развитие устной речи на уроках математики
статья по алгебре (6 класс) на тему

Малежик Елена Александровна

размышление о проблеме устной речи учащихся, возможные формы работы для улучшения качества речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_ustnoy_rechi_na_urokah_matematiki.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие устной речи на уроках математики»

Автор Малежик Елена Александровна учитель математики ГБОУ СОШ №119 Санкт-Петербурга

По существующим программам математика как предмет школьного курса призвана вырабатывать вычислительные навыки, воспитывать логическое мышление, овладевать тем объёмом научных открытий, которое накопило человечество за предыдущие две с лишним тысячи лет своего активного интеллектуального развития.

        Объём материала, который ученик должен усвоить велик. Урочное время сжато до предела. В погоне за наработкой навыков деятельность ученика сводится к письменным работам. Расплата за такой вид обучения наступает, когда начинается курс геометрии. Полная неспособность связно изложить идею, даже если она есть, последовательно и в нужных терминах провести доказательство теоремы или задачи. В алгебре это проявляется , например, в ужасном написании пояснений к составлению уравнений, хотя само уравнение составлено и решено верно. К этому стоит прибавить, что не все дети владеют в полном объёме развитой речью. Многие, в силу социальной отсталости, не избавились к 5 классу от логопедических проблем, и палитра сравнительных речевых оборотов оставляет желать лучшего.

        На уроках математики считается неуместным диалог, потому что это приоритет литературы или истории. В конечном счёте на выпуске учащиеся лучше изъясняются в письменном виде нежели в устной форме. Редко кто выбирает экзамены по геометрии и литературе. Государственная итоговая  аттестация 9 класса предусматривает зачёт экзамена по геометрии (если кто-то его выбрал) при решении двух геометрических задач в модуле первой части. А как же услышать связную, логическую речь экзаменуемого ученика?

        В наполненной информацией школьной программе прекрасно изложен материал и подобраны объяснительные примеры, продуманы тренировочные задания, но мало заданий, где ученик должен построить целую фразу для ответа, а не ограничится кратким «да» или «нет».

        Итак, противоречия между нашими стремлениями и действительностью:

  1.  По медико-педагогическому осмотру в общеобразовательной школе обучаются дети без отклонений от норм развития речи. На самом деле на 20 человек – 5 имеют проблемы  логопедического характера и отставание в развитии речи.
  2. Наполнение программы увеличилось, а часы преподавания сократились.
  3. Выдвигается концепция гармонично развитого человека, но из-за объёма материала уроки истории и литературы это монологическая речь учителя, а в математике преобладание письменной формы работы.

Желая преодолеть барьеры и «разговорить» учеников можно пользоваться различными приёмами, не уходя от классического урока. Например, в 5  и 6 классе хорошо проходят соревнования «Болтунов». На дом даётся скороговорка, а на следующем уроке двое её произносят на время. Штрафные секунды начисляются за ошибки в произнесении. Позже в 6-8 классах опросы по теории живо проходят в форме «Самое сильное звено» по открытым вопросникам к текущей теме. В период введения сведений о дробных числах и правил действий с ними, о целых числах и рациональных числах можно объявлять конкурс на занимательный рассказ-сказку. Участвуют, конечно, не все ребята, а только самые любознательные. Но остальные получают пример творчества и фантазии. Рассказ не зачитывается, а рассказывается автором – это обязательное условие конкурса. Прекрасной тренировкой речи служит игровой спектакль. Его постановка требует большого терпения, т.к. дети не готовы к импровизации, плохо запоминают тексты. Это требует многих репетиций, но результат прекрасный. На третьем проигрыше дети раскрепощаются и готовы заменять друг друга. На уроке с ними становиться легче заучивать и воспроизводить правила, они перестают относится к математике  как к наказанию. Сказку «Приключения великого НУЛЯ» я ставила с 5 классом и играли спектакль перед третьеклассниками. Малыши хорошо восприняли спектакль и активно отвечали на вопросы после просмотра: - Какие правила ты заметил в спектакле?

                                                 - Почему на Нуль делить нельзя? и т.д.

При знакомстве с новым термином или понятием фронтальная работа даёт хороший результат. Проговорив термин, ученик запоминает его и принимает для использования. У многих учащихся даже в языковых классах вызывает затруднение произнесение некоторых фраз «взаимно перпендикулярные прямые», « число а повторено множителем n раз», «четырёхугольник, стороны которого попарно параллельны называется параллелограммом», «основное свойство пропорции заключается в следующем: произведение крайних членов рано произведению средних». Надо не жалея времени дать столько устных заданий, чтобы каждый ученик проговорил фразу или термин вслух. В языковых классах фронтальной работы с терминами достаточно на первом уроке, а в общеобразовательном надо повторить её дважды или трижды,  день за днём. На каждом уроке надо добиваться ответов полными развёрнутыми предложениями и это должно войти в привычку.

Когда дело доходит до курса геометрии, я считаю не целесообразным заменять письменной работой устное изложение доказательства теорем. Можно проводить работу в малых группах, например зачёт по блоку теорем «Признаки и свойства параллельных прямых», «Признаки равенства треугольников», «Признаки равенства прямоугольных треугольников» и т.д. Учащиеся, слушая своих товарищей, учатся, а рассказывая, совершенствуют свои знания.

        Подводя черту под своими рассуждениями, хочу сказать, что фронтальная работа, работа в малых группах,  «разминки» в начале урока, диалог при поиске решения задач – это всё приёмы, которые укладываются в схему классно-урочной системы.

Результаты овладения устной речью на уроках математики, конечно, не 100%, но учащиеся выгодно отличаются тем, что готовы высказать свою идею по решению проблемы, не боятся выходить к доске, с 7 класса с ними  легко проводить работу в группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема развития устной речи на уроках английского языка

Проблема развития устной речи на уроках английского языка всегда остро стояла. Для того чтобы научиться разговаривать на английском свободно, нужно практиковать речь и во время речи применять правила,...

Развитие устной речи на уроках профессионального трудового обучения

Выступление на ШМО учителей трудового обучения: «Развитие устной речи на уроках профессионального трудового обучения»...

Статья.Развитие устной речи на уроках английского языка.

Овладение устной речью является достаточно сложной задачей и в родном языке, ведь это одновременное осуществление смысловой и языковой программы. Для грамотной и связной речи необходимо не только знан...

Метод игры в развитии устной речи на уроках английского языка

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источникам...