Решение уравнений содержащих параметры
презентация к уроку по алгебре (11 класс) по теме

Юсуфова Гюльмира Адильевна

С этой работой мы выступали в Москве на конкурсе "Леонардо".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_uravneniy_soderzhashchih_parametry.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение уравнений, содержащих параметры. Выполнил: ученик 11 класса гимназии №3 г.Дербента Мамедов Эльгар Судефович

Слайд 2

Цель работы: выявить наиболее рациональные решения, быстро приводящие к ответу . Гипотеза исследования: позволит ли применение разработанной на основе общих методов решения уравнений, содержащих параметры, методики их решения учащимся решать уравнения, содержащие параметры, на сознательной основе , т.е.выбирать наиболее рациональный метод решения, применять разные методы решения.

Слайд 3

Линейные и квадратные уравнения, содержащие параметр. F ( a , x )=ƒ( a ) x 2 +g(a) x+h (a ). 1.f(a )=g(a)=h(a)=0, тогда x Є(-∞;+∞), 2. f(a )=g(a)=0 и h(a)≠0, тогда решений нет, 3. f(a )=0 и g(a)≠0, тогда x=- (ℎ(𝑎))/(𝑔(𝑎)) 4.f(a )≠ 0,D= ( a)-4ƒ(a)h(a)=0, тогда x=-(𝑔(𝑎))/2ƒ(𝑎) , 5.f(a )≠0,D<0, тогда решений нет, 6. f(a )≠0,D>0, тогда x=(−𝑔(𝑎)±√𝐷)/(2ƒ(𝑎 )).

Слайд 4

Пример: Решить уравнение 2 a *( a -2)* x = a -2 . Решение. Контрольными будут значения параметра а =0 и а = 2. Множество всех действительных значений параметра разбить на подмножества A 1 ={0}, A 2 ={2} и A 3 ={ a ≠0, a ≠2} Рассмотрим случаи . При a = 0 0 ∙ x = 2 уравнение не имеет корней При a =2 0 ∙ x =0 корень любое действительное число При a ≠0, a ≠2 x = = . Ответ: 1)если a =0,то корней нет; 2) если a =2, то x -любое действительное число; 3)если a ≠0, a ≠2,то x = .

Слайд 5

Дробно-рациональные уравнения, содержащие параметр, сводящиеся к линейным. Пример. Решить уравнение – = Решение. Значение а = 0 является контрольным. При а= 0 не имеет корней. Если а ≠0, то x 2 +2(1- a ) x + a 2 -2 a -3=0. =(1 – a ) 2 -( a 2 – 2 a – 3)= 4. x 1 = a +1, x 2= a –3

Слайд 6

Проверка. Исключим из найденных значений х такие, при которых x 1 +1=0, x 1 +2=0, x 2 +1=0, x 2 +2=0. Если x 1 +1=0, т.е.( a +1)+1=0, то a = – 2 Таким образом, при а = – 2 x 1 -посторонний корень уравнения (4), то x 2 = -5 Если x 1 +2=0,т.е.( a +1)+2=0, то a = – 3 Таким образом, при а =- 3 x 1 - посторонний корень уравнения (4), то x 2 = -6 Если x 2 +1=0,т.е.( a – 3)+2=0,то a =1. Таким образом, при a =1 x 2 - посторонний корень уравнения (4), то x 1 = 2 Если x 2 +1=0,т.е.( a – 3)+1=0,то a =2. Таким образом, при a =2 x 2 - посторонний корень уравнения (4), то x 1 = 3 Ответ: 1) если а = – 3, то х = – 6; 2) если a = – 2,то x = – 5; 3) если a =0, то корней нет; 4) если a =1,то x =2; 5)если a =2, то x =3; 6 ) если

Слайд 7

Иррациональные уравнения, содержащие параметр. Пример. Решить уравнение x - = 1 (6) Решение : = x -1 (7) 2 x 2 -2 x +(1- a )=0, = 2 a -1 . Особое значение: а = 0,5. Отсюда : при a >0,5 x 1,2 =0,5 . (1± ; при a =0,5 x =0,5 ; при a <0,5 уравнение не имеет решений . Проверка: при х = 0,5 не является решением (7) и уравнения (6 ). x 2 =0,5(1- - не удовлетворяет уравнению x 1 =0,5(1+ ) Ответ: 1)при a ≥1 x =0,5(1+ );2)при а <1 уравнение не имеет решений.

Слайд 8

Графический метод. Координатная плоскость ( х;а ). Пример. При каких значениях параметра а уравнение = x имеет два корня? Решение. Переходим к равносильной системе x 0 = a 0 = Из графика видно, что при - уравнение имеет 2 корня . Ответ: при < a ≤0 уравнение имеет два корня .

Слайд 9

Вывод: мы постарались выделить классы уравнений, содержащих параметр, и общие их методы решения, показать, что методы, изложенные в данной работе, применимы для решения всех видов уравнений, содержащих параметр .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геометрическая интерпетация при решении уравнений, содержащих знак модуля

Материал данного урока содержит "нестандартный" метод, который позволяет более эффективно решать уравнения, содержащие модуль, и, безусловно, может использоваться учителем как на уроках математики в 8...

Графическое решение уравнений, содержащих неизвестную величину под знаком модуля

Одной из  основных линий в изучении математики является тема «Решение уравнения». На уроках математики чаще используется аналитический метод решения уравнений. Но при решении уравнений также можн...

План конспект урка по алгебре " Решение квадратных уравнений содержащих параметры

План конспект урка по алгебре " Решение квадратных уравнений содержащих параметры...

План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"

План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"...

План -конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение дробно рациональных уравнений содержащих параметры"

План -конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение дробно рациональных уравнений содержащих параметры"...