Главные вкладки

    Статья по алгебре (11 класс) по теме:
    Особенности составления целей к учебному занятию в преподавании математики

    Гилярова Марина Геннадьевна

    При организации учебного занятия крайне важно методически правильно

    составить цели его проведения, продумать и осмыслить формы

    осуществления этих целей. Как правило, цели к занятию формируются в

    триедином контексте: образовательные, развивающие и воспитательные,

    которые имеют некоторые особенности для уроков математике. В статье

    представлены различные виды целей к учебному занятию с направлением к

    преподаванию математики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_o_celyah_obucheniya_matematike.docx17.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности составления целей к учебному занятию  в преподавании математики

    Гилярова

    Марина

    Геннадьевна

    При составлении планов уроков преподаватель обязательно ставит перед собой определенные цели для освоения темы. Как правило, они являются триедиными: образовательные, развивающие и воспитательные, которые записываются для осмысления проведения урока и постановке конкретных требований учителя к учащимся, себе и учебному процессу в целом.

    Образовательные цели можно составлять по следующей схеме, используя речевые клише, выбрав актуальные для конкретного учебного занятия:

    1. Дать знания о …
    2. Раскрыть метод …
    3. Формировать навыки …
    4. Дать представление о …
    5. Учить умению …
    6. Пояснить алгоритм …
    7. Обратить внимание на …
    8. Разъяснить понятие …
    9. Показать значение …
    10. Познакомить с особенностями …
    11. Подготовить к восприятию темы …
    12. Проверить знания …
    13. Проверить понимание …
    14. Повторить материал …
    15. Раскрыть перспективы …
    16. Разобрать особенности …
    17. Научить решать …
    18. Отработать навыки решения …
    19. Провести контроль …
    20. Научить систематизировать …
    21. Формировать умения анализировать …
    22. Обобщить материал по теме …
    23. Расширить знания по теме …
    24. Развивать навыки …
    25. Помогать в использовании метода …
    26. Закрепить знания …
    27. Составить характеристики …
    28. Анализировать решения …
    29. Совершенствовать умения …
    30. Отрабатывать умения …
    31. Способствовать развитию …
    32. Приобретать навыки …
    33. Изучить …

    Образовательные цели составляются с использованием планирующей документации (рабочей программы, календарно – тематического плана). Воспитательные и развивающие цели, чаще всего, повторяются из урока в урок, потому как учитель постоянно воспитывает учащихся, это процесс непрерывный, и старается их развивать, учитывая, что обучение должно быть развивающим, а не отупляющим. Любые цели можно разнообразить. Рассмотрим возможные воспитательные цели урока, к ним относятся:

    - формирование чувства ответственности,

    - воспитание самостоятельности учащихся,

    - увеличение степени дисциплинированности, организованности,

    - привитие навыков нравственного воспитания,

    - развитие нравственно – здоровой личности,

    - развитие культуры эстетического восприятия окружающего мира,

    - соответствие этическим нормам культурного общества,

    - воспитание аккуратности, усидчивости, прилежности,

    - формирование личностных позитивных качеств школьников,

    - создание атмосферы сотрудничества учителя и учащихся,

    - воспитание трудолюбия, чувства коллективизма,

    - привитие интереса к изучаемому предмету,

    - воспитание сознательного усвоения дисциплины,

    - развитие общественно – активной личности,

    - воспитание обязательного отношения к обучению,

    - использование положительных жизненных примеров,

    - привитие навыков здорового образа жизни,

    - воспитание отвращения к вредным привычкам (табакокурению, токсикомании, алкоголю, наркомании),

    - использование здоровьесберегающих технологий,

    - формирование положительного отношения к физкультуре и спорту,

    - воспитание продуманности своих действий и поведения,

    - проведение экологического воспитания,

    - формирование ответственного отношения к природе во всех видах деятельности.

    При проведении уроков математики, к воспитательным целям можно добавить следующие:

    - формирование необходимости изучения математики для любой категории обучающихся,

    - воспитание математической речевой культуры,

    - использование вычислительных навыков: устных и с помощью калькулятора,

    - формирование способностей выполнения различных рисунков и чертежей,

    - воспитание осмысленной учебной деятельности.

    Каждая составляющая имеет свое направление воздействия на учащихся, но они тесно переплетаются и, как правило, могут быть реализованы только в совокупности. Развивающие цели важны для обучения, ведь развитие должно прослеживаться на каждом шаге учебной деятельности.

    К основным развивающим целям относятся:

    - развитие памяти, внимательности, усидчивости,

    - формирование умения выделять главное,

    - увеличение степени развивающего воздействия на формирование личностных качеств обучаемых,

    - формирование умений обобщать, сравнивать, оценивать, контролировать, анализировать, делать выводы,

    - развитие познавательных возможностей, творческих способностей, креативности личностных качеств,

    - организация способности общения (живого, виртуального, обоюдного, группового и т.д.),

    - развитие самостоятельности, трудолюбия, специфичных способностей,

    - развитие логического мышления,

    - формирование эстетического восприятия окружающей действительности,

    - развитие инициативы, познавательного интереса,

    - обучение методам исследовательского поиска,

    - развитие мыслительной деятельности,

    - развитие практической направленности изучаемого материала,

    - развитие интеграционных связей с другими дисциплинами,

    - проведение анализа межпредметных связей,

    - опора на морально-нравственные ценностные ориентиры,

    - увеличение развивающих способностей,

    - развитие нестандартного мышления,

    - использование личностного и субъектного опыта,

    - стимулирование «я – концепции»,

    - внедрение ситуации «успеха» в образовательный процесс,

    - развитие индивидуальных особенностей учащихся.

    При проведении уроков математики, к развивающим целям можно добавить следующие:

    - введение элементов опережающего обучения,

    - развитие умений применять математические знания для решения практических задач,

    - решение задач повышенной сложности,

    - решение задачи разными способами,

    - развитие математического мышления через методы активного обучения,

    - развитие вычислительных навыков, кругозора школьников,

    - формирование информационной культуры, овладение навыками поиска и анализа информации,

    - развитие логического мышления, математической интуиции, умения анализировать, применять знания в нестандартных ситуациях,

    - привитие любви к математике,

    - развитие у учащихся коммуникативных компетентностей (культуры общения, умения работать в группах),

    - обучение самостоятельной деятельности по овладению знаниями.

    Рассмотренные виды целей (образовательные, воспитательные и развивающие) одинаково важны при планировании и организации учебной деятельности, поэтому могут быть составлены к конкретному учебному занятию только в совокупности. Они могут изменяться в зависимости от многих факторов, но для их реализации необходимо четкое осознание и осмысление планируемой ситуации самим преподавателем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности преподавания математики в школе с углубленным изучением иностранного языка

    Материал содержит описание методики проведения  урока по математики....

    Доклад «Особенности составления рабочей программы педагога в условиях ФГОС» к педагогическому совету

    Материал содержит информацию о структуре рабочей программы педагога с подробным описанием каждого пункта....

    Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

       Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее ...

    Особенности преподавания математики в 5-6 классах по УМК "Сферы" (из опыта работы)

    В статье рассказывается об особенностях работы в 5-6 классах, используя УМК " Сферы". Доклад был представлен на заседании  методического объединения в рамках недели педагогического мастерства....

    Особенности составления рабочей программы по математике (в контексте ФГОС)

    Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание, результаты изучения конкретного учебного предмета, входящего в учебный план образовательного учреждения, основанный н...

    Особенности преподавания математики в рамках введения ФГОС ООО

    Какие требования предъявляет  ФГОС ООО к школьному курсу математики? Следствием внешних и внутренних тенденций в развитии общества и образования явилась разработка стандартов второго п...