Путешествие в страну Математика
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Открытый урок в 5 классе по теме: «Путешествие по стране Математика»

Цель урока:

1.     Мотивировать изучение математики, как науки, создающие математические модели окружающей действительности.

  1. Помочь учащимся обогатить свой опыт, взглянув на знакомые предметы с точки зрения математики.
  2. Стимулировать интерес к изучению геометрии.

 

 Задачи урока:

  1. систематизировать знания учащихся о математики, установить соотношения новых величин с изученными;
  2. совершенствовать умение решать составные задачи;
  3. воспитывать интерес к математике, как учебному предмету;
  4. развивать внимание, логическое мышление;
  5. развивать умение видеть проблему, ставить перед собой цель и добиваться ее.

 

Тип урока: комбинированный

 

Технологии: проблемное обучение, презентация.

 

 

Как заинтересовать детей в изучении математики? Многие учителя задают себе этот вопрос. Ответ очень прост: мы мучаем детей скучными задачами, которые практически не применяются ими в жизни. Я предлагаю урок «Путешествие по стране Математика», который нужно проводить на первом уроке математики в пятом классе для выполнения двух задач: дать общую характеристику изучаемому предмету и заинтересовать учащихся в изучении предмета.

 

Урок состоит из трех частей – трех разделов математики: Арифметика, Алгебра, Геометрия.

 

В каждой части предложены задания, при выполнении которых открывается таинственная дверь и освобождается сказочный герой.

 

Предложенные задания, основаны на знаниях, полученных в начальной школе, например, свойства сложения, названия геометрических фигур, так и задания опережающего характера, например, составление уравнения, названия разделов геометрии.

 

Для того, чтобы учащиеся заинтересовались данным предметом используется так называемый математический фокус, основанный на упрощении алгебраического выражения.

 

Для доказательства соотношения объемов будет эффективно использовать наглядность: изготовленные  фигуры и крупу, которую можно будет пересыпать из одной фигуры в другую, используя помощь ученика.

 

По окончании урока необходимо подвести итог, который может помочь в организации кружка или элективного курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       

Открытый урок в 5 классе по теме: «Путешествие по стране Математика»

Цель урока:

1.        мотивировать изучение математики, как науки, создающие математические модели окружающей действительности.

помочь учащимся обогатить свой опыт, взглянув на знакомые предметы с точки зрения математики.

стимулировать интерес к изучению геометрии.

 Задачи урока:

систематизировать знания учащихся о математики, установить соотношения новых величин изученными;

совершенствовать умение решать составные задачи;

воспитывать интерес к математике, как учебному предмету;

развивать внимание, логическое мышление;

развивать умение видеть проблему, ставить перед собой цель и добиваться ее.

Тип урока: комбинированный

Технологии: проблемное обучение, презентация.

Ход урока:

Сегодня у нас первый урок математики. Поздравляю, вы стали учениками пятого класса! Много нового и интересного вы узнаете на наших уроках.

Вспомните что такое математика, что изучает?

Математика — наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения.

На уроке мы попробуем взглянуть на знакомые предметы с точки зрения математики, сделаем небольшие открытия.

С чего у вас обычно начинается урок? (С устного счета)

 Давайте и мы немного устно посчитаем. Что такое?? ( Читают «Страна «Математика») Слайд 2

Вместо устного счета послание: «Помогите! Мы попали в Страну «Математика» и не можем найти выход!» Слайд 3

Ребята, кажется, устный счет отменяется! Придется помочь в беде! Готовы, а вот и три двери! Слайд 4

Давайте откроем первую под названием «Арифметика» Слайд 5

Кажется «Арифметика» приготовила свои задания.  Кто посмотрит внимательно и определит,  с чем связаны эти задания? Какие объекты изучает арифметика? Слайд 6

Выполните вычисления можно устно, можно письменно. После первого примера. - Ребята нам еще предстоит открывать другие двери, нам надо поторопиться может что- то посчитаем устно?!

4235:7=

7215:3+

3216:4=

5436:6=

486432:16=

543672:18=

На первый взгляд простые примеры для вычисления в столбик! Что интересного можно заметить в этих примерах? (представить числа в виде суммы и разделить по частям)

Несколько человек к доске для решения примеров.

4235:7=(4200+35):7=600+5=605

7215:3=(7200+15):3=2400+5=2405

3216:4=(3200+16):4=800+4=804

5436:6=(5400+36):6=900+6=906

486432:16=(480000+6400+32):16=40000+400+2=40402

543672:18=(540000+3600+72):18=30000+200+4=30204

Что мы использовали для решения примеров, как мы их решали - делением по частям.

А вот еще несколько примеров, которые нам предлагает арифметика. Арифметика приготовила вам еще один сюрприз: Что надо сделать? (Выполнить действия) Слайд 7

624+4873+376+5127=

32726+56845+44267+67274+43155+55733=

Как же эти примеры вычислить устно?

Что интересного заметили?

624+4873+376+5127=(624+376)+(4873+5127)=1000+10000=11000

32726+56845+44267+67274+43155+55733=(32726+67274)+(56845+43155+44267+55733)=100000+100000+100000=300000.

Как можно назвать этот способ решения? Способ получения круглых чисел, в основе этого способа лежит переместительный и сочетательный законы сложения.

Испытание прошли успешно! Какая наука изучает числа и действия над ними?

Арифметика (от греческого - число), наука о числах и действиях с ними

Что такое арифметика и ее коварные примеры мы решили.

Мы с вами кого-то освободили? Слайд 8. Но расслаблять нельзя впереди у нас еще приключения! Пойдемте открывать следующую дверь. Как она  называется? (Алгебра). Слайд 9

Какие неожиданные открытия готовит нам алгебра?

Итак, задача: Слайд 10

1.Задумайте число.

2. Умножьте его на 3.

3. К полученному результату прибавь 6.

Найденную сумму разделите на 3.

Вычтите задуманное число.

Все вычисления записывайте в тетрадях.

У первого варианта получилось - 2 и у второго тоже 2.

Все брали разные числа, а получился один и тоже ответ. Как это возможно? В этом поможет разобраться алгебра.

Пусть задуманное число - х и запишем все действия в том порядке. Как указано в условии:

(х*3+6):3-х. Используя свойства арифметических действий, получим: (х*3+6):3-х=х+2-х=2

При решении этой задачи было пучено выражение, которое записано с помощью буквы , обозначающей любое число, чисел 3 и 5, знаков арифметических действий и скобок это пример алгебраического выражения.

Сейчас вы попробуете решить задачу из раздела алгебры, т.е. с помощью уравнения. Слайд 11

Задача. У первой девочки было несколько конфет, у второй 15 конфет, у третьей -24. Когда они сложили все конфеты вмести и радели их поровну, то у каждой оказалось, по 21 конфете. Сколько конфет было у первой девочки?

Уравнение: (х+15+24):3=21; х+39=21-3; х+39=63; х=63-39; х=24

Ответ: у первой девочки было 24 конфеты.

Как вы поняли, что изучает алгебра?

Алгебра - произошло от арабского - раздел математики, изучающий свойства переменных числовых величая и общих методов решения задач при помощи уравнений.

Кажется, и здесь нас ждут! Слайд 12

И вторую дверь мы с вами одолели. Осталось сделать маленькие усилия, преодолеть третью! Слайд 13 Вперед!

На этом наше знакомство с алгеброй закончено, и мы с вами переходим в волшебный мир геометрии. Слайд  14-17

 На уроках математики вы знакомились с различными геометрическими фигурами. Какие геометрические фигуры вы помните?

 (Круг, треугольник, квадрат, ромб, цилиндр, шар, пирамида). — Вы назвали достаточно много геометрических фигур. Многие из них я предлагаю вашему вниманию. Попробуйте распределить данные геометрические фигуры на две группы (плоские и объемные).

Изучением свойств плоских фигур занимается планиметрия, а объемных – стереометрия. Слайд 18-20

Мы с вами сделаем открытие для двух объемных тел: пирамиды и призмы. Слайд 21

Что характерно для всех пирамид? (У пирамид только одно основание, а все боковые ребра сходятся в одной точке.)

У призм два равных основания. А боковые ребра не сходятся в одной точке.

 Ребята, а вы где-нибудь встречались с формами этих геометрических тел в жизни? (Здания, предметы мебели, упаковки сока, молока, египетские пирамиды и т.д.). — Вы все люди опытные, не раз делали покупки в магазинах, вы легко ответите на мой следующий вопрос: как вы думаете, за эти упаковки сока я заплатила одинаковую цену? (Учитель достает две упаковки одинакового сока, но разной вместимостью). — От чего же зависит цена, если сок одинаковый? (От вместимости, т.е. объема). — В математике иногда очень важно не только устанавливать разницу в объемах, но и зависимость между объемами разных тел.. Установить зависимость между объемами разных тел — значит узнать, во сколько раз объем одного тела больше или меньше другого.

Рассмотрим два геометрических тела. (Учитель показывает призму и пирамиду, изготовленные  из картона со съемным основанием). — Что вы можете о них сказать? (Сделаны из одного материала, одного цвета, разные по форме, одна фигура призма, а другая — пирамида). — Чем они похожи? (Высота одинаковая). — Как это доказать? (Поставить рядом, положить сверху линейку или папку, лист плотной бумаги). — Одинаковы и основания (Доказать способом наложения). — Итак, мы установили: у данных тел одинаковые основания и высота. Как вы думаете, будут ли у них одинаковые объемы? А во сколько раз объем призмы будет больше объема пирамиды? (Ребята высказывают разные предположения). — Как установить, кто прав? (Использовать метод переливания неудобно, вместо воды можно использовать крупу).

Учитель снимает основания, насыпает крупу в пирамиду. — Ребята, а вы считайте, сколько раз мы сможем пересыпать крупу из пирамиды в призму. — Что увидели? (Пересыпали 3 раза). — Какой вывод можете сделать? (Объем пирамиды в 3 раза меньше объема призмы). — Этот вывод можно применить к любым призмам и пирамидам? (Нет, только к тем, у которых равные основания и высота). — Попробуем сформулировать полный вывод:

Если у призмы и пирамиды равные основания и высота, то объем призмы в 3 раза больше объема пирамиды.

Итак, итог открытия: Если у призмы и пирамиды равные основания и высота, то объем призмы в 3 раза больше объема пирамиды. Слайд 22

 Слайд 23

Задача.  Объем призмы равен 48 см3, найти объем пирамиды, если у них равные основания и высоты.

Какие слова являются ключевыми для применения нашего открытия? (равные основания и высоты)

48:3=16(см3)

Ответ: объем пирамиды равен 16 см3.

-Ура! Спасение еще одного героя!! И все двери открыты! Слайд 24

— Итак, мы узнали, как соотносятся объемы призмы и пирамиды при равной высоте и основании. Строгое математическое доказательство этого вывода вы проведете в старших классах.

Что изучает геометрия?

Геометрия изучает пространственные отношения и формы предметов.

Здесь тоже удача - мы с вами спасли всех! Спасибо вам без вас вы я не справилась!! Итог урока:

Что мы с вами поняли о предмете математика? Слайд 25

Что изучает алгебра?

Что изучат арифметика?

Что изучает геометрия?

Какой раздел вам больше всего понравился? Чем бы вы хотели заниматься в старших классах?

Слайд  26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия по математике "Путешествие в страну "Математика""

Разработка внеклассного мероприятия по математике для уящихся для 5-7 классов на татарском языке....

Внеклассное мероприятие по математике «Путешествие по стране «Математика»»

Данное мероприятие проводится в виде соревнования между классами или командами одного класса. Каждой команде выдаётся путеводитель, в котором указан маршрут. В указанных городах участников ожидают чле...

Разработка внеклассного занятия по математике для учащихся специального (коррекционного) класса VIII вида «Путешествие в страну математики»

Математика, как учебный предмет , многим детям с нарушением интеллекта даётся с большим трудом. Испытывая определённые трудности, часто бывает так,  что у детей пропадает интерес к данному предме...

Внеклассное мероприятие по математике. Тема: «Путешествие по стране «Математика»».

Внеклассное мероприятие по математике «Путешествие по стране «Математика»», разработано для учащихся 5 класса. Сопровождается    презентацией с помощью которой ребята путешествуют по ст...

Факультативное занятие по математике "Путешествие в страну "Математика"

Программа факультативных занятий разработана на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений и ориентирована на содержание курса математики V класса. При проведении факультативных занят...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Путешествие по стране Математика»

Внеклассное мероприятие "Математический поезд" представляет собой путешествие по станциям. В путешествии принимают участие четыре команды шестиклассников (по 6 человек в команде) и болельщик...