Работа с интерактивной доской
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме

Якимова Людмила Ивановна

Приемы и методы работы с интерактивной доской на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon работа с интерактивной доской97 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы с  интерактивной доской

на уроках математики.

Информационно-коммуникативная компетентность – один из основных приоритетов в целях общего образования. В своей педагогической практике наряду с традиционными уроками, я использую информационные технологии обучения с целью создания условия выбора индивидуальной образовательной траектории каждым учащимся, я стремлюсь вдохновлять учеников на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому своей главной задачей считаю создание условий для формирования положительной мотивации у учащихся, развитие их способностей, повышение их эффективности.При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит  педагога, как учебная мотивация школьников, так как по справедливому наблюдению психологов, результаты деятельности человека  на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 %  - от мотивов. И каждого педагога волнует, как же сформировать у учащихся положительные мотивы к обучению и познанию. В настоящее время проблема актуальна в педагогике, психологии и практике школы.  На протяжении всего обучения ученика в школе учебная деятельность является ведущей, и , следовательно, тема формирования мотивов, пробуждающих ее, представляет интерес для изучения. Мотив является источником деятельности  и выполняет функцию побуждения . Мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории:

  1. Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения;
  2. Другие – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой.

Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов и приемов организации и осуществления учебной деятельности. В чистом виде методы на уроках не применяются.

Приемы – способы деятельности учителя, направленные на решение конкретных задач. Использование  приемов работы с интерактивной доской на уроках создает условия для формирования положительной мотивации.

Интерактивная доска – это сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Когда  учитель в центре  внимания, все видят его действия, и сам он обращен к классу – объяснение доходит гораздо лучше, чем когда он сидит за своим компьютером, а ученики пытаются уследить за мельканием курсора мыши на экране.

Работая с интерактивной доской учитель может:

  1. Активно комментировать материал: выделять, уточнять, добавлять посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии. Делать пометки можно прямо поверх изображения; рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб - ресурсов, что усиливает подачу материала.

Например, если раньше для того, чтобы проверить домашнее задание приходилось записывать его решение на доске, то сейчас работа ученика сканируется и выводится на доску, ученик поясняет свое решение, а  учитель проверяет, комментируя. Один из таких вариантов работы был применен на уроке алгебры в 7 классе по теме « Сложение и вычитание многочленов».

 При необходимости учитель или другие ученики исправляют  допущенные ошибки. Если задача имеет несколько решений, на доску с помощью документ-камерывыводятся другие варианты, и учащиеся имеют возможность быстро сравнивать различные способы решения задачи.

  1. Не рисовать заново для каждого графика и урока систему координат.
  2. Быстро воспроизводить графики сложных функций, решать графически большее количество уравнений и неравенств, в том числе с параметром, изменяя чертеж по ходу решения.
  3. Создавать и перемещать объекты. Например, в геометрии при доказательстве признаков равенства треугольников используется  принцип наложения. С помощью интерактивной доски ученики смогут сами не только начертить треугольники, но и перемещать их, накладывая друг на друга, тем самым рассматривая все возможные случаи. Использование этого приема более эффективно при изучении нового материала.
  4. Выполняя компьютерный тест на интерактивной доске, ученики с большим интересом повторяют и закрепляют изученный материал и все сразу видят результат своей работы.Дляпроверке знаний по теме « Сложение и вычитание многочленов» можно предложить учащимся такой тест:

I вариант

1)Упростите выражение

(2а+5)+(3а -7)

а)2а -12;  б)  2а+2;  в)5а -2.

2) Вычислите значение выражения

7-8а-(-4-3а) при а=1.

а) 6;   б) 0;   в)  2.

3) Решите уравнение

3х+(2-х)=4

а) 2; б) 1;  в) 3

II вариант

1)Упростите выражение

(2а+5)-(3а-7)

а)5а+12;  б)  -а+12;  в)-а -2.

2) Вычислите значение выражения

7-8а+(-4-3а) при а=1.

а) 3;   б) 0;   в)  -8

3) Решите уравнение

3х+(2х+5)=10

а) 0; б) 1;  в) -1

IIIвариант

1)Упростите выражение

(4х⁵+2х+1)+(х⁵+х-2)

а)5х⁵+2х+1;  б)  5х⁵-х+1;  в)5х⁵+3х-1

2) Вычислите значение выражения

3с²+d-(2c²-3d)при c=0,d=1

А) 4;   б) 0;   в)  2.

3) Решите уравнение

(5х-3)+(7х-4)=17

А) 2; б) 5;  в) 3

IVвариант

1)Упростите выражение

(4х⁵+2х+1)-(х⁵+х-2)

а)3x⁵+x+3;  б)  5х⁵-х+1;  в)5х⁵+3х-1

2) Вычислите значение выражения

3с²+d+(2c²-3d)при c=1,d=0

А) 4;   б) 0;   в)  5.

3) Решите уравнение

(2x+3)+(3x+4)=12

А) 0; б) 5;  в) 1

Vвариант

1)Упростите выражение

(20x³-15x²y+4xy²-3y³)+(10x³+12x²y-5xy²+y³)

а)30x³-3x²y-xy²-2y³;  б) 30x³+3x²y-xy²+2y³ ;  в) 30x³-3x²y+xy²+2y³

2) Вычислите значение выражения

с²+2сd+d²+(5c²-6cd-7d²)при с=1, d=1

А) 4;   б) -4;   в)  2.

3) Решите уравнение

2x²-(2x²-5x)-(4x-2)=5

А) 3; б) 5;  в) -7

VIвариант

1)Упростите выражение

(20x³-15x²y+4xy²-3y³)+(27x³-27x²y+9xy²-y³)

а)30x³-3x²y-xy²-2y³;  б)57x³-42x²y+13xy²-4y³ ;  в) 30x³-3x²y+xy²+2y³

2) Вычислите значение выражения

с²-6сd+d²+(5c²+2cd-7d²)при с=1, d=1

А) -4;   б) 4;   в)  2.

3) Решите уравнение

3x²-(3x²-6x)-(3x+4)=5

А) 3; б) 5;  в) 2

  1. Учитель готовит текст задачи, краткое условие, решение, где каждый этап просчитан и должен появиться автоматически в нужный момент, чтобы не тратить время на выполнение рисунков и записей. Но кто-то из учеников предлагает свой способ решения и для разъяснения появляется необходимость в рисовании схемы, записи решения нового способа и сравнении его с предыдущем. Записи могут выполняться тут же и на тех же слайдах для сравнения.
  2. Всю проведенную на уроке работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа. В случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение.

Все выше перечисленные приемы можно использовать на различных этапах уроков всех типов.  Конечно, на подготовку таких уроков учителю необходимо больше времени, т.к. учитель должен:

  1. Подобрать фрагменты электронных материалов в зависимости от целей и задач урока;
  2. Создать необходимые слайды, анимационные ролики, интерактивные модели;
  3. Скомпоновать тестовые задания;
  4. Во время урока использовать выбранные материалы на демонстрационном оборудовании.

Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Таким образом, используя интерактивную доску, мы можем организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех, находящихся в классе.  

Начиная работать над проблемой формирования учебной мотивации, я провела анкетирование в  6,7 классах для определения мотивов учебной деятельности. Ниже следуют вопросы анкеты предоставленные                                                                                                        ученикам.                                                                              

    Анкета:
1. Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету ) интересно.
2. Учусь потому, что заставляют родители.
3. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.
4. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.
5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.
6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.
7. Учусь потому, что нравиться узнавать новое.
8. Учусь потому, что нравиться учитель по предмету (предмет).
9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей с родителями.
10. Учусь потому, что хочу больше знать.
11. Учусь потому, что люблю думать, мыслить, соображать.
12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.

Интересен тот факт, что при  первом проведении анкетирования (2007-2008 учебный год)  многие учащиеся выбрали варианты под номерами 2,3,9,10,; т. е. не самые положительные мотивы. При повторном анкетировании (2008-2009 учебный год) чаще всего учащиеся выбирали ответы под номерами  1, 7, 10, 11;т.е. мотивация школьников стала положительной. Конечно, отношение учащихся к тому или иному учебному предмету во многом определяется личными качествами учителя, его эрудицией, умением увлекательно излагать материал, методическим мастерством. Однако, наряду с этим обнаруживается и другая, весьма характерная зависимость. Отношение к тому или иному учебному предмету зависит от его общественной значимости, точнее, от представлений о его значимости, сложившихся у школьников, к сожалению, далеко не всегда верных представлений. Педагогу очень важно знать, какова общественная ценность и значимость мотивов поведения и учения воспитанников. Очевидно, совсем различный педагогический подход следует искать к ученику, хорошо занимающемуся только потому, что его побуждает страх наказания.
Нет нужды повторять хорошо известную, но далеко не всегда реализуемую истину о том, что одна из главных задач учителя с первого до выпускного класса – упорно и терпеливо формировать содержательные и общественно значимые мотивы, которые бы направляли не только школьную, но и всю последующую жизнь человека.

Итак, можно сделать вывод, чторазнообразные приемы работы с интерактивной доской  влияют на образовательный процесс комплексно. Они существенно увеличивают степень вовлеченности ученика в процесс обучения, стимулируют его интерес и вызывают желание учиться. Использование педагогами интерактивной доски существенно упрощает процесс подготовки к занятиям и помогает более эффективно интегрировать информационные и коммуникационные технологии в образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации при работе с интерактивной доской

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения любого предмета в школе. Применение интерактивных досок в сфере образования открывает множество дополнительных возможностей. Использование инте...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ....

Презентация "Компьютерные ребусы". Статья "Технология работы с интерактивной доской"

Материалл можно применять на любом урокес 5 по 9 классы в качестве игрового элемента или паузы.В статье рассмотрены основные аспекты применения интерактивной доски на уроках. Цели и  инструменты ...

Работа с интерактивной доской на уроках информатики

Основные достоинства использования интерактивной доски на уроках...

Программа для учителей физики по теме "Работа с интерактивной доской на уроках физики"

Даннная программа курса является дополнительной подготовкой учителей - предметников в области освоения новыми технологиями и оборудованием....

Работа с интерактивной доской как один из факторов успешного усвоения знаний

Адаптация к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что относительно устойчивое приспособление к...

Методическая разработка "Работа с интерактивными досками в детских объединениях учреждений дополнительного образования детей"

Работа с интерактивной доской.Методические рекомендции начинающим - популярное изложение, помогающее понять основы работы с ИД.Начало работы с доской. Её возможности. Планирование занятия с использова...