Урок математики в 6 классе по теме "Деление десятичных дробей"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Материал расчитан на учащихся 6 класса, обучающихся по учебнику Дорофеева. Урок посвещен повторению и обобщению материала, связанного с десятичными дробями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc80 КБ
Office presentation icon desyatichnye_drobi.ppt623 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по теме

«Деление  десятичных  дробей.»

Цель урока: проверка знаний и умений учащихся; развитие чувства ответственности, коллективизма; активизация мышления учащихся, развитие интереса к изучению математики.

Оформление.

1). На доске написан девиз урока: «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные».

2). «Математика-это язык, на котором говорят все точные науки».

( Н.И. Лобачевский).

Ход урока.

1. РАЗМИНКА (Устно).

1.1 Закончите правило:

а) Чтобы умножить десятичную дробь на десятичную дробь надо …

б) Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число надо…

в)Когда необходимо перенести запятую влево в десятичной дроби?

г)Когда необходимо перенести запятую вправо в  десятичной дроби?

д)Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь надо…

1.2.  (На доске ) Девиз: Знания имей отличные по теме: « 0,175 (д);  0,006(р);  50(о) ;  0,15(б);  0,7(и)                  0,175(д);  1(е);  7(с);  0,25(я);  530(т);  0,7(и);  374,7(ч);   0,06(н);  0,2(ы);  1(е)»

и-5,6:8=(0,7)                                   е-10 · 0,1=(1)

с-5,6:0,8=(7)                                   я-2,5:10=(0,25)

д-17,5 · 0,01=(0,175)                       н-0,15 · 0,4=(0,06)

т-5,3 · 100=(530)                             р-0,2 · 0,03=(0,006)

ч-37,47 : 0,1=(374,7)                       ы-0,12 : 0,6=(0,2)

б-0,3 · 0,5=(0,15 )                           о-15 : 0,3=(50)

1.3. Какой знак можно поставить между числами 4 и 5, чтобы получившееся число было больше 4, но меньше 5?                                                                                                              (Ответ: запятую: 4,5).

1.4. Даны числа: 0,3; 7,7; 0,125. Поставьте между ними такие знаки, чтобы в результате получилась единица.                                                                        (Ответ: (0,3+7,7) х 0,125 = 8 х 0,125 = 1)

1.5. Найдите значения выражения: (14-2,46:3) х (0,25х4-0,2х5)                                           (Ответ: 0).

2.(Учитель). Ребята! Возьмите карточку №1. Выполнив все задания, вы узнаете имя знаменитого ученого ХV века, который впервые описал правила вычисления с десятичными дробями.

1. Решите задачу.  Сколько кусков ленты по 2,5 м получится из мотка длиной 23 м?

        а)  9,2 – К                    б) 7,5 – О                      в) 9,6 – С

2. Уменьшите число 81,48 в 4 раза.

            а) 4,3 – И                б) 20,37 – А              в) 10,6 –  Н.

3. Разделите 0,035 на 0,25.

          а) 0,14 – Ш             б) 8 – А              в) 9 – Б.

4.Выполните действия: 1,65 : 0,5 – 1,25

        а)2,05 – И                 б) 1,5 – Л           в) 150 – Р.

(Учитель проверяет, получилось слово Каши).

(Учитель). Решать задачу облегчения вычислений ученые начали еще с древних времен. Но только в ХV веке самаркандский астроном Каши в трактате «Ключ к арифметике» разработал полную теорию десятичных дробей и подробно изложил правила действий с ними. Труды Каши долгое время были неизвестны европейским ученым. А потребность в упрощении вычислений с десятичными дробями возрастала все больше и больше. Это было связано с развитием техники, производства, мореплавания, торговли. Нужно было быстро и точно вычислять, а действия с обыкновенными дробями не давали возможности делать это. Прошло полтора века после открытий ал-Коши, и вот талантливый фламандский инженер  и ученый Симон  Стевен в своей книге «Десятая»  описал арифметические действия с десятичными дробями. Он же ввел для них символику, которая приближалась к современному виду. Популяризация десятичных дробей является огромной заслугой Стевина перед наукой. Обычно он признается и их изобретателем»

 3. (Учитель). Ребята! Мы с вами уже убедились в том, что действия с десятичными дробями проще, чем с обыкновенными дробями.

Например. Что больше:  3 : 4   или   2 : 5?

(Кто-нибудь из ребят предлагает записать эти дроби в виде десятичных дробей, затем сравнить их: 0, 375   0,4). 

4. Физкультурная разминка.

Муми-троль наш потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развёл
Книгу видно не нашёл,
Чтобы книгу нам достать
Надо на носочки встать.

5. (Учитель) А сейчас, ребята, я прошу вас вспомнить правила действия с десятичными дробями.

Найдите пропущенное число:

а) 10 × у = 8                      в) 4,8 : у  = 6                           д) 0,1 × Х = 17

б) 4 × а = 2,4                     г) 0,3 × b = 0,66                     е)  2,25 : с = 1,5

6. (Учитель). Ребята! Сейчас вы будете выполнять задания по вариантам.

Задание для первого варианта: Выполнив все задания ( число-буква), вы отгадаете название птицы, которая может бегать под водой.

О

Я

А

П

К

Л

Вычисли:

17,4 : 0,6

29

10

1

0,1

0,01

97

Реши уравнение

2 х а = 12,4

6,02

6,21

62

0,62

60,2

6,2

Найди значения

3,74 : 0,01

3,74

374

37,4

0,374

3,074

30,74

Выполни деление    1,5 : 0,4

6

60

0,06

3,75

600

0,006

Выполни деление

7,2 : 0,9

0,8

0,08

80

6

8

9

Реши уравнение

d : 3,7 = 8

3,1

29

29,6

4,03

5,3

5,03

    Эта наземная птица может бегать под водой. Ее любимая пища – водные насекомые, за ними она охотится, бегая по дну ручья и распустив крылья, чтобы вода не выталкивала ее на поверхность.                             (Ответ: оляпка)

Задание для второго варианта: Выполнив все задания ( число-буква), вы отгадаете название рыбы, которая живет в Тихом океане, а на нерест уходит в одну из рек, впадающую в Тихий океан.

К

Я

А

Т

К

Е

Вычисли:

133,111 :2,2

60,505

10

1

0,1

0,01

97

Вычисли:

2639,58 : 8,7

6,02

6,21

62

0,62

60,2

303,4

Найди значения

46,98 : 1,16

3,74

374

37,4

40,5

3,074

30,74

Выполни деление

333 : 0,8    

6

60

416,25

0,6

600

0,006

Самое интересное, что они без ошибки найдут ту же самую реку, пройдут те же пороги, которые проходили их родители, и на том же самом месте устроят новые гнезда.

                                 Ответ : Кета

7. «Черный ящик» . (Учитель). Предмет, который находится в «черном ящике» применялся для письма и рисования уже в ХVI веке. Слово произошло от тюркского «кара»-черный и «таш»-камень.

…Об этом существуют легенды, загадки…  Например:  

                                                            Черный Ивашка,

                                                             деревянная рубашка

                                                                где пройдется,

там след остается.

(Ответ: Карандаш)

(Приз достается тому, кто первый отгадает).

11. А сейчас давайте отдохнем и выполним задачи на смекалку и внимание

1. Три друга - Коля, Витя, и Миша – решили купить шайбу, которая стоит 1 рубль. У Коли и Вити было по 0,25 р., а у Миши – 0,45 р. Будут ли они вечером играть в хоккей?

(Ответ: нет)

2. Антон лег спать 23 февраля в 19 часов и завел будильник, чтобы он разбудил его утром в 8 часов. Сколько часов спал Антон, если предположить, что он сразу уснул?

(Ответ: 1 час)

3. Одно яйцо варится 4 мин. Сколько времени будут вариться 5 яиц?

                               (Ответ: 4 мин)

Заключение.

Дорогие ребята! Закончить урок я хочу такими словами венгерского математика Д. Пойа: «Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать, или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путем подражания или упражнения».

Подведение итогов урока.

Карточка 1

1. Решите задачу.  Сколько кусков ленты по 2,5 м получится из мотка длиной 23 м?

        а)  9,2 – К                    б) 7,5 – О                      в) 9,6 – С

2. Уменьшите число 81,48 в 4 раза.

            а) 4,3 – И                б) 20,37 – А              в) 10,6 –  Н.

3. Разделите 0,035 на 0,25.

          а) 0,14 – Ш             б) 8 – А              в) 9 – Б.

4.Выполните действия: 1,65 : 0,5 – 1,25

        а)2,05 – И                 б) 1,5 – Л           в) 150 – Р.

Карточка 2

Задание для первого варианта: Выполнив все задания ( число-буква), вы отгадаете название птицы, которая может бегать под водой.

О

Я

А

П

К

Л

Вычисли:

17,4 : 0,6

29

10

1

0,1

0,01

97

Реши уравнение

2 х а = 12,4

6,02

6,21

62

0,62

60,2

6,2

Найди значения

3,74 : 0,01

3,74

374

37,4

0,374

3,074

30,74

Выполни деление    1,5 : 0,4

6

60

0,06

3,75

600

0,006

Выполни деление

7,2 : 0,9

0,8

0,08

80

6

8

9

Реши уравнение

d : 3,7 = 8

3,1

29

29,6

4,03

5,3

5,03

    Эта наземная птица может бегать под водой. Ее любимая пища – водные насекомые, за ними она охотится, бегая по дну ручья и распустив крылья, чтобы вода не выталкивала ее на поверхность.                        

Задание для второго варианта: Выполнив все задания ( число-буква), вы отгадаете название рыбы, которая живет в Тихом океане, а на нерест уходит в одну из рек, впадающую в Тихий океан.

К

Я

А

Т

К

Е

Вычисли:

133,111 :2,2

60,505

10

1

0,1

0,01

97

Вычисли:

2639,58 : 8,7

6,02

6,21

62

0,62

60,2

303,4

Найди значения

46,98 : 1,16

3,74

374

37,4

40,5

3,074

30,74

Выполни деление

333 : 0,8    

6

60

416,25

0,6

600

0,006

Самое интересное, что они без ошибки найдут ту же самую реку, пройдут те же пороги, которые проходили их родители, и на том же самом месте устроят новые гнезда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: