Главные вкладки

    Урок в 7 классе «Путешествие в мир треугольников»
    методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме

    Рыжикова Виктория Александровна

     

    1 этап. Измерение сторон треугольника, вывод признаков равенства.

    2 этап. Устная работа по готовым чертежам.

    3 этап. Доказательство разрезной теоремы по принципу домино.

    4 этап. Геометрические анаграммы.

    5 этап. Тест по теме. Работа в парах.

    Физкультминутка.

    6 этап. Переложив спички, составить треугольники.

    7 этап. Геометрический кроссворд.

    8 этап. Итоги урока: оценки, настроение – смайлик.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_v_7_klasse_ravenstvo_treugolnikov.doc80 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок

    в 7 классе

    «Путешествие в мир треугольников»

    Учителя математики

    МОУ «Спеховская СОШ»

    Рыжиковой В.А.

    -1-

    - Сегодня занятие будет необычным. Мы совершим увлекательное путешествие в поисках сокровищ. Но сначала проверим, готовы ли мы, ведь отправляясь в путешествие, необходимо иметь багаж. Итак, у вас на столе конверты, а там разноцветные фигурки; каких больше? Правильно, треугольников. Значит и говорить мы будем о них. Кстати, ведь у них всего по три: 3 вершины, 3 угла, 3 стороны. Т.е. можно было назвать их трёхвершинник, трёхсторонник, а назвали треугольник. Давным-давно люди договорились называть почти все геометрические фигуры по количеству углов: пятиугольник, семиугольник и т.д.

    1 этап

    Возьмите чистые листочки из конверта. Треугольники разложите по парте. Нет ли среди них равных? Есть? Это красный и зелёный. Градусные меры углов этих треугольников равны. Давайте измерим, проверим стороны. Округляйте измерения до целых.

     - Что получилось? Что треугольники равны по определению равных треугольников.

     -  Обязательно ли измерять все стороны и углы? Оказывается, нет. Достаточно выделить несколько равных элементов, чтобы доказать равенство треугольников. Таких признаков равенства много.

     - А какие признаки знаете вы?

    (Учащиеся формулируют признаки. Если забыли, вывесить вначале плакат с признаками)

    МОЛОДЦЫ!

    2 этап

     - Ой, что это? Снег пошёл.

    (Вывешивается плакат со схемой путешествия с привязанной к нему снежинкой)

    Это какой-то плакат или схема. Смотрите – пещера. Давайте переждём, снег усиливается, а какие интересные снежинки…

    «Это было в середине февраля.

    Может быть чуть раньше, может, нет.

    Вопреки прогнозам января,

    Вдруг стал падать треугольный снег.

    Он потрогал ёлки мокрой лапой

    И умчался дальше лёгкой тенью,

    Отразив в углах своих снежинок,

    Всех задачек верное решенье».

    -2-

    Укажите, каким признаком равенства треугольников вы будете пользоваться для доказательства равенства каждой пары и почему?

    (Фронтальный опрос учащихся)

     - Снег закончился. А в пещере тесновато, но … «в тесноте, да не в обиде». Карта-схема у нас есть. Идём дальше.

    (песенка) «Ничего на свете лучше нету,

    чем бродить друзьям по белу свету.

    Тем, кто дружен, на страшны тревоги,

    Нам любые дороги дороги,

    Нам любые дороги дороги».

    3 этап

     - Что ожидает нас дальше?

    Это казино, где играют в домино. Посмотрите на треугольники, составляющие само здание казино.

    Видов треугольников много. Как называется треугольник у которого равны все стороны, а если равны две стороны? Как различаются треугольники по виду углов? Правильно:

    -3-

    остроугольные, тупоугольные, прямоугольные. Найдите такие у себя на парте и покажите всем. Это задание было пропуском в казино.

    (Вывешивается разрезная теорема)

     В равнобедренном треугольнике медиана, проведённая к основанию, является биссектрисой и высотой.

    ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:

    Утверждение:

    Обоснование:

    1. Δ АВС – равнобедренный

    (АВ – основание)

    По условию

    2. АС = ВС

    По определению равнобедренного треугольника

    3. Угол САД = углу СВД

    По свойству углов при основании равнобедренного треугольника

    4. СД – медиана Δ АВС

    По условию

    5. Д – середина АВ

    По определению медианы треугольника

    6. АД = ВД

    Д – середина АВ

    7. Δ АСД = Δ ВСД

    По 1 признаку равенства:

    АД=ВД, АС=ВС, уголСАД=углуСВД

    8. угол АСД = углу ВСД

    угол АДС = углу ВДС

    Как соответствующие элементы равных треугольников

    9. СД – биссектриса Δ АВС

    По определению биссектрисы треугольника

    10. угол АДС и угол ВДС - смежные

    По определению смежных углов

    11. угол АДС = углу ВДС = 90°

    По свойству равных смежных углов

    12.СД – высота Δ АВС

    По определению высоты треугольника

    ТЕОРЕМА ДОКАЗАНА

    Задание

    Собрать по принципу «Домино». Начинает учитель. Учащиеся выбирают правильное обоснование, к которому скрепкой прикреплено следующее утверждение.

    ОТЛИЧНО!

    -4-

    4 этап

    Двигаемся дальше. Но что это? Перед нами дырявый мост, двух досок нет, а река Бурная. Необходимо решить две анаграммы:

    составить слова и исключить лишнее.

    ТОРЗОЕК,      ОГУЛ,      АРВШЕИН,    РГУК

    ВОТАЫС,    ЕДИАМАН,    СИБКРИСЕТСА,   ЧУЛ

    УРА! МОСТ ВОССТАНОВЛЕН! В ПУТЬ!

    5 этап

    Но… куда мы попали теперь? О, это какой-то тёмный и мрачный лес… Но ведь нас много…

                     (песенка) «Если с другом вышел в путь,

    Если с другом вышел в путь,

    Веселей дорога.

    Без друзей меня чуть-чуть,

    Без друзей меня чуть-чуть,

    А с друзьями – много!»

      - Ребята! Сейчас вы вместе с соседом по парте должны пройти тестирование, применив все свои знания. Можете тихо, шёпотом посовещаться, не мешая остальным. Задания у вас на столе в четырёх вариантах.

    Проверяем. Если ошибок нет – зачёт или +, если ответ ошибочный, то незачёт или - . Посмотрите, где вы ошиблись, найдите правильный ответ.

    6 этап

    Мы подошли к мастерской «Золотые ручки, светлая голова».

    Но вначале – «Разминка» (выполняем вместе с учителем упражнения):

    - Как живёте?

    - Вот так? (показать большой палец)

    - Как идёте?

    - Вот так?

    - Как бежите?

    - Вот так?

    - Ночью спите как?

    - Вот так?

    - Как берёте?

    - Вот так?

    - Как даёте?

    -5-

    - Вот так?

    - Как шалите?

    - Вот так? (надуть щёки и стукнуть по ним)

    - А грозите?

    - Вот так?

    - Молодцы! Дружно играете, весело!

    Задания со спичками

    а) Переложив 6 спичек, требуется фонарь превратить в 4 равных треугольника.

    б) Переложив 4 спички, превратить топор в 3 равных треугольника.

    У вас всё получилось!

    7 этап

    «И вот перед нами море,

    Бушует, шумит на просторе.

    А в море высокая ходит волна,

    Как бы нас не проглотила она».

     - Не бойтесь! Это море словесности. Чтобы его переплыть, необходимо вспомнить определения некоторых геометрических фигур и понятий, их написание. Для этого разгадаем кроссворд.

    (плакат с кроссвордом)

    по вертикали:

    1.Фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки (треугольник)

    2.Углы, у которых одна сторона общая, а другие стороны этих углов являются дополнительными лучами (смежные)

    -6-

    3.Перпендикуляр, проведённый из данной вершины к прямой, содержащей противоположную сторону треугольника (высота)

    4.Часть прямой, которая состоит из всех точек этой прямой, лежащих между двумя данными её точками (отрезок)

    по горизонтали:

    1.Луч, который делит угол пополам (биссектриса)

    2.Единица измерения длины отрезка (сантиметр)

    3. Единица измерения угла (градус)

    4.Сумма длин всех сторон (периметр)

    5.Фигура, состоящая из точки и двух лучей, исходящих из этой точки (угол)

    6.Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны (медиана)

    3

    4

    1

    2

    2

    1

    3

    4

    5

    6

    Правильно!

    -7-

    ИТОГ УРОКА

    Путешествие в мир треугольников подошло к концу. Ребята, спасибо за сотрудничество, поддержку, за понимание и любовь к математике.

    Я надеюсь, что каждому из вас понравилось наше путешествие – повторение. Надеюсь, что вы будете любить математику, как люблю её я. Или хотя бы найдёте в ней для себя что-то интересное. Это поможет вам достичь успеха в жизни. Ведь главное сокровище – это вы, ваша жизнь и увлечения.

    - У вас в конвертах есть кружочки, нарисуйте одну из мордочек

                               

    Ваше настроение после урока

    Улучшилось              Ухудшилось                    Не изменилось

    И «РАСПИШИТЕСЬ» в моём дневнике, выходя  из класса (прикрепите булавочкой)

    А теперь можно взять клад!!!

    Учитель из «тайника» достаёт ларец и медленно его открывает, а там монеты-шоколадки.

    Вы честно их заработали!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок 6 класс "Путешествие Казань - Москва или математическая география"

    Обобщающий урок-экскурсия в 6 классе "Путешествие Казань-Москва" составлен с учетом межпредметных связей географии и математики....

    Методическая разработка открытого урока по математике в 7 классе "Путешествие в страну треугольников" с использованием MS PowerPoint

    Открытый урок  "Путешествие в страну треугольников" может быть дан при изучении темы "Треугольник" по геометрии в 7 классе. Урок проводится и использованием презентации, выполненной в MS PowerPoi...

    Открытый урок 2 класс Путешествие в страну “Food land”.( к учебнику «Английский в фокусе» Быкова, Дули и др.)

     Открытый урок во 2 классе  Путешествие в страну “Food land”.( к учебнику «Английский в фокусе» Быкова, Дули и др.). Урок закрепления изученного материала по теме «Еда»....

    Урок-путешествие по теме «Треугольник» в 7 классе.

    Цели урока:1) обучающая – повторить, закрепить, обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися в курсе геометрии 7 класса по теме «Треугольник»;2) воспитательная – способствовать форм...

    Урок-путешествие в страну Треугольников

    Материал содержит презентацию к уроку и конспект урока по геометрии 7 класса....

    Урок 2 класс «Путешествие в мир знаний»

    Урок 2 класс «Путешествие в мир знаний»...