки, в которых используются названия чисел. Эстафета заканчивается, если какая-либо команда замолкает.
  2. 2. Заполнить таблицу- 3 минуты

                           Пока команды работают – звучит музыка

               Вопросы ( 20 секунд на размышление)

  1. 1.Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).
  2. 2.Какие прилагательные русского языка в математике становятся именами существительными ? ( прямая, кривая, ломаная, касательная, секущая, наклонная)
  3. 3.Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного наклонения единственного числа? (три!)
  4. 4.С буквой "и" - это глагол русского языка настоящего времени, являющийся синонимом глагола "движет". С буквой "е" - это существительное, обозначающее сторону треугольника. ( катит-катет)

                                           жюри подводит итоги

ВЕДУЩИЙ:

Арифметика! Даже в каменный век

Обращался к тебе человек.

Без тебя невозможно предметы считать,

Невозможно построить мосты

Там, где сложное, новое надо создать,

Лучшим другом становишься ты.

Если раньше тебе приходилось одной

Много трудных вопросов решать,

То теперь на просторах планеты большой

Ты у нас многодетная мать.

Геометрия, алгебра - дети твои,

С ними в жизнь претворяем мечты,

Но запомни: огромным успехом своим

Человеку обязана ты.

5.УРОК ИСТОРИИ 

  1. 1. Петр  Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию.  В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет?                             ( + - * /)
  2. 2. Что на Руси раньше называли " ломаными числами"          (дроби)?
  3. 3.Сколько подвигов совершил Геракл?                                      (12)
  4. 4.О какой науке Цицерон сказал: " Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне -для того, чтобы измерять земельные участки"
  5. 5.Летописец сообщает, что строительство Успенского Собора в Кремле велось "в кружало и а правило". К помощи каких инструментов прибегли мастера?                                                                          ( циркуль и линейка)
  6. 6.Почему в Египте строители пирамид использовали веревку с 12 узелками?
  7.                      (образ  прямоугольный треугольник со сторонами 3,4,5)

                                           жюри подводит итоги

Ведущий:

         Настало время урока математики для ваших капитанов команд. Капитаны будут сегодня сдавать экзамен. Каждому предлагаю тест из 11 блиц - вопросов, на которые вы отвечаете на специальном бланке.

И  так 10 вопросов командам, уж потом капитанам

6. УРОК МАТЕМАТИКИ

  1. 1. Как назывался главный труд древнегреческого математика Евклида?  "Начала" 
  2. 2.  Какой раздел математики греки называли " искусством чисел"? Арифметика 
  3.  3. Какие бывают современные фотоаппараты?
  4.  Цифровые 
  5. 4.  Какие числа употребляются при  счете?  
  6. Натуральные 
  7. 5. Как называют незаинтересованного в конфликте между сторонами, беспристрастного?
  8.  Третья сторона 
  9. 6.  Как называют верхний угол футбольных ворот? 
  10. Девятка 
  11. 7. Как в древнерусском счете называлось число 100 тысяч?
  12. Легион 
  13. 8. Под каким псевдонимом выступает на арене главный герой оперетты Кальмана "Принцесса цирка"?
  14. Мистер ИКС 
  15. 9. Какими бывают математические неравенства?
  16.   Нестрогими 
  17. 10.  Закончите русскую пословицу" Всякому мила своя ,,,,"
  18.     Сторона 
  19. 11.  Сколько лапок у краба? (10)
  20. 12.  Кто первым вычислил объем шара? (Архимед)
  21. 13.  Какими мы пишем  цифрами? (Арабскими)
  22. 14.  Сколько чудес света? (7)
  23. 15.  Номер телефона при пожаре? (01)
  24. 16.  Каков наивысший балл в фигурном катании? (6,0)
  25. 17.  Какая страна является родиной арабских цифр? ( Индия)
  26. 18.  Сколько десятков получится, если умножить 3 десятка на 3 десятка?
  27.      ( 90 десятков)
  28. 19.  Какой угол образует с экватором меридиан ? (прямой)
  29. 20.  Назовите любимую фразу Евклида, которую вы часто произносите на уроках геометрии, (что и требовалось доказать)

Сдавайте свои ответы на стол жюри, пока они подводят итоги, я хотела бы закончит наш встречу словами:

Запомни, что Гаусс всем сказал

Наука математика - царица всех наук.

Не зря, поэтому он завещал -

Творить в огне трудов и мук.

Безмерна роль её в открытии законов,

В создании машин, воздушных кораблей

Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов

Каких дала история до наших дней

Пусть ты не станешь Пифагором,

Каким хотел бы может быть

Но будешь ты рабочим, иль ученым

И будешь честно Родине служить.

Заключение Песня "Мы желаем счастья вам"

.Нам без математики нельзя,

Математика для нас важна -

Делает нас сильными и мудрыми она.

Снова всех сплотила нас она,

В этом зале вместе собрала.

Рады всех приветствовать мы

И пропеть друзьям.

Припев. Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом.

Как солнце по утрам пусть оно приходит в дом.

Мы желаем, счастья вам, и оно должно быть таким -

Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.

Математика везде нужна,

Помогает в жизни нам она,

Корабли водить на море, строить города.

Будем с математикой дружить,

Интересней будет в жизни жить.

        Жюри объявляет результаты                                     

   К конкурсу необходимо подготовить:

Листы для капитанского конкурса

«МАРС»

1. Наименьшее натуральное число. (1)

2. Какую часть часа составляет 20 минут? (1/3)

3.Что меньше: 0,7 или 4/5? (0,7)

4. Самая большая хорда окружности? (диаметр)

5. Как из пяти единиц сделать 100? (111-11)

6. Чему равна сумма углов в треугольнике? 

7. Сформулировать первый признак равенства треугольников?

8. Правда ли, что трапеция в переводе с греческого – “столик”. (да).

9. Какой треугольник называется равнобедренным?

10.  Решить уравнение: 2х+3 =3х – 2

11.Площадь прямоугольника равна?


«ЮПИТЕР»

1.Решите уравнение      

2. Трое играли в шашки. Всего сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый? (2)

3. Бревно длиной 5 м нужно распилить на метровые чурки. Каждый распил занимает 1,5 мин. За сколько минут распилят бревно? (6)

4. Сговорились две ноги делать дуги и круги. (циркуль)

5. Чему равно число = (3,14)

6. Чему равна площадь квадрата со стороной а ?

7. Когда отцу было 30 лет, сыну было 5 лет, а теперь отец старше сына вдвое.     Сколько лет сыну и сколько лет отцу? (25 и 50)

8. Как называется луч, выходящий из вершины угла и делящий угол пополам?

9. Как называется фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки? (угол)

10. Назовите древнейшую единицу измерения углов. (градус)

11. Правда ли, что если в треугольнике один из углов равен 120, а другой 60.

2. Таблица результатов

Правильный ответ -1 балл

ПРЕДМЕТЫ (по 1 бала)

Марс

Юпитер

Литература

Иностранный язык

Музыка

Русский язык

История

Математика

3.Призы:

Медали Команде- победительнице.

Активному болельщику

Использованная литература:

  1. 1.Газеты "Математика" и "Информатика". Приложения к газете "1 сентября"
  2. 2.И.Д. Агеева Занимательные материалы по информатике и математике, Творческий центр "Сфера", Москва, 2006
  3. 3.И. Депман, Н. Виленкин За страницами учебника математики, "Просвещение",1989
  4. 4. Т. Г. Власова    «Предметная неделя математики в школе». 2007 
  5. 5. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1971.
  6.  6.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика,
  7. 7. Нечаев М.П., Т.В. Гурина. Как подготовить и провести неделю математики. Математика в школе. №7, 2006.

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

" О, математика!"

(8 -9классы)

                                                                                    Подготовила:

                                                                                    Кл. руководитель 9 класса

                                                                                    Оганесян В. А.                      

                                               

                 

                                             АРМАВИР 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»

Этот урок посвящен  научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)

Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...

Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах

Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...

Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"

Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация  используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...