Игра "Умники и умницы"
методическая разработка по алгебре по теме

Разработка внеклассного мероприятия по типу телеигры "Умники и умницы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnicy.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ « Ильинская средняя общеобразовательная школа»

Судогодского района

ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

(внеклассное мероприятие для учащихся 6-11 классов)

                                                                           Подготовила:

                                                                           Учитель математики

                                                                           Морозова Е.Н.

Ильино

2012г

Наша школа – малокомплектная. Проведение внеклассной работы по математике в условиях малой наполняемости классов вызывает определенные сложности. Приходится объединять учащихся нескольких классов, но при этом возникают трудности в подборе материала: он должен быть занимательным и соответствовать возможностям учащихся разных возрастов. На мой взгляд, предлагаемая игра «Умники и умницы» решает эти проблемы.

  Игра «Умники и умницы» проводилась в рамках недели математики на ее заключительном этапе. В ней участвовали учащиеся с 6 по 11 классы. В течение 3 дней каждый ученик школы мог заработать «орден умника», принимая участие в различных мероприятиях: в викторине, при составлении кроссвордов, написании творческих работ и т.д. Учащиеся, набравшие наибольшее количество орденов, стали участниками игры, остальные – зрителями.

 

  Задачи:

- повышение познавательного интереса учащихся к математике;

- развитие логического мышления, внимания, памяти, сообразительности и интуиции;

- создание комфортных условий для взаимодействия детей разных возрастных групп.

Умники и умницы

О математика земная,

Гордись, прекрасная собой.

Ты всем наукам мать родная,

И дорожат они тобой.

В веках овеяна ты славой,

Светило всех земных светил.

Тебя царицей величавой

Недаром Гаусс окрестил.

Строга, логична, величава,

Стройна в полете, как стрела,

Твоя немеркнущая слава

 В веках бессмертье обрела.

Я славлю разум человека,

Дела его волшебных рук,

Надежду нынешнего века,

Царицу всех земных наук!

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы будем играть в игру «Умники и умницы». Это игра для всех – в ней нет зрителей, вы все ее участники. Познакомьтесь с правилами.

 Каждый из вас в течение 3 дней имел возможность заработать «орден умника». Трое лучших вступят сегодня на дорожки практики. Тот, кто быстрее справиться с заданиями – станет финалистом и получит диплом и приз. Если кто-то ошибется или не сможет дать ответ, то вопрос будет разыгрываться среди теоретиков. В каждом туре есть для теоретиков и отдельный вопрос. За правильный ответ вы получаете «орден умника».

Тот, у кого будет наибольшее количество орденов, также получит приз.

 Игру оценивает наше жюри – священный ареопаг. Каждый тур в этой игре называется агоном.

                  Внимание! Мы начинаем!

На дорожки практики приглашаются _______________, _________, _______.

Перед вами 3 дорожки. Красная – самая быстрая, но на ней нельзя ошибаться. На желтой можно ошибиться 1 раз. Зеленая – самая длинная, но на ней можно ошибиться дважды.

 Перед вами 2 незаконченных высказывания:

Путь размышления – самый …

Путь подражания – самый …

Путь опыта – самый …

(легкий, горький, благородный)

Математика – царица всех наук.

Ее возлюбленный - …

Ее наряд - … и …

Дворец этой владычицы открывается лишь …

( простота, истина, ясность, разум)

Вам необходимо вместо многоточия вставить нужные слова из тех, которые даны в скобках.

   По ответам жюри распределяет места и участники выбирают дорожки.

Ответы:    Путь размышления – самый благородный

Путь подражания – самый легкий

Путь опыта – самый горький

Математика – царица всех наук.

Ее возлюбленный -  истина

Ее наряд - простота и ясность

Дворец этой владычицы открывается лишь разуму.

1 агон.

Геродот

 Архимед

Суворов

Андерсен

У Геродота, греческого историка 5 века до нашей эры, читаем: «Персидский царь Дарий, оставив своих воинов для охраны моста через Дунай, дал им ремень с завязанными на нем узлами и сказал: «Развязывайте на нем каждый день по узлу, когда минует число дней, означенное узлами, плывите на родину».

Чем являлся ремень для воинов?

(календарем)

2. Как известно, некоторые числа в математике играют значительную роль. Одно из таких чисел зашифровано в стихотворении:

22 совы скучали на больших сухих суках,

22совы мечтали о 7 больших мышах,

о мышах довольно юрких в аккуратных серых шкурках.

Слюнки капали с усов у огромных серых сов.

Что это за число? Впервые такое приближение этого числа дал Архимед.

(число пи)

Великий полководец Александр Суворов во всем любил точность. Шаг на его марше был точно равен 1 аршину. В армии до сих пор говорят «суворовский шаг». В обыденной жизни мы тоже отмеряем расстояние шагами. Так дуэль между Пушкиным и Дантесом на Черной речке проходила на расстоянии 10 шагов, т. е. 10 аршин, а между Лермонтовым и Мартыновым на расстоянии 15 шагов. Чему равен аршин?

(71см 12мм)

Вспомним сказку Андерсена «Огниво». Солдат просит подсказать путь к кладу. На что ведьма отвечает: «Хорошо! Иди прямо на север по этой дороге. Доедешь до башни и свернешь налево, пройдешь столько же через дремучий лес. Затем свернешь на юг и по топкому болоту иди вдвое меньше, чем всего прошел. Выйдешь на тропинку, она проходит под прямым углом к пути к болоту. Иди по тропинке на этот раз втрое меньше, чем всего прошел. В конце пути – клад». Немного подумал солдат, а потом ответил…  Что ответил солдат ведьме?

(Никуда идти не надо, ведь в конце концов окажусь на том же месте. Ведьма подсказала путь по сторонам квадрата.)

2 агон.

Фигура

Число

Мотылек

Две стихии господствуют в математике – числа и фигуры с их многообразием свойств и взаимосвязей.

Я изначальна. И путь мой далек,

До бесконечности мой огонек,

Но к твоему привязана я кругу,

Хоть мы противоречье друг для друга.

Какой фигуре посвящается это стихотворение?

(касательная к окружности).

2. «Внимай! Кому? Ты в удивленье:

Доступен слуху я – не зренью,

Я бестелесен, невесом,

А кто я – я скажу потом.

Без «некто» я остался в нем,

И «некто» возвещает всем,

Что нет меня. И правда, я –

Лишь отрицанье бытия…».

Гимн какому числу прозвучал?

(числу ноль)

Какое преобразование плоскости описывают следующие строки поэта Мартынова:

«На зеркальной поверхности сидит мотылек,

От познания истины бесконечно далек,

Потому что, наверное, и не ведает он,

Что в поверхности зеркала сам отражен.

(отображение относительно плоскости или зеркальная симметрия)

3 агон.

Яйца

Семья

Яблоки

1. Женщина несла на базар корзину яиц. Ее нечаянно толкнул мужчина, корзина упала, яйца разбились. Мужчина, чтобы заплатить, спросил: «Сколько яиц было в корзине?» Женщина ответила: «В корзине помещается не более 50 яиц. Когда я их складывала по 2, по 3, по 4, то всякий раз оставалось 1 яйцо. А складывала по 5 – не оставалось ни одного». Сколько яиц было в корзине?

(25 яиц)

2. За столом обедает семья. У каждого лежат столовые приборы: ложка, вилка, нож. Одинаковых троек нет, т.е. приборы расположены

 по-разному. Сколько человек за обедом?

(6 чел.)

3. Торговка, сидя на рынке соображала: «Если бы к моим яблокам прибавить половину моих да еще десяток, то у меня была бы целая сотня». Сколько яблок было у торговки?

(60 яблок)

4 агон.

=

2520

Рикорд – англичанин по происхождению и математик по призванию – остался в истории математики, как ученый, который ввел в употребление знак равенства. Он прожил недолгую жизнь, на его могильной плите нет слов, а вырезан знак «=». Как он сам объяснял введение этого знака?

(Ничто не может быть более равным, чем 2 параллельных отрезка)

В египетской пирамиде на гробнице начертано число 2520.За что именно этому числу выпала такая честь?

(Оно делится на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)

Подводятся итоги игры. Идет награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"

ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Умники и умницы в банковском деле

Внеклассное мероприятие проведённое в рамках недели математики для старш...

Игра "Умники и умницы"

Игра  по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"...

Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...

Игра "Умники и умницы"

Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было формирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта , памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способс...

ИГРА-ВИКТОРИНА "УМНИКИ И УМНИЦЫ"

Игра-викторина "Умники и умницы" может быть интересна учащимся среднего и старшего звена. В ней представлены задания на знание как лексики русского языка , так и других разделов языкознания. Имеются т...