Урок проценты
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Сафарчева Ирина Ивановна

 

Тема урока: Проценты

Цели урока:

дидактические:  сформировать понимание необходимости     знаний           процентных                    вычислений  для решения большого круга задач, показав          широту                          применения процентных  расчетов  в реальной жизни; решать основные              задачи на проценты;

 развивающие: развивать память, логическое мышление, навык самостоятельной                             работы, прививать учащимся основы экономической грамотности.

воспитывающие: воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению одноклассников, умения выражать и отстаивать собственное мнение.

    Тип урока: урок закрепления изученного материала.

 

    Оборудование и материалы к уроку:  презентация, составленная к уроку в программе PowerPoint, компьютер с проектором, экран, лист оценивания, сигнальные карточки (зеленые, красные, желтые).

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

 общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 80

г.о. Тольятти

     

Предмет            математика

Тема урока       Проценты

Тип урока          урок закрепления пройденного материала

Класс                 5 Б

Учитель            Сафарчева Ирина Ивановна

Тема урока: Проценты

Цели урока: 

дидактические:  сформировать понимание необходимости     знаний          процентных                 вычислений  для решения большого круга задач, показав         широту                         применения процентных  расчетов  в реальной жизни; решать основные                 задачи на проценты;

 развивающие: развивать память, логическое мышление, навык самостоятельной                         работы, прививать учащимся основы экономической грамотности.

воспитывающие: воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению одноклассников, умения выражать и отстаивать собственное мнение.

    Тип урока: урок закрепления изученного материала.

    Оборудование и материалы к уроку:  презентация, составленная к уроку в программе PowerPoint, компьютер с проектором, экран, лист оценивания, сигнальные карточки (зеленые, красные, желтые).

           План урока:

  %   Организационный момент

  %   Беседа

  %   Устная работа

  %   Систематизация знаний

  %   Решение задач на проценты

  %   Тест

  %   Итог  урока  

  %   Домашнее задание

Ход урока

Числа правят миром

Пифагор

1.Организационный момент.

        Сообщение темы и целей урока.

2.Беседа "Проценты в прошлом и настоящем", сопровождаемая компьютерной презентацией.

                Процент - одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Так, мы часто читаем или слышим ,что ,например, в выборах приняли участие 52,5% избирателей, рейтинг победителей хит-парада равен 75%,промышленное производство сократилось на 11,3%,уровень

инфляции составляет 8%,молоко содержит 3,2% и т.д.

                Слово" процент" происходит от латинского слова pro centum ,что буквально означает "за сотню" или "со ста". Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают части целых чисел в одних и тех же сотых долях.

Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях родилась еще в древности у вавилонян, которые пользовались шестидесятеричными дробями. Уже в клинописных табличках вавилонян содержатся задачи на проценты.

                 Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, пользуясь пропорцией. Денежные расчеты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги ,которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. От римлян проценты перешли к другим народам.

                В средние века в Европе в связи с широким развитием торговли особенно много     внимания обращали на умение вычислять проценты. В то время приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов. Отдельные конторы для облегчения труда при вычислениях процентов разрабатывали свои таблицы, которые составляли секрет фирмы.

                Впервые опубликовал таблицы для расчетов процентов  в 1584г. Симон Стевин -инженер из города Брюгге (Нидерланды). Стевин известен замечательным разнообразием научных открытий, в том числе - особой записи десятичных дробей.

                Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем  область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике.

                Знак "%" происходит, как полагают , от итальянского слова cento (сто),которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего  упрощения в скорописи буквы t в наклонную черту произошел современный символ для обозначения процентов.

        1%=0,01

3.Устная работа.

                        а) Представьте данные десятичные дроби в процентах:

0,5   0,24  1,3  15

0,01 3,2  20,5  10

                        б)    Представьте проценты десятичными дробями:

2%  12,5%  0,06%

0,01% 510% 32,8%

4.Систематизация знаний.

Основные понятия, связанные с процентами:

                        

Слайд

а) Нахождение процентов данного числа.

Количество         %

1200 шт            100

x шт                32

х=(1200*32):100=384

 Ответ: 384 шт

Слайд

б) Нахождение числа по его процентам.

Количество        %

х чел                 100

12чел               30

х=(12*100):30=40

Ответ: 40чел

        

Слайд

в) Нахождение процентного отношения чисел.

Количество      %

1800 га      100

558 га        х

х= (558*100):1800=31

Ответ:  31%

5.Решение задач на проценты.

Задача 1.(Распродажа.)

Зонт стоил 360 р. В ноябре цена зонта была снижена на 15%,а в декабре еще на10%.Какова стала стоимость зонта в декабре?

Количество       %

360 р.            100

х р.               15

х= (360*15):100=54(р) снизилась  цена в ноябре

Количество    %

360-54=306 р.   100

х р.                    10

х=(306*10):100=30,6(р) снизилась цена  в декабре

306-30,6=275,4(р)

Ответ: 275 рубля 40 копеек  

Задача 2.(Зарплата.)

При приеме на работу директор предприятия предлагает зарплату 4200 р.

Какую сумму получит рабочий после удержания 13 % налога на доходы физических лиц?

Количество         %

4200 р.             100

х р.                  13

х=(4200*13):100=546(р) налог

4200-546=3654(р) получит рабочий

Ответ: 3654 рубля

Задача 3.(Штрафы.)

        Занятия ребенка в музыкальной школе родители оплачивают в сбербанке, внося ежемесячно 250 р.Оплата должна производиться до 15 числа каждого месяца, после, чего за каждый просроченный день начисляется пеня в размере 4% от суммы оплаты занятий за один месяц. Сколько придется заплатить родителям, если они просрочат оплату на неделю?  

Количество             %

250 р.                     100

х р.                         4

х=(250*4):100=10 (р.) составляет размер пени за день

250+10*7=320(р.) заплатят

Ответ: 320  рублей

6. Тест (с использованием сигнальных карточек: а-красный, б- желтый, в- зеленый)

                1.Процент-это:

                                                а) тысячная часть числа;        

                                                            б) сотая часть числа;

                                                      в) десятая часть числа.

                2 . 50 %  от числа равны:

                                                а)1/5 его части;

                                                б)1/20 его части;

                                                в)1/2 его части.

                3.0,5 учащихся пятого класса-девочки. Девочки в классе составляют:

                                                а) 5%;

                                                б) 50 %;

                                                в) 20 %.

7. Итог урока.  

- Достигли мы цели урока?

- Что вам понравилось на этом уроке?

8. Домашнее задание:

                 № 1572,1574,1580(для 1группы), №1575,1579 (для 2 группы),

                     придумать три задачи самим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Проценты. Решение задач"

Урок математики в 5 классе.Тема урока: Проценты. Решение задач.Цели урока: -повторить алгоритмы решения задач:1). На нахождение процентов от числа.2). Нахождение по процентам всего числа.-познак...

Бинарный урок - путешествие (Математика-биология) Прогулка в лес. Тема урока: Проценты

Бинарный урок-путешествие  "Прогулка в лес"(математика-биология)Тема урока математики: ПроцентыКласс: 5Урок обобщения пройденного материалаВремя: 45 минутЦели урока:отработка знаний, умений и нав...

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»

         Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты»  Цель : 1.Решение задач на проценты.            2....

Презентация к уроку "Проценты"

Презентация может быть использована на уроках математики в 5 классе при похождении темы "Проценты" или для повторения понятия "процент"...

Презентация к уроку "Проценты в нашей жизни"

Презентация используется при обобщении темы "Проценты"...

Презентация к уроку "Проценты" в 5 классе. Материал полезен и для повторения темы проценты и 6 классе и в 9 классе по подготовке к ГИА. Разобраны все типы задач. Приведены образцы решения двумя способами.

Материал подготовлен для учащихся 5 класса для изучения темы "Проценты". Так же эти слайды будут полезны для повторения этой темы в 6 классе, и для подготовки к ГИА в 9 классе. Здесь разобраны все тип...

разработка урока "Проценты. Основные задачи на проценты"

Краткое изучение темы «Проценты» в 5 классе не дает больших результатов. Учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут полноценное представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На...