Главные вкладки

    Обобщающий урок 6 класс "Путешествие Казань - Москва или математическая география"
    методическая разработка по географии (6 класс) по теме

    Обобщающий урок-экскурсия в 6 классе "Путешествие Казань-Москва" составлен с учетом межпредметных связей географии и математики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon puteshestvie-kazan-moskva_matemat_geograf.doc177.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя географии. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя географии с учителями химии, физики, биологии, математики; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д.

    Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения самая эффективная  в настоящее время форма реализации комплексного подхода в школе - интегрированные уроки. 

    Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии, истории и другим предметам.

     Например, установление продолжительности дня и ночи (освещенности) в зависимости от широты места, пользование масштабом, измерения на карте и местности, определение площадей различных объектов, определение площадей географических объектов, глазомерная съемка плана местности невозможны без математических расчетов. Процессы нагревания и излучения, испарения и конденсации, образования осадков, понятие веса, плотности, давления воздуха требуют знаний физики. Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и их взаимосвязь становится понятной лишь благодаря знаниям по биологии. При изучении минеральных полезных ископаемых, различного сырья для химических удобрений и знакомстве со способами обработки черных и цветных металлов, переработки нефти, газа необходимы знания по химии.

         

     Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

    Как повысить мотивацию к изучению географии и математики? Как за короткое время повторить все пройденное за год, да еще заглянуть в будущее? Как показать ребятам важность применения теоретических знаний на практике? Как показать, что без элементарных знаний других предметов многие географические понятия не могут быть осознаны?  Много вопросов...

    Мы предлагаем интегрированный урок географии и математики с компьютерной поддержкой.

    Интегрированный урок в 6-м классе

    по теме "Математическая география"

    или "Путешествие  Казань — Москва "

    МБОУ «Урюмская СОШ» Тетюшского района Республики Татарстан

    Учитель географии

    Карпова Светлана Семеновна

    Учитель математики

    Карпова Татьяна Андреевна  

    Цели урока:

    Образовательные 

    1. Повышение мотивации к изучению предметов школьного курса;
    2. Повторение основополагающих тем 6 класса по географии: “Географические карты”, “Географические координаты”, “Масштаб”; по математике: действия с числами с разными знаками, пропорции, проценты, решение уравнений, координатная плоскость, действия с обыкновенными и десятичными дробями, округление чисел, логические задачи и др.
    3. Применение теоретических знаний на практике - закрепление навыков работы с географическими картами различного масштаба и содержания и решение практических расчетных задач с помощью справочных материалов;
    4. Применение устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
    5. Воспитательные
    6. Самостоятельная организация учебной деятельности, владения навыками контроля и оценки своей деятельности, поиск и устранение причин возникших трудностей
    7. Формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: критичность мышления, интуиция, логическое мышление;
    8. Развивающие 
    9. Развитие мышления и предметной речи, владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
    10. Расширение кругозора, формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных межпредметных компетенциях
    11. Повышение любознательности детей, стремление к использованию приобретенного на уроке опыта деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса
    12. Оборудование: компьютер, проектор, экран, атлас по географии для 6 класса (у каждого учащегося), политическая карта мира, настенная карта России, настенная карта Татарстана, раздаточный материал.

    Ход урока

    Презентация

    1. Учитель математики.

    Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами повторим пройденные за год темы по математике и географии, подведем итоги сразу по двум предметам, убедимся в том, что они тесно связаны между собой, в процессе работы будем помогать друг другу в различных ситуациях.

    2. Учитель географии

    Сегодняшний наш урок называется “Математическая география. Скоро летние каникулы, время экскурсий походов, поездок, путешествий, давайте помечтаем, куда бы вам хотелось поехать летом? Мы предлагаем на сегодняшнем уроке совершить поездку в столицу нашей республики и в столицу нашей Родины. И так  Математическая география или Путешествие  Казань- Москва.

    В Путь!

     Первый слайд презентации: тема урока.

    3. Учитель географии:

    География, как известно, начинается с карты. Давайте обратимся к карте и мы (политическая карта мира). На территории какого государства мы живем? (России) Покажите территорию нашей страны. Какие моря омывают берега нашей страны?

     Используя политическую карту в атласе, назовите страны, соседствующие с Россией.

    В  1147 году Юрий Владимирович Долгорукий  основал город, который является столицей нашего государства.

    Как называется этот город?

     Давайте  определим географические координаты этого города.

    Но сначала вспомним, что такое географические координаты? (широта и долгота)

     Что называется географической широтой? (Расстояние от экватора до заданной точки, выраженное в градусах)

    Какой бывает географическая широта? (северной и южной)

    Какова широта Москвы? ( 55о с.ш.)

    Что называется и какой бывает географическая долгота? (расстояние от нулевого меридиана до заданной точки,  выраженное в градусах. Восточная и западная)

    Определим долготу Москвы  (   38 о в.д.)

    Запишите координаты города Москвы  в ваш “Путевой лист” (1)

    Приложение №1 и проверьте правильность получившегося результата.

     Второй слайд презентации: фотография с видом Москвы и географические координаты (55о с.ш.38 ов.д.)

    Проделайте аналогичную работу с городом, являющимся столицей нашей республики (2)   Проверьте себя (устная проверка)

    Третий слайд презентации: 

    фотография с видом Казани  и географические координаты. Широта (55 о с.ш ) долгота (49 о в.д)

    4.Учитель математики:

    Вы повторили определение географических координат, а ведь в математике нам тоже координаты встречались. По заданным координатам постройте точки, последовательно их соедините и назовите созвездие Северного полушария, которое хорошо видно на небе с территории нашей страны . (3)

    1

    А (-11; 2)

    8

    Р (13; 9)

    2

    В (-7; 1)

    9

    S (11; 11)

    3

    С (-5; -2)

    10

    Е (9; 12)

    4

    D (-2,5; -4)

    11

    Т (6; 11,5)

    5

    М (-3; -7)

    12

    Q (5,5; 13)

    6

    N (2; -9)

    13

    L (2; 12)

    7

    К (3,5; -6,5)

    14

    R (3,5; 10)

    Большая медведица - крупное северное созвездие, семь ярких звезд которого образуют известный Ковш. Этот астеризм известен с древности и у разных народов. Именовался он также как Лось, Повозка, Тесло, Плуг, Семь Мудрецов, и т.п. Действительно, очертания созвездия нисколько не напоминают медведя. Греческий миф повествует, что прекрасная нимфа Каллисто была превращена Зевсом в Медведицу, чтобы спасти ее от мести Геры. Звезды Ковша называют Указателями, поскольку проведенная через них прямая упирается в Полярную звезду. Если соединить две звезды Большого Ковша, то на этой же прямой будет находиться Полярная Звезда, которая принадлежит Малому Ковшу. Чтобы определить ее местонахождение, нужно отложить 6 одинаковых отрезков, равных продолженной стороне Большого Ковша.

    Четвертый слайд презентации: На координатной плоскости появляются точки-звездочки и название созвездия Большая Медведица.

    5. Учитель географии:

    Какие ассоциации возникают у вас, когда звучит слово Казань?

     (дети называют, учитель направляет беседу) 

    Казань – столица Татарстана – город - миллионник, с гордостью именующий себя «столицей всех татар мира». Название города («казан» - «котел») соответствует бурлящему ритму жизни этого удивительно красивого города. 40% жителей города – это молодежь не старше 30 лет.

    Исторически через Казань проходили торговые  Великий Волжский путь и Северный пушной путь. Поэтому неудивительно, что и по сей день Казань – крупный железнодорожный, автодорожный и авиационный узел, крупнейший на Волге речной порт.

    По историко-культурной ценности и сохранности наследия Казань, как Москва и Санкт-Петербург, относится к классу «А». На территории города расположены 759 памятников истории. Самые древние из них относятся к XVI веку. В их числе ансамбль Казанского кремля, который в 2000 году вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Основан город 1177 булгарами, Каюм Насыри, Лобачевский, Бутлеров, Бехтеров, Мусса Джалиль, родина Шаляпина, Кремль, Сююмбеке (58м высота)

    Пятый слайд: республики Татарстан  – Кремль – Мечеть Кул-Шариф  –  Зилант  –чак чак – Башня Сююмбике

    А что представляется со словом  Москва?

    Кремль, храм Василия Блаженного, метро, Арбат,  «семь холмов», 1147 год Юрий Долгорукий, , Китай город и т.д..

    Шестой слайд: карта России – Кремль – метро–храмы-памятники, музеи

    6. Учитель математики:

    А известно ли вам, что в окрестностях Москвы расположен  Государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей заповедник,  где имеются  камни, и  говорят, эти камни исполняют желания.

    Нет? Тогда давайте устно посчитаем и разгадаем название этого заповедника . (4) Устный счет

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    Ё

    Ж

    З

    И

    К

    Л

    М

    Н

    О

    П

    0,018

    0,18

    18

    77

    -5

    1/4

    1,8

    1

    13

    1/30

    5

    -23

    0,018

    1/30

    8

    7/9

    Р

    С

    Т

    У

    Ф

    Х

    Ц

    Ч

    Ш

    Щ

    Ъ

    Ы

    Ь

    Э

    Ю

    Я

    50

    1/42

    -8

    2/13

    -77

    400

    180

    25

    -1

    7/8

    1/9

    3/26

    20

    1/5

    100

    0,9

    1) 18=3У+3

    2) 2/3=Х/12

    3) 27-50

    4) Найдите объём куба со стороной 2

    5) 6% от 0,3

    6) Сколько % составляет число 2 от 800?

    7 0,16/4,8

    8) 5/6-17/21

    9) -60:12 *16 -120 : (-40)

    10) -2,1+2,5+7,6

    11) х/2=1/8

    Седьмой слайд: проверка устного счета, слово Коломенское, вид Государственного  художественного историко-архитектурного  природно-ландшафтного  музея заповедника Коломенское

    Восьмой слайд Валуны

    Валуны принесли в Москву и окрестности из Скандинавии ледники в доисторическую эпоху. Почти все они ровесники динозавров. Девичий Камень и Камень-Гусь в Коломенском найти несложно. Их видно издалека по множеству ленточек, привязанных к растущим рядом с ними деревьям и травинкам. Этим камням поклонялись и до сих пор поклоняются язычники.

     Согласно одной из легенд, именно в этом месте произошла битва Георгия Победоносца со змием, и камни - останки коня Георгия, разрубленного хвостом сказочной твари. А родники, мимо которых проходишь, приближаясь к валунам, и у которых в очередях толпятся люди с пустыми пластиковыми бутылками - следы от его копыт.

    Считается, эти камни не только исполняют желания, но и помогают бездетным семьям завести детей. Для этого супружеская пара должна набрать воды в роднике, молча дойти до камней, присесть на них, выпить воду и помечтать о потомстве.

    А вот сам овраг, в склон которого вросли скандинавские валуны, пользуется дурной славой. В старину, говорят, бывали случаи, когда люди, заходя сюда, проходили сквозь сиреневый туман и оказывались перенесенными лет на 30-50 в будущее...

    Физкультминутка  

    7. Учитель географии:

    Одной из основных характеристик любого города - количество населения.  В нашей стране и в мире есть города – миллионеры. Это города где живет более миллиона человек.

    В соответствии с законодательством Российской Федерации городом считается населенный пункт с числом жителей свыше 12 тыс. чел. И с долей занятых вне сельского хозяйства не менее 85 % населения.

    По состоянию на 15.01.1989 г в России (Ее площадь составляет 17,1 млн. кв. км), насчитывалось 1037 городов с общей численностью населения  94449,5 тыс. чел.

     Есть крупные города,  такие как Москва, есть маленькие, такие как Тетюши.  

    Расположите города в порядке убывания численности населения. Покажите эти города на карте России.

    Название города

    Количество населения  

    (тыс.чел)

    Место

    1.

    Казань

    1120

    5

    2.

    Саранск

    295

    8

    3.

    Набережные челны

    506

    7

    4.

    Нижний Новгород

    1275

    3

    5.

    Ийошкар-Ола

    249

    9

    6.

    Москва

    10470

    1

    7.

    Ульяновск

    607

    6

    8.

    Санкт Петербург

    4568

    2

    9.

    Самара

    1135

    4

    10.

    Тетюши

    11,4

    10

    (численность населения крупных городов на 2009 год))

    8. Учитель математики:

    Чтобы выяснить ответ на этот вопрос, давайте поработаем с таблицей. Расставьте города  в порядке убывания их численности населения. Определите, какое место займет Москва, а Казань?

    Восьмой слайд: Таблица, цветом выделены Москва и Казань.

    9. Учитель географии:

    Ну что ж, путешествие проходит удачно. Мы много узнали о наших столицах. Давайте же попробуем выяснить маршрут нашего передвижения. (По настенной карте Татарстана) Сначала на автобусе мы преодолеем расстояние от Урюма  до города Тетюши.

     Затем если посчастливится пересядем на метеор, который доставит нас в Казань. Как узнать, какое расстояние мы проедем и проплывем? (с помощью масштаба карты)

    Что называется масштабом? (Масштаб – это дробь, числитель которой всегда единица, а знаменатель – число, показывающее, во сколько раз все расстояния  уменьшены при перенесении на карту)

    Каков масштаб данной карты? (1:300000)

    Что он обозначает? (что 1 см на карте соответствует 300000 см на местности)

    В каком виде он дан? (в численном)

    Переведите масштаб в именованный вид (в 1 см 3 км)

    Как с помощью масштаба можно измерить расстояние между городами? (измерить расстояние линейкой, а затем посчитать его же на местности, зная масштаб)

    Измерьте расстояние от Урюма  до Тетюши  и посчитайте, сколько км нам предстоит проехать на автобусе. (6)

    (Один ученик выполняет задание на доске)

    6 см – расстояние на карте; В каждом см 3 км

     6*3=18  км

    А теперь измерим протяженность речного путешествия  (по прямым отрезкам) (7) (на доске - другой ученик)

    37,5 см – расстояние на карте; В каждом см 3 км

    37,5 *3=112,5км

    10. Учитель математики.

    По водам Волги-матушки путешествовать нам придется на теплоходе “Метеор”.

    Давайте выясним подробности об этом средстве передвижения с помощью математических знаний! (8)

    1) Метеор вмещает 116 пассажиров. Какую часть всех пассажиров составляет группа 6  класса в количестве 12 человек?     Ответ:  3/29

    2) За какое время метеор преодолеет расстояние в   км от Тетюш до Казани, если его скорость 35 узлов в час (1 узел=1,852км/ч)? Скорость округлите до единиц.

    1) 35*1,852=64,82 (км/ч) – скорость метеора; 65км/ч

    2) 112,5км :65= 2,4  (ч) – время в пути без остановок ; Ответ: 2,4  часа

    3)Сколько человек смогут встать от кормы до носа метеора, взявшись за руки, если “размах” рук 1,5м, а длина палубы 34,6м?

    34.6:1,5=23.066…=23,0(6) (чел); 24 человека; Ответ: 24 человека

    4) Найти ширину метеора. Если, взявшись за руки от борта до борта,  встанут 6 человек (“размах” рук 1,5м), то не достанут до борта на 0,5 м. А если встанут 7 человек, то 1 метр будет лишним.

    6*1,5+0,5=9,5 (м) – ширина метеора; или 7*1,5-1=9,5 Ответ: 9,5м

    Девятый слайд: Проверка задачи и фотография метеора

    11. Учитель географии:

    В Казани  нас ждут интереснейшие места

    Стоит произнести «Казанский Кремль» - и перед взором встает один и тот же образ: белокаменная крепость на зеленом холме, четкий силуэт башни Сююмбике, давно уже ставшей символом нашего города, позолоченные купола Благовещенского собора, уносящиеся ввысь минареты мечети Кул-Шариф, стройная, охраняющая въезд в цитадель, Спасская башня и приземистая, до сих пор хранящая свои секреты, Тайницкая башня.

    Казанский Кремль – это уникальный памятник истории и культуры, сохранивший следы трех градостроительных эпох: татарской, русской и европейской

     Здесь переплетены архитектурные и зодческие традиции булгарской, золотоордынской, средневековой казано-татарской, итальянской и русской культур. Каменно-кирпичные стены Казанского кремля считались одними из самых неприступных в России. Стены и башни кремля построены в 1556-1562 гг. по указу Ивана Грозного псковскими мастерами во главе с Иваном Ширяевым и Постником Яковлевым. Целиком в камне и кирпиче кремль был отстроен к концу XVIII века. Из 13 крепостных башен кремля до наших дней сохранились только восемь. в архитектуре Казанского кремля представлено уникальное сочетание: ислама и православия. Из православных памятников сохранились Благовещенский собор и Дворцовая церковь, из мусульманских – восстановленная в 2005 году мечеть Кул-Шариф.

    Благовещенский собор был главным собором Казанского кремля. Храм был основан в 1552 году по приказу Ивана Грозного. Собор неоднократно горел и свой нынешний облик приобрел только в 80-е годы 20 века. Но до сих пор в соборе ведутся реставрационные работы. Службы здесь проводятся лишь несколько раз в год. Остальное время собор открыт для всех желающих.

    Башня Сююмбике является жемчужиной ансамбля Казанского кремля. Это одна из «падающих» башен мира. На сегодняшний день ее наклон составляет 1,8 м. С появлением башни связано множество преданий. Одно из них утверждает, что после покорения Казани Иваном Грозным царь увидел казанскую царицу Сююмбике, был поражен ее красотой и захотел взять ее в жены. Но коварная  Сююмбике выставила встречное условие – построить в семидневный срок семиярусную башню, которой доселе не видывал город. Вызвал тогда царь самых искусных мастеров и каменщиков, и построили они башню. И вот, в разгар свадебного празднования, поднялась Сююмбике на самый верх башни и бросилась с нее. Высота этой башни составляет 58 метров, поэтому не трудно догадаться, что случилось с гордой царицей.

    Десятый слайд: фотографии уникальных памятников, о которых идет речь в рассказе

    12. Учитель математики:

    В  каком  году была построена Сююмбики башня? (1552 год)

    Об этом мы сейчас узнаем, применив математические знания, умения и навыки (9)

    Решите примеры и вставьте в текст  пропущенные числа:

     1) Записать четырехзначное число, в котором:

    1. первая цифра – нечетная, последняя – четная;
    2. первая и вторая цифры вместе составляют число – результат произведения двух простых, стоящих рядом чисел;
    3. вторая и третья цифры равны;
    4. первая цифра меньше самого маленького простого числа на 1;
    5. четвёртая цифра имеет всего 2 делителя

    2). Результат произведения двух взаимно-обратных дробей увеличьте в10 раз и уменьшите на 3;

    3). Вычислить 1/3  числа 174;

    Одиннадцатый слайд: фотография башни Сююмбике  и проверка задания:

    13.Учитель географии:  Казань так же  знаменита своими писателями и поэтами. Кого вы можете назвать и какие произведения они написали?

    14. Учитель математики:

    Мы предлагаем Вам докончить заполнение таблицы, узнать год рождения этих писателей.

    Заполните недостающие графы в таблице, решив задачи:

    Год рождения

    Автор

    Произведение

    1.

    1886

    Габдула Тукай

    «Шурале»

    2.

    1908

    Абдула Алиш

    «Болтливая утка»

    3.

    1906

    Муса Джалиль

    «Красная ромашка»

    4.

    1935

    Туфан Миннулин

    «Сам с собой»

    14. Учитель математики:

    1) Решите уравнение: -59-Х= -1945

    2) От числа 18 отнять 13, умножить на 4, найти 50% от него, прибавить ему противоположное и прибавить 1908

    3) Найти неизвестный член пропорции: Х/36=953/18

    4) Марат Абдуллин родился в декабре 1934 года. Он старше Иванова на 1 год 4 месяца, а Иванов младше Туфана Минуллина на 10 месяцев. В каком году родился Туфан Минуллин?

     4) Первые две цифры – это простое число, стоящее между числами 17и 23; вторые две цифры – это число, имеющее делителями только 5, 7, 1 и само себя.

    Двенадцатый: проверка таблицы

    Физкультминутка

    15. Учитель математики

    Отправляемся из Казани в Москву, для этого нужно отгадать ребус, чтобы узнать вид транспорта и решить задачу.

    Расстояние от Казани до Москвы примерно 800 км. Сколько времени понадобится, чтобы доехать туда на поезде, если средняя скорость передвижения примерно равна 58 км/? Ответ округлите до целых. 

    16. Учитель географии:

    Ребята мы в Москве.

    Тринадцатый слайд Казанский вокзал. Угадайте,  куда мы с вами отправимся в Москве.

    Для этого вы должны угадать по фотографии, то место, куда мы отправимся. Вам предлагается три фотографии, возможно, что вы отгадаете с первой.

    Четырнадцатый-шестнадцатый. Фотографии  метро (3фотографии)

    А что можно еще  посетить в Москве?

    Семнадцатый  - Девятнадцатый слайд. Фотографии планетария.

    Планетарии, обсерватории

    Московский планетарий — один из самых больших в мире и самый старый планетарий в России. Это примечательное куполообразное здание (арх. М. Барщ и М. Синявский) расположено рядом с новой территорией Московского зоопарка, недалеко от Триумфальной площади. Планетарий был открыт 5 ноября 1929 г. и стал на тот момент тринадцатым планетарием в мире. В настоящий момент здание закрыто на реконструкцию.

    Второй планетарий Москвы размещается в здании Культурного центра Вооруженных Сил РФ. Аппарат «Малый Цейс» в сочетании с дополнительной аппаратурой позволяет демонстрировать во время сеансов звездное небо, планеты, кометы, метеорный дождь, солнечные и лунные затмения и другие небесные явления на куполе звездного зала. Компьютер с мультимедийным видеопроектором дополняют визуальные эффекты аппарата.

    2009 год – всемирный год астрономии!

    Решением ЮНЕСКО и Международного Астрономического Союза (МАС) 2009 год объявлен годом астрономии (МГА).

    В рамках этого события по всему миру пройдут разнообразные акции, направленные в первую очередь на популяризацию астрономии и её достижений. Программой МГА предусмотрено множество мероприятий для любителей астрономии.

    А еще мы можем посетить.

    Двадцатый  - Двадцать второй. Чистые пруды, океанарий.

    Чистые пруды,  это пруд в Москве (пруд всего один, а не в множественном числе), ранее располагался у стены Белого города, с XVIII века на Чистопрудном бульваре. То же самое название носит и парковая зона на бульваре.

    Чистые пруды известны с XVII века как Поганый пруд  поскольку в него сбрасывались отходы располагавшихся неподалеку мясных лавок и мясобоен. В начале XVIII века пруд вошел в состав московского имения А. Д. Меншикова - (приближенного фаворита Петра I). После этого он был вычищен и с тех пор получил название Чистый пруд или Чистые пруды.

    В 1990 году название «Чистые пруды» получила станция московского метрополитена, которая с открытия в 1935 году называлась «Кировская»).

    На Чистых прудах находится океанарий.

    Вообще в Москве очень много различных достопримечательностей, интересных мест, мы рекомендуем вам обратиться в библиотеку, посетить сайты в интернете,  найти и  подготовить  рассказ об одном из достопримечательностей наших столиц.

    17. Учитель математики

    А теперь давайте подведем итог нашему уроку. Какие темы мы сегодня с вами повторили? (дети перечисляют) Давайте подведем итоги вашей работы на уроке.

    И в заключении давайте еще раз полюбуемся видами двух столиц нашей Родины.

    И,  пожалуйста, отправляясь в путешествие, не забывайте прихватить географию и математику!

    Двадцать третий и т.д. Слайды с видами Казани и Москвы.

    18. Учитель географии:

    Сегодня на уроке мы с вами виртуально путешествовали, и это была подготовка к путешествию настоящему. Мы вспомнили много тем из курса географии и математики 6 класса, узнали много интересного о Казани и Москве, применили свои знания для решения задач. Некоторые сведения нам пришлось добывать своими уменьями.

    Последний слайд: Приятных путешествий с географией и математикой!

    Приложение №1

    Путевой лист по географо-математическому маршруту

    Казань - Москва

    ученика(цы) 6  класса МБОУ «Урюмская средняя общеобразовательная школа»



    1.Столицей России является город ___________________________, его географические координаты ___________________________________.

    2.Столица Татарстана  - город __________________________, его географические  координаты______________________________.

          3.По координатам постройте точки, последовательно их соедините и напишите название получившегося созвездия Северного полушария.

    1

    А (-11;2)

    8

    Р (13;9)

    2

    В (-7;1)

    9

    S (11;11)

    3

    С (-5;-2)

    10

    Е (9;12)

    4

    D (-2,5;-4)

    11

    Т (6;11,5)

    5

    М (-3;-7)

    12

    Q (5,5;13)

    6

    N (2;-9)

    13

    L (2;12)

    7

    К (3,5;-6,5)

    14

    R (3,5;10)

    А       В         С         D         M        N           K         D – первый рисунок

    T         Q        L          R         T        E           S         P – второй рисунок

    Для выполнения задания вклеить листок в клетку с начерченной системой координат.

    Это созвездие называется ______________________________________.

    4. Решите устно примеры и расшифруй название Государственного  художественного историко-архитектурного  природно-ландшафтного  музея заповедника_________________________

    1) 18=3У+3

    2) 2/3=Х/12

    3) 27-50

    4) Найдите объём куба со стороной 2

    5) 6% от 0,3

    6) Сколько % составляет число 2 от 800?

    7) 0,16/4,8

    8) 5/6-17/21

    9) -60:12 *16 -120 : (-40)

    10) -2,1+2,5+7,6

    11) х/2=1/8

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    Ё

    Ж

    З

    И

    К

    Л

    М

    Н

    О

    П

    0,018

    0,18

    18

    77

    -5

    1/4

    1,8

    1

    13

    1/30

    5

    -23

    0,018

    1/30

    8

    7/9

    Р

    С

    Т

    У

    Ф

    Х

    Ц

    Ч

    Ш

    Щ

    Ъ

    Ы

    Ь

    Э

    Ю

    Я

    50

    1/42

    -8

    2/13

    -77

    400

    180

    25

    -1

    7/8

    1/9

    3/26

    20

    1/5

    100

    0,9

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    5. Таблица «Численность населения городов России» (на 2008 год)                                    

    Пронумеруйте города России в порядке убывания их численности населения. Определите, какое место займет Москва, а Казань?

    Название города

    Количество населения

    Место

    1.

    Казань

    1120

    2.

    Саранск

    295

    3.

    Набережные челны

    506

    4.

    Нижний Новгород

    1275

    5.

    Ийошкар-Ола

    249

    6.

    Москва

    10470

    7.

    Ульяновск

    607

    8.

    Санкт Петербург

    4568

    9.

    Самара

    1135

    10.

    Тетюши

    11,4

    Москва - _________ место, Казань- _________ место.

    6. Расстояние от Урюма до Тетюш по карте ________см

    Масштаб карты 1:300000 или в 1 см 3 км.

    Составим пропорцию: 1см--------3км

                            _____см ---------Х км

    ____________________________________

    ____________________________________

    От Урюма до Тетюш ___________км

         7.Расстояние от Тетюш до Казани по карте _________см

    _______________________________________________________________________________________

    От Тетюш  до Казани ________________км

    8. 1).  Метеор вмещает 116   пассажиров. Какую часть всех пассажиров составляет группа 6  класса в количестве 12 человек?

    __________________________________________________________________________

    Ответ:

    2). За какое время  метеор преодолеет расстояние в   км от Тетюш до Казани , если его скорость 35 узел в час (1 узел=1,852км/ч)?

            1). ______________________________(км/ч) – скорость метеора

            __________≈__________км/ч

            2). __________________________________(ч) – время в пути

    Ответ: _______часов

    3).Сколько человек смогут встать от кормы до носа метеора, взявшись за руки, если «размах» рук 1,5м, а длина палубы 34,6м?

    ____________________________________________________ (чел)

    ______________≈_________ человек

    Ответ: _____________ человек

    4). Найти ширину метеора, если взявшись за руки от борта до борта встанут 6 человек («размах» рук 1,5м), то не хватит 0,5м, а если 7 человек, то 1 м. лишний.

    __________________________(м) – ширина метеора

    Ответ: __________м

     

    9.  Решите примеры и вставьте в текст  пропущенные числа:

    1) Записать четырехзначное число, в котором:

    1. первая цифра – нечетная, последняя – четная;
    2. первая и вторая цифры вместе составляют число – результат произведения двух простых, стоящих рядом чисел;
    3. вторая и третья цифры равны;
    4. первая цифра меньше самого маленького простого числа на 1;
    5. четвёртая цифра имеет всего 2 делителя

    2). Результат произведения двух взаимно-обратных дробей увеличьте в10 раз и уменьшите на 3;

     

    3). Вычислить 1/3  числа 174;

    В _________ году царь Иван Грозный по условию красавицы Сююмбике за ___ дней построил Башню высотой в ____ метров.

     

    10. Заполните недостающие графы в таблице, решив задачи:

    Год рождения

    Автор

    Произведение

    1.

     

    Габдула Тукай

    «Шурале»

    2.

     

    Абдула Алиш

    «Болтливая утка»

    3.

     

    Муса Джалиль

    «Красная ромашка»

    4.

     

    Туфан Миннулин

    «Сам с собой»

     1) Решите уравнение: -59-Х= -1945

                                            Х=_____

    2) От числа 18 отнять 13, умножить на 4, найти 50% от него, прибавить ему противоположное и прибавить 1908

    Ответ: _________

    3) Найти неизвестный член пропорции: Х/36=953/18

                                                                        Х=_________

                                                         Ответ:    Х=_________

    4) Марат Абдуллин родился в декабре 1934 года. Он старше Иванова на 1 год 4 месяца, а Иванов младше Туфана Минуллина на 10 месяцев. В каком году родился Туфан Минуллин?

    Ответ: _______

     4) Первые две цифры – это простое число, стоящее между числами 17и 23; вторые две цифры – это число, имеющее делителями только 5, 7, 1 и само себя.

    Ответ: _______

    11. Решите задачу:

    Отправляемся из Казани в Москву, для этого нужно отгадать ребус, чтобы узнать вид транспорта и решить задачу.

    Расстояние от Казани до Москвы примерно 800 км. Сколько времени понадобится, чтобы доехать туда на поезде, если средняя скорость передвижения примерно равна 58 км/? Ответ округлите до целых.
    Примерное время:  _________ч.

    Ответ: ________ч.

     

    Счастливых путешествий с географией и математикой!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»)

              Представляется методическая разработка урока русского языка по теме:«Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»). Эт...

    Интегрированный урок (английский язык + география) «Обобщающий урок по географии материков и океанов»

    Интеграция обеспечивает развитие навыков и умений иноязычной речевой деятельности; познавательных способностей учащихся через интеллектуальное и эмоциональное воздействие художественного произве...

    Обобщающий урок - игра "Путешествие по математическому океану в страну решения уравнений", 6 класс

    Тема урока: Решение уравненийТип урока: Обобщающий урок – игра «Путешествие по математическому океану в страну решения уравнений».Цели урока:  Обучающая цель: проверка знаний, основных умен...

    Повторительно-обобщающий урок по теме: "Человек и природа".Учитель истории и обществознания ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г.Москвы - Шабуневич Н.А.

    Урок построен в логике технологии развития критического мышления  учащися основной школы. Используется ,прежде всего, технология, названная условно "шесть шляп". Учащиеся с удовольствием работают...

    Разработка обобщающего урока по теме "Горы" (6 класс, география)

    Данный материал представляет собой конспект урока, презентацию к нему, материалы для самостоятельной работы учащихся на уроке, алгоритм выполнения практической работы в контурных картах....

    Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

    Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

    Обобщающий урок: «Математический язык. Математическая модель». «Линейное уравнение с одной переменной».

    Обобщающий урок по алгебре 7 класс по теме: «Математический язык. Математическая модель». «Линейное уравнение с одной переменной»....