Конспект урока по математике. "Уравнение". 5 класс.
план-конспект урока алгебры (5 класс) на тему

Белоглазова Ольга Александровна

Урок по теме "Уравнение" - урок обощения и систематизации знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse.docx380.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»

города Губкина Белгородской области

        

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ

«УРАВНЕНИЕ»

5 КЛАСС

Подготовила и провела:

                                                                                                                    учитель математики

                                                                                                                Белоглазова О.А.

Губкин  2011год

Тема урока: Уравнения.

Цель: закрепить умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений.

Задачи урока:

  1. повторить понятия уравнения и корня уравнения;
  1. повторить решение простых уравнений;
  2. закрепить навыки решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия;
  3. закрепить навыки решения задач с помощью уравнений.
  1. воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму проведения урока.
  1. развивать логическую смекалку;
  2. развивать творческое мышление.

    Тип урока: урок повторения и закрепления знаний учащихся по теме: “Решение уравнений”.

    Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

    Оборудование: компьютер, проектор, магнитофон.

    Дидактическое обеспечение урока: набор индивидуальных карточек , презентация PowerPoint “Путешествие по Солнечной системе” , аудиофайлы с музыкой космоса .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Сегодня я приглашаю вас на необычный урок. Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по планетам Солнечной системы.

Демонстрация Солнечной системы

Звездное небо. Что может быть необычнее и притягательнее?

Россыпь звезд, яркий свет далеких галактик.

Человек давно начал постигать межпланетное пространство. Но, к сожалению, человеческие возможности ограничены, и здесь на помощь ученым приходит наука математика.

Сегодня во время нашего виртуального путешествия мы проверим свои знания и умения по решению уравнений и задач с помощью уравнений.

Оформление тетрадей: число, классная работа, тема: Уравнение

II. Актуализация знаний по теме: “Уравнение”.

Вспомним основные понятия из темы: “Уравнения”.

  1. Какое равенство называется уравнением?

Уравнением называют равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.

  1. Какое число называется  коренем уравнения?

Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называют корнем уравнения.

  1. Что значит решить уравнение?

Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).

  1. Как называются компоненты при сложении?

Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.

Назовите номера уравнений, в которых неизвестно слагаемое? 1,3,6,8

  1. Как найти неизвестное слагаемое?        Найдите слагаемое в уравнении 3

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.    

  1. Как называются компоненты при вычитании?

Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

  1. Как найти неизвестное уменьшаемое? Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность. Назовите номера уравнений, в которых неизвестно уменьшаемое? 4,9 Найдите уменьшаемое в уравнении 9
  2. Как найти неизвестное вычитаемое? 
    Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Назовите номера уравнений, в которых неизвестно вычитаемое?  2,5,7,10

Найдите уменьшаемое в уравнении 7

Индивидуальная работа по карточкам:(решив уравнения, учащиеся находят свои ответы на карточках и крепят их на магнитную доску)

  1. Карточка                                2. Карточка                                3. карточка

а) х + 685 = 792 , х=107        а) 219 + у = 572,у=353        а) 147 + у =465, y=318

б) к - 217 = 152, к=369         б) n – 164 =297, n=461        б) к - 189 =112, к=301

  4. карточка                                  5. Карточка                          6. Карточка

  а) 474 + m =500,m=26                а) х +96 = 204,х=108        а) 865 + n = 912,n=47

  б) 511 –а =208, а=303                 б) 517 – а = 208,а=309            б) 802 – х = 416, x=386

п

у

т

е

ш

е

с

т

в

и

е

!

107

353

318

369

461

301

26

108

47

303

309

386

III. Проверка навыков решения уравнений, содержащих одно арифметическое действие.

Я вижу, вы хорошо готовы к нашему путешествию.

Отправимся в дорогу мы прямо из-за парты.
Первый на пути – Меркурий.
Он первый от Солнца, с него и начнем,
Нет атмосферы и жизни на нем.

Демонстрация Меркурия

На Меркурии мы повторим решение уравнений, содержащих одно арифметическое действие. Работать будем на полосках с кружочками (карточка 1).

Задание: решите уравнение и в каждой из троек предложенных чисел выберите правильный ответ. Запишите букву, соответствующую выбранному числу.                   Демонстрация слайдов 3–9

b + 35 = 67

34

32

102

Б

П

Т

 

235 + а = 305

84

70

75

А

У

Я

 

у – 135 = 207

342

72

352

С

З

В

 

150 – а = 83

63

67

77

В

Т

Ж

 

у – 63 = 78

15

131

141

О

Е

Ы

 

х + 72 = 119

54

191

47

П

М

Н

 

195 – t = 13

182

208

165

Я

Ю

В

Проверим правильно ли вы записали буквы. Какое слово вы получили? Пустыня.

Демонстрация ответа. Ответ: ПУСТЫНЯ

Слово “пустыня”, казалось бы, земное, появилось здесь не случайно.

Меркурий – первая от Солнца планета, Солнце здесь светит в 7 раз сильнее, чем на Земле. Меркурий – царство пустынь. Одна половина его – горячая каменная пустыня, другая – ледяная пустыня.

IV. Проверка навыков решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия.

Летим дальше. Следующая на нашем пути планета, четвертая от Солнца, похожа на Землю, но меньше ее по величине и холоднее. Единственный, кроме Луны, космический объект, который уже можно достичь при помощи современных ракет.

Это планета- Марс.

Демонстрация Марса

На Марсе мы проверим навыки решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия.

№ 376 (а- д)

а) и в) 2 ученика с объяснением;   б),г),д) - 3 ученика и по рядам самостоятельно

Теперь возьмите карточку 2. Закрасьте те клетки таблицы, в которых записаны полученные ответы. Время выполнения задания – 1 мин. Готовность – поднятая рука.

7

10

54

55

108

78

20

5

132

Какую букву русского алфавита образовали все закрашенные клетки?

Демонстрация правильного ответа

47

101

54

23

108

78

12

372

132

С – “Солнце”. Солнце – это огромный шар из плазмы, состоящий, в основном, из водорода и гелия, это звезда, вокруг которой обращаются все планеты Солнечной системы.

Демонстрация Солнца

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись,
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь.
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
Тихо сели на места

Лень отбросили. Отдохнули?

Отправляемся дальше в путь!

V. Задание на сравнение натуральных чисел.

Скорости вращения планет вокруг Солнца различны. Приведем, к примеру, скорости вращения посещенных нами планет: скорость вращения Марса 24 км/с, скорость вращения Меркурия 48 км/с.

Задание: сравните скорости вращения Меркурия и Марса.

Демонстрация условия задачи

(48 : 24 = 2 – Меркурий вращается быстрее Марса в 2 раза)

VI. Проверка навыков решения задач с помощью уравнений.

Следующая планета нашего виртуального путешествия – Венера.

Демонстрация Венеры

Венера – вторая планета от Солнца. Она подходит к Земле ближе, чем какая-либо другая. Найти Венеру на небе очень легко. Каждые 7 месяцев в течение нескольких недель Венера представляет собой самый яркий объект в небе.

Решим задачу с помощью уравнения, в которой говорится о еще двух планетах Солнечной системы: Уране и Нептуне.

Демонстрация условия задачи

Задача

Уран и Нептун, почти одинаковые по размерам, их называют планетами близнецами.

Общее число спутников Нептуна и Урана 26. Уран имеет  18спутников. Найдите число спутников Нептуна.

Решение

Пусть х – число спутников Нептуна, тогда  (х + 18) – число спутников Урана и Нептуна.

Зная, что общее число спутников равно 18, составим и решим уравнение.

Х + 18 = 26,

х = 26 – 18,

х = 8.

Значит число спутников Нептуна равно 8.

Ответ. 8 спутников.

VII. Проверка навыков решения уравнений.

Снова отправляемся в открытый космос.

Закройте глаза и представьте перед собой картину. Тишина. Темное небо. Маленькая точка. Точка приближается и превращается в шар. Мы уже можем различить на точке синий цвет – это океаны. Желтый и коричневый – пески. Зеленый цвет – леса. И вот на небе появляется еще одна маленькая точка – это Вы. Вы летите над планетой Земля. Вам легко, спокойно. Перед Вами открываются бескрайние картины звездного неба. Через несколько секунд по моей просьбе Вы откроете глаза и окажетесь на Земле отдохнувшими и полными свежих сил и энергии.

Демонстрация Земли

Теперь откройте глаза и приготовьтесь выполнить тестовую работу. На партах у вас лежат карточки с тестом. На карточке напишите свою фамилию. При выполнении работы вам нужно выбрать правильный ответ и обвести его кружком. Время выполнения 7 минут.

Ребята, время закончилось. Теперь поменяйтесь карточками со своим соседом, возьмите в руки красную ручку и проверьте правильность выполнения задания. Неправильный ответ нужно зачеркнуть. Время выполнения 1 минута.

Демонстрация правильного ответа

Теперь снова поменяйтесь карточками.

Поднимите руки те, у кого 2 ошибки, 1 ошибка, нет ошибок.

VIII. Итог урока.

Молодцы. А сейчас ответьте мне на несколько вопросов.

Что нового узнали сегодня?

Какая из планет вам запомнилась больше всего?

Откройте дневники и запишите домашнее задание: №395 (д,е), 396(б), 400.

Демонстрация домашнего задания

Сегодня мы побывали только на четырех планетах Солнечной системы. Всего же планет в нашей системе 9.

Демонстрация Солнечной системы

Если мы будем удаляться от Солнца, то увидим планеты в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Наше путешествие и вместе с ним наш урок подошли к концу. Спасибо всем за работу.