Урок математики в 5 классе "Понятие обыкновенной дроби".
план-конспект урока (алгебра, 5 класс) по теме

Малеева Нина Геннадьевна

 

На данном уроке учащиеся должны были усвоить такие понятия, как обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби. По типу урока, данный урок является уроком изучения нового материала, так как это первый урок при изучении темы "Обыкновенные дроби". При построении урока я использовала идею сказки, так как ребенку иногда проще и легче понять происходящее в игровой форме или сказочной ситуации вместе с героями. В технологии, в рамках которой я работаю (МПИ-проект), большое внимание уделяется формированию понятийного аппарата и я постаралась на примере специфических текстов показать как перенос жизненного опыта, а именно деление пирогов, повлиял на представление об основных понятиях данного урока. Интерес и работоспособность учащихся обеспечивается за счет применения нетрадиционной формы урока (урок-сказка). Кроме того, использование энергизаторов, наглядности; смена форм работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа у доски, работа с текстом.

Самостоятельная работа организована на этапе закрепления (работа в парах). Работа с учебником – на этапе изучения нового материала (работа с раздаточным текстом и учебником «Математика, 5».

Домашнее задание составлено с учетом работы, которая проводилась на всех тапах урока. Тексты заданий на выбор предложены в грамотке с учетом индивидуальных интеллектуальных и психологических способностей и возможностей учащихся.

Для предупреждения перегрузки учащихся применяю: смена форм деятельности учащихся, энергизатор, выход учащихся к доске. Для предупреждения перегрузки во время выполнения домашнего задания ребенок выбирает из пяти предложенных два посильных ему задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5_klass.doc50.5 КБ
Microsoft Office document icon k_uroku.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс. Математика.

Тема урока: Понятие обыкновенной дроби.

Цели урока: а) образовательная – формирование понятий обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби; б) воспитательная – воспитание самостоятельности, активно-познавательной деятельности, закрепление навыка работы в парах; в) развивающая – развитие логический операций: анализ, обобщение, перенос, планирование деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Материалы и оборудование: раздаточный материал (тексты – 16 шт), карточки, рисунок Ивана-царевича, камень, пироги, магниты, маркеры, чистая бумага А4, сундучок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарии

Орг. момент

Приветствие.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами попадем в сказку, закройте пожалуйста глаза. Представьте себе что-нибудь приятное, которое с вами произошло совсем недавно или очень давно. Я вижу у каждого из вас улыбку на лице. Откройте пожалуйста глаза. Вот эти улыбки и радостные лица давайте оставим на весь урок. Итак, мы в сказке…

Приветствуют учителя.

Закрывают глаза.

Открывают глаза.

На доске висит рисунок с Иваном-царевичем

Актуализация знаний

Учитель начинает читать сказку из раздаточного материала до слов «Но вот про «новые числа» в своём…» и задает вопрос: «А какие вы разные числа знаете?»

Учитель на доске фиксирует на доске ответы учащихся, подводя итоги по названию этих чисел.

Учитель продолжает сказку до встречи с камнем. Открывает обратную сторону доски.

- Давайте поможем Ивану-царевичу с выбором дороги: те, кто идут прямо – встаньте, кто налево – поднимите левую руку, кто направо – правую руку. Итак, раз, два, три…

-Вот теперь настал момент записать тему урока. (Вместе  с учащимися формулирует тему и записывает на доске «Новые числа, …»)

Отвечают: четные, нечетные, двухзначные…, десятичные.

Читают вслух надписи на камне.

Выполняют действия, аргументируя его.

Учащиеся записывают за учителем в тетради.

На доске висит камень с надписями.

Делается вывод: идти (ехать) вперед.

Число, классная работа уже написаны на доске.

Изучение нового материала

Учитель продолжает чтение сказки и открывает вторую обратную сторону доски.

Учитель: Вспомним, какие покупки при нем делались?

- Словами мы называли эти покупки, а как их можно записать на математическом языке?

Учитель: Почему это у них один пирог прозывается четыре четвертых и пишется ?

- А как эти числа называются давайте найдем в учебнике «Математика» на стр. 193. Кто первый нашел, поднимает руку.

Учитель: На доске расположите числитель и знаменатель относительно черты.

Учитель читает последний абзац сказки, даётся понятие обыкновенной дроби и вывешивается на доске.

Учащиеся следят по тексту.

Учащиеся находят нужные отрывки в тексте.

По желанию к доске выходят и записывают под каждой фигурой: .

Высказывания учащихся.

Работают с учебником, находят определение, что такое числитель и знаменатель.

Один выходит к доске и располагает карточки.

В тетрадях дописывают тему.

Лавка со сладостями,

запись 1 = .

На доску вывешиваются образцы покупки пирогов (наглядно-образная работа).

Работа у доски.

Устная самостоятельная работа с учебником.

Карточки на доске.

ЧИСЛИТЕЛЬ

ЗНАМЕНАТЕЛЬ

Карточку «Обыкновенные дроби» на доску.

Закрепление изученного и итог

Учитель: Не забыли зачем Иван приехал в это царство?

Как вы думаете какие-то новые числа он уже набрал?

Давайте поможем набрать ему остальные, для этого предлагаю вам поработать парами. На листе бумаги составить несколько дробей, кто быстрее составит – выходит и вывешивает на доску. Начали…

Есть ли среди этих дробей одинаковые?

Как называется число над чертой, под чертой?

Прочитайте дроби.

Высказывания: за новыми числами.

.

Маркерами на листочках пишут дроби, выходят и закрепляют их на доске.

Работа в парах.

Работа у доски.

Задание на дом

- Царевичу вы помогли, он набрал даже больше дробей и теперь порадует отца. Но чтобы вы не скучали без него, он вам оставил задание. Их пять, но выполнить нужно только два.

Домашнее задание на раздаточных материалах.

Рефлексия

- Сказка наша подошла к концу, но у нас осталось одно незавершенное дело. Все вы видите на своих столах листочки с разными цветами. Сейчас я вас попрошу тот цвет, который соответствует вашей самооценке:

Красный – всё понятно, могу объяснить сам (отлично).

Желтый – все понятно, затрудняюсь объяснить (хорошо).

Синий – не все понятно, прошу объяснить ещё (удовлетворительно).

На этом урок закончен. Я благодарю вас за работу. Мне было приятно с вами общаться.

Поднимают выбранную карточку.

На столах у каждого три жетона: красный, синий, желтый.

Малеева                                                                                                                 Томская область

Нина                                                                                                               Колпашевский район

Геннадьевна                                                                                  МБОУ «Новоселовская СОШ»



Предварительный просмотр:

Глава вторая

Про то, как кратко все записать.

Под чертой, выходит, не только 4, но и другие числа стоять могут. Что они означают-то? Да то же самое, что в сладкой лавке! На сколько долей первоначальная мерка поделена, про то число под чертой и докладывает.

Тут какой-то мальчонка мимо шмыгнул да и крикнул:

— Ты чего это, человек, на знаменатель дивишься, будто сроду не видывал?

— Вон что! — сообразил Иван-царевич. —

Число под чертой,

знаменателем называется!

Выходит, в этом некотором царстве всё делят на доли, раз уж и словцо специальное имеется. Надо, не надо, а делят, знать, на сколько хотят! Ох ты!

Нескладно что-то. Эй, малец! Как кличут у вас число,

над знаменателем пишется?

— Известное дело, числитель!

— Вот что! Числитель...

Число над чертой числителем называется!

Числитель и знаменатель... А ведь так-то ладно!

                                  Числитель

                                  Знаменатель

Тут давешний мальчонка в третий раз мимо прошмыгнул да крикнул:

- Хо! Человек-то подорожный опять на дробь дивится!

- Вон что… Дробь… Ну да, у них ведь всякую вещь зримо иль незримо на доли дробят – дробь и выходит. Ох-ты! Неужто это и есть та самая обыкновенная дробь, за которой я столько верст отмахал?

А паренек все тут рядом стоит и поддакивает:

- Какая же ещё? Понятно дело, обыкновенная!

- Ваши обыкновенные дроби, - говорит Иван, - дело вовсе обыкновенное!

В

 тридесятом царстве, в тридесятом государстве жил да был царь, и был у него сын Иван. Царь прослышал, что за тридевять земель, в некотором царстве, есть какие-то «новые числа».

Позвал царь Ивана и сказал:

— Съездил бы ты, Иван-царевич, в некоторое царство да привез бы тех «чисел новых» хоть дюжину. Вот бы я, старый, под конец жизни порадовался.

Стал Иван в дорогу собираться да раздумывать, что это за штука такая — «новые числа». Не то, чтобы слова эти были ему вовсе не знакомые — он давно знал разные числа и очень даже споро с ними управлялся. Но вот про «новые числа» в своем тридесятом царстве до того не слыхивал.

— Ну, да ничего, раздобуду дюжину, потешу батюшку,

— решил Иван-царевич, вскочил на коня, да и отправился в путь-дорожку.

Ехал он, долго ли, коротко ли да вдруг увидел на дороге камень, а на камне том надпись.

Прямо пойдешь, радость найдешь.

Налево пойдешь, в прошлое уйдешь.

Направо пойдешь, оглядываться будешь.

По какой дороге идти далее – не понять! Думал, думал: маленьким становиться не хотелось, да и что за плечами у него, он тоже знал. Поэтому решил Иван ехать вперед… И попал в Некоторое Царство, прямехонько в сладкую лавку со всякими товарами заморскими. Надумал Иван батюшку сладостями этими порадовать. Достал кошель с золотыми монетами, стал пирог выбирать. Смотрит — товару сладкого разложено видимо-невидимо.

Покупателей тоже много, да речи все ведут диковинные. Первый просит одну четверть пирога. Ему подают. Другой мужик просит восемь четвертых пирога. Ему выкладывают. Третий требует шесть четвертых пирога и получает.

— Эх, попробую и я! — насмелился Иван-царевич. — Пожалуйте мне целый пирог!

А лавочник-то не понимает! Написал тогда Иван-царевич в грамотке цифру 1. Один пирог, значит. А лавочник опять не понимает. Осерчал Иван-царевич, схватил пирог сам. Вот, мол, что мне требуется. Понял лавочник, разулыбался.

— Четыре четвертых пирога, — говорит и на грамотке пишет: .

Положил Иван-царевич пирог в коробку изукрашенную,

бечевкой перевязал. Взял тот гостинец, вышел на белый свет

и думает:

— Что за странность такая? Покупатели и лавочник всё два числа называют да их одно над другим пишут!

Очень любил Иван-царевич всякие забавы с числами, вот

и решил он с места не сойти, а в этой странности разобраться.

Поначалу вспомнил он, какие покупки при нем делались.

Вспомнил да говорит:

- Почему это у них один пирог прозывается четыре четвертых? И в грамотке как   пишется? Да и везде, под каждой покупкой пара чисел значится? Одно под другим, черта посередке а под чертой четверка?

Стоит Иван-царевич, не шелохнется, думу думает, что значит. И придумал ведь!

Каждый пирог

на 4 равные части, 4 доли, разделен,

и покупают тех долей-частей четвертых сколько кому любо. Четвертых долей, четвертинок, значит.

Эту самую четверку они под чертой и пишут. А число над чертой про то говорит, сколько тех четвертинок в лавке куплено.

Я-то купил, вот сколько:

А словами это сказалось так: четыре четвертых!

Вот выдумали! То ли дело по-нашему сказать — один пирог и вся недолга!

- Вот ведь случай какой! Неужто это и есть «новые числа»? Какое же им тогда название?

Задания от Ивана - царевича:

  1. Представьте себе, что Иван-царевич вместо Некоторого царства оказался в гостях у вас. Как бы вы ему представили обыкновенные дроби?

  1. В сутках 24 часа. Какую часть суток вы:

      а) спите;

      б) учитесь в школе;

      в) едите суп;

      г) смотрите телевизор;

      д) читаете книги;

      е) играете в футбол (или в куклы);

     ж) смотрите в окно;

      з) говорите по телефону?

Что у всех полученных вами дробей одинаково?

  1. Запишите рецепт вашего любимого блюда, используя обыкновенные дроби.

  1. Составьте фигуру так, чтобы с её помощью можно было проиллюстрировать дроби:

а) ; б) ; в) .

  1. Составьте свою сказку или рассказ про обыкновенные дроби.

    Новые числа,

  …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и информатики "Обыкновенные дроби и их запись в текстовом редакторе"

Интегрированный урок. Соответствует всем требованиям урока  данного типа. Рассчитан на учащихся 6-го класса. Дети должны обладать навыками деления дробей, умениями работать на ПК в текстово...

Урок математики 5 класс Обыкновенные дроби

В материале представлены разработка урока и презентация по теме Обыкновенные дроби. Путешествие в Московское метро....

урок математики по теме "Обыкновенные дроби"

Обобщающий урок по теме "Обыкновенные дроби"...

Урок математики "Действия с обыкновенными дробями"

На уроке закрепляются знания об обыкновенных дробях и развивается навык счёта....

Презентация "Своя игра" к уроку математики по теме "Обыкновенные дроби."

"Своя игра" по теме "Обыкновенные дроби". Подобраны вопросы и задания на действия с обыкновенными дробями, задачи на дроби и проценты....

Методическая разработка урока математики по теме "Обыкновенные дроби" (5 класс)

Данный урок разработан по новым образовательным стандартам (ФГОС). Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. На уроке дети узнают, что такое дроби, как они читаются и записываются, каков содерж...

Урок математики на тему " Обыкновенные дроби". 5 класс.

Цели: 1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Обыкновенные дроби»; обогатить знания; установить связи между теорией и практикой.          2. Науч...