ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА Математическая гостиная «Трудные университеты С.В.Ковалевской»
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему

Абитаванова Маргарита Сапиуллаевна

 

На землю, на земное горе...

 Душа из пламени и дум!

В часы надежд и просветленья

Одну любовь считал твой ум.

 Надежным якорем спасенья.

Прощай! Тебя мы свято чтим,

 Твой прах в могиле оставляя:

 Пусть шведская земля над ним

Лежит легко, не подавляя...

Прощай! Со славою твоей

Ты, навсегда расставшись с нами,

 Жить будешь в памяти людей

 С другими славными умами,

 Покуда чудный звездный свет

 С небес на землю будет литься

 И в сонме блещущих планет

 Кольцо Сатурна не затмится...

 

 

 

 

 

Математическая гостиная «Трудные университеты СВ. Ковалевской»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.kavalevskaya.docx41.34 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Тулугановская СОШ»

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Математическая  гостиная

«Трудные университеты

С.В.Ковалевской»

учителя математики

Абитавановой  Маргариты

Сапиуллаевны

с. Тулугановка

2010г.

На землю, на земное горе...

 Душа из пламени и дум!

В часы надежд и просветленья

Одну любовь считал твой ум.

 Надежным якорем спасенья.

Прощай! Тебя мы свято чтим,

 Твой прах в могиле оставляя:

 Пусть шведская земля над ним

Лежит легко, не подавляя...

Прощай! Со славою твоей

Ты, навсегда расставшись с нами,

 Жить будешь в памяти людей

 С другими славными умами,

 Покуда чудный звездный свет

 С небес на землю будет литься

 И в сонме блещущих планет

 Кольцо Сатурна не затмится...

Математическая гостиная «Трудные университеты СВ. Ковалевской»

Действующие лица:

ведущие (юноша и девушка); Софья Васильевна Ковалевская; Анюта, сестра С. В. Ковалевской; Юлия Лермонтова, подруга С. В. Ковалевской; Владимир Онуфриевич, муж С.В. Ковалевской; Вейерштрасс, профессор Берлинского университета; Геста Миттаг-Леффлер, шведский математик; ученый, оппонент Леффлера.

Вступление

1-й ведущий.  1884 год. Софья Васильевна Ковалевская — приват-доцент

Стокгольмского университета, доктор философии по математике и магистр

изящных искусств Геттингенского университета. В 34 года она достигла

заветной цели (достижению которой отдала свои лучшие годы): читает свой

первый курс лекций по высшей математике в Стокгольмском университете,

и очень успешно. В университете ее ласково называют «наш профессор

Соня». Она признана в научных обществах Франции, Германии, Швеции.

Известна  и  популярна  в   обществе  настолько,   что  во  многих  семьях

новорожденных девочек называют в ее честь Софьями.

2-й ведущий. Уже первые лекции принесли ей радость успеха. (На сцене

появляется СВ. Ковалевская, подходит к своему письменному столу.) Но не

так, совсем не так она представляла свой триумф. Может, потому, что не с

кем было поделиться своей радостью, высказать сомнения, ощутить тепло и

поддержку.  После  лекций  она возвращалась  в  свою  пустую  квартиру

усталой и опустошенной. Здесь, вдали от Родины, она чувствовала себя

одинокой, и это одиночество было так ощутимо рядом с радостью успеха —

до боли в сердце.

Софья. Россия! Любимая моя Россия!.. Неужели ты никогда не признаешь

меня? Интересно, если бы я знала, как все будет на самом деле, пошла бы я

по этому пути?

1-й ведущий. Она вынула из ящика стола красивый бархатный футляр,

подаренный Вейерштрассом, бережно достала свой докторский диплом и в

который  раз  пробежала  глазами  по  исполненным  золотым  тиснением

строчкам. Непроизвольно мысли ее возвращались в далекое прошлое, к

юной Сонечке Крюковской, и она откровенно завидовала ей, той наивной

девочке, которую окружали любимые люди и надежды на будущее в науке.

Софья.   Как  бесконечно  давно  это  было,   как далеко  позади  осталась

молодость!

Картина 1 Письма из Санкт-Петербурга

2-й ведущий. Софья Васильевна уже почти три месяца жила в Стокгольме,

она до сих пор не видела города с его зелеными улицами и готическими

соборами. Для нее, поглощенной идеей победить, доказать свое право на

кафедру в университете, ничего, кроме лекций, просто не существовало.

Ковалевская занималась до поздней ночи, подробно записывая каждую

лекцию.

Софья. Такая находит иногда усталость, что бросила бы все и бежала. Как

тяжело жить одной на белом свете!

1-й ведущий. В один из таких дней Софья Васильевна решила привести в

порядок свои бумаги. Среди груды листков с формулами и расчетами она

обнаружила пачку  писем,  перевязанную крест-накрест  черной тесьмой.

Письма от родных и близких. Они тысячью нитей связывали Ковалевскую с

ее любимой Россией.

2-й ведущий.

В письме коротенькие строки,

Но роль огромная у них

Души и сердца эти вздохи,

И чувств их радостный порыв.

1-й ведущий. Пожелтевшие от времени строки ожили в ее воспоминаниях.

Вот они, забытые чувства, любимые голоса, родные лица.

Софья. Письма моей милой сестры Анюты, подруги Юлии Лермонтовой,

супруга Владимира Онуфриевича Ковалевского, славного Вейерштрасса...

(На сцене появляются все герои в порядке их перечисления и занимают

места в гостиной, Анюта встает рядом с Софьей.) Сентябрь 1868 г.

Анюта, это твое письмо ко мне в Петербург. Я получила его сразу после

моей свадьбы с Володей.  (Некоторое время молчит, вспоминает.) Мне

тогда тайно удалось посетить лекции Ивана Михайловича Сеченова по

физиологии в Медико-хирургической академии.

Анюта. Накануне лекции, в ожидании чуда, ты писала мне: «Сеченовские

лекции начинаются завтра. Завтра, в 9 часов утра, начнется моя настоящая

жизнь! Ты можешь себе представить, с каким трепетом и в каком волнении я

ожидаю этой важной для меня минуты... Пройду через заднюю лестницу, так

что есть надежда укрыться от начальства».

Софья. Я помню мое следующее письмо к тебе, моя Анюта, с твердыми

планами на будущее: «Анатомия — такая скука. Знаешь ли, несравненная

Анюта, я почти решила, что не стану слушать курс медицины, а прямо

поступлю на физико-математический факультет. Я убедилась, что у меня не

лежит сердце ни к медицине, ни к практической деятельности и только тогда

счастлива, когда погружена в мои созерцания. И так боюсь, что одной моей

жизни едва ли хватит на то, что я могу сделать на выбранной мною дороге».

1-й ведущий. В то же время Владимир Онуфриевич в письме своему брату из

Петербурга восторженно отзывается о своей жене — юной Софье.

Владимир Онуфриевич. Несмотря на свои 18 лет, «воробушек» образован

великолепно, знает все языки как свой собственный и занимается до сих пор,

главным   образом   математикой,   причем   проходит   уже   сферическую

тригонометрию и интегралы. Работает как муравей, с утра до ночи, и при

этом жив, мил и очень хорош собой... Не могу скрывать от тебя, что эта

натура в тысячу раз лучше, умнее и талантливее меня. Способна работать

так, как я и понятия не имею. Вообще, это маленький феномен! И за что он

мне попался, не могу сообразить.

2-й ведущий. Ковалевские твердо решили посвятить жизнь только науке и

служению обществу. В1868-1869 гг., живя в Петербурге, супруги мечтали

учиться  за границей:   она —  высшей  математике,   он —  геологии  и палеонтологии. Так как геологию хорошо преподавали в Вене, то решили ехать туда. Перед отъездом Софья писала Юлии Лермонтовой.

Юля. Соня была взволнована ожиданием. Она писала мне: «Я не могу дождаться, когда смогу уехать за границу. Я не могу себе представить более счастливой жизни, как тихая скромная жизнь в каком-нибудь забытом уголке Германии или Швейцарии между книгами и занятиями.

Картина 2

Впервые за границей. Вена. Гейдельбергский университет

2-й ведущий. Наступил долгожданный день отъезда. 3 апреля 1868 года супруги Ковалевские и Анюта сели в поезд «Петербург - Вена», а сестрам казалось, что местом назначения значилась не Вена, а новая жизнь.

1-й ведущий. В те времена Вена славилась на весь мир как город вальсов. Во всех парках гремела музыка. (Исполняется вальс Штраусса.) После отъезда в Гейдельберг Ковалевская писала Лермонтовой:

Софья (читает, прохаживаясь по сцене). «Милая Юленька! Я все-таки не решилась остаться в Вене, потому что для меня это было неудобно во многих отношениях: во-первых, математики там очень плохи, во-вторых, жить там очень дорого; поэтому я захотела попытать счастье в Гейдельберге. Комиссия решила допустить меня к слушанию лишь некоторых лекций, а именно математики и физики. Теперь у меня 18 лекций в неделю, и этого вполне достаточно, так как большая часть моих занятий все-таки дома».

2-й ведущий. Софья Васильевна начала упорно заниматься. Училась у известных немецких ученых: математиков Кенигсбергера и Дюлуа-Реймона, физика Кирхгофа, посещала лекций Гельмгольца — профессора физиологии. Она смотрела на свои занятия не только как на личное дело — она хотела доказать, что не только мужчины, но и женщины могут успешно заниматься наукой.

1-й ведущий. Это было хорошее время: Соня занималась наукой и рядом с ней были ее близкие друзья. Через некоторое время приехала Юля Лермонтова, которая хотела заниматься химией, и поселилась в квартире Ковалевских. Лермонтова оставила интересные воспоминания о юной Ковалевской и их жизни в Гейдельберге.

Юля (подходит к Софье, затем в центр сцены). Ее выдающиеся способности, любовь к математике, необыкновенно симпатичная наружность при большой скромности располагали к ней всех, с кем она встречалась. В ней было прямо что-то обворожительное. Все профессора, у которых она занималась, приходили в восторг от ее способностей. При этом она была очень трудолюбива и могла часами не отходить от рабочего стола, занимаясь математикой. Ее нравственный облик дополняла глубокая и сложная душевная психика. Она представляла собой оригинальную смесь детской наивности с глубокой силой мысли.

Софья. 30 января 1884 г. Прочитала свою первую лекцию, не знаю, хорошо

ли, дурно ли, но знаю, что было очень трудно возвращаться домой и

чувствовать себя такой одинокой на белом свете,  в такие минуты это

особенно сильно чувствуется.

1-й ведущий. Успех Ковалевской был так велик, что несколько богатых

людей решили ежегодно вносить деньги для ее жалованья.

2-й  ведущий.   1   июля  1884 г.  Ковалевская была утверждена в звании

профессора с твердым окладом. За 8 лет она прочитала в Стокгольмском

университете 12 курсов по различным разделам математики.

1-й ведущий. Теперь Софья Васильевна пользовалась мировой славой. Но

царское правительство, смертельно боявшееся «вольнодумства», не дало ей

возможности жить и работать на родине.

2-й ведущий. Швеция стала второй родиной великого математика. Талант

Ковалевской сверкал даже на фоне других талантов, которыми был так богат

XIX век.

1-й ведущий. Возвращаясь в январе 1891 г. в Стокгольм из Франции, где она

проводила зимние каникулы, Софья Васильевна простудилась и 29 января

умерла от воспаления легких. И то, что она не успела сделать и рассказать,

навсегда останется для нас великой тайной.

Звучит   отрывок   из   пьесы   Н.   Николаева   «Осенью».   Все  участники

инсценировки встают по диагонали в направлении Софьи Ковалевской и

поочередно читают четверостишия из стихотворения Фрица Леффлера.

Душа из ппамени и дум!

Пристал ли твой корабль воздушный

К стране, куда парил твой ум,

Призыву истины послушный?

В тот звездный мир так часто ты

На крыльях мысли улетала,

Когда, уйдя в свои мечты,

О мирозданье размышляла;

Когда, в вечерней тишине,

В глубь неба взор твой погружался

И в темно-синей вышине

Кольцом Сатурна любовался.

В тех сферах числа, функций ряда,

Иному следуя порядку,

Тебе, быть может, разрешат

Бессмертья вечную загадку...

Ты преломленъе световых

Лучей на призме наблюдала:

Какими там ты видишь их,

У родника га и начала?

Со светлой звездной высоты,

С участьем в просветленном взоре,

Ты смотришь в бездну темноты

2-й ведущий. Еще не став всемирно известным ученым, Софья Васильевна уже служила притягательной силой для передовых женщин России, стремившихся вырваться на простор общественной и научной деятельности.

Анюта. Вслед за Юлией и Софьей учиться в Гейдельберг приехали и другие русские девушки: Жанна Евреинова — будущий юрист, Наташа Армфельдт — математик и революционер, Елизавета Федоровна Литвинова — математик, философ, минеролог.

1-й ведущий. Время шло, курс лекций по математике Ковалевской был прослушан весь, и Гейдельберг потерял для нее привлекательность.

Софья. В университете я слушала лекции Лео Кенигсбергера — ученика знаменитого Вейерш-трасса.  Теперь  смею  надеяться учиться  у  самого Вецерштрасса.

Картина 3 Берлин.

Лекции Вейерштрасса

1-й ведущий. 1870 г. Берлин встретил ее неприветливо. В университет не пропустили под предлогом: женщин сюда не принимают. Тогда она решилась на невероятно смелый поступок: обратилась к самому Вейерштрассу и попросила у него частные уроки. Решив несколько испытательных задач, она, 20-летняя иностранка, сумела убедить профессора в своей исключительности.

2-й ведущий. Довольно скоро Софья Васильевна стала его любимой ученицей. Она нигде не бывала, кроме дома Вейерштрасса, и ее единственным посетителем был профессор. Ее успехи восхищали Вейерштрасса. Вейерштрасс, Что касается математического образования Ковалевской, то могу заверить, что я имел очень немного учеников, которые могли бы сравниться с нею по прилежанию, способностям и увлечению наукой. 1-й ведущий. Только за письменным столом Софья была по настоящему счастлива. В творческом упоении она забывала обо всем остальном, и в такие моменты жизнь ей казалась прекрасной.

2-й ведущий. 4 долгих года Софья Васильевна провела в Берлине: с 1870 по 1874 год. За это время она написала три крупные математические работы, обессмертившие ее имя. Вейерштрасс мог гордиться своей ученицей: за любую из этих работ ей могла быть присуждена первая степень. И ей присудили ученую степень доктора философии по математике и магистра изящных искусств «с наивысшей похвалой».

Вейерштрасс (стоя в центре сцены). Период ученичества кончился. Супруги Ковалевские мечтали о большой самостоятельной работе, которая бы принесла славу не только им, но и их родине. Они сели в поезд и помчались навстречу милой, желанной, родной России и... пропали для меня на несколько лет: я писал Софье, желая вернуть ее в науку, но она не отвечала мне в течение 3 лет..

Картина 4

Возвращение на родину

Происходит последовательный разговор между героями, сидящими в гостиной. Ковалевская во время проигрыша встает из-за письменного стола и садится на ступеньки сцены.

Анна. В 1874 г. Ковалевские и моя семья переехали в Петербург и поселились вместе на 6-й линии Васильевского острова. Резкая перемена в образе жизни Сони после долгих лет, отданных только науке, разительно отразились на ней.

Софья. Я забыла на время свои соображения об аналитических функциях, о пространстве, о четырех измерениях, которые так недавно заполняли весь мой внутренний мир. Я находилась в самом благодушном настроении духа, так сказать, переживала свой медовый месяц известности и готова была воскликнуть: «Все устроено наилучшим образом в наилучшем из миров!» Владимир Онуфриевич. Общекультурная эрудиция позволила ей стать научным обозревателем и театральным критиком газеты «Новое время», где раскрылась еще одна грань ее таланта. Но газета со временем стала принимать реакционный характер, и она вышла из числа ее сотрудников.

Юлия. В октябре 1878 г. у Ковалевских родилась Сонечка, моя крестница, и Софья Васильевна всю силу своей любви отдала дочери.

Анна: После смерти отца сестре досталось небольшое наследство. Супруги решили заняться предпринимательством, чтобы, заработав, обеспечить себе возможность вновь заняться наукой. Но первый их экономический успех оказался лишь видимостью, и они разорились. Ковалевские перебрались в Москву.

Владимир Онуфриевич. У меня была надежда на место в Московском университете. К тому же мне предложили стать одним из директоров одной солидной акционерной компании.

Вейерштрасс. В1880 г. П.Л. Чебышев предложил Софье Васильевне выступить в Петербурге на VI съезде естествоиспытателей и врачей. Это выступление вернуло Ковалевскую в любимую науку и показало, что она рождена математиком.

Анна. Окрыленная, сестра моя стала хлопотать у министра просвещения о допуске ее к магистерским экзаменам, что давало право преподавать в университетах России. Министр Сабуров, слывший либералом, не только отказал ей, но и в разговоре с одним профессором обронил: «Ковалевская и ее дочка успеют состариться, прежде чем женщины будут допускаться к университету».

Юлия. Владимир Онуфриевич, умный, энергичный, порядочный и доверчивый человек, был обманут компаньонами. В ожидании суда, не пережив драму постепенного разорения, он в апреле 1883 г. лишил себя жизни. Ковалевская осталась без средств к существованию.

1-й ведущий. На помощь пришли друзья. Ученик Вейерштрасса, шведский математик Геста Миттаг-Леффлер (появляется на сцене) предложил ей место преподавателя в Стокгольмском университете.

2-й ведущий. Софья Васильевна приняла его. Но прежде чем перебраться в Швецию, она добилась установления непричастности Владимира Онуфриевича к темным делам компаньонов и сумела защитить честь покойного мужа.

Картина 5

Стокгольмский университет. Триумф

1-й ведущий. Швеция ждала ученую-математика. Газеты писали о ее приезде, иногда сообщая фантастические сведения. В одной демократической газете Стокгольма писали: «Сегодня нам предстоит сообщить не о приезде какого-нибудь пошлого принца крови или тому подобного, но ничего не знающего лица. Нет, принцесса науки, г-жа Ковалевская почтила наш город своим посещением и будет первым приват-доцентом женщиной во всей Швеции». Миттаг-Леффлер. Принцесса науки! Какую женщину, кроме вас, во всем мире могут так называть! Швеция ждет вас.

1-й ведущий. Но не все были настроены, как Леффлер, и у Ковалевской были основания для тревоги. Группа профессоров (на сцене появляется оппонент Леффлера) активно выступала против назначения Ковалевской.

 Разгорается спор.

  1. Математика — это неженская наука, поймите же!
  2. Высшая школа — оплот свободомыслия. Ковалевская — борец за права женщин в образовании!

—        Позвольте, она — русская!

—        Ковалевская за две недели выучила шведский язык, знает и другие
языки!

—        Но она — нигилистка!

—        Ковалевская — литератор, поэт, публицист Софья. Одно заседание,
продолжавшееся весь вечер, было посвящено очернению меня. Они от
рицали у меня всякие научные заслуги, намекали на самые чудовшцные и
вместе с тем смешные причины моего приезда в Стокгольм.

Леффлер. Одна из двух партий профессоров, по моей договоренности, все же проголосовала за Софью Васильевну. Я постарался как можно быстрее ввести ее в круг шведского общества, и она очаровала всех простотой общения, изяществом и остроумием... И вот первая лекция. Ковалевская начала ее такими словами.

Софья. Господа, среди всех наук, открывших человечеству путь к познанию законов природы, самая могущественная, самая важная наука — математика.

1-й ведущий. Два часа пролетели незаметно, настолько увлекательно и ясно излагала она самые трудные и сухие понятия. Но никто не мог представить, каких усилий стоило ей это внешнее спокойствие. После, принимая поздравления, она сказала:

Софья. Эта лекция была не только моя первая лекция, но и самый великий день моей жизни! Я бесконечно признательна Швеции за то, что здесь мне дали возможность прочитать ее, несмотря на то, что я женщина...

2-й ведущий. А придя домой, она записала в дневнике:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...