Рабочая программа по алгебре 9 класс
календарно-тематическое планирование по алгебре (9 класс) по теме

Рабачая программа по алгебре для 9 класса по УМК под редакцией Теляковского 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a-9_rabochaya_programma.doc279.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»

Судогодского района Владимирской области

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР:

__________        /______________        /


«___» _________        20__г.

«Утверждаю»

Директор школы:

__________        /______________        /


Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.









Рабочая программа

по алгебре

9 класс

(базовый уровень)

на 2012 - 2013  учебный год






Морозова Елена Николаевна, учитель математики

1 квалификационной категории



Ильино

2012

Пояснительная записка

 Рабочая  программа по алгебре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:

1.      Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:

Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. – 2004г.

2.      Стандарт основного общего образования по математике.

Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4, -с.4

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса на базовом уровне.

        Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

       Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей необходимы, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

        При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Цели и задачи

Изучение алгебры  на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса обучающиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно учебному плану школы  на изучение алгебры отводится 3 часа в неделю или 102 часа в год.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Квадратичная функция

22

2

Уравнения и неравенства с одной переменной

12

3

Уравнения и неравенства с двумя переменными

18

4

Арифметическая и геометрическая прогрессии

15

5

Элементы комбинаторики и теории вероятностей

13

6

Повторение

20

Резерв

2

Итого

102

Содержание курса

Квадратичная функция

Функция. Область определения и область значений функции. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функции у = ах2 , у = ах2 + п ,

у = а(х-т)2 , их свойства и график. Степенная функция. Корень п-ой степени.

            Уравнения и неравенства с одной переменной 

Целое уравнение и его корни. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.

           Уравнения и неравенства с двумя переменными

 Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени и способы их решения. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными.

            Прогрессии

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых n членов прогрессии.

           Элементы комбинаторики и теории вероятностей

Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.

            Повторение

Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры основной общеобразовательной школы.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;

решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

изображать числа точками на координатной прямой;

определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=, у=ах2+bх+с, у= ах2+n  у= а(х - m) 2 ), строить их графики;

проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;

вычислять средние значения результатов измерений;

находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

моделирования практических ситуаций и исследований построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;

выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);

распознавания логически некорректных рассуждений;

записи математических утверждений, доказательств;

анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;

решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;

решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;

сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;

понимания статистических утверждений.

Перечень учебно-методического, материально-технического

 и информационно-технического обеспечения

Учебник: Алгебра 9. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение, 2007.  

Дополнительная литература:

    1 . Уроки алгебры в 9 классе. / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. Пособие для учителей. / М.: Вербум – М, 2000. – 96 с.

   2.  Дидактические материалы по алгебре для 9класса / Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л. М. Короткова / М: Просвещение, 2003 – 160с.

   3. Тематический контроль по алгебре. 9 класс/Миндюк М.Б., Миндюк Н.Г. – М.:Интеллект-Центр, 2001

   4. Контрольные работы по алгебре. 9 класс/ Дудницын Ю.П., Кронгауз В.Л./  М.: НПО «Образование»

  5. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса /Ершова А.П., Голобородько В.В./ М: Илекса, 2000-160с.

  6. Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля. Алгебра 9 класс. (к учебнику по алгебре Макарычева Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др.)/Крайнева Л.Б., под редакцией Татура А.О. – М: «Интеллект-Центр», 2007 -128с

Календарно – тематическое (поурочное) планирование

по алгебре для 9 класса


урока

Тема урока

Формы и типы контроля

Планируемый результат

Сроки изучения

знать

уметь

По плану

Фактически

Повторение (2ч)

1

Выражения и их преобразования

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках алгебры в 7-8 классах.

4.09

2

Уравнения. Неравенства

С/р

5.09

Глава I. Квадратичная функция (22ч)

3

Функция. Область определения и область значений функции

-понятия функции, области определения и области значений,

-основные свойства функций;

-формулу разложения квадратного трехчлена на множители;

-алгоритм построения графиков функций

-находить область определения и область значений функции, читать график функции

-решать квадратные уравнения, определять знаки корней

-выполнять разложение квадратного трехчлена на множители

-строить графики функций у=ах2 , у=ах²+n и у=а(х-m)²,, квадратичной функции, выполнять простейшие преобразования графиков функций

-находить по графику нули функции, промежутки, где функция принимает положительные и отрицательные значения.

-находить точки пересечения графика квадратичной функции с осями координат.

6.09

4

Область определения и область значений функции

11.09

5

Свойства функций

12.09

6

Свойства функций

тест №1

13.09

7

Квадратный трехчлен и его корни

С/р №1

18.09

8

Квадратный трехчлен и его корни

19.09

9

Разложение квадратного трехчлена на множители

20.09

10

Разложение квадратного трехчлена на множители

тест №2

25.09

11

Функция у=ах², ее график и свойства

26.09

12

Функция у=ах², ее график и свойства

27.09

13

Графики функций у=ах²+n и у=а(х-m)²

2.10

14

Графики функций у=ах²+n и у=а(х-m)²

3.10

15

Построение графика квадратичной функции

4.10

16

Построение графика квадратичной функции

9.10

17

Построение графика квадратичной функции

10.10

18

Построение графика квадратичной функции

тест №3

11.10

19

Контрольная работа №1 по теме

«Квадратичная функция»

16.10

20

Функция у= хп

17.10

21

Функция у= хп

18.10

22

Корень n-ой степени

23.10

24.10

23

Корень n-ой степени

С/р №18

24.10

25.10

24

Корень n-ой степени

тест №9

25.10

Глава II. Уравнения и неравенства с одной переменной (12ч)        

25

Целое уравнение и его корни

-методы решения уравнений:

а) разложение на множители;

б) введение новой переменной;

в) графический способ.

-способы решения неравенств второй степени с одной переменной:

а) с помощью графика квадратичной функции;

б) методом интервалов.


-решать целые и дробные рациональные уравнения;

-проводить отбор корней дробных рациональных выражений

6.11

26

Целое уравнение и его корни

7.11

27

Целое уравнение и его корни

С/р №7

8.11

28

Дробные рациональные уравнения

13.11

29

Дробные рациональные уравнения

14.11

30

Дробные рациональные уравнения

тест №5

15.11

31

Решение неравенств второй степени с одной переменной

20.11

32

Решение неравенств второй степени с одной переменной

21.11

33

Решение неравенств второй степени с одной переменной

С/р №5

22.11

34

Решение неравенств методом интервалов

27.11

35

Решение неравенств методом интервалов

тест №4

28.11

36

Контрольная работа №2 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной»

29.11

Глава III. Уравнения и неравенства с двумя переменными (18ч)

37

Уравнение с двумя переменными и его график.

-способы решения систем уравнений:

а) подстановки;

б) сложения;

в) графический способ.

- алгоритм решения задач с помощью уравнений и систем уравнений

-решать системы 2 уравнений с 2 переменными графическим способом

-решать уравнения с 2 переменными способом подстановки и сложения

-решать задачи «на работу», «на движение» и другие составлением систем уравнений.

4.12

38

Уравнение с двумя переменными и его график.

5.12

39

Графический способ решения систем уравнений

6.12

40

Графический способ решения систем уравнений

С/р №10

11.12

41

Решение систем уравнений второй степени

12.12

42

Решение систем уравнений второй степени

13.12

43

Решение систем уравнений второй степени

18.12

44

Решение систем уравнений второй степени

С/р №9

19.12

45

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

20.12

46

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

25.12

47

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

26.12

48

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

тест №6

10.01

49

Неравенства с двумя переменными

15.01

50

Неравенства с двумя переменными

16.01

51

Системы неравенств с двумя переменными

17.01

52

Системы неравенств с двумя переменными

22.01

53

Системы неравенств с двумя переменными

23.01

54

Контрольная работа № 3 по теме

«Уравнения и неравенства с двумя переменными»

24.01

Глава IV. Арифметическая и геометрическая прогрессии (15ч)

55

Последовательности

Добиться понимания терминов «член последовательности», «номер члена последовательности»;

-определения арифметической и геометрической прогрессий;

-формулу n–го члена и формулу суммы  

n-первых членов  арифметической  и геометрической прогрессий,

-свойства членов арифметической  и геометрической прогрессий, способы их задания;

-находить разность арифметической прогрессии

-применять формулу суммы n –первых членов арифметической прогрессии при решении задач

-находить сумму n-первых членов арифметической прогрессии.

-вычислять любой член геометрической прогрессии по формуле, знать свойства членов геометрической прогрессии

-применять формулу при решении стандартных задач

-находить любой член геометрической прогрессии.

-находить сумму n-первых членов геометрической прогрессии.

29.01

56

Определение арифметической прогрессии

30.01

57

Формула n-го члена арифметической прогрессии

31.01

58

Формула n-го члена арифметической прогрессии

С/р №12

5.02

59

Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии

6.02

60

Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии

С/р №13

7.02

61

Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии

тест №7

12.02

62

Контрольная работа №4 по теме

«Арифметическая прогрессия»

13.02

63

Определение геометрической прогрессии

14.02

64

Формула n-го члена геометрической прогрессии

19.02

65

Формула n-го члена геометрической прогрессии

С/р №14

20.02

66

Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии

21.02

67

Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии

С/р №15

26.02

68

Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии

тест №8

27.02

69

Контрольная работа №5 по теме

«Геометрическая прогрессия»

28.02

Глава V. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13ч)

70

Примеры комбинаторных задач.

-правило комбинаторного умножения, правила и формулы для вычисления числа перестановок, размещений, сочетаний;

- формулу для нахождения вероятности случайного события

 -решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения; вычислять средние значения результатов измерений; находить частоту события; в простейших случаях находить вероятности случайных событий, в том числе с использованием комбинаторики.

5.03

71

Примеры комбинаторных задач.

6.03

72

Перестановки

7.03

73

Перестановки

12.03

74

Размещения

13.03

75

Размещения

14.03

76

Сочетания

19.03

77

Сочетания

20.03

78

Относительная частота случайного события

21.03

79

Относительная частота случайного события

2.04

80

Вероятность равновозможных событий

3.04

81

Вероятность равновозможных событий

4.04

82

Контрольная работа №6 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»

9.04

Итоговое повторение курса алгебры (18ч)

83

Выражения и их преобразования


Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках алгебры за курс

7-9классов. Подготовка к ГИА по математике.

10.04

84

Уравнения.

11.04

85

Системы уравнений

16.04

86

Неравенства.

17.04

87

Системы неравенств

18.04

88

Координаты и графики

23.04

89

Функции

24.04

90

Арифметическая и геометрическая прогрессия

25.04

91

Решение текстовых задач

30.04

92

Решение текстовых задач

2.05

93

Теория вероятностей. Элементы статистики

7.05

94

Повторение. Задания из разных тем курса.

8.05

95

Повторение. Задания из разных тем курса.

14.05

96

Повторение. Задания из разных тем курса.

15.05

97

Итоговая контрольная работа  № 7.

16.05

98

Итоговая контрольная работа  № 7.

21.05

99

Итоговая контрольная работа  № 7.

22.05

100

Анализ контрольной работы

23.05

101

Резерв

102

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др

Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)

Тематический план по алгебре  разработан в соответствии с  Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       Предмет    алгебра      Класс...