ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
статья по алгебре по теме

Красницкая Валентина Алексеевна

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasnitskaya_ctapotitapovcka.rar341.53 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Красницкая  В. А., учитель математики  высшей категории

Старотитаровская  МБОУ СОШ № 18

cт. Старотитаровская, Темрюкский район, Краснодарский край, Россия

valentina.krasnitskaya@mail.ru

Москаленко О. Н., учитель математики I категории

МБОУ СОШ № 18,

ст. Старотитаровская, Темрюкский  р-он, Краснодарский кр., Россия

mockalenko00@mail.ru

         В эпоху стремительного развития высоких технологий, расширения информационного пространства формируется новый тип мышления,  меняются требования к личности.  Соответственно меняется и учебно-воспитательный процесс. Цель моей работы как учителя стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений, навыков и  опыта; осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей .

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии.

1. Проблемное обучение - это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности [1].  

         Задача учителя организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков.  На уроках не даем информацию в готовом виде, а строим урок так, чтобы ученики "открывали" новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы, что  обеспечивает более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и  творческих способностей личности [2].  

  Приведем пример  использования "проблемной ситуации "при изучении  темы в 6 классе « Сравнение, сложение и  вычитание дробей с разными знаменателями»:

а) Сравнить 7  и  3 ,         сложить  3  и  8 ,       вычесть   12  и  5

                    11     11                        17    17                       19     19

Вопрос: почему действие было выполнить очень просто?

(Одинаковые знаменатели)

б) Сравнить 1  и  1,         сравнить 1 и  1 ,      сравнить   1 и 1

                     3      5                          7     2                          8   12

Вопрос: почему с этим заданием вы справились легко?

(Одинаковые числители)

в) Выполнить действие   1  +  1,                        1 + 1 ,                         1 _ 1

                                         3      5                         7    2                           8   12

Поставлена проблема. (Привести к наименьшему общему знаменателю)

Учитель записывает на доске, учащиеся решают в тетради.

Поставлена новая проблема.

Можно по этому правилу выполнить следующие действия (числители и знаменатели разные)?

Сравнить 7  и  2 ,         сложить  5 и  2 ,       вычесть   7  и 3

                15    30                          7    3                         8     4

(Привести к наименьшему общему знаменателю)

Учащиеся приходят к выводу:  Чтобы сравнить   (сложить, вычесть) дроби  с разными знаменателями, надо:  1) привести  дроби к наименьшему общему знаменателю;   2) сравнить (сложить, вычесть)  полученные дроби.

Для создания проблемной ситуации на уроке используем  серию задач и примеров,  схем и графиков на которых изображается определенная учебная ситуация, требующая самостоятельных размышлений учеников, для высказывания  обобщений и гипотез. Считаем, что главная ценность  проблемного обучения состоит в том, что ученики имеют возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы.

2. Технология использования в обучении игровых методов -это расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности [1].

При изучении тем "Симметрия относительно точки", "Симметрия относительно прямой" учащимся дается творческое домашнее задание: изобразить фигуры, имеющие центр симметрии, ось симметрии. Выполнять работы можно как угодно: нарисовать, наклеить: 

Симметрия относительно точки:

Симметрия относительно  прямой:

3.  Проектные методы обучения - это методика, которая дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению [1]. 

        Большинство  учащихся привлечено к проектной деятельности, имеются авторские  разработки  в электронном виде: презентации  по темам «Пропорция», «Подобные треугольники», «Пифагор»,  « Наша станица - история в задачах», «Черное море – экология в задачах », « Математика-царица наук».

4. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)-это сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей [1].

Работа группы - это выполнение ряда задач в определённой последовательности: сбор информационных материалов и исходных данных, обсуждение полученных результатов и их оформление, подготовка выступлений, само выступление.

          Например, при изучении в 8 классе темы теоремы Виета  класс разбит на пять групп, каждой из которых дается задание решить приведенное уравнение. После его решения один представитель от каждой группы выходит к доске и заполняет соответствующую строку в таблице:

Уравнение

b

c

Корни

Сумма корней

Произведение корней

Х2 +11 Х -12 = 0

11

-12

 Х 1=1,    Х 2= - 12

-11

-12

Х2 – 6 Х – 7 = 0

-6

-7

Х 1 = 7,     Х 2= - 1

6

-7

Х2 + 3 Х – 10 = 0

3

-10

Х 1  = - 5,   Х 2=2

-3

-10

Х2+ 5 Х + 6 = 0

5

6

 Х 1 = - 3,    Х 2= - 2

-5

6

Х2– Х – 12 = 0

-1

-12

Х 1 =  4,    Х 2= - 3

1

-12

 Предлагаем учащимся сравнить сумму и произведение полученных корней с коэффициентами b и c и выдвинуть гипотезу. Ученики видят, что сумма корней равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком,  а произведение корней равно свободному члену.   Подтверждаем сделанное предположение, сообщая, что данное утверждение называется теоремой Виета, обращая внимание учащихся, что эта теорема справедлива для приведенных квадратных уравнений:

Теорема   Виета: Если х1, х2 – корни уравнения x2 + px + q = 0, то х1 + х2 = –р;    х1 · х2 = q.

Групповая деятельность позволяет активно развивать у школьников основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. По мнению психологов, при совместной деятельности ребята,  объединённые в группу, решают творческие задачи эффективнее, чем каждый из членов группы в отдельности [3].

5. Исследовательские методы в обучении - это возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения, для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника [1].

 На  уроках  часто используем задачи исследовательского характера. Ставим школьников в такие условия, чтобы они умели проводить исследование (ставить вопрос о существовании решения, о числе решений, об особых случаях, какие могут представиться) при рассмотрении каждой задачи, особенно такой, которая ставится в общем виде.  Например, при решении задачи 7 класса по геометрии «Один из углов равнобедренного треугольника равен 400. Найдите углы треугольника» ребята быстро находят одно из решений 40,40,100. Тогда советуется построить равнобедренные треугольники  и постараться найти другое решение или доказать, что решений больше нет. Путем рассуждений они приходят к другому ответу 40,70,70. И уже могут объяснить, почему больше не существует решений.  Исследовательский метод обучения позволяют активизировать познавательную активность учащихся, развивают мышление, способствуют привитию  интереса к предмету.

6. Информационно-коммуникационные технологии – это изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. 

Использование ИКТ на уроках математики  позволяет:

сделать процесс  обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;

эффективно решать проблему наглядности обучения, делая его более понятным и доступным для учащихся;

индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разно уровневых заданий;

раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагирует на ошибки;

совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи;

организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся [4].   

ИКТ используется на разных этапах урока:

- устный счёт - включает устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала;

- на этапе первичного закрепления - предложенные  задания по новой теме, позволяют определить степень усвоения нового материала;

- при объяснении нового материала - учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации, даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу;

- при закреплении, повторении;

- при решении тренировочных заданий,  при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

7. Здоровье сберегающие технологии - использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении [1].

 Здоровье сберегающий урок – это урок, на котором соблюдены возрастные и индивидуальные возможности  и способности учащихся, сохраняющие их умственную и физическую работоспособность, формирующие культуру здоровья, способствующие реализации цели обучения, развития и воспитания здоровой личности [5]. 

        Считаем, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Поэтому в своей практике укрепляем психическое здоровье учащихся, используя:

- методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей;

- аутогенную  тренировку (самовнушение);

- упражнение на снятие нервного напряжения у детей;

- упражнения на развитие эмоциональной сферы.

Правильно построенный с позиции здоровье сбережения урок сохраняет здоровье не только ученикам, но и учителю.                                                  Педагогическая деятельность дает неплохие результаты; выпускники не только при поступлении в ВУЗы, но  и  во время обучения в них подтверждают хорошие и прочные знания по предмету; выпускники  приобретают такие качества личности, которые помогают им быстро адаптироваться  в  меняющихся  жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать  необходимые  знания, умело применять их на практике  для  решения проблем, иметь самостоятельное  критическое мнение; уметь грамотно работать  с  информацией  и  работать сообща в группах, самостоятельно трудиться  над развитием собственной  нравственности, интеллекта, культурного уровня.     

Литература:

1. Советова, Е.В Эффективные образовательные технологии/Е.В. Советова.-Ростов н/Д.:Феникс,2007.-285с.

2.   Иванов, Д.И. Метод проектно-проблемного обучения/ Д.И. Иванов  //Биб-ка ж. «Директор школы».-2007.-№6.-С.97-103.

3.Левин, Э.А. Методика индивидуально-группового обучения: [практика индивидуально-группового обучения рассматривается под углом зрения решения проблемы самообразования школьников] / Э.А. Левин, О.И. Прокофьева.- М.: Сентябрь,2007. -112с.

4. Информационные технологии в российском образовании/сост.: И.Б. Шиян; автор идеи А.И. Адамский. - М.: Эврика,2003.-144с. - (Биб-ка культурно-образовательных инициатив).

5.Лукьянова М.И. Личностно ориентированное обучение как ресурс здоровьесбережения //Психология обучения.-2008.-№5.-С.49-56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Представленные технологии построения уроков находятся в постоянном совершенствовании. Творчески переосмысливая уже имеющиеся образовательные технологии, педагогическое сообщество выстраивает новые тип...

Традиционные и инновационные подходы к анализу современного урока

Современный урок - это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний,...

Инновационный подход к внедрению современных методик обучения и воспитания

Инновация в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующих социализации детей и подростков и позволяющие нивелиров...

Инновационные подходы в разработке интерактивных музейных занятий в музее ОУ

Одна из особенностей работы школьного музея – это постоянство аудитории на протяжении 11 лет. А этот факт диктует необходимость постоянно внедрять новые формы работы. С учетом того, что фонды шк...

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе» (учебное занятие, 6 класс)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и соответствует требованиям к современному уроку....