Решение задач с национально-региональным компонентом как средство развития познавательных способностей обучающихся 5-6 классов общеобразовательной школы.
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Дубынина Екатерина Михайловна

Решение  задач с национально-региональным компонентом как средство развития познавательных способностей обучающихся 5-6 классов общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_s_komponentom.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Дубынина Е.М. - учитель математики МБОУ СОШ№8

им.Сибирцева А.Н. г.Сургута.

(Из опыта работы по использованию задач с национально региональным компонентом для развития познавательных способностей обучающихся).

 Решение  задач с национально-региональным компонентом как средство развития познавательных способностей обучающихся 5-6 классов общеобразовательной школы.

   Процесс решения задачи представляет собой поиск выхода из затруднения или пути обхода препятствия - это процесс достижения цели, которая первоначально не  кажется   сразу доступной. Решение задач является специфической особенностью интеллекта, а интеллект – это особый дар человека, поэтому решение задач можно рассматривать как средство  развития познавательных способностей.

   Решение задач - практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано, но учиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Если Вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи  - то решайте их.

   Любое математическое задание можно рассматривать как задачу, выделив в нем условие (то есть  сведения об известных и неизвестных  величинах и об отношениях между ними) и требование (указания на то, что необходимо выполнить, или  найти).

Например: поставить знак  > больше, < меньше или = равно между числами,  чтобы получилось верное утверждение  а)1/8 и 1/13; б)5/7 и 5/9; в)0,346 и 0,42.

Условие: числа 1/8;1/13;5/7;5/9; 0,346; 0,42.

Требование: сравнить эти числа.

    Для выполнения каждого требования применяется особый метод, в зависимости от которого выделяют различные виды математических задач: задачи на построение; на доказательство; на преобразование; комбинаторные задачи; арифметические, алгебраические задачи и т.д.

    В задачах находят отражение практические ситуации, имеющие место в жизни. Это помогает осознавать реальные количественные отношения между различными  объектами и величинами и тем самым углубить и расширить свои представления о реальном мире. Решение задач позволяет осмыслить и понять практическую направленность математики.

    Одной из ведущих задач на всех этапах обучения предмету является активизация познавательной    деятельности и развитие творческого мышления. Математика представляет собой особые  возможности для развития познавательных способностей обучающихся. Считаю целесообразным использовать в этих целях текстовые задачи с национально-региональным компонентом. Учащиеся проявляют  больший интерес к решению задач с таким содержанием. Программа позволяет включать в процесс обучения задачи такого типа на различных этапах обучения и урока: при устном счете, при объяснении и закреплении изучаемого материала, на этапе отработки и контроля знаний. Приведу несколько примеров таких задач:

1. Коренное население нашего Края составляют ханты и манси. Ханты живут по Оби, Иртышу и их притокам. Ханты-Мансийском округе проживают 11,9 тыс. человек, а в Ямало-Ненецком округе - 7,2 тыс. человек. В  Томской области 804 человека. Общая численность 22,5 тыс. человек. Найти:

а) Какой процент от общей численности составляют ханты, проживающие  в Х-М округе?

б) Какой процент от общей численности  составляют ханты, проживающие в ЯНАО?

в) Какой процент от общей численности составляют ханты, проживающие в Томской области?

    Вычисления выполнить на калькуляторе, результаты округлите до десятых. Эту задачу можно предложить учащимся 6-х классов при изучении темы «Отношения и пропорции».

Такие задачи вызывают наибольший интерес обучающихся и они с удовольствием займутся подсчетами.

2.Центр ХМАО - город Ханты-Мансийск расположен, в 2759 км от Москвы и в 490 км от Тюмени. Насколько расстояние от Ханты-Мансийска до Тюмени меньше, чем расстояние до Москвы? (5 класс).

3.Крупнейшие реки, протекающие по территории ХМАО: Обь-3650 км и Иртыш-3580км. Общая протяженность используемой судоходной части рек 5000 км.

Вопросы:

5 класс: «Какова общая протяженность рек Обь и Иртыш на территории ХМАО? Насколько общая протяженность рек больше их судоходной части? Протяженность какой реки и насколько меньше?»

6 класс:  «Какую часть от общей протяженности рек составляет их судоходная часть?»

4.Традиционный обитатель округа - лесная куница. Сравнительно крупные очаги ее обитания в районе Северной Сосьвы, здесь ежегодно добывают до 1160 экземпляров и 320 экземпляров в год добывают в Кандинском районе. Какое количество зверьков будет добыто на двух угодьях за 3,5 года?

5.Заяц беляк обитает на всей территории ХМАО – это небольшой грызун весом 3,5 кг. В  год самка зайца приносит потомство 3 раза – весной, летом  и осенью по 6 зайчат. Сколько зайцев вырастит заячья мама за два года,  и какой вес будет иметь ее семья?

6. По численности населения город Сургут первый  в Ханты-Мансийском округе и второй в Тюменской области. В Сургуте проживало: в 2002 году - 285027 человек, в 2003 - 286416 человек, в 2004-289925 человек, в 2005 – 291750 и в 2006 – 290598 человек. Составить столбчатую диаграмму приведенных данных.

Такая работа достаточно полезна.  Решение текстовых задач с национально – региональным компонентом позволяет учащимся  не только осмыслить практическую направленность математики, но и почерпнуть дополнительные знания из окружающей их действительности. Опыт показывает, что при использовании названных задач дети проявляют больший интерес к предмету, лучше усваивают изучаемый материал, получают наглядное представление о роли математики в обыденной жизни, тем самым и реализуется возможность развития познавательных способностей.

 Литература:

1.«Увлечение школьников математикой»  Б.А.Корденский.  (М.: Просвещение, 1981г.)

2.«География Ханты – Мансийского округа». (М.: «Экопрос»,1996г.)

3.Отчет администрации г. Сургута за 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная работа "Национально-региональный компонент как средство развития творческих способностей школьников"

Научная работа "Национально-региональный компонент как средство развития творческих способностей школьников" заняла III место во II Всероссийском конкурсе научных работ "Перспектива" в Ишимском Госуда...

Активизация мыслительной,познавательной деятельности,как средство развития творческих способностей обучающихся

Статья предназначена для педагогов дополнительного образования в разделе декоративно- прикладного направления....

Мастер-класс «Историческая реконструкция как средство развития познавательных способностей и повышения учебной мотивации учащихся»

Мастер-класс «Историческая реконструкция как средство развития познавательных способностей и повышения учебной мотивации учащихся» в рамках встречи делегации педагогов и руководителей обра...

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО - РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Данная программа реализации НРЭО составлена для линиии учебников Бим И.Л. в основной образовательной школе (5-9 классы)....

Практико-ориентированные задания с применением национально-регионального компонента как средство развития творческих способностей у обучающихся на уроках химии.

Применение национально-регионального компонента в обучении химии позволяет увидеть «живую химию», а не сухую бездушную науку.   Изучение химии в органической связи с окружающим, ...