Урок "Сложение и вычитание десятичных дробей"
план-конспект урока (алгебра, 5 класс) по теме

Семирикова Татьяна Николаевна

Этот урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Планируемые образовательные результаты:

предметные:

Знать алгоритм действия с десятичными дробями.

Уметь применять выработанный алгоритм на практике.

Метапредметные:

 научить определять, создаватьобобщения, аналогично соответствующим знаниям.Получить возможность понимать сущность составления

алгоритма и действий по нему. Научить управлять

поведением партнёра, контролировать результаты.

Личностные: 

получить возможность контролировать

 процесс учебной и математической деятельности.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_fgos.rar2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Тип урока:

    урок «открытия» нового знания.

Тема:

Сложение и вычитание

десятичных      дробей.

5 класс

                                     Разработала и провела

                         учитель математики

                         МАОУ Гимназии № 1

                     г. Ахтубинска

                            Астраханской области

                        Семирикова Т.Н.

2012 год.

     Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Тема: «Сложение и вычитание десятичных  дробей».

Класс: 5

Форма работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа;

Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер, экран;

Базовый учебник: математика 5 класс, автор Мерзляк А.Г., Полонский В.Б.

Цель: повторить разрядные единицы десятичных дробей;

            разработать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей;

            сформировать умение складывать и вычитать десятичные дроби;

Задачи: повторить сложение и вычитание целых чисел;

              тренировать вычислительные навыки;      

              повторить разрядные единицы десятичных дробей;

              закрепить умение сравнивать десятичные  дроби;

              тренировать вычислительные навыки;

               .

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Демонстрационный материал:  карточки для составления алгоритма сложения и вычитания десятичных  дробей; эталон для самопроверки самостоятельной работы.

Раздаточный материал:  листы-блоки для построения алгоритма сложения и вычитания десятичных  дробей, чистые листы и фломастеры для решения примеров, таблицы для самооценки на этапе рефлексии.

(Слайд 1)

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке;

2) определить тему  урока: сложение и вычитание десятичных дробей.

На слайде карточки с числами и буквами. (Слайд 2).

- Что вы видите? (десятичные дроби и буквы.)

- Расположите дроби в порядке возрастания и расшифруйте запись.

Учащиеся работают.

- Что вы получили?

Учащиеся показывают результат работы, при необходимости корректируются ошибки.

- Прочитайте, какая фраза у вас получилась (В добрый путь.)

0,012

Д

0,1

Р

0,3

Й

0,01

В

0,13

Ы

3,001

Ь

1,1

У

0,03

О

2

Т

1,09

П

0,045

Б

- Молодцы, путь к новым знаниям – это добрый путь. Как вы будете продвигаться к цели? Какой вопрос нас заставляет двигаться вперёд, добывая новые знания? (Слайд 3).

- Сегодня на уроке вы будете «открывать» для себя новое знание. С чего вы начнёте свой путь к успеху?

 - С повторения.

 - Как вы обычно это делаете?

- Сначала повторяем то, что нам понадобится для изучения нового. Затем пробуем

выполнить задание, чтобы понять, чего мы не знаем. Потом сами ищем новый способ, составляем    правило или алгоритм. (Слайд 4).

- Почему важно, чтобы вы сами находили новый способ действия?

- Так мы лучше поймём и усвоим новое, научимся учиться.

- Что вы изучали на прошлых уроках?

- Десятичные дроби, их сравнение, округление; (Слайд 5).

- Что вы уже знаете о десятичных дробях, что умеете делать такими дробями?

-Знаем, что такое десятичная дробь, читать их, записывать. Умеем записывать дроби, называть разряды десятичных знаков. Научились сравнивать десятичные дроби. Умеем округлять. Выполнять прикидку результатов вычислений.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель:

1) повторить представление о десятичных дробях, умение читать и записывать их;

2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;

3) повторить смысл действия сложения и вычитания;

4) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение и обоснование;

5) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения.

На слайде карточки с числами: (Слайд 6).

0,24

2,2

2,1

0,2

24  

38  

- Разбейте числа на две группы. Какие группы получились.

- Десятичные  дроби и целые числа.

Карточки с десятичными дробями  переносятся в сторону. Остаются целые  числа. Затем предлагается выполнить сложение этих чисел.

- Найдите значения выражений:

389 + 7651; 3457 – 1246 (Слайд 7).

- Проверьте (Слайд 8).

- Сравните:

3, 89 и 7, 651; 34,57 и 1,246  (Слайд 9).

- Проверьте (Слайд 10).

- Что вы сейчас повторили?

- Сложение и вычитание целых чисел. Сравнение десятичных дробей.

- Вы повторили то, что вам пригодится для «открытия» нового знания на этом уроке. Что теперь будете делать?        (Слайд 11) 

- Попробуем выполнить пробное задание.

- Зачем вы выполняете пробное действие?

- Чтобы выяснить, что мы не умеем и постараться самим найти новый способ действия.

- Сформулируйте цель задания?

- Найти сумму дробей: 3,89 + 7,651 и разность 34,57 – 1,246

 Дети пробуют сложить и вычесть дроби, работая в парах с соседом по парте, записывая решения и  ответы на листах, заранее разложенных на столах. Записи выполняются фломастерами, лежащими на столах.

- Покажите полученные результаты.

  Ученики поднимают листы с ответами. Некоторые из листов с разными решениями учитель закрепляет на доске.

- Ребята, правильные ответы получились лишь у некоторых. Почему многие допустили ошибки?

- Потому что мы не знаем правила сложение и вычитания десятичных дробей.

- Значит, что вам надо сделать?

- Надо подумать.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения: новый случай сложение и вычитание десятичных  дробей.

- Что отличает действия с целыми  числами от действий с  десятичными  дробями?

- В десятичной записи числа есть запятая, отделяющая целую часть от дробной.

- Как пробовали выполнить сложение и вычитание десятичных  дробей?

Учащиеся реконструируют свои действия при выполнении пробного задания.

Например: 1. Я записал дроби так, чтобы последние (первые) цифры оказались друг под другом.  Потом сложил (вычел) их.

2. Я сложил (вычел) дроби, записывая запятую под запятой.

- Почему возникли затруднения и разные способы вычислений?

- Мы не знаем, как правильно складывать и вычитать десятичные  дроби.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) организовать фиксацию образовательной цели урока и темы урока;

2) построить проект выхода из затруднения.

- Какова же цель урока?

- Научиться складывать и вычитать десятичные дроби и построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей (Слайд 12).

- Уточним тему урока.

- Сложение и вычитание десятичных дробей.

На доске дописывается тема урока.

- Запишите тему урока в тетрадь. Составим план действий. (Слайд 13).

-Что сделаем сначала? Что сделаем с результатом? Как поступим дальше? и т.п. В результате может появиться следующий план действий:

1) Выполнить действия с дробями

2) Проанализировать результат.

3) Сформулировать вывод.

4) Оформить алгоритм.

Групповая работа. (Слайд 14).

Две парты соединены  так, что можно работать в группе по двое, как на предыдущем этапе урока, а можно по четыре человека.  

- Сейчас вы будете работать в группах по четыре человека. Какие правила работы необходимо соблюдать, работая в группе?

Правила работы в группе

  1. В группе должен быть организатор обсуждения.
  2. Каждый может высказать свою версию решения.
  3. Один говорит, остальные слушают и пытаются понять.
  4. Каждая версия обсуждается в группе.
  5. В группе согласуется общее решение.
  6. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

Каждая группа получает по три листочка с текстом для составления алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей. На работу отводится 3 минуты.

Текст на листочках:

Если не хватает в десятичной части разрядных единиц, дописываются нули.

Десятичные дроби записываются так, чтобы запятая находилась под запятой.

Выполнить сложение или вычитание десятичных дробей так же, как сложение и вычитание целых чисел.

По окончании работы каждая группа представляет свою работу, озвучивает свои действия, обосновывая их.

- Составьте алгоритм сложения дробей. (Слайд 15).

- Где можно проверить правильность своих выводов?

- В учебнике.

- Откройте учебник и прочитайте правило. Сравните с вашим результатом.

- Похожи.

- Что теперь вам надо сделать?

- Потренироваться в решении примеров на новый способ действий.

- Да. Но перед столь ответственным заданием надо немного отдохнуть и выполнить математическую физкультминутку: встаньте со своих мест, покажите руками знаки сложения, вычитания, умножения, деления. А теперь подпрыгните столько раз, сколько получится, если к 1,2 прибавить 1,8 (Слайд 16).

5. Первичное закрепление во внешней речи.

- Откройте в учебнике № …      на странице…   Выполним задания.

Учащиеся, по очереди выходя к доске,  выполняют 3 – 4 примера из предложенного номера с комментированием и проговариванием выработанного алгоритма. Остальные ученики выполняют эти задания в тетрадях.

- Как вы думаете, где возможна ошибка при решении таких примеров?

- При записи десятичных дробей поразрядно. При применении алгоритма. При вычислениях.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять алгоритм сложения и вычитания десятичных  дробей.

- Готовы проверить научились ли вы складывать и вычитать десятичные дроби?  

- Да.

- Что надо сделать, чтобы это проверить?

- Выполнить самостоятельную работу.

- В своих тетрадях запишите: «самостоятельная работа». И выполните задания, которые вы

  видите ,самостоятельно. На эту работу у вас 4 минуты (Слайд 17).

– Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат при помощи знаков «+» или «?» (Слайд 18, 19).

- Кто выполнил верно? Поставьте «+» рядом с примером. Кто допустил ошибки? Поставьте «?».

– Поднимите руки, у кого все верно. Вы молодцы!

- У кого три верных ответа? Хорошо. У кого два верных решения? Неплохо.  А всем остальным надо найти свои ошибки. В чём была причина ваших ошибок?

- Не записал так, чтобы запятая оказалась под запятой.

- Не приписал нули.

- Ошибся в вычислениях.

- Подумайте, как исправить эти ошибки и больше их не повторять.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

организовать тренинг применения нового способа действий при решении задач.

- Где вы можете применить новый способ?

- При решении примеров, уравнений, задач.

- Выполним задачу из учебника у доски.

Учитель называет номер задачи базового уровня из учебника. К доске выходит ученик, читает задачу, анализирует её и предлагает план решения. Класс помогает в случае затруднения или неверного ответа.  Ученик делает записи условия и решения на доске, комментируя свои действия, все остальные ребята работают  в тетрадях.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: сложение и вычитание десятичных дробей.  

2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

3) оценить собственную деятельность на уроке.

- Какова была цель сегодняшнего урока?

- Научиться складывать и вычитать десятичные дроби. Построить алгоритм сложения и  вычитания десятичных дробей.  

- Достигли цели? Докажите.

Учащиеся повторяют алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

- У кого были трудности при открытии нового способа? В чем?

- У кого были трудности при выполнении самостоятельной работы? В чем?

- Справились ли вы с трудностями?

- Что мы должны помнить?

- Преодолевая трудности, мы учимся.

– Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы, которая лежит на парте. Заполните её. После уроков я посмотрю ваши ответы.

 Фамилия_____________________________        Имя___________________________________

Утверждения

Поставь знак «+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею складывать дроби.

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

– В чем еще надо потренироваться?

- Выучить правило. Закрепить его при решении примеров, уравнений, задач.

- Какие номера из учебника помогут нам это сделать?

Ученики называют несколько номеров.

- Хорошо. Вот мы и составили домашнее задание:

Обязательно: выучить правило. №…., №…, страница…

Дополнительно: №… (для тех, кто не справился с самостоятельной работой)

По желанию творческое задание: придумать и решить задачу на сложение и вычитание десятичных дробей, которая может встретится в жизненной ситуации.

Урок окончен. Спасибо за активную работу. Удачи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных    дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...