Урок математики в 5 классе по теме: "Умножение и деление десятичных дробей".
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Съедина Наталья Сергеевна

Урок математики в 5 классе по теме: "Умножение и деление десятичных дробей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc58 КБ
Office presentation icon prezentaciya_uroka_.ppt2.37 МБ

Предварительный просмотр:

урок математики в 5 классе

Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации материала по данной теме с дидактической игрой  «Встреча с инопланетянами».

Организационные формы общения: индивидуальная, парная, коллективная.

Цели: 1. Обобщить  и  систематизировать  знания учащихся  по     теме: “Умножение и деление десятичных дробей”.

  2. Развивать у учеников  математическую речь, способствовать  развитию  самостоятельности,  способности к самоконтролю.

  3. Воспитывать интерес к математике, дисциплинированность учащихся,   ответственное  отношение  к учебному труду.

Структура.

 I.  Оргмомент, постановка целей урока.

 II. Актуализация опорных знаний.

 III.  Мотивационная беседа.

 IV. Игровая проблемная ситуация - игровой замысел.

 V. Игровые действия, включающие познавательное содержание и диагностирующие уровень усвоения системы знаний и умений каждого учащегося по заданной теме на этом этапе обучения.

 VI. Физкультминутка.

 VII. Подведение итогов игры и урока.

 VIII. Домашнее задание.

 IX. Рефлексия.

Оформление:

1.Портрет Ю.А.Гагарина.

2.Карта созвездий.

3.Глобус.

4.Таблица для решения задач  на движение.

5.Модели куба, прямоугольного параллелепипеда.

6.Раздаточный материал.

7.  Мультимедийный проектор.

 Ход урока.

 1 Постановка целей урока.                                                                  (Слайд 1, 2)

Учитель.  Как важны для человека знания! Я думаю, что вы, дорогие мои, хорошо понимаете. Я знаю, вы будете сегодня на высоте и проявите свою смекалку, находчивость, а главное свои знания. Ребята, сегодня у нас последний урок по теме «Умножение и деление десятичных дробей», чем мы будем заниматься? Сформулируем цели урока.                                                    

 (Учащиеся сообщают цели урока, говорят, что будет работа в парах, будут решать задачи).                                                                         (Слайд 3)

Запишите число и тему урока.

 2 Актуализация опорных знаний.

Учитель. 

Известно, какое важное  значение имеет  запятая  в  русском  языке,

от неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например слова из сказки «12 месяцев»,              «Казнить нельзя, помиловать» и «Казнить, нельзя помиловать». В математике  от положения запятой зависит верность или неверность равенства.                                                              (Слайд 4)

                                      14,28     142,8    1,428

Что общего и какая разница у этих чисел?

                                            Разминка                                      (Слайд 5)

   6 : 0,5 =                38,4 : 9,6 =          19,61* 100 =         1080 * 0,1 =

В каждом задании сформулируйте правило умножения и деления десятичных дробей. Запишите задания в тетрадь.

Ответы к  устным упражнениям учитель записывает на экране через запятую.                                                                                                   (Слайд 6)

12,   4,   1961,   108.

 3 Мотивационная беседа.

Учитель.                                                                                    (Слайд 7)

Сегодня урок  у нас необычный, попробуем расшифровать ответы: 12 - число, 4 - месяц, 1961 - год, вспомните, что произошло в этот день? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы видите эти числа?

12 апреля 1961 года осуществлен первый полет в космос, его выполнил на космическом корабле  Юрий Алексеевич Гагарин.

Этот полет показал практическую возможность покорения человеком космоса.

А что может означать число 108,  может быть, кто-то знает? (Первый полет длится 108 минут).

Надеюсь, что вы уже поняли, наш урок  будет посвящен космосу.

В этот день на космодроме Байконур бывает праздник, представим, что нас с вами тоже пригласили туда.

 4. Игровой замысел.                                                           (Слайд8)

Мы в центре управления полетом, на экране монитора видны космонавты, находящиеся сейчас на орбите, в этот момент с ними осуществляется связь и вдруг… (Слайд 9). Экран погас, а затем появилась на нем карта звездного неба, и все услышали голос.

                                                                                                   (Слайд 10)

Голос. Мы инопланетяне, наша планета находится в созвездии  Скорпиона, как называется ваша планета? Расскажите о ней.

 5. Игровые действия.       

Учитель. Как же называется наша планета, какую форму она имеет? Земля, шар - (Слайд 11).  Наша планета единственная, где есть суша и вода (с геометрической фигурой шар мы познакомимся в 6 классе, а о созвездии Скорпиона поговорим на уроках астрономии в 11 классе), а сейчас послушаем следующий вопрос.

                                                                                                   (Слайд 12)

Голос. Как вы передвигаетесь по суше? Какая у вас зависимость между временем, скоростью и расстоянием?

1.Как можно найти путь, если известны: скорость и время?

2.Как можно найти скорость, если известны: расстояние и время?

3.Как можно найти время, если известны: скорость и расстояние?

Ученикам предлагается работа по карточкам.                                       (Слайд13) 

v

T

S

1

0,8 мин

1,92 м

2

0,6 м/мин

2,8 мин

3

10,4 км/ч

19,16 км

Учащиеся проверяют выполненное задание.                             (Слайд 14, 15)                   

Голос. Какой формы ваше жилище? Как найти его объем? 

 Учащиеся работают с раздаточным материалом. На парте у каждого модели куба, прямоугольного параллелепипеда.

Учитель. Измерить стороны и вычислить объем каждой фигуры.

                                                                                                   (Слайд 16)

Голос.  А как на вашей планете укрепляют здоровье?

Учитель. Ребята, давайте мы покажем!                               (Слайд 17)

 6. Физкультминутка.

 Раз согнуться – разогнуться,

 Два нагнуться – подтянуться.

                     Три в ладошки, три хлопка,

                     Головою три кивка.

 На четыре руки шире,

 Пять, шесть тихо сесть.

                     Семь, восемь, лень отбросим!

                                                                                                   (Слайд 18)

Голос. Какую форму имеют участки, на которых выращиваются сады? Найдите их площадь.

 Учащиеся работают с раздаточным материалом.  На парте у каждого геометрические фигуры: квадрат и прямоугольник. Их размеры одинаковые.

Учитель. Требуется выполнить измерения для квадрата и прямоугольника; вычислить их площади; соответствующие записи сделать в тетради.

 Проверка ответов ведется устно.

 7. Подведение итогов игры.                                                (Слайд 19)

Голос. Что означает словосочетание «среднее арифметическое чисел» ?

Учитель. Ребята, давайте мы покажем!

                        Сценка «Среднее арифметическое».           (Слайд 20)   

Голос.       Благодарим  за  информацию,  ждем  в  гости!     СПАСИБО!

Учитель. Значение десятичных дробей в жизни велико. «С их помощью» строят дома, возводят мосты, лечат людей, измеряют время. В спортивных состязаниях решающую роль играют порой сотые доли секунды. Значение десятичных дробей трудно переоценить.

 8. Домашнее задание.                                                          (Слайд 21)

Обращается внимание на записанное домашнее задание.

№ 1487 (а,б,в,г),   № 1488 (в,г),    №  1499.

Дома придумать рекламу десятичным дробям, стихотворение, загадку, сказку о десятичных дробях, составить кроссворд, ребус. Ваши творческие работы будем рассматривать на следующих уроках.

 9. Рефлексия.                                                                        (Слайд 22)

- Оцените степень сложности урока. Вам было на уроке:

  1.  легко;
  2.  обычно;
  3.  трудно.

Проводится беседа о новой форме урока; о том, что нового узнали.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока математики 6 класс по теме "Умножение десятичных дробей"

Презентация урока математики 6 класс по теме "Умножение десятичных дробей"...

Урок математики 5 класс по теме "Умножение натуральных чисел "

Урок обобщить и систематизировать знания свойств умножения....

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....

Презентация к уроку математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентация к уроку математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....

Универсальная технологическая карта к уроку математики 6 класса по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Универсальная технологическая карта к уроку математики 6 класса по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей" учебник "Математика 6 класс", авторы: Г.К.Муравин, О.В. Муравина....

Урок-квест по математике 5 класс "Решение задач по теме: "Деление десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д."

Урок-квест заинтересует учащихся и поможет закрепить навыки деления десятичных дробей...

Конспект урока математики 6 класса по теме "Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000, ...."

В данном конспекте соблюдены все основные этапы урока, описана деятельность учителя и ученика по теме "Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000, ...."...