"Прогрессия" 9 класс
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

Верховых Наталья Ивановна

 

Тема: Последовательности. Арифметическая, геометрическая прогрессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progressii_9_kl.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Алгебра

9 класс

Тема: Последовательности. Арифметическая, геометрическая прогрессии.

(повторение, обобщение и систематизация знаний)

Цели:

  1. Обобщив и закрепив знания учащихся по данной теме, подготовить их к оперативному контролю.
  2. Развивать формально-логические навыки решения задач по данной теме, предусмотренные стандартом образования; способствовать развитию умения видеть и применять изученные закономерности в нестандартных ситуациях.

Форма организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, самостоятельная работа учащихся обучающего характера, парная работа (взаимоконтроль).

Ход урока

I. Постановка целей урока. Проверка домашнего задания. Устная работа.

Урок начинается с постановки задач перед учащимися. В беседе учитель акцентирует внимание старшеклассников на том, что материал урока дает им возможность развивать как формально-логические умения по данной теме, так и умения находить закономерности, применять полученные знания при решении нестандартных задач. Учащиеся имеют возможность повысить свою математическую культуру вычислений и повторить решение рациональных и дробно-рациональных, линейных и квадратичных неравенств. Учащимся сообщается план проведения урока.

  1. Проверка домашнего задания. (Проводится способом сличения с доской).

  1. Работа у доски. Один ученик решает следующее задание во время устной работы:

Сколько членов последовательности    y=|n2 – 5n + 6|,  где   n€ N  удовлетворяет неравенству      2 < yn < 6.

(Решение:

 n – 5n + 6 > 0                                                   n – 5n + 6 < 0

               D = 25 – 24 = 1

              n1 = 2,      n2 = 3                                                  n1 = 2,    n2 = 3

             

              n€( -  ∞ ; 2]U [3; +∞ )                                    n€ (2; 3),

                                                   т. к.  n€ N,   то нет решений.

              1) n2 – 5n + 6 > 2                             2) n2 – 5n + 6 <  6

                  n2 – 5n + 4 > 0                                  n2 – 5n < 0

                  n2 – 5n + 4 = 0                                     n2 – 5n = 0

                 n1 = 1,   n2 = 4                                     n1 = 0,    n2 = 5

       

      n€ [0; 1]U [4; 5],         т.к.    n€ N,         то   n = 1,    n = 4,    n = 5.

                                                                                  Ответ: три члена.)

    (После проведения устной работы выполненное задание оценивается.)

Дополнительные вопросы:

1) Какая последовательность называется арифметической (геометрической) прогрессией?

2) Тело в первую секунду движения прошло 7м, а за каждую следующую секунду – на 3м больше, чем за предыдущую. Какое расстояние тело прошло за восьмую секунду; за восемь секунд; за n секунд?

(Решение: 

имеем (аn) – арифметическую прогрессию,  где   а1 =7,   d =3

 а8 = а1 + d(8 – 1),     а8 = 7 + 3 х 7,    а8 = 28 (м) за восьмую секунду

 а9 = 7 + 3 х 8 ,          а9 = 31 (м) за восемь секунд

 аn = 7 + 3х(n – 1) ,    аn = 4 + 3n (м) за n секунд  

                                                   Ответ: 28м;   31м;   4 + 3n (м).

       3. Устная работа. Направлена на актуализацию знаний учащихся по следующим вопросам: определение последовательности, возрастающие и убывающие последовательности, рекуррентный способ задания последовательности, определение  арифметической и геометрической прогрессии, их характеристические свойства.

   1) Записать формулу общего члена последовательности:

а)  1;  1/2; 1/6; 1/24; …

(Решение:

1;         1/2;          1/6;          1/24; …

x1 ,          x2 ,            x3 ,             x4 , …

x1 ,        1/2x1 ,       1/3x2 ,        1/4x3 ,                                     xn   = xn-1  1/(n+1)

б)  1/√ 3;  -1/√ 4;  1/ √5; …

(Решение:

 1/√ 3 ;                          -1/√ 4 ;                              1/√ 5 ; …

 x1 ,                                   x2 ,                                  x3 ,       …

 (-1)2 /√ ( 1+2) ;     (-1)3 /√ (2+2) ;           (-1)4 / √( 3+2) ;  …   xn = (-1)n+1 /√( n+2)  

2) Является ли число -21 членом последовательности (bn ), если bn = n2 – 10n ?

     (Решение:

       bn = n2 – 10n,

       -21 = n2 – 10n

       n2 – 10n + 21 = 0

       n1 = 3,       n2 = 7                             Ответ: да, является

3) Могут ли числа быть членами одной арифметической (геометрической) прогрессии?

    а) 1;   √3 ;   3;                               б) 1;   15;   8;                                в) 2;  6;  4,5.

            (да)                                              (нет)                                            (нет)

4) Известен   а1  = -81,  q = -1/3   геометрической прогрессии (аn ). Является ли эта прогрессия монотонной последовательностью? Ответ объясните.

 (Решение:

Не является,  т.к.   q<0,   то нечетные члены прогрессии будут отрицательными, а   четные  – положительными.)

5)     (bn ) – геометрическая прогрессия,   b3 = 8,    b5 = 32.    Найти   b1 ,   b7 .

(Решение:   bn = b1 x qn-1,   q = 2,   b3 = b1 x q2,   8 = b1 x 4,  b1 = 2,  b7 = b1 x q6 = 128  

                                                                                       Ответ: b1 = 2,  b7 = 128.)

II. Решение задач репродуктивного характера. Организация взаимоконтроля в парах (самостоятельная работа).

Перед решением следующих задач учащимся предлагается оценить имеющиеся у них знания и умения по данной теме (по пятибалльной системе)

Знания и умения

Я

Другой

Знания формул n-го члена, суммы первых членов прогрессии

Умение преобразований выражений

Вычислительная культура

Задание: заполнить пропуски в таблице, если (аn ) – арифметическая и (bn ) – геометрическая прогрессии.

а1

d

n

an

Sn

b1

q

n

bn

Sn

110

-10

11

1

3

10

5

26

105

0,5

8

2

3

12

210

2

7

1458

2

15

-10

0.5

1/128

127/128

Ответ:

а1

d

n

an

Sn

b1

q

n

bn

Sn

110

-10

11

10

660

1

3

10

19683

29524

5

4

26

105

220

256

0,5

8

2

510

1

3

12

34

210

2

3

7

1458

2186

38

2

15

-10

210

0.5

0 .5

7

1/128

127/128

Работа выполняется учащимися самостоятельно. После следует взаимопроверка и взаимооцениванние. Проверяющий заполняет третью колонку таблицы, выражая свое мнение о знаниях и умениях партнера.

III. «Я и мир логики».

Решение задач (устно).

  1. Найти сумму всех натуральных чисел, кратных 4 и не превосходящих 300.

(Решение:

аn = 4n,   где   n€N,      тогда (аn ) – арифметическая прогрессия,               где    а1 = 4, d = 1

аn < 300,    4n < 300,    n < 300/4  или  n < 75,   значит    n = 75,  тогда

S =(a+a)/ 2 x75  = 152 х 75 = 11400              

                                                                                                 Ответ: 11400.)

  1. Найти количество всех трехзначных натуральных чисел, делящихся на 7.

(Решение:

14 х 7 = 98

15 х 7 = 105, значит это наименьшее трехзначное натуральное число, делящееся на 7

Тогда               х1 = (14 + 1) х 7

                         х2 = (14 + 2) х 7

                        х3 = (14 + 3) х 7 …       и т.д.      т.е.         хn = (14 + n) х 7

т.к.         хn < 1000,             то        (14 + n) х 7 < 1000

                                                                   98 + 7n < 1000

                                                                           7n < 902

                                                                             n < 1,  т.к. n€ N  , то n = 128.    

                                                                                      Ответ: 128 чисел.)

IV. «Я и мир статистики».

Эти задачи предлагаются с целью включения в школьный курс математики новой содержательной линии – «элементы статистики». Подобные задания способствуют формированию интереса к предмету.

Решить задачи:

  1. На выборах президента России будут баллотироваться три кандидата (обозначим их буквами А, Б и С). Проводя опрос 50 избирателей, выяснили, за кого из кандидатов они собираются голосовать. Получили следующие данные:

             Б, А, Б, Б, С, С, Б, Б, Б, А, С, А, А,

             А, С, С, Б, С, А, А, Б, С, С, Б, С, Б,

             С, А, Б, Б, Б, А, Б, Б, С, Б, А, Б,

              С, С, Б, С, А, Б, Б, Б, А, А, С, Б.

Представьте эти данные в виде таблицы частот.

Решение:

Кандидат

А

Б

С

Количество голосов

13

23

14

Проверяем, что 13 + 23 + 14 = 50  

                                                                         Ответ: таблица частот.

  1. Учащимся девятых классов школ некоторого города была предложена контрольная работа по алгебре, содержащая 6 заданий. При подведении итогов составили таблицу, в которой указали число учащихся, верно выполнивших одно, два, три и т.д. задания:

Число выполненных заданий

Число учащихся

0

1

2

3

4

5

6

-

27

53

87

223

146

89

Пользуясь этой таблицей, составьте таблицу относительных частот (с точностью до 1%)

Решение:

Находим общее число учащихся (сумма чисел в правом столбце); n = 625.

Относительные частоты вычисляем делением каждого числа в правом столбце на 625 и умножаем на 100% (с округлением).

Число выполненных заданий

0

1

2

3

4

5

6

Относительная частота (%)

0

4

8

14

36

23

14

Сумма чисел во второй строке дает 99% (должно быть 100%). Это результат округления. В таких случаях увеличивают на 1 число, которое имеет самую большую отброшенную часть;

    Это (53 х 100%)/625 = 8,48;  

в таблице процент выполнивших 2 задания следует записать 9.          

                       Ответ: таблица относительных частот (с изменениями).

V. Фронтальная работа учащихся по решению задач продуктивного характера.

Задание: решить уравнения

  1. 52  х 54  х 56  … 52x  = 0,04-28
  2. 3х  + 1  -  х  + х2  -  х3  +  х4  -  х5 +  … = 13/6,     |x| < 1

При решении уравнений необходимо увидеть арифметическую или геометрическую прогрессии и применить известные формулы.

   Решение:

  1. 52  х  54  х  56  х  … 52x  = 0,04-28

52 х  54  х  56  х  … 52x  =  (1/5  )-28

            52  х  54  х  56  х  … 52x  =  556

            2 + 4 + 6 + … + 2х = 56

        2; 4; 6; …; 2х – арифметическая прогрессия,   где

        а1  = 2,  d = 2,   n = x,    аn = 2х = 2n,     Sn = 56

    тогда       Sn =(a1+an)/2xn

                        56 = (2+2n)/2xn

                      112 = 2n + 2n2

                  2n2 + 2n – 112 = 0,     n1 = -8,       n2 = 7,    т.к.  n€ N,     то n = x = 7.

                                                                     

      2)         3x + 1 – x + x2 – x3 + x4 – x5 + … = 13/6,      |x| < 1

 1;  -x;  x2; -x3; x4;  -x5;  … - убывающая бесконечная геометрич. прогрессия

       где    b1 = 1 ,      b2 = - x ,      q = -x,        Sn = b1/( 1 – q)          Sn = 1/(1+ x)                                              

                           3x + 1/(1+ x) = 13/6          

                        6(3x + 3x2  + 1) = 13 + 13x

                            18x2  + 5x – 7 = 0,                        x1 = -7/9,                  x2 = 1/2.    

                                                                         Ответ:   1)  7;           2)  -7/9;     1/2.    

VI. Итог урока.     Решение нестандартных задач.  

   Вычислить:        √5√3√5√3...    

    Решение:

51/2 x 31/4 x 51/8 x 31/16 x 51/32 x 31/64 x …= 51/2 + 1/8 + 1/32 + x 31/4 + 1/16 + 1/64 + = 52/3 x 31/3 =

1/2;   1/8;   1/32; … - геометрическая прогрессия,     где     b1=1/2,     q = 1/4<1,

тогда    S = (1/2)/(1 – 1/4) = 1/2 x 4/3 = 2/3.

1/4;  1/16;   1/64; … - геометрическая прогрессия,    где     b1 = 1/4,    q = 1/4 < 1,

тогда   S = (1/4)/(1 – 1/4) = 1/4 x 4/3 = 1/3.

                             52/3 х 31/3 = 3√52 х 3√3 = 3√75 = 751/3

                                                                                              Ответ: 751/3.

     

VII. Домашнее задание.

  1. Проанализировать результаты взаимоконтроля. Составить и решить задачу для ликвидации выявленного пробела в знаниях.
  2. Выполнить задания:

                                  № 430 (г, д, е); 442, 467;

                              для сильного ученика дополнительно: 458 (б), 482 (в);

                                 для слабого ученика: №369, 387, 391.                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....