Конспект открытого урока по математике "Уравнения" 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)

Открытый урок математика Виленкин 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5_klass.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по математике в 5 классе по теме: "Уравнение"

 

Учитель:  Новиченкова Марина Алексеевна

Место проведения:  МБОУ «Мухановская СОШ»

Уровень: школьный

Предмет:   математика

Класс: 5

Тема урока: Уравнение

Дата:  14.10.2019

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Длительность: 45 минут

Цель: Актуализировать знания учащихся об уравнениях, полученные в начальной школе; дать понятие корня уравнения; ознакомить учащихся с решением уравнений разными способами; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Дидактические задачи:

формировать умение решать уравнения;

способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;

воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Планируемые результаты обучения:

Предметные: уметь решать уравнения.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; осознавать ответственность за общее дело; понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;

коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельно создавать  алгоритмы  деятельности;  извлекать  из  математических текстов  необходимую  информацию;  использовать знаково-символические средства; строить логическую цепочку рассуждений

Ресурсы                

- Учебник - Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2015.

Электронные образовательные ресурсы:

    http://fcior.edu.ru/card/4032/opredelenie-uravneniya-i-pravilo-ego-resheniya-i1.html;

    -http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c329b364-da03-4444-b86d-d58ccc66775b/%5BM56_5-07%5D_%5BMP%2BMA_03%5D.swf

Организация пространства:  индивидуальная работа, парная и групповая работа.

 

Этапы учебного занятия

Содержание учебного материала

Деятельность

Методы и приемы обучения,

ЭОР

 

учителя

учеников

 

1-й этап  ВЫЗОВ.

«Организационно-мотивационный»

Задачи:

- актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

- создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении

в учебную деятельность;

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Проверка домашнего задания. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте, поставьте +, если правильно,  - если неправильно.

- Рассмотрите записи, на какие группы можно разделить записи.

у + 35;   

к – 15;     

d – 27 = 45;        

17 + b;         

с + 16 = 31

Объясните свое решение

 Проверка готовности к уроку.

 Проверка домашнего задания

 

 

 Внимательно их изучите и ответьте на вопросы.

На какие две группы можно разделить написанное?

Интересна ли для нас 1 группа: выражения?

А вторая? Почему?

 Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

 Исходя из названия темы, давайте сформулируем цель нашего урока.

 Для того чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить?

 

 Определение готовности к уроку.

Обмениваются тетрадями, проверяют и оценивают.

 

 

Учащиеся внимательно смотрят на записи, отвечая на вопросы:

Выражения, уравнения.

 

Нет.

 

Да, потому что уравнения можно решить.

Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради: «Уравнения».

Формулируют цель: познакомиться с разными видами уравнений; научиться их решать.

Формулируют задачи:

- вспомнить основные понятия, свойства, которые можно отнести к уравнениям;

- изучить материал учебника по этой теме;

- внимательно слушать учителя;

- делать необходимые записи в тетрадях.

 

 

 Взаимопроверка

 

 

 Мозговой штурм       (индивидуальный, парный, групповой)

 

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения.

Задачи:

- создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксиро-вание учащимися индивидуального затруднения;

- выявить место (шаг, операцию) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Повторение нахождения неизвестных компонентов арифметических действий - сложения и вычитания

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний:

Как найти неизвестное слагаемое?

Как найти неизвестное уменьшаемое?

 Как найти неизвестное вычитаемое?

Отвечают на вопросы;

 

 

 

 

 

 

Надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Надо к разности прибавить вычитаемое.

Надо из уменьшаемого вычесть разность.

Прием “Корзина идей”

 

2-й этап  ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

Поисково-исследовательский этап

Задачи:

- создать условия для составления совместного плана действий;

- организовать уточнение следующего шага учебной деятельности

Работа с учебником:

п. 10, с. 58-60.

 

Если в равенство входит буква, то равенство может быть верным при одних значениях этой буквы и неверным при других ее значениях.

Уравнение – равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.

Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называют корнем уравнения.

Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).

Разделите  уравнения  на группы, в которых неизвестный компонент  находится одинаковым действием

1)      x + 12 = 45

2)       b – 19 = 60

3)       256 – (y + 112) = 25

4)       60 = b + 19

5)       – 0 = 92

6)       162 = c – 47

7)       154 + = 154

 

Решим уравнение

(х + 15) + 14 = 56 двумя способами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решим уравнение

(х + 65) – 28 = 45 двумя способами:

 

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 Почему уравнение под номером 3 не вошло ни в одну из групп?

 

1-й способ

Сначала найдём 1-е слагаемое х + 15:

Найдём неизвестное слагаемое х:

2-й способ

Сначала упростим выражение, стоящее в левой части уравнения, использовав

сочетательное свойство сложения:

Затем найдём неизвестное слагаемое х

 

1-й способ

Сначала найдём неизвестное уменьшаемое х + 65:

Найдём неизвестное слагаемое х:

2-й способ

Сначала упростим выражение, стоящее в левой части уравнения, используя свойства вычитания:

Найдём неизвестное слагаемое х

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Выполняют задания в тетрадях

 

Равенство

x + 3 = 7 верно при

x = 4

и неверно при x = 2.

Корнем уравнения

x + 2 = 5 является число 3.

 

 

 

 1-я группа

1) x + 12 = 45

4) 60 = b + 19

7) 154 + = 154

 

2-я группа

2) b – 19 = 60

5) – 0 = 92

6) 162 = c – 47

1-й способ

(х + 15) + 14 = 56

х + 15 = 56 – 14

х + 15 = 42

х = 42 – 15

х = 27

2-й способ

(х + 15) + 14 = 56

х + 15 + 14 = 56

х + 29 = 56

х = 56 – 29

х = 27

 

1-й способ

(х + 65) – 28 = 45

х + 65 = 45 + 28

х + 65 = 73

х = 73 – 65

х = 8

2-й способ

(х + 65) – 28 = 45

х + 65 – 28 = 45

х + 37 = 45

х = 45 – 37

х = 8

 

Прием “Пометки на полях”

 

http://fcior.edu.ru/card/4032/opredelenie-uravneniya-i-pravilo-ego-resheniya-i1.html  

 

 

 

Физминутка

Плюсик. Глазами рисуем плюсик переводя взгляд: вверх-вниз, затем влево-вправо и в обратной последовательности.

Далеко-близко. Выберите предмет за окном и внимательно его рассмотрите в течении 10-15 секунд, после чего переведите взгляд на доску.

Выполняют упражнение

 

 

Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Задачи:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- закрепить новое знание в речи и знаках;

- зафиксировать преодо-ление возникшего затруднения

Решите уравнения любым способом:

66 – (х – 13) = 25

(65 – у) + 19 = 48

(х + 14) – 5 = 16

 

 

 

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог,

фиксирование нового знания в речи и знаках

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют новое знание в речи и знаках

Практическая работа

 

3-й этап  РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Задачи:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию

Вместо звёздочки подставить такое число, чтобы получилось уравнение, корнем которого было бы число 4.

а) *+5=2x+1;            

б) 3x-7=*-2;              

в) (5x+1)2=*-3.         

 Повторение изученного материала:

Когда уравненье решаешь дружок,

Ты должен найти у него корешок.

Значение буквы проверить не сложно,

Поставь в уравненье его осторожно.

Коль верное равенство выйдет у вас,

То корнем значенье зовите тот час.

Рефлексия.

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. У меня получилось…

Домашнее задание  

(дифференцированное):

Базовый уровень: п. 10,

с. 58-60,  № 395, 398, 403 (а).

Повышенный уровень =

Базовый уровень  + творческое задание:

🏳 Составить уравнение, которое не имеет корней.

🏳 Составить уравнение, корнем которого было бы любое число.

Вместо звёздочки подставить такое число, чтобы получилось уравнение, корнем которого было бы число 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют нестандартное задание:  надо вместо «х» подставить 4, чтобы ответить чему равна «*»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы. Рассказывают, что узнали.

 

 

 

 Записывают домашнее задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c329b364-da03-4444-b86d-d58ccc66775b/%5BM56_5-07%5D_%5BMP%2BMA_03%5D.swf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием “ Толстые и тонкие

вопросы”

 

Дифференцированное задание

 

   

 

Самоанализ урока математики в 5 классе учителя математики МБОУ «Мухановская СОШ» Новиченковой М. Н.

Тема урока: Уравнение.

Тип урока: открытия нового знания. В системе уроков — это урок изучения нового материала. Урок нацелен на формирование: умений решать уравнения; умений применять полученные знания при решении задач алгебраическим способом; умение делать вывод и обобщать, воспитывать интерес к предмету.

Место данного урока в теме, разделе, курсе трудно переоценить, т.к., уравнение – одна из базовых математических операций, необходимая не только на каждом уроке математики в каждом классе, и при изучении многих предметов, но и в повседневной жизни.

Связь данного урока с предыдущими: тема «Уравнение» объясняется на основе темы «Буквенные выражения».

Связь данного урока с последующими: на основе изученной темы будет введено действие «Решение задач с помощью уравнений».

Краткая характеристика класса: класс разноуровневый, есть дети способные, которые быстро усваивают обязательную программу.

В классе, в котором проводился урок - 15 учащихся. Они делятся на три группы по возможностям обучения. Учащиеся первой группы быстро решают, умеют мыслить, анализировать и искать пути решения. У ребят второй группы хорошие вычислительные навыки, но им требуется больше времени на выполнение задания. В третьей группе находится 3 обучающихся, нуждающиеся в помощи со стороны учителя.

Структура урока продумана, обладает чёткостью и логической взаимосвязью изучаемого материала. Вопросы для актуализации знаний для изучения нового материала связаны с ранее изученным материалом и готовят учащихся к постановке проблемы и умению делать вывод из приведенных фактов.

Таким образом, урок был проведен с комбинированной структурой, была построена логическая цепь последовательно соединенных этапов урока. Наблюдалась целостность и завершенность урока.

Выбранная структура урока является рациональной. Сочетаются коллективные и индивидуальные формы работы. Контроль за умениями учащихся осуществляется на всех этапах урока осуществлялась посредством фронтального опроса, самопроверки, взаимопроверки.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах).

Методы и приёмы обучения были адекватны задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей. Использовались репродуктивный и частично-поисковый методы. При репродуктивном методе дала образец выполнения задания, учащиеся выполняли задания в соответствии с образцом. При частично-поисковом методе, учащиеся частично участвовали в поиске решения поставленной задач

На уроке использовались здоровьесберегающие технологии (проведена физкультминутка), дифференцированные, личностно-ориентированные, что способствует развитию познавательного интереса к изучаемому материалу, а также повышает активность и снижает утомляемость детей.

Для достижения цели урока были подобраны разнообразные технологии и методы обучения с учётом возрастных особенностей учащихся.

Использовались разнообразные формы контроля, такие как самопроверка, взаимопроверка.

В соответствии с целями урока использовались следующие формы и методы обучения:

Форма – урочная; методы: словесный, практический; по характеру познавательной деятельности учащихся были использованы следующие методы: репродуктивный, элементы поискового, практический.

Данный урок реализует задачи образования, воспитания, развития учащихся, умение определять цель, учиться самостоятельности, умению анализировать, проводить аналогии, оценивать работу, рационально использовать время.

Учащиеся класса умеют отвечать на вопросы учителя, знают некоторые обобщённые понятия, по вопросам учителя делают выводы, решают примеры с единичными ошибками, умеют осуществлять самопроверку.

Кабинет был готов к занятию. Помещение проветрено, освещено. Во время опроса дети вставали, выходили к доске, выполняли гимнастику для глаз. Предъявляемые учителем таблицы для чтения учащимися были напечатаны крупным шрифтом.

Деятельность учащихся оценивалась следующим образом: на уроке четко проявился интерес к предмету, к теме урока, эмоциональное состояние учащихся было хорошим в начале и в конце урока. Была высока степень самостоятельности в учебной деятельности. Организованность ребят способствовала успешному достижению цели урока.

Психологическая атмосфера на уроке: на мой взгляд, ученики вели себя свободно, раскрепощенно. Ответы давались громко и четко. Были активны.

Главными этапами урока считаю изучение нового материала и его последующее закрепление. Перед учащимися был поставлен проблемный вопрос, проведена мотивация к учебной деятельности с проведением необходимой актуализацией. В результате чего ученики самостоятельно сформулировали тему урока и основные задачи ее изучения. Считаю, что время на уроке было распределено рационально между всеми этапами урока. Считаю, что переходы от одного этапа урока к другому были последовательными и логичными. Этапы, предшествующие главному, способствовали изучению нового материала; последующие – закреплению изученного. В работе учащиеся осуществляли самоконтроль, взаимоконтроль, использовалась работа в парах. Проведена рефлексия. Учащиеся самостоятельно определились с домашним заданием, которое было разноуровневым. На уроке были повторены темы «Сложение и вычитание натуральных чисел», «Буквенные выражения».

Учащиеся были организованы и активны во время урока, они очень хорошо относятся к предмету. Усвоили основные понятия, умело и творчески использовали полученные знания.

 Общие результаты урока:

 1. План урока выполнен.

2. На уроке реализовывались общеобразовательные, воспитывающие развивающие задачи урока.

 3. Урок был эффективный.

4. Атмосфера на уроке была дружеская, творческая.

5. Цель урока достигнута.

Считаю, что поставленные задачи выполнены в полном объеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 6 классе. Тема урока: голосеменные.

Конспект открытого урока. 6 класс. Тема урока: голосеменные. ...

Конспект открытого урока в 2 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 2 класс)

Конспект открытого урока во 2 классе по теме "Coulors" (УМК Биболетова М.З. "Enjoy English").  ПРилагается цветик- семицветик и презентация к уроку....

Конспект открытого урока в 4 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 4 класс)

Разработка урока по теме "Home, sweet home" в 4 классе. Прилагается презентация к уроку....

Конспект открытого урока в 5 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 5-6 класс)

Заключительный урок по теме "Школа": "We are happy at school!". К конспекту прилагаются презентация для урока, примерные вопросы корреспондента, кроссворд на последнем слайде презентации. Используемые...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Конспект открытого урока во 2 классе по теме "We know the ABC". Презентация для урока.

Данный урок подготовлен для обобщения изученного алфавита во втором классе. К уроку прилагается презентация для интерактивной доски. На уроке используются раздаточные карточки для проверки умений и на...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...