урок математики по теме "Отношения" 6 класс
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

Федорова Светлана Анатольевна

Урок изучения нового материала по теме «Отношения» 

Математика 6 класс

Цели:

  • Создать условия для осознания и осмысления нового математического понятия «отношение»; показать правила записи и прочтения отношений;
  •  Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать; развивать внимание, воображение учащихся, их кругозор, культуру математической речи, прививать интерес к изучению математики.
  •  Воспитательные: воспитание аккуратности, чувство коллективизма, самоконтроля.

Оборудование:

  • Видеопроектор;
  • Презентация к уроку в среде Power Point;
  • Карточки для актуализации знаний и теста;
  • Сопроводительный материал к уроку.

 

Урок сопровождается презентацией созданной в программном продукте  Power Point, переход между слайдами осуществляется с помощью щелчка мыши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока55.5 КБ
Office presentation icon презентация к уроку2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Алексеевская средняя общеобразовательная школа №1 Алексеевского района РТ

 учитель математики

1 квалификационной категории

Федорова Светлана Анатольевна

Тема урока  «Отношения»  математика 6 класс

Цели:

  1. Создать условия для осознания и осмысления нового математического понятия «отношение»; показать правила записи и прочтения отношений;
  2. Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать; развивать внимание, воображение учащихся, их кругозор, культуру математической речи, прививать интерес к изучению математики.
  3. Воспитательные: воспитание аккуратности, чувство коллективизма, самоконтроля.

Оборудование: Видеопроектор, презентация к уроку в среде Power Point, карточки для актуализации знаний и теста, сопроводительный материал к уроку.

1. Организационный момент. СЛАЙД 2

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

В математики мир  отправляемся смело,

В мир примеров и разных задач.

А девизом нашего урока буду такие слова:

Думать - коллективно!

Решать - оперативно!

Отвечать - доказательно!

Бороться - старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

2. Начнем наш урок с повторения изученного материала.

Устный счет (СЛАЙД  3). У вас на столах листочки с номерами, ответы на вопросы записываем словами.

1 вопрос. Чему равна целая часть произведения .

2 вопрос. Найти частное 0,9:0,3.

3 вопрос. Как называется дробь  ? Правильная и …

4 вопрос. Найти значение выражения  ?

5 вопрос. Чему равна целая часть частного 0,8:  ?

6 вопрос. Количество дней в неделе?

7 вопрос. Найти целую часть значения выражения  ?

8 вопрос. Чему равно значение выражения  ?

9 вопрос. Последняя буква в алфавите?

Проверьте полученные ответы и найдите в них спрятанное слово.

Ответы (СДАЙД 4):

1. Одна.

2. Три.

3. Несократимая.

4. Одиннадцать.

5. Шесть.

6. Семь

7. Ноль.

8. Три  двадцать вторых.

9. Я

Каковы ваши ассоциации с этим словом, как вы думаете, в математике оно встречается?

3. Мотивация урока.

При решении разнообразных практических  задач часто приходится сравнивать величины между собой и находить отношение величин, выраженное целым или дробным числом.

И сегодня на уроке мы поговорим об отношении двух чисел.

  1.  Изучение нового материала.

Для того, чтобы объяснить смысл отношения послушайте условие задачи: «В  классе 16 учеников. Из них 3 мальчика и 13 девочек» давайте вместе ответим на следующие вопросы:

  1. Какую часть класса составляют девочки?      
  2. Какую часть класса составляют мальчики?    
  3. Какую часть количество мальчиков составляет от числа девочек?
  4. Во сколько раз девочек больше мальчиков?    

Открыли тетради и посчитали, сколько листов исписано, а сколько чистых? Запишем число, классная работа.

Представьте в виде частного отношение исписанных листов к чистым.

Какие получились у вас дроби?

А сейчас на примерах некоторых задач постараемся понять это новое определение.

СЛАЙД 5-12

 Частное двух чисел а и в, отличных от нуля,  называют отношением этих чисел или отношением числа а, к числу в. Отношение показывает, во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.

5. Электронная физкультминутка для глаз. (СЛАЙД 13,14)

6. Работа с учебником.  (СЛАЙД 15)

Решить №727.

Свинец -1,52 кг.   Сплав 1,52+0,76 =2,28 кг.

Олово – 0,76 кг.

Свинец составляет   части сплава.

Олово составляет      часть сплава.

 №728. 

Сам.работа  - 20 мин.

Урок -45 мин.

части заняла сам.работа.

7.Закрепление нового материала.

Проведение теста. (СЛАЙД 16)

В букете 7 роз, 6 гвоздик, 5 ромашек. Найти отношение:

1. Количества роз к количеству гвоздик.

2. Количества ромашек к количеству гвоздик.

3. Количества роз к общему количеству цветов в букете.

4. Количества гвоздик к общему количеству цветов.

5. Ромашек к сумме роз и гвоздик.

8. Историческая справка.  (СЛАЙД 17)

В древности и почти на всём протяжении средних веков под числом понималось только натуральное число, собрание единиц, полученное в результате счета. Отношение же будучи результатом деления одного числа на другое, не считалось числом.

Но уже в трудах среднеазиатских математиков Омара  Хайяма (1048- 1131), Насирэддина ат – Туси (101 – 1274)  высказана мысль о том, что отношение есть число и что над отношениями можно производить все действия, которые производятся над целыми числами.

Явно новое определение  числа было дано впервые в 17 веке гениальным английским ученым Исааком Ньютоном. В своей  «Всеобщей арифметике он писал: « Под числом мы понимаем не столько множество единиц, сколько отвлеченное отношение какой – нибудь  величины к другой величине того же рода, принятой нами за единицу»

9. Итоги урока. Д/з.

Что называют отношением двух чисел?

Что показывает отношение двух чисел?

Как узнать какую часть число а составляет от числа b? Приведи пример.

Прочти вслух разными способами 35 : 27.

(СЛАЙД 18)Выучить п.19. Решить № 751, 752, 754.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков математики в 5 классе. учебник Г.В.Дорофеев, Л.Г. Петерсон, «Математика 5 класс», 5 часов в неделю.

планирование представлено в виде таблицы, указаны тема, количесво часов на каждую тему, тип урока, результаты обучения и оборудование для урока....

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

Личностно-ориентированная технология на уроках математики. Урок математики в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Личностно-ориентированный подход создает особые отношения между школьниками, между учителем и учеником. Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий норматив...

Планирование урока математики для 5 классов на тему: «Позиционные системы счисления». (Урок изучения нового материала) УМК "Математика. Психология, Интеллект" (МПИ)

Цели урока:·        Обучающие: ввести понятие "позиционная система счисления", создать его образное сопровождение, исследовать и обобщить его ее основные особенности...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Урок математики в 5 классе "Экологические проблемы на уроках математики" (урок и презентация)

Тема урока: Экологические проблемы на уроках математики.Тип урока: урок-исследование.Учащимся в течение урока будут предложены задачи экологического содержания. В частности одна задача касется учебнни...

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...