Развитие устной речи на уроках профессионального трудового обучения
материал (5 класс)

Смыкова Алёна Олеговна

Выступление на ШМО учителей

трудового обучения:

 «Развитие устной речи на уроках профессионального трудового обучения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

      МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

__________________________________________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                          8 (496)249-00-55;  8(496)247-68-02        

        

                                                                    

Выступление на ШМО учителей

трудового обучения:

 «Развитие устной речи на уроках профессионального трудового обучения»

Подготовила и выступила:

учитель: Смыкова Алёна Олеговна

г. Клин – 2017

“Слово – наивысшая смысловая единица языка, свободно воспроизводимая в речи для построения высказываний” (Б.Н.Головин)

Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к трудовой деятельности.

 Понимание речевой информации не является врожденной способностью, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Речевые нарушения, встречающиеся у обучающихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими речевой информации на уроках труда и программ гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает теоретический материал по трудовому обучению, с трудом понимает речевую инструкцию, а, следовательно, или совсем не выполняет ее, или выполняет с ошибками. 

Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барьеры в процессе общения, т. к. они испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи, что в целом и характеризует специфику интеллектуального нарушения. Именно поэтому формирование устной речи как средства коммуникации выступает в качестве ведущей задачи коррекционного обучения.

Своевременное  целенаправленное устранение нарушения речи умственно отсталых детей (нарушениями интеллекта)  способствует развитию их мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, помогает их более полной социализации.

Социальный опыт приобретается в деятельности. Маленький ребёнок подражает поведению взрослых, усваивает их привычки. При этом нельзя сказать, что подобное отражение является лишь копированием. Ведь родители, педагоги не только демонстрируют «способы жизни», но и учат ребенка использовать их. Когда ученику не только показывают технологию работы, но и объясняют, что он делает и зачем, какого результата следует добиваться, тогда формируются реальные знания, которые в дальнейшем осознанно используются.

Поэтому большое значение на уроках  имеет развитие устной речи учащихся. Речь умственно отсталых  учащихся характеризуется однословными предложениями, особенно на уроках трудового обучения. Иногда учитель не обращает внимание на неполные речевые понятия, которые отражают слабую степень развития отвлеченного мышления учащихся, а следовательно, и неудовлетворительно, проведенную коррекционно-воспитательную работу.

Если ученик не может рассказать о ходе выполнения предстоящей работы, это значит, он не осмыслил задание и самостоятельно не сможет выполнить все необходимые рабочие операции.

В ходе практического выполнения  задания и на уроках  учащиеся должны уметь давать отчет в полных предложениях о проделанной работе. Давать характеристику своей работе, и работе товарищей. В младших классах учащиеся характеризуют изделие по ранее заданным ориентирам, а в старших классах более самостоятельно.

В словаре по каждой теме даются необходимые слова и термины, которые используются впервые, при повторении и закреплении речевого материала -  ранее изученные. Чтобы новые слова и термины лучше усваивались, они не только заучиваются устно, но и записываются в тетрадь. Также ведется работа по восприятию их на слух.

Следует внимательно относиться к задаваемым учениками вопросам, отвечать на них доброжелательно, спокойно, просто. Если тот или иной вопрос остается без ответа или вызывает резкое замечание со стороны взрослого, то в следующий раз не каждый ребенок решится о чем-либо спросить.

Важно поставить детей в условия необходимости общения, вызвать побуждение к обмену мыслями и впечатлениями на основе все большего усложнения различного рода выполняемой ими деятельности.

Успехи развития речи в значительной степени зависят от любознательности ребенка, от его стремления получить все новые и новые сведения о различных объектах. Поэтому очень важно пробудить у школьников интерес к окружающему, стимулировать учащихся к обогащению опыта. Это в свою очередь подготовит почву для того, чтобы учить детей ставить вопросы и отвечать на них.

Развитию устной речи учащихся способствует устная проверка знаний. Наиболее широко в школе используется индивидуальный опрос.

По традиции учитель называет тему, по которой будет осуществляться проверка, затем обращаясь к классу задает вопрос, после чего вызывает кого-либо из учащихся. Это дает возможность всем собраться с мыслями и приготовиться к предстоящему ответу. Активность класса повышается, если учитель привлекает всех к дополнению неполных ответов и исправлению ошибок. Особенно увлекателен  прем самоконтроля. Он заключается в том, что двое вызванных учащихся выступают в роли учителя и ученика. Тот, кто выступает в роли учителя, самостоятельно составляет и задает вопросы, другой отвечает на них. Учитель при этом следит за быстротой и логикой построения вопросов и за правильностью ответов. Затем учащиеся меняются ролями. Этот метод способствует развитию мышления, ориентировке их в учебном материале и находчивости.

Значительно развивается устная речь учащихся с применением карточек-заданий.  Появляется больше возможностей проконтролировать деятельность учащихся, своевременно увидеть и исправить их ошибки в работе. Используя карточки-задания, учитель имеет больше возможностей индивидуально подходить к обучению школьников. Он может дать карточку для самостоятельного изучения отстающему или пропустившему занятия. Наконец, карточки позволяют в плавном порядку организовать повторение и систематизацию изученного материала и являются путеводителем школьников в самостоятельном познании процесса труда и в развитии устной речи учащихся.

Загадки развивают догадливость, сообразительность. В настоящее время я использую загадки на всех уроках. Они оживляют занятие, учат детей сравнивать предметы по цвету, величине, назначению. Такие упражнения расширяют кругозор воспитанников, уточняют и пополняют знания об окружающем мире. Загадки способствуют формированию интеллектуальных качеств, побуждают к творчеству.

Работа по развитию у детей навыков доказательств при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки, способствует развитию навыка построения сложных  предложений. Разные загадки об одном предмете активизируют словарь, показывают, как дети понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку.

Можно провести игру «Я тебе не верю».   

Цель: закреплять навыки речи - доказательства, учить детей отгадывать загадки.       Ход игры:   Класс делится на 2 команды, затем учитель  поочередно загадывает каждой команде загадку. После того, как команда называет отгадку, соперники сообщают, что не верят правильности ответа, поэтому необходимо построить четко аргументированное доказательство. Побеждает тот, кто наиболее убедительно доказывает отгадку, кто полнее и точнее ее объяснит.

Умение рассказывать закрепляется в играх. Рекомендуется разыгрывать простые инсценировки для кукол, для малышей или товарищей, участие в художественной самодеятельности школы. Таким образом, любая методика обучения связной речи должна дополняться разнообразными формами работы в повседневной жизни.

Речевые упражнения играют большую роль в развитии связной речи учащихся. Поэтому необходимо широко и систематически применять их в практике обучения. Речь является и способом формирования мысли, непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. При важнейшем участии речи человек приобретает сведения об окружающей действительности, овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает социальные ценности.

Развитая речь школьника – залог его успешного обучения. Успехи учащегося в связной речи способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности, обеспечили и определили высокие результаты работы по всем предметам.

   Целенаправленная систематическая работа по развитию речи учащихся способствует общему развитию  школьников, формирует их личностные качества.                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей на уроках профессионально трудового обучения в коррекционной школе».

Обобщение передавого педагогического опыта в коррекционной школе 8 вида г. Поронайска....

Доклад на педчтение: «Пути и средства трудового коррекционно-развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»

План1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернат.2. Основная     часть.   Воспитание   стойких интересов к пр...

Коррекционное развитие способностей учащихся на уроках профессионально-трудового обучения.

Образование детей с ограниченными возможностями предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей условия для получения образования в пределах...

Развитие детей с ОВЗ на уроках профессионально-трудового обучения.

Развитие умственно отсталого ребёнка в обучении является важной задачей педагогической коррекции.Процесс обучения умственно отсталых детей имеет существенную специфику. Она проявляется в более н...

Доклад "Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально-трудового обучения".

В докладе рассмотрены основные направления и приемы развития самостоятельности на уроках профессионально-трудового обучения....

Развитие творческих способностей на уроках профессионально - трудового обучения

Презентация на тему"Развитие творческих способностей на уроках профессионально - трудового обучения"...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья на тему "Развитие творческих способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально - трудового обучения"...