Урок алгебры в 8 классе "Стандартный вид числа".
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме

Первый урок по данной теме с использованием презентации РР и маршрутного листа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стандартный вид числа. 8-й класс

 

Тип урока: урок объяснения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: маршрутный лист (МР); техническое оснащение урока – компьютер,проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint.

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока

Здравствуйте! Проверьте, пожалуйста, наличие раздаточного материала у вас на парте и свою готовность к уроку.

II. Сообщение темы , цели и задач урока

– Прежде чем приступить к изучению новой темы, выполните задания на первой странице маршрутного листа (проверка на экране). Если вы правильно выполнили задания, то вы должны получить слово – СТАНДАРТ.
Что такое стандарт? Где вы встречались с этим словом? Что оно означает? (ЭКРАН)
Стандарт (от англ. –
standard) Образец, эталон, модель, с которым сопоставляются, сравниваются подобные объекты, процессы. (Универсальный энциклопедический словарь). Т.е., когда говорят о стандарте, людям легче представить о чем идет речь. А мы сегодня будем говорить о стандартном виде числа. Итак, это тема сегодняшнего урока.

III.Актуализация знаний учащихся.Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока 

– Составим план урока:

  1. Повторение
  2. Определение степени числа;
  3. Определение степени числа с отрицательным показателем;
  4. Свойства степени;
  5. Определение стандартного вида числа;
  6. Действия с числами, записанными в стандартном виде;
  7. Применение.

В окружающем нас мире мы сталкиваемся с очень большими и очень маленькими числами. Мы уже с вами знаем, как записывать большие и маленькие числа с помощью степени числа.

http://festival.1september.ru/articles/593723/img1.gif

– Удобно ли записывать числа в таком виде? Почему? (Занимают много места, тратится много времени, сложно запоминать.)
– Как вы считаете, какой выход нашли из этой ситуации?
(Записывать числа с помощью степеней.)

МЛ2

Запишите массу Земли, используя степень числа.598 • 1025 г. Теперь запишите массу атома водорода. 17 • 10–20 г. А можно ли по другому записать эти числа, используя степени?Попробуйте! 59,8 • 1026 , 5,98 • 1027; 0, 598 • 1028; 5980 • 1024.
17 • 10
–20; 1,7 • 10–19; 0,17 • 10–18; 170• 10–21;

– Все результаты правильные. Но можно ли говорить о стандартной записи? Как быть? (Договориться о единой записи чисел.)
– Попробуйте обсудить с соседом, какая же запись должна быть единой, стандартной?
– Каким же должен быть множитель перед степенью числа 10, чтобы было удобно и ЗАПОМНИТЬ число и представить его?

IV. Усвоение новых знаний

– Откройте, пожалуйста, учебники п.35 и найдите определение стандартного вида числа и запишите его в маршрутные листы.
– Стандартным видом числа
http://festival.1september.ru/articles/593723/img2.gifназывается запись вида а• 10n, где 1 < а < 10, n – целое. n –называют порядком числа.

МЛ3

– В стандартном виде можно записать любое положительное число!!!
Почему?
(По определению. Т.к. первый множитель число, принадлежащее промежутку от [1 до 10) (положительный) и второй множитель – число 10 в какой либо степени (тоже положительный), то при умножении двух положительных чисел получится только положительное число.)
– Итак, как же записать массу Земли в стандартном виде?
(5,98 • 1027) 
– Назовите порядок числа.
(27)
– А масса атома водорода?
(1,7•10–19.Порядок – 19.)

V. Первичное закрепление знаний

МЛ4

Число

n

Число

n

Число

n

1,392 • 109 м – диаметр Солнца

9

5 • 10–8 кг – масса крыла мухи

–8

5 • 10–3 км/ч – скорость улитки

–3

1, 03 • 10–7 м – диаметр вируса гриппа

–7

5,5• 107 кг – масса Останкинской телебашни

7

4,5 ______ км/ч – скорость человека

0

МЛ5

Если n > 0, то http://festival.1september.ru/articles/593723/img2.gif> 10, если n < 0, то http://festival.1september.ru/articles/593723/img2.gif< 1 (Если порядок положительный, то число больше 10, если – отрицательный – число меньше 1, а если равен нулю, то число находится в промежутке от 1 до 10)
– Как вы думаете, что можно сказать о числе, зная его порядок?
(Насколько большим или маленьким является число. Чем больше порядок числа, тем больше само число. Большой по модулю отрицательный порядок говорит о том, что число маленькое.)

VI. Закрепление знаний

На магнитной доске определение стандартного вида числа:

Чтобы записать число в стандартном виде – если один из множителей уменьшается, то второй увеличивается и, наоборот, – если первый множитель увеличивается, то второй уменьшается.

МЛ6

– Приставка «нано» в переводе с греческого означает «карлик». Вам знакомо это слово? Где вы с ним встречались? (Нанотехнологии.) 

Сообщение учащихся.

– Если вы вспомните произведение русского классика – вы назовете первого человека, который занимался нанотехнологиями, т.е. очень маленькими размерами.
Это Левша. Он подковал блоху, сделанную англичанами, чтобы доказать, «что на Руси умельцы имеются, да получше чем везде».

VII. Обобщение и систематизация

МЛ7

МЛ8

– В древнерусском счете 107 называли – «ворон», а 108 – «колода».

– Вы узнали, что такое стандартный вид числа и научились записывать число в стандартном виде. Как вы думаете, стандартный вид числа нужен только для того, чтобы сократить (упростить)запись чисел? (Используя свойства степени числа удобно выполнять действия с большими и маленькими числами.) 
– Совершенно верно. Решим несколько примеров. Решите два любые из примеров.

МЛ9

– Какие свойства вы применяли при выполнении действий? (Свойства степени; переместительное и сочетательные свойства.)
– Если выполняются действия с числами в стандартном виде, обязательно ответ получится в стандартном виде?
(Нет)
– Как его представить в стандартном виде?
(Перенести запятую и изменить порядок.)

VIII. Контроль и самопроверка знаний

Графический диктант:

Ответьте на вопросы («да» – галочка, «нет» –палочка)

  1. Число 3 • 105 записано в стандартном виде
  2. Число 0,81 • 106 записано в стандартном виде
  3. 7,45 • 10–5 записано в стандартном виде
  4. Число 50 записано в стандарном виде
  5. Верно ли высказывание: «Чем больше порядок числа, тем больше само число?»
  6. Если порядок числа отрицательный, то и само число отрицательно?
  7. Если перемножить два числа в стандартном виде, то ответ будет числом в стандартном виде?
  8. В стандартном виде можно записать любое число.

IX. Подведение итогов урока

– Итак, подведем итог урока.
– С каким новым понятием вы познакомились?
– Как записать число в стандартном виде?
– Какие условия нужно поставить на каждый множитель?
– Можно ли представить в стандартном виде отрицательное число?
– Число 0?
– Почему?
– Для чего нужна стандартная запись числа?
– Где применяется стандартный вид числа?
– Какие числа или постоянные, записанные в стандартном виде из различных наук вы знаете?
– Почему поставлены такие условия на множители,т.е. почему можно представить только положительные числа (вспомните, что выражают такими числами)?
(Различные величины и единицы измерения, а они могут быть только положительными.)

Выставление оценки по итогам работы на уроке(маршрутный лист).

X. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

1) П. 35; №№ 955, 956, 961, 962
2) Придумать задачи из различных областей знаний(химия, физика, астрономия, биология), где фигурируют числа, записанные в стандартном виде.



Предварительный просмотр:

содержание

max

баллы

1.

блиц – опрос

2.

Упростите запись числа, используя степень:

5 980 000 000 000 000 000 000 000 000 =

0,000 000 000 000 000 000 0017 =

1*

3.

Стандартный вид числа α 

               

где               _____ ≤ α < ______

                     n ͼ ______

n - ________________________________________

 

2

4.

Назовите порядок числа

число

n

число

n

число

n

1,392∙109 

5 ∙ 10-8

5 ∙ 10 -3

1, 03 ∙ 10-7    

5,5∙ 107

4,5  

6

5.

Запишите числа из п.4 выполнив умножение

 

1,392∙109  =

1, 03 ∙ 10-7 =   

5 ∙ 10-8 =

5,5∙ 107 =

5 ∙ 10 -3 =

4,5 ∙ 10 0 =

6

 Сделайте вывод, сравнив порядки чисел:

Если n >  _____,  то число α  _________

Если n __  _____, то число    _________α _________

Если n __  _____, то число    _________α _________

3

6.

Выберите букву, соответствующую записи числа в стандартном виде:

270

27 ∙ 101

П

0,00088

0,88 ∙ 10-3

К

2,7 ∙ 102

Н

8,8 ∙ 104

Т

0,27 ∙ 103

А

8,8 ∙ 10-4

Н

35600000

3,56 ∙ 107

А

53,67

53,67 ∙ 101

А

3,56 ∙ 10 -7

И

0,5367 ∙ 10-2

Е

35,6 ∙ 106

Т

5,367 ∙ 101

О

_________ -  10 ___  (греч. - ____________)

4

7.

Запишите числа в стандартном виде:

1 024 000 =

О

0,000004 =

В

6 000 000 =

Р

0,000282 =

Д

21,56 =

Н

508 10-7 =

А

0,85 =

К

0,042 ∙ 102 =

Л

8

8.

Заполните таблицы используя данные п.7

4 ∙ 10-6

1,024 ∙ 106

6 ∙ 106

1,024 ∙ 106

2,156 ∙  101 

8,5∙10-1

1,024∙106

4,2∙100

1,024∙106

2,82∙10-4

5,08∙10-5

2

9

Выполните действия с числами в стандартном виде и запишите ответ в стандартном виде:

(2 ∙ 103) ∙ ( 1,5 ∙ 105) =

(9 ∙ 107) : ( 3 ∙ 10-3) =

(1,5 ∙ 10-3) ∙ ( 9 ∙ 105) =

(2,4 ∙ 10-3) : (8 ∙ 105) =

(8,1 ∙ 1019) ∙ ( 3 ∙ 1021) =

(3,6 ∙ 103) : (5 ∙ 10-5) =

(7,5 ∙ 10-3)  + ( 1,23 ∙ 10-3) =

(4,5 ∙ 107) - ( 4,05 ∙ 107) =

1

1

2

2

2

2

3

4

10.

Графический диктант:

8

ИТОГО:

Ваша оценка:

    55 баллов и более – «5»

    42 – 54 баллов – «4»

    25 – 41 баллов – «3»

Менее 25  баллов – «2»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ученика(цы) 8В класса

_____________________

тема урока:

     

Урок 1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

С А Р Д Н А Т Р Т А Д Н С = = 10 9 = = 7 3 ∙ 3 = 0,1 -1 7 ∙ 7 10 ∙10 ∙10 6 -3 0,1 0,1 2 : 2 = 12 -14 8 0,25 3 : 3 -5 -6 3 9 9 -14 15 7 0,25 3 10 -6 Т 7 -4

Слайд 3

Стандартный вид числа

Слайд 4

Стандарт (от англ. – standard ) (универсальный энциклопедический словарь) образец, эталон, модель , с которым сопоставляются, сравниваются подобные объекты, процессы.

Слайд 5

5 980 000 000 000 000 000 000 000 000 = = 598 ∙ 10 = = 59,8 ∙ 10 = = 5,98 ∙ 10 = = 0,598 ∙ 10 25 26 27 28 Масса Земли (граммы)

Слайд 6

0,000 000 000 000 000 000 0017 = = 170 ∙ 10 = = 17 ∙ 10 = = 1,7 ∙ 10 = = 0,17 ∙ 10 -23 -22 -21 -20 Масса атома водорода (граммы)

Слайд 7

Стандартный вид числа α α = ∙ 10 n где 1≤ < 10 , ͼ Z - порядок числа n n а а

Слайд 8

Стандартный вид числа α α = ∙ 10 n где 1≤ < 10 , а а + + В стандартном виде можно представить любое положительное число.

Слайд 9

5 980 000 000 000 000 000 000 000 000 = = 598 ∙ 10 = = 59,8 ∙ 10 = = 5,98 ∙ 10 = = 0,598 ∙ 10 25 26 27 28 Масса Земли (граммы)

Слайд 10

0,000 000 000 000 000 000 0017 = = 170 ∙ 10 = = 17 ∙ 10 = = 1,7 ∙ 10 = = 0,17 ∙ 10 -23 -22 -21 -20 Масса атома водорода (граммы)

Слайд 11

1,392∙10 м – диаметр Солнца 9 1,03 ∙ 10 м – диаметр вируса гриппа -7 5 ∙ 10 кг – масса крыла мухи -8 5,5 ∙ 10 кг – масса Останкинской башни 7 5 ∙ 10 км/ч – скорость улитки -3 4,5 км/ч – скорость человека 0 ∙ 10

Слайд 12

1,392∙10 = 9 1,03 ∙ 10 = -7 5 ∙ 10 = -8 5,5 ∙ 10 = 7 5 ∙ 10 = -3 4,5 = 0 ∙ 10 1392000000 0,000000103 0,00000005 55000000 0,005 4,5

Слайд 13

Если n > , то число α Если n , то число α Если n , то число α 0 < 0 = 0 ≥ 10 < 1 0< 1≤ <10

Слайд 14

270 27 ∙ 10 1 0,00088 0,88 ∙ 10 -3 2,7 ∙ 10 2 8,8 ∙ 10 4 0,27 ∙ 10 3 8,8 ∙ 10 -4 35600000 3,56 ∙ 10 7 53,67 53,67 ∙ 10 1 3,56 ∙ 10 -7 0,5367 ∙ 10 -2 35,6 ∙ 10 6 5,367 ∙ 10 1 П Н А А И Т К Т Н А Е О Н Н А О 10 -9 (греч. NANOS – карлик)

Слайд 15

Н. Лесков «Левша» (1881 год) «Если бы,- говорит,- был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы,- говорит,- увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал».

Слайд 16

4 ∙ 10 1,024∙10 6 ∙ 10 1,024∙10 2,156∙10 1,024∙10 1,024∙10 8,5∙10 4,2∙10 2,82∙10 5,08∙10 -6 6 6 6 1 -1 6 6 0 -4 -5 В О Р О Н К О Л О Д А 10 000 000 = 10 7 100 000 000 = 10 8

Слайд 17

Графический диктант


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры в 8 классе "Стандартный вид числа"

Данный урок проводится (согласно программе) в конце изучения темы "Степень с целым показателем" (учебник "Алгебра. 8", авт. Ю.Н. Макарычев и др. под ред. С.А. Теляковского)...

Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"

Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе....

Урок алгебры в 10 классе по теме: "Логарифм числа. Свойства логарифмов"

Урок алгебры по технологии модульного обучения....

Урок алгебры 7класс "Степень числа"

Это презентация к уроку алгебры для 7 класса по теме "Степень числа"....

Презентация к уроку алгебры в 10 классе по теме "Действительные числа"

Данная презентация содержит основные понятия по теме "Действительные числа" и задания для отработки практических навыков и умений....

Урок алгебры "Числа и дроби в истории блокадного Ленинграда" в 9 классе (урок-повторения)

Урок алгебры содержит исторический материал о блокаде Ленинграда. Данный материал доступен для учащихся 6 -11 классов....