Урок по теме "Статистические характеристики"
материал по алгебре (7 класс) по теме

Максутова Надежда Викторовна

Первый урок по теме "Среднее арифметическое, мода, размах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statisticheskie_harakteristiki_1_urok.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Статистические характеристики» (слайд 1)

Цели урока:

1) формировать способность введения нового понятия на примере понятий среднее арифметическое; размах и мода; медиана

2) формировать способность находить среднее арифметическое, размах, моду ряда, медиану анализировать данные.

Ход урока

Дан ряд чисел: (слайд 2)

89, 900, 156,1011, 844

Найти наибольшее и наименьшее числа, вычислить их разность, найти среднее арифметическое

Вспомним, как найти среднее арифметическое ряда чисел.

Ответы (слайд 3)

Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на их количество. (слайд 4)

В некотором классе был проведен социологический опрос, где необходимо было указать свой вес,  рост, размер обуви, назвать количество детей в семье и указать самый любимый школьный предмет.

Среднее арифметическое, конечно, является важной характеристикой ряда чисел, но иногда полезно рассматривать и другие средние, такие как мода, размах, медиана или общее их название статистические характеристики.

Посмотрим  результаты социологического опроса учащихся некоторого класса (слайд 5)

Результаты социологического опроса учащихся некоторого класса

1) Самый любимый школьный предмет

Алгебра – 8

Информатика - 3

Геометрия -7

Физическая культура – 2

2) Количество детей в семье

Один ребенок в семье - 7

Два ребенка - 9

Три ребенка - 4

По данным опроса определите самый любимый предмет, изучаемый в школе, популярное количество детей в семьях. Как вы определили? (Наиболее чаще встречающийся результат.)

Скажите, пожалуйста, это важная характеристика ряда? (Да)

Как бы вы ее назвали. Напомню, что мы искали самое типичное, популярное, чаще всего

встречающееся значение. Подскажу, в жизни, когда мы встречаем, например, один и тот же фасон костюма, цвет машины, мы говорим, что в этом сезоне это…(МОДНО)

Значит, как мы можем назвать этот показатель? (Мода.)

Как мы ее находили?

Модой называют число ряда, которое встречается в этом ряду наиболее часто. (слайд 6)

Скажите, может иметь ряд более одной моды, не   иметь совсем?  Приведите пример.

По данным опроса определите самый модный предмет, изучаемый вами в школе, модное количество детей в семье.

Одним из статистических показателей различия или разброса данных является РАЗМАХ

Размах – это разность между наибольшим и наименьшим значениями ряда данных.

 (слайд 7)

Размах ряда находят тогда, когда хотят определить, как велик разброс данных в ряду.

Вернемся к результатам социологического опроса учащихся класса

Размер обуви

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

количество

3

3

2

4

3

2

2

0

0

1

Найдите размах и моду ряда размера обуви учащихся класса.

Что характеризует каждый из этих показателей? (слайд 8)

Ответы (слайд 9)

         Итак, мы познакомились с такими статистическими характеристиками как среднее арифметическое, мода, размах. (слайд 10)

Выполните следующее упражнение (слайд 11): найти среднее арифметическое, размах и моду ряда чисел:

а) 32, 26, 18, 26, 15, 21, 26

б) 0,6; 0,8; 0,5; 0,9; 1,1

Ответы (слайд 12)

Рассмотрим еще одну статистическую характеристику.

Начнем с примера. В таблице показан расход электроэнергии в январе жильцами 9 квартир: (слайд 13)

Номер

квартиры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Расход электроэнергии

кВТ/ч 

85

64

78

93

72

91

72

75

82

Составьте из данных таблицы упорядоченный ряд чисел. Подсчитайте количество его членов. Назовите число, стоящее в середине ряда. (слайд 14)

Ответы (слайд 15)

Теперь добавим к данному ряду еще одно число – 83. Сколько членов получили теперь? Можете ли вы определить серединное число? (слайд 16)

Вообще,

Медианой упорядочного ряда чисел с нечетным количеством членов называется число, записанное посередине, а медианой упорядочного ряда чисел с четным количеством – среднее арифметическое чисел, стоящих в середине.

Медианой произвольного ряда называется медиана соответствующего упорядочного ряда. (слайд 17)

        Рассмотрим пример нахождения медианы произвольного ряда (слайд 18)

Результаты социологического опроса учащихся некоторого класса

1) Самый любимый школьный предмет

Алгебра – 8

Информатика - 3

Геометрия -7

Физическая культура – 2

2) Количество детей в семье

Один ребенок в семье - 7

Два ребенка - 9

Три ребенка - 4

8, 3, 7, 2

1. 2, 3, 7, 8

2. 3+7 =10, 10 : 2 = 5 - медиана

Медиана?

 

Вывод: рассматриваются 4 основные статистические характеристики (слайд 19)

        Упражнение: найти медиану ряда чисел: (слайд 20)

а) 30, 32, 37, 40, 41, 42, 45, 49, 52         Чему равен размах?

б) 16, 18, 20, 22, 24, 26                 Чему равно среднее арифметическое?

в) 3,8; 7,2; 6,4; 6,8; 7,2.                 Чему равна мода?

Ответы (слайд 21)

Самостоятельная работа  (слайд 22)

1. Найти среднее арифметическое ряда:  1,6; 4,9; 12,4; 3,1.

2. Найти моду ряда:  13; 15; 13; 12; 12; 12; 13; 14; 13; 15; 13;

3. Найти медиану: 39; 54; 33; 36; 20; 29; 35; 50; 21.

4. Найти размах ряда:

а) 12; 25; 38;

б)  7,2; -0,6; -4,5; 6,3; 1,1.

Проверка (слайд 23)

Рефлексия    (слайд 24)

Что нового вы сегодня узнали?

Какие знания вам помогли в работе сегодня на уроке? (нахождение среднего арифметического, решение задач на проценты, действия со смешанными числами)

Чему вы сегодня научились?

Вы достигли цели, которою мы поставили в начале урока?

Проанализируйте свою работу на уроке, ответив на вопросы (учащимся предлагаются карточки с вопросами для рефлексии деятельности.)

  Карточка для этапа рефлексии:

Домашнее задание (слайд 25)

Найдите среднее арифметическое, размах, моду ряда чисел:

- 21, - 33, - 35, - 19, - 20, - 22

61, 64, 64, 83, 61, 71, 70

- 4, - 6, 0, 4, 0, 6, 8, - 12

В таблице приведены данные о продаже в течение недели картофеля, завезенного в овощную палатку:

День недели

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

Количество картофеля,

кг

275

286

250

290

296

315

325

        

Сколько картофеля в среднем продавали ежедневно в эту неделю?

В таблице показано, сколько акций одинаковой стоимости некоторого акционерного общества приобрели сотрудники отдела:


п/п

Фамилия

Число акций

1.

Астахов

5

2.

Бодров

4

3.

Волков

10

4.

Ерин

3

5.

Ильин

2

6.

Куликова

10

7.

Лаврова

25

8.

Михайлов

3

9.

Муравьев

1

10.

Николаев

4

11.

Осипов

12

12.

Павлов

6

13.

Петрова

8

14.

Райков

10

15.

Тимофеев

2

16.

Федоров

4

        Найдите медиану этого ряда. У кого из сотрудников отдела число приобретенных акций не превосходит медиану?

Данная тема мне понятна, не понятна, частично понятна (нужное подчеркнуть)

Я сумею найти________________________________________________________

В самостоятельной работе у меня всё получилось, ничего не получилось, получилось частично (нужное подчеркнуть)

Я доволен своей работой на уроке, не доволен, доволен наполовину (нужное подчеркнуть)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района"

Презентация к уроку  "Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района"....

Открытый урок. Тема: "Общая характеристика неметаллов" 10 класс

Полностью подготовленный материал на тему "Общая характеристика неметаллов" по модульной технологии в 10 профильном классе по учебнику И.И.Новошинского...

Урок биологии "Общая характеристика царства Животные"

Данный урок проводится в 7 классе. Особенностью урока является то, что он проводится с применением технологии развития критического мышления....

Урок "Экономико-географическая характеристика Японии"

Урок с элементами самообразовательной компетенции учащихся. В данном уроке показана работа в группах....

Презентация к уроку "Кислород, общая характеристика" 8 класс

Презентация к уроку " Кислород , общая характеристика  " 8 класс по учебнику  Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана...

Методическая разработка урока "Географо-экономическая характеристика Тайшетского района"

Урок -конспект по географии Иркутской области, 9 класс "Географо-экономическая характеристика Тайшетского района" (Иркутская область)...

Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры». Требования к современному уроку и его характеристики.

Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г.   В 1995 году авторский коллектив был награжден Диплом...