Конспект урока по теме "Производная и её применение"
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме

Обобщающий урок с презентацией по теме : " Производная и её примение" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме:«Производная и её применение»

Цель урока:

  1. Повторить и систематизировать знания по теме «Производная, её геометрический и механический смысл».

Оборудование:

  1. Мультимедийная установка.
  2. Карточки для самостоятельной работы.

I этап урока – организационный.

Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя: Математический анализ в виде дифференциального и интегрального исчисления был создан в XVII веке, как инструмент естествознания. Его ошеломляющая эффектив-ность стала очевидна сразу, и с тех пор он прочно вошел в арсенал ученых.

Для  математических исследований явлений реального мира особо значимыми оказываются понятия предела и производной, ибо это основные понятия того языка на котором говорит природа, определенный золотой фонд общечеловеческой культуры.

II этап урока – повторение теоретического материала.

Вопросы для учащихся:

  1. Что называют производной функции?
  2.  В чем состоит геометрический смысл производной?
  3.  Каков механический смысл производной перемещения?

Решение задач (устно) по теме «Геометрический смысл производной» (презентация 1).

Учитель: Что такое математический анализ? Как можно охарактеризовать, предсказать особенности протекания любого процесса, использовать эти особенности. Пойдем по пути Ньютона и Лейбница, и посмотрим каким способом можно анализировать процесс, рассматривая его как функцию времени.

Презентация 2 «Построение графика производной функции методом касательных» (Чичиль В., Ковальчук В.).

III этап урока – самостоятельная работа.

1 вариант (повышенный уровень) – исследовательское задание с целью получения механических характеристик функции, анализируя график её производной         (приложение 1) с последующим отчетом  о проделанной работе.

2,3 варианты – решение теста (проверка с помощью компьтера).

Сегодня на уроке у вас есть прекрасная возможность узнать, как применяется производная в физике, химии и других науках (презентация 3) «Применение производной в физике» (Зименкова К.).

IV этап урока – рефлексия.

Продолжите фразу:

- «Сегодня на уроке я узнал …»

- «Сегодня на уроке я научился …»

- «Сегодня на уроке я повторил …».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Производная в технике, физике и химии «... нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира... » П. Лобачевский

Слайд 2

Задачи, приводящие к понятию производной При изучении тех или иных процессов и явлений часто возникает задача определения скорости этих процессов. Её решение приводит к понятию производной, являющемуся основным понятием дифференциального исчисления. Метод дифференциального исчисления был создан в XVII и XVIII вв. С возникновением этого метода связаны имена двух великих математиков – И. Ньютона и Г.В. Лейбница.

Слайд 3

Дифференциальное и интегральное исчисление Лейбниц ввел термины : 1)«дифференциальное исчисление» 2)«интегральное исчисление»

Слайд 4

Differentia по-латыни — «разделение», «раздробление». Процесс дифференцирования состоит в замене функции на малом участке ее дифференциалом, т. е. кусочком ее касательной. Участкок ,на котором производится замена, Лейбниц дал название «бесконечно малый». Процесс дифференцирования

Слайд 5

Дифференцирование, по Лейбницу, — это расчленение функции на бесконечно малые элементы. Integer по-латыни — «целый»; интегрирование — процесс объединения в целое малых элементов, из которых составлена фигура (нахождение площади, объема и т.п.).

Слайд 6

Подход Лейбница был геометрическим: он стремился дать общий метод определения касательных к кривым и способ вычисления площадей фигур, ограниченных графиками функций.

Слайд 7

Ньютон пришел к анализу, исходя из необходимости описывать движение тел и развитие различных процессов. Суть дифференцирования, по Ньютону,— нахождение скорости тела по пройденному пути, интегрирование — обратная операция, а именно восстановление пути по скорости.

Слайд 8

Механический смысл производной заключается в том, что производная от координаты по времени есть скорость, а производная от скорости по времени -ускорение Механический смысл производной  (t)=x (t) a(t) =  (t) X - перемещение  -скорость а –ускорение t- время

Слайд 9

примеры в физике Материальная точка движется прямолинейно по закону X(t)=t³-4t². Найдите скорость и ускорение в момент t =5с (Перемещение измеряется в метрах) Решение: X(t)=t³-4t² , t=5 с = x  (t)=3 t² -8t  (5)= 3 • 5 2 -8 • 5= 75-40=3 5м/с ; a(t)=  (t)=6t-8 ; a(5)=6 • 5-8=30-8=22 м/с ² Ответ: 35м/с, 22м/с ²

Слайд 10

Применение: Охлаждение тела. Радиоактивный распад. Гармонические колебания. Нахождение закона движения тела по его ускорению(скорости ).

Слайд 11

Охлаждение тела. ...быстрое охлаждением расплава в жидком азоте

Слайд 12

Радиоактивный распад

Слайд 13

Грандиозные успехи естествознания и математики в последующие три столетия во многом были определены великим открытием Ньютона и Лейбница .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме: "Волейбол" с применением групповых технологий в 11 классе

Современные групповые технологии на уроках волейбола в школе....

План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс

План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План-конспект урока по теме Спорт с применением ИКТ

Данный урок предназначен для проведения среди учащихся 7-х классов, обучающихся по УМК-7 (под редакцией Афанасьевой О,В,)...

Конспект урока в 6 классе с применением технологии индивидулизации и дифференциации. Учитель английского языка Гурова О.В.

Материал будет полезен для учителей, применяющих в своей работе технологии индивидуализации и дифференциации....

Конспект урока по физической культуре с применением АМО для учащихся начальной школы

Цели урокаСоздание условий освоения способов саморегуляции, командной работы и сотрудничества на уроках физической культурыЗадачи урока·        Помочь освоить ...

Конспект урока "Решение экономических задач с применением вложенных циклов (я.п. Паскаль)"

Профильные курсы информатики, ориентированные на программирование....